Для чего эстеры в масле
Эстеровые масла: достоинства и недостатки
В ряду смазочных материалов нового поколения особняком стоят эстеровые масла. У потребителей отношение к ним неоднозначное – одни считают, что это лучший выбор, других отпугивает высокая цена. В самом деле, такие масла доступны не всем. Их стоимость выше, чем у минеральных, в пять-десять раз. В результате возникают разговоры о недобросовестной маркетинговой политике производителей и «переоценённости» масла с эстерами. Так имеет ли всё-таки смысл его покупать?
Чем замечательны эстеры?
Прежде всего стоит разобраться, что такое эстеры, составляющие основу высококачественного полусинтетического масла. Этим словом обозначаются сложные эфиры, которые получаются в результате этерификации спиртами карбоновых кислот, добываемых посредством гидролиза растительных масел (рапсового или масла кокосовой копры).
Впервые эстеры в качестве сырья для смазки были применены в начале 70-х гг прошлого века разработчиками Бельгии и Франции. Первыми очевидными достоинствами нового материала оказались его экологичность и простота утилизации по сравнению с другими моторными маслами.
Но самый главный плюс эстерового моторного масла состоит в полярности эфирных молекул и смещённости электронной плотности к атому кислорода карбонильной группы. Звучит, нередко, слишком заумно, но чтобы понять, какое преимущество даёт эта особенность, не обязательно хорошо разбираться в химии: отрицательно ионизированные атомы, которые содержатся в эстеровом моторном масле, притягиваются к положительно ионизированным или нейтральным атомам металлов и металлических сплавов.
Отсюда вывод: эстеровое масло образует плёнку, притягивающуюся к металлическим деталям, как магнит. Минеральная или какая-либо ещё основа никогда не обеспечит подобного эффекта. То есть при запуске двигателя, представляющем собой момент риска для любого автомобиля, мотор ни одной секунды не будет работать без смазки. Для металлических узлов двигателя губительно сухое трение, а эстеровые масла, благодаря своим уникальным качествам, увеличивают срок годности деталей и, как следствие, продлевают жизнь вашему авто.
Не менее, чем запуск, опасны для двигателя моменты пиковых нагрузок. Прочность масляной плёнки, образуемой смазкой на эстеровой основе, составляет 22000 кг на квадратный сантиметр. Это во много раз превышает аналогичные показатели минеральной и полиальфаолефиновой основ. В силу этой характеристики эстерные масла широко применяются для гоночных автомобилей.
Ещё одно достоинство, которым обладают моторные масла с эстерами – их высокая сопротивляемость температурным условиям благодаря спиртовой базе сложных эфиров.
На уровень вязкости эстерных масел не влияют даже резкие колебания температуры окружающей среды, вследствие чего двигатель стабильно работает при любой погоде. Кроме всего прочего, эти масла не содержат вредных для деталей автомобиля присадок и обеспечивают эффективную защиту от загрязнений.
Почему так дорого?
Высокая продажная цена этой необычной смазки вполне оправданна, поскольку процесс производства эстеров сложен, трудоёмок и состоит из нескольких стадий. Наиболее затратным является первый и самый важный этап – гидролиз растительного сырья, в результате которого отделяется глицерин и образуются карбоновые кислоты. За ним следует нейтрализация кислоты тяжёлым спиртом, в молекуле которого содержится до двадцати двух атомов углерода (этот спирт не имеет ничего общего с используемым в пищевой промышленности).
Кстати, именно от спирта зависит такая характеристика конечного продукта, как вязкостность – она повышается прямо пропорционально величине радикала R1 в молекуле эфира. Здесь становится очевидно, что вязкость эстерового масла регулируется на этапе производства, в зависимости от того, какой спирт используется.
Для создания некоторых масел применяются синтезированные карбоновые кислоты. Это обеспечивает почти полную биоразлагаемость, то есть значительное повышение экологичности готового смазочного материала, но вместе с тем существенно увеличивает себестоимость – такое масло стоит дороже минерального уже не в пять-десять, а в пятнадцать раз.
Плюсы эстеров
Резюмируя, основные достоинства эстеровых масел таковы:
Насколько обоснованна критика?
У тех, кто критикует эстеровые масла, весьма популярен такой аргумент, как «завышение» цены в результате развёрнутой рекламной кампании. Не все понимают, что высокая стоимость объясняется спецификой производства сложных эфиров. Наряду с этим, даже небольшое содержание эстеров в моторном масле значительно повышает его потребительские качества по сравнению с минеральной основой. Поэтому такие нападки никак нельзя назвать разумными.
Второй излюбленный довод противников масел на эстеровой основе относится к потере смазочных свойств в результате попадания в масло хотя бы одной капли воды. Это явное преувеличение – на самом деле, чтобы эстеровая смазка превратилась в желе, объём воды должен быть не меньше первоначального объёма масла. Обычный конденсат не причинит смазочному материалу ни малейшего вреда.
Подведём итог
Покупать или нет эстеровые масла – личное дело каждого автолюбителя. Вряд ли имеет смысл использовать такую дорогую смазку для устаревшего двигателя. Но если автомобиль новый и вы предполагаете ездить без проблем в течение долгих лет, масло на эстеровой основе гарантированно окупит себя.
Эстеровое моторное масло
Технология производства моторных масел не стоит на месте. Новые разработки составляют отдельную группу смазочных материалов, и новичкам порой нелегко разобраться в широком ассортименте. Эстеровые масла составляют особую группу, и часто возникает много вопросов, связанных с ней. Мнения автолюбителей по отношению к этой группе неоднозначно: одни ценят высокое качество, других смущает высокая стоимость. Цены на продукты на базе эстеров может быть в 5-10 раз выше минеральных масел.
Что такое эстеры
Эстеры — это сложные эфиры. Вещества растительного происхождения, которые синтезируются путем этерификации содержащихся в них карбоновых кислот с помощью спиртов. Они не содержат продуктов нефтепереработки. Впервые были открыты в 70-е годы прошлого столетия учеными Бельгии и Франции.
Основу для производства эстеров получают способом гидролиза. Этот фактор играет важную роль в экологических показателях продукта: вещества способны к биологическому разложению в короткие промежутки времени, и не представляют для природы значимого вреда.
В настоящее время эстеры подразделяются на три группы:
Этерификация — процесс длительный и трудоемкий, потому и достаточно дорогостоящий. Это объясняет высокую стоимость эстеровых моторных масел.
Основные свойства
Появившись на рынке в конце прошлого столетия, эстеры произвели настоящий фурор. В отличие от уже известных продуктов того времени они отличались простотой утилизации и высоким уровнем экологичности.
К преимуществам можно отнести уникальные свойства эстеров:
Отличие эстеровых масел от других смазочных материалов
Свойства масел с эстерами позволяют судить об уникальности данного продукта в отличие от традиционных. Смазочные материалы других групп уступают эстерам не только по цене, но и по эффективности использования их в двигателе автомобиля.
Одно из важных качеств моторного масла — создание сплошной масляной пленки на поверхности деталей силового агрегата и в рабочих узлах. Такая пленка препятствует сухому трению, сводя к минимуму непосредственный контакт деталей за счет гидродинамических свойств смазок. Для увеличения ресурса автомобиля важным аспектом является жидкостное трение, возникающее благодаря неразрывному слою масляной пленки на рабочих поверхностях.
Экстремальные нагрузки, испытываемые автомобилем в процессе запуска и движения, приводят к разрыву защитной пленки. При этом может возникать сухое трение и соответственно износ важных элементов двигателя. Масло с эстерами превосходит все известные продукты в способности формировать масляный слой, и снижать трение там, где другие продукты не способны демонстрировать высокий уровень защиты.
Полярные свойства данной группы продуктов имеют следующий механизм: сложные эфиры имеют в своем составе молекулы водорода (Н) с отрицательным зарядом и положительно заряженные молекулы кислорода (О). Способность притягивания разноименных зарядов лежит в основе создания адсорбированной молекулярной пленки, в то время как все остальные смазочные жидкости создают масляную пленку за счет вязкости, а не полярности.
При использовании обычных масел, качественные характеристики пленки которых зависят от показателей вязкости, давление смазки падает сразу после остановки мотора. Смазочный материал перетекает в картер. При повторном запуске происходит так называемый «сухой» старт. Детали испытывают максимальную нагрузку. Причина этого явления кроется в том, что защитный слой не сохраняется.
Адсорбированная пленка независима от показателей вязкости и сохраняется даже после выключения силового агрегата.
В городских условиях, для которых характерны частые остановки и торможения, автомобиль подвержен огромным нагрузкам. Успешно справиться с таковыми в полной мере способны эстеровые моторные масла.
Преимущества
Для того, чтобы понять насколько эстеровые масла превосходят по качественным характеристикам другие смазочные продукты провели сравнительный анализ значений пиковых нагрузок. Они составили:
Кроме этих показателей отмечаются и такие плюсы:
Суммируя преимущества моторных масел на эстеровой основе можно сделать вывод о том, что ценовой показатель оправдывает себя уникальностью эксплуатационных качеств.
Эстеры в моторном масле, что это и зачем они нужны
Поговорим об эстерах в моторном масле, о том, что это такое, о недостатках и прочих непонятных для некоторых водителей вещах.
Классификация и свойства
В магазинах нынче можно увидеть массу новых непонятных товаров. И непонятных названий. Например, таких, как «масло на эстеровой основе» или просто эстеровое. Что это такое? Доя чего оно нужно, из чего производится и каков эффект от его применения? Имеются ли недостатки?
Говоря понятным каждому автолюбителю языком, эстеровые масла — это класс весьма сложных эфиров на основе жирных кислот. В производстве эти эстеры получают путем воздействия на определенный вид растительного масла определенным спиртом. Таким образом, они не содержат продуктов нефтепереработки. Спектр такого синтеза эфиров очень обширный, таким путем можно получать различные эстеры, комбинируя исходное сырье (в первую очередь виды растительного масла).
Сегодня в автомобильной промышленности числятся три типа эстеров.
Надо сказать, что этот моторный продукт был востребован на рынке с начала продаж. Даже простые эстеры обладали обширным спектром положительных качеств. Среди их можно отметить такие.
Таблица свойств
В этой таблице можно увидеть, какими свойствами обладает эстер, ПАО (полиальфаолефин) и обычное минеральное моторное изделие.
Преимущества товара
Достоинства эстеровых смазочных материалов неоспоримы:
Кроме того, они способны выдерживать пиковые нагрузки до 22000 кг/см² в отличие от синтетики на основе ПАО (6500 кг/см²) или минеральных, но нефтесодержащих изделий (900 кг/см²).
Цена вопроса
Стоимость эстеровых масел высока. Она может превышать цену обычных моторных минеральных масел в 5-10 раз. Почему так дорого? Процесс этерификации сложный сам по себе и к тому же длительный. Хотя само сырье для производства эстеров недорогое — кокосовое или рапсовое.
Недостатки изделия
Итоги, выводы
Основное преимущество эстерового масла — оно снимает масляное голодание движка после простоя. Ведь при длительной стоянке моторное масло практически все стекает в картер. И в момент пуска двигателя происходит сухое трение деталей. Масляная же пленка на эстерах держится на стенках цилиндров гораздо дольше даже в спокойном состоянии. Таким образом, износ узлов и самого мотора уменьшается.
Эстеровые моторные масла: достоинства и недостатки
Среди современных разновидностей моторных жидкостей выделяется категория именуемая – эстеровые масла. Разновидность массово появилась на прилавках магазинов относительно недавно. 90% пользователей автомобилей полностью не осознают суть строения и принцип действия лубриканта. Это провоцирует появление слухов и ошибочных суждений. Наша редакция собрала информацию для прояснения вопроса.
Что такое эстеровые масла
Разновидность жидкостей создается на базе природного сырья. Для стран СНГ в 90% случаев применяются семена рапса, для других потребителей возможно использование плодов кокоса.
Готовый продукт представляет собой комплекс сложных эфирных соединений. Базовые составляющие подвергаются процедуре гидролиза. Второй ступенью является этерификация карбоновых кислот, содержащихся в масле растений.
Почему эстеровые масла такие дорогие
Конечная стоимость лубриканта определяется технологическим процессом производства. Самой сложной частью является отделение глицерина и образования карбоновых кислот путем гидролиза. Данная химическая реакция сопровождается большими затратами энергии. Дополняется последовательность расщепления необходимостью введения большого количества посторонних примесей.
Следующий этап представляет собой нейтрализацию кислотной составляющей при помощи тяжелых спиртов.
Отдельно учитывается вязкость лубриканта. Показатель текучести жидкости зависит от применяемого спирта при обработке. Таким образом, вязкость будущего масла определяется еще на стадии разработки.
Некоторые разновидности эстеровых смазок насыщаются синтезированными карбоновыми кислотами. Это гарантирует, что готовый продукт на 99% биоразлагается без посторонней помощи.
Главные достоинства
Эстеровые масла выделяются содержанием эфирных молекул отрицательной полярности и смещенной электронной плотностью к атомам кислорода карбонильной группы. Отрицательно заряженные элементы жидкости притягиваются к нейтральным или положительным атомам металлических сплавов. Это гарантирует образование прочной защитной пленки даже во время простоя автомобиля.
Также выделяется стойкость к критическим перепадам температур. На вязкость эстеров не влияет температурный фактор, что дает стабильную работу масла при любой погоде.
Достоинства и недостатки
Плюсы эстеровых масел:
Минусы эстеровых смазок:
Видео
Эстеровые масла – продукт, опережающий конкурентов. Положительные характеристики лубриканта нивелируют высокую себестоимость производства. Смазки предлагают пользователю высокую степень защиты двигателя и заботу об окружающей среде.
На страницах этого блога и в каталоге наших товаров Вы очень часто можете найти упоминания «эстеров» и «эстеровых масел» — хочу в этой статье рассказать, что же это такое и почему я так часто их упоминаю и всегда рекомендую.
Типы синтетических масел
Под этикеткой «синтетическое масло» в настоящее время можно обнаружить следующие базовые масла:
Когда (давным-давно) появились эти две технологии обработки минеральных масел, для того, чтобы различать «необработанные» и «обработанные» масла их разделили на группы:
Как Вы могли уже убедиться, по своей сути гидрокрекинговые и XHVI масла являются минеральными, а не синтетическими, но на их этикетках Вы всегда найдете термины наподобие «Synthetic Technology», «HC-Synthesis» или типа того.
Движемся далее — и переходим к маслам Group IV, то есть попадаем уже к «настоящей» синтетике, а не «псевдо» (как крэк)…
У ПАО и GTL есть единственное, на мой взгляд, ценное свойство: они более устойчивы к низким и к высоким температурам, чем «обычная минералка» — в этом они примерно на уровне хороших гидрокрекинговых масел.
В эту группу на самом деле входит много различных синтетических базовых масел, но для автомобильной промышленности применяются главным образом два из них, а именно:
И Эстеры, и ПАГ — это <большие>классы химических веществ: открыли / изобрели их довольно давно (об этом упомянуто тут), с тех пор техника и технологии не стояли на месте, разрабатывались новые типы Эстеров и ПАГ с различными свойствами — не все они одинаково пригодны для применения в условиях автомобильного двигателя …
Не вдаваясь в подробности (их Вы можете найти в других статьях на нашем сайте), сразу укажу — какие масла действительно самые лучшие и почему:
Лучшие — Эстеровые и ПАГ масла, потому что обладают свойством «полярности молекул»: благодаря этому свойству, молекулы таких масел очень прочны, а значит устойчивы к высоким, а также к низким температурам, кроме того, полярные молекулы прилипают к поверхностям, образуя очень прочные и устойчивые смазочные пленки, а еще прекрасно растворяют и удерживают разнообразные присадки и частицы «грязи».
Прочность пленки, создаваемой Эстеровыми и ПАГ маслами в 20-25 и более (!) раз выше, чем у ПАО/GTL — а кроме того, лучшие Эстеровые и ПАГ масла обладают отличной термостойкостью, очень высокими моющими характеристиками, не вызывают усыхание и растрескивание резины и пластика (сальники, прокладки).
Необходимо помнить (см. выше), что и Эстеры, и ПАГ бывают разными — от того, какие именно Эстеровые и/или ПАГ базовые масла выберет производитель для изготовления моторного или трансмиссионного масла, очень сильно зависит качество готового товарного продукта.
Поэтому я со всей ответственностью рекомендую Вам продукцию бельгийской компании Xenum — их масла и автохимия не зря носят марку «профессиональных продуктов» и в их эффективности убедились уже десятки тысяч автомобилистов и профессионалов во всем мире, включая и Молдову.
Моторные масла Xenum Вы можете выбрать и приобрести по следующим ссылкам: