Для чего едят кутью на поминках
Для чего едят кутью на поминках
Кутья – это традиционное поминальное блюдо, которое готовят на траурный обед. Яство имеет множество разных вариантов приготовления и ингредиентов, в зависимости от региона проживания. В большинстве случаев, блюдо представляет собой смесь из отварных круп, подслащенных медом или фруктовым сиропом. Многие интересуются, как приготовить кутью на поминки, и какие продукты использовать, чтобы не ошибиться с рецептом? В этом вопросе Вам поможет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре, которое организовывает не только традиционные похороны и кремацию, но и поминальные обеды.
История рецепта поминальной кутьи
Сразу стоит сказать, что многие кутью путают с аналогичным блюдом «коливом». Это практически одинаковые блюда, и различия имеют чисто символические, а именно: кутью готовят на поминальные обеды, коливо – это блюдо Великого поста.
Слово «кутья» имеет греческое происхождение, и историки относят его еще к дохристианской эпохе. В буквальном переводе, кутья означает «вареная пшеница». Блюдо не относилось к ежедневному рациону, и не являлось обыденным блюдом. Кутья считалась ритуальной пищей у многих языческих культов, которые считали, что вкушая кутью, верующий постигал взаимопереход жизни и смерти, и постигал тайны цикла бытия.
Ключевой смысл кутьи – это зерно, которое способно долгое время казаться «мертвы», но хранящее в себе жизнь. Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл. Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей. В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара.
Символичное значение кутьи для поминок
В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки – это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок. В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом.
Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан. В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя. Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты – это подсластители, символизирующие райские блага.
В православии принято приносить кутью в церковь в дни поминовения усопшего, и подавать записку с именем для поминания в молитве. Вкушающие пищу прихожане, поминают того, за кого делается подношение, и тем самым облегчают его непростой загробный жизненный путь.
Считается, что кутья, разделенная на поминальной трапезе между скорбящими, выполняет роль поддержки в горе и печали для всех близких людей.
Из каких ингредиентов можно готовить кутью?
Самым распространенным вариантом блюда является кутья из риса с изюмом. Чтобы разнообразить вкус яства, можно добавлять свежие фрукты и сухофрукты. Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов:
Поминальная каша также может включать цукаты, ягоды и прочие растительные сладости. Считается, что кутья должна быть богатой на ингредиенты, поэтому можно не бояться испортить блюдо, и добавлять в рецепт желаемые продукты. Если нет возможности приготовить богатую кутью, можно воспользоваться бюджетными рецептами, которые включают рис, сахарный сироп и консервированные ягоды.
Что делать, есть после поминок осталась кутья?
Для поминального обеда рекомендуется готовить немного кутьи, из расчета количества гостей. По традиции, каждый пришедший помянуть покойного, должен взять три ложки кутьи из пиалы. Как правило, люди берут по пол-ложки яства три раза, а затем приступают к другим блюдам. Готовить много не рекомендуется, так как выбрасывать кутью запрещено. Это священное блюдо, и если каша осталась ее нужно доесть.
Долго хранить кутью нельзя, так как из-за сладких ингредиентов она быстро бродит. В среднем, в холодильнике хранить кутью можно не более 5 суток. В старину, остатки каши смешивали с хлебом и отдавали домашним животным. В современном мире, кашу можно отдать птицам или использовать в качестве начинки для пирога.
Классический рецепт кутьи из риса на поминки
Рецепт кутьи из риса на поминки достаточно прост и готовится быстро. При приготовлении яства, рекомендуется думать только о хорошем, так, как только чистые помысли смогут наделить кутью положительной энергетикой.
Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты. Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым. Удобней всего выбирать пропаренный рис, который при варке не склеивается. Если такой рис купить не удалось, используется стандартный рис, который после варки хорошо промывается.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
Потеря родных и близких людей всегда приносит в жизнь боль утраты и чувство скорби. В этот период времени требуется соблюсти все православные традиции и ритуалы, помогающие, согласно религиозным верованиям, душе усопшего обрести покой в царстве Божьем. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти.
Традиция собирать поминальную трапезу с определенными видами блюд, приготовленными по особым рецептам — это обычай, идущий из глубины веков и имеющий особый сакральный характер. Место и время проведения поминок, процесс очищения и освящения жилища, особый настрой собравшихся людей и чтение молитв, сервировка стола и поминальные речи, все это имеет особый смысл и окружено религиозными таинствами.
Зачем нужна кутья на поминках?
Традиционным и обязательным блюдом на поминальном столе является кутья. Еще задолго до появления христианства на Руси, древние языческие народности считали, что умершие люди сохраняют все свои потребности и в загробной жизни. Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом. Они же и дали название этому блюду – кутья.
Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья – сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл. Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха. Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека. Попадая в землю, зерна прорастают и дают жизнь новым колосьям, так же как и похороненный по церковным обрядам каждый человек, воскреснет в вечной жизни. Сами же зерна истлевают, что происходит и с телом усопшего. У древних земледельцев этот процесс символизировал вечную жизнь и надежду на воскрешение из мертвых. Так же процесс выращивания и возделывания зерновых культур всегда служил залогом сытой и безбедной жизни самих людей. Каша, приготовленная из злаков, всегда была для простых людей основным блюдом и почиталась наравне с некоторыми культовыми атрибутами.
Мед и изюм, такие же обязательные продукты в этом блюде, считались показателями достатка и здоровья. Поэтому в поминальной каше они символизируют духовное воскрешение, которое ожидает людей в Царствии Небесном.
Поминальная трапеза, проведенная согласно всем церковным обычаям, с обязательной кутьей, освященной в церкви, помогает людям проститься с усопшим, достойно помянуть его земную жизнь и надеяться на Светлое Христово Воскресение.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Зачем умерших людей поминают едой
Поминки – важный обряд не только для живых, но и для мертвых.
Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.
Откуда у ритуала ноги растут
Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.
Почему нужно есть кутью, блины и кисель
Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.
Зачем раздавать сладости
Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.
Поминая усопших, не забывайте, что их душам нужна не еда, а молитва и наша память.
Кутья
Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Представляет собой кашу, сваренную обязательно из цельных зерен пшеницы, ячменя или риса. Каша эта необычная: она с изюмом и другими сухофруктами, поливается медом, в общем сладкое блюдо. В некоторых странах для этого поминального блюда используется гречка и даже горох.
Откуда пришел обычай готовить кутью
Обычай поминать умерших кашей из зерен пришел к нам из античных времен. В Древней Греции это блюдо называлось «kolibo» — вареная пшеница. Это название в чуть измененном виде прижилось у восточных славян, у сербов стало называться коливо, закрепилось и в русском языке. Первое блюдо на поминальном столе имеет и символический смысл: оно обозначает бесконечность жизни, ее возрождение после смерти. Именно так происходит с зерном: оказавшись в земле, оно дает всходы, а само умирает. Этот очень древний обычай подавать кутью (колево) на стол связан и с верой в то, что человек, умирая на земле, в загробном мире продолжает жить в ожидании Второго Пришествия (воскрешения) Иисуса Христа. Цель Воскрешения Христа и возвращения его на землю состоит в том, чтобы уничтожить все злые силы, воскресить всех умерших и на Страшном суде воздать всем — и живым, и мертвым — по заслугам. Одни будут обречены на вечные мучения, другие — на вечную жизнь.
Кутья не только на поминках
Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней. Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т.д.
Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво (одно из названий кутьи). Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью.
Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах.
Разновидности кутьи
В различные церковные праздники, где кутья уместна, ее готовят по-разному, и названия у неё тоже разные: бедная кутья, богатая или щедрая кутья и голодная кутья.
Почему у последнего вида кутьи такое название — голодная кутья? Её подают на Крещение — 18 января. Связано это с библейским рассказом об Иисусе Христе. Он сорок дней до своего крещения ходил по пустыне, не принимая никакой пищи, и в день крещения (18 января) получил небольшую порцию зерновой каши, сваренной на воде с добавлением небольшого количества меда. В наши дни такую кутью варят и вкушают на Крещение.
Второй вид кутьи — постная кутья готовится в Сочельник (6 января). В эту кашу из зерна добавляют мед и сухофрукты: изюм, курагу, чернослив.
Третий вид кутьи — щедрая или богатая кутья. Это самая вкусная каша, в ней, кроме цельного зерна еще и распаренные сухофрукты, мед приправлен измельченными орехами, в кашу добавляют сливочное масло, молоко или сливки. Подается на стол щедрая кутья 13 января в Старый Новый Год.
Ингредиенты кутьи, их символика
Как приготовить кутью
Таким образом, кутья стала обязательным элементом не только похоронной обрядности, но и непременным блюдом на церковных праздниках, символизируя непрерывность жизни, ее круговорот и её богоугодность.