Для чего фотографируют в банке при оформлении карты
Что такое биометрия в Сбербанке
Что такое биометрические данные?
Биометрические данные включают в себя любые параметры человека, выраженные в абсолютных значениях. Данные могут быть:
Уже в скором времени привычно будет, пользуясь услугами Сбербанка, идентифицироваться в различных системах не с помощью бумажной фотографии и паспорта. А с использованием электронного снимка высокого качества и уникальных характеристик голоса.
Зачем Сбербанк собирает биометрические данные?
С 2018 года Сбербанк все больше уходит в цифру, начав сбор биометрических данных. Биометрия в Сбербанке позволит клиентам получать доступ к большему количеству банковских услуг дистанционно. Цифровая идентификация выгодна как банку, так и пользователям:
При этом, при удаленном получении услуг особенно это актуально для жителей страны, которые живут в труднодоступных местах и в малонаселенных пунктах.
До 1 июля 2019 года каждый первый счет в каждом новом банке необходимо было открывать с помощью очной явки. Теперь достаточно однократно явившись в отделение:
К слову сказать, Тинькофф Банк с 2011 года собирает биометрические данные:
Требования к качеству информации, которая будет использоваться в Сбербанке более жесткие:
В настоящее время при звонке в контактный центр, оператор запрашивает паспортные и личные данные, кодовое слово. Иногда люди опасаются в телефонном разговоре передавать собственные данные. Кроме того, эта процедура передачи данных занимает много времени. К тому же можно допустить ошибку.
Благодаря биометрии, система мгновенно распознает по голосу и безошибочно идентифицирует клиента. Даже если голос изменился в результате болезни, индивидуальный тембр сохранится. Если система не распознает голос, то:
Какие данные собирает Сбербанк?
Центральный Банк РФ разработал законопроект, согласно которому российским банкам рекомендовано собирать биометрические данные россиян и вносить в Единую Биометрическую Систему (ЕБС), доступную всем кредитным организациям. Прежде всего:
Запись голоса производится при помощи микрофона. Все данные обрабатываются в высокотехнологичных программах.
Идентифицировать личность будет техника, а человек исключается из системы распознавания. Используют именно голос и изображение лица, потому что их при установлении личности посредством удаленных сервисов:
Следует знать, что биометрию в любое время можно пересдать. Эксперты даже рекомендуют обновлять свою запись в базе данных с периодичностью один раз в три года.
Как отказаться от биометрии в Сбербанке?
После того как представитель Сбербанка разъясняет особенности системы, клиент дает добровольное согласие на предоставление собственных биометрических данных.
Отказаться от предоставления биометрических данных можно:
Потребуется выбрать любой способ:
Прохождение биометрии
Пройти биометрию можно при личном посещении банка или используя банкомат. Порядок, следующий:
По отзывам тех, кто уже прошел процедуру биометрии, процесс сдачи может занять значительное количество времени в связи с тем, что техника может подвести.
Как использовать биометрию?
При звонке в колл-центр не нужно будет передавать какие-либо данные, сразу после произнесения первого слова, система распознает голос клиента и поприветствует его, назвав по имени и отчеству.
При желании получить кредит или открыть вклад дистанционно, потребуется:
Безопасность передачи данных
К тому же разработчики программы учитывают все нюансы и возможные проблемы, и стремятся свести их к минимуму:
Меня фотографируют в банке — почему нельзя отказаться
Совсем недавно при оформлении новой банковской карты мне довелось подписать заявление, в котором оказался целый перечень «согласий». А до этого другое кредитное учреждение просило меня (сначала по SMS-сообщениям, а затем и при посещении) подписать новое согласие на обработку персональных данных в связи с переменами в работе банка.
Действия не связаны между собой, но их объединяет одно: согласие на обработку персональных данных было совмещено с согласием на обработку биометрических данных, т.е. согласием на фотографирование.
Существует ряд случаев, в которых могут сделать Ваше фото. Это:
Как раз подобные ситуации рассмотрим в данной статье.
Для чего банкам фотографировать клиентов при идентификации
В случае если Вы обратитесь с этим вопросом к сотрудникам банка в любой должности: к менеджерам по продажам, кредитным экспертам и руководителям дополнительных офисов, в кол-центр банка – или же напишете претензионное заявление, то получите ответ следующего содержания:
«Законодательством предусмотрено право кредитной организации самостоятельно определять сведения/документы, которые необходимы для идентификации клиента. Вас фотографируют на основании внутрибанковского нормативного документа, утвержденного протоколом заседания правления Банка.
Главным документом для идентификации человека в отделении банка является паспорт».
Это цитата из письма одного банка.
Вам что-то понятно? Тут ясно только одно: банк решил, что хочет фотографировать, и потому фотографирует. И возникают вопросы, которые мы рассмотрим ниже.
Действительно ли при фотографировании осуществляется идентификация?
Иначе говоря, будет ли на основании фотографии приниматься решение об обслуживании клиента?
Кредитные учреждения на данный вопрос отвечают следующим образом:
Да, фотографирование происходит в рамках идентификации. Если посторонний человек обратиться с вашим паспортом, то ему будет отказано в обслуживании.
Но, вообще, его не обязаны были обслуживать и без фотографирования. Кредитный специалист делает сверку фото в паспорте с клиентом, а затем решает, обслуживать гражданина или нет. Существуют банки, где сотрудники специально проходят обучение с целью определить, тот ли человек находится перед ним, чья фотография изображена в паспорте.
Дело в том, что дополнительный контроль не проверяет. Но тогда появляется следующий вопрос.
Что будет если «программа» решит, что вы это не вы?
Положим, у человека изменится причёска, он отрастит или сбреет бороду, либо его укусит пчела или же элементарно случится сбой в системе распознавания. Что тогда будет? Банк сообщит: приходите с тем лицом, которое было 2 года назад?
Банки говорят, что бояться этого не стоит:
Ясно, что без паспорта в банке обслуживать не будут. Но что будет, если не пройдёт дополнительная идентификация?
В различных банках дали ответ дается по-разному. В одном, заявили, что в данном случае человеку пришлют SMS-сообщение с кодом, который будет использован для проведения дополнительной идентификации. Во втором банке сказали, что в случае, если у работника банка появятся сомнения, он сделает звонок на номер телефона клиента, который есть в системе.
Вопрос о том, что будет, если банк посетит мошенник, который совместно с паспортом украл и телефона клиента, остаётся открытым.
Выходит, что все перечисленные действия бессмысленны? Пожалуй, в качестве процедуры идентификации, в ней особого значения нет. В случае, если клиент сделает пластическую операцию и посетит банк, его все равно обслужат
Для чего тогда собираются эти фотографии?
Здесь «объединяются» различные предпосылки:
Раз что есть веб-камеры, значит надо их применять.
Не хочу фотографироваться – что делать?
К огорчению, выбор не большой: или быть клиентом банка или не быть. Правда, нужно понимать, что тенденция на внедрение систем, использующих биометрическую идентификацию, существует. И тот банк, в котором сейчас не фотографируют, через какое-то время может также дойти до этого. Вас попросят подписать обновленное согласие на обработку персональных данных, где будет прописано и согласие на сбор биометрических данных.
И вам опять нужно будет делать выбор.
Если понравилась статья для распространения статьи внизу нужно нажать «Поделиться».
Благодарю за внимание!
Вставьте карту: как мошенники воруют из банкоматов, можно ознакомиться Подробнее ➤
10 признаков, что по телефону с вами говорят мошенники, можно ознакомиться Подробнее ➤
Права сотрудников в России, о которых вы могли не знать, можно ознакомиться Подробнее ➤
Может ли банк тайком сделать фото для биометрии и как отказаться от снимка?
Не всем нравится, что банк хранит их снимок. Кто-то беспокоится, что попадёт в биометрическую базу данных и за ним начнут следить, кто-то боится утечки данных и череды подставных займов, а кто-то просто не хочет (я сегодня плохо выгляжу). «Я ж не в фотоателье пришла», — заявляют недовольные клиенты. Возникает вопрос, можно ли отказаться от фотографирования.
Для вашей же пользы
Телефончик в кредит? Фото: zen. yandex.ru
Видимо, наступил момент, когда банкам надоело разбираться с дефолтами, недовольными владельцами паспортов и полицией — в отделения банков и на торговые точки поставили камеры. С тех пор каждый кредит оформляется с фотографией. Это не защищает на 100% от мошенников, но облегчает поиски злоумышленника.
Сбор биометрии
Пару лет назад по стране прокатилась очередная череда скандалов — клиенты банков жаловались, что их фотографируют не только для оформления кредита, но и при открытии вклада или дебетовой карты.
Как раз в это время появился закон о биометрии. Люди забеспокоились, что сейчас без их согласия фотографию поместят в банк данных и будут использовать. Как — никто не знает, но неизвестность пугает.
Сдавайте биометрию. Фото: akm.ru
«Открытие» комментирует необходимость создания снимков так:
Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов
Банк ссылается на регуляторные требования и говорит о том, что фото — один из методов идентификации клиента.
В Почта-банке объяснили необходимость фотографирования защитой от мошенников и сослались на Гражданский кодекс, согласно которому при заключении договора банковского обслуживания клиенту открывается счёт на условиях, согласованных сторонами.
Договором на открытие банковского счёта предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счёта, клиент соглашается и на фотографирование
Сейчас в большинстве банков подобная практика ушла в прошлое. При открытии вклада или дебетовой карты фото не требуется.
За последний год закон о биометрии был усовершенствован. Согласно последним поправкам, банк не может взять биометрические данные под видом других услуг. Например, кредитная организация не может вас сфотографировать во время оформления кредита и передать данные в единую биометрическую систему.
Давайте разграничим. Банк может делать фото для идентификации клиента — снимок будет храниться в информационных системах банка. Либо фото делается для единой биометрической системы — передаётся вместе с записью голоса в федеральное хранилище. Во втором случае клиент подписывает согласие, а сотрудник банка разъясняет суть процедуры.
Если вас до сих пор гложут сомнения и вы думаете, что банк в 2019 году поместил ваше фото в банк биометрических данных, то проверьте информацию о себе на сайте ЕБС. В случае чего сведения можно удалить.
Можно отказаться от фотографии?
Если снимок делается для оформления кредита, то надо понимать, что программа может быть настроена так, что заявка без фото не уйдёт. Клиентоориентированный менеджер в ответ на возмущения клиента вызовет для консультации руководителя отделения, начальника службы безопасности, юриста и прочих важных людей в костюмах. Но станут ли они под вас менять существующее программное обеспечение и внутренний регламент?
Кроме этого, нормы Гражданского кодекса говорят о том, что никто никого не может обязать заключать договор.
Юридический портал «Право» приводит слава партнёра юрфирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Дмитрия Горбунова:
Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк несогласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать
Одним словом, вы можете отказаться от фотографирования и долго объяснять свои права, цитируя наизусть ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ. Но банк вам откажет в обслуживании.
С биометрией иная история. Вы можете её не сдавать, и банк не вправе из-за этого отказывать в обслуживании. Однако законодательство меняется. Уже идут разговоры о внедрении услуг, которые без биометрии предоставляться не будут.
Новые способы мошенничества с использованием дебетовых карт
«Обналичка» — это очень распространённая схема мошенничества в России, когда жулики используют дебетовые карты или счета в банке сторонних физических лиц, переводят туда некую сумму, а после обналичивают её в банкоматах, чтобы уклониться от налогообложения. Часто это происходит через вклады физических лиц, дебетовые карты, а иногда через фирмы, которые регистрируют на утерянные паспорта или даже на умерших людей. Их ещё называют «однодневки».
«Мошенники могут напрямую обратиться к владельцу карты с просьбой её приобретения. Ничего не подозревающий человек может продать её, скажем, за тысячу рублей, считая, что расстаётся с куском пластика. Затем жулики используют карточку, оформленную на постороннее лицо, для вывода денег, полученных нечестным путём. Они прекрасно знают, что след полиции приведёт именно к владельцу «пластика». Пока сотрудники правоохранительных органов доберутся до злоумышленников, они успеют скрыться. Ведь достаточно банку заблокировать карточку, как преступники всё поймут», — говорит юрист Семён Гнездилов.
Распространены и прямые предложения заработка. Схема получения дохода достаточно проста: вы получаете банковскую карту по почте, ПИН-код будет в инструкции, которую приложат к карте. Получить, например, две карты с 30 тысячами рублей на каждой вы сможете на почте, или же их привезёт курьер. Человек снимает деньги, а затем перечисляет на счёт «работодателя» большую часть суммы. Чаще всего подобные предложения приходят школьникам, студентам. Тиражирует их на своих страницах в соцсетях тоже молодёжь, порой несовершеннолетние, не понимая, чем может обернуться такое «сотрудничество».
«Сама схема практически одна и та же — мошенники находят определённых людей, которые согласны оформить дебетовые карты. Они уверяют: ответственности не будет, а карты не уйдут в минус. Вся загвоздка в том, что при оформлении карты получатель расписывается в договоре, где чётко прописано, что она является собственностью самого банка и нельзя передавать её сторонним лицам. Подписались — значит, знаете о возможной ответственности», — поясняет юрист Семён Гнездилов.
После того как мошенники получили дебетовые карты, они начинают заниматься переводом средств и обналичиванием денег. Вскоре владельцу может прийти письмо или даже позвонят из банка, сообщив, что счёт заблокирован, а его ждут для проведения беседы. Далее может начаться разбирательство с участием полиции.
«Правоохранительные органы не стоят на месте и периодически ловят мошенников, а также тех, кто поверил их обещаниям. Всем участникам грозит ответственность за уклонение от уплаты налогов (статья 198 УК РФ), подделку документов (статья 327 УК РФ) и незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Доказывать, что вы стали жертвой жуликов, а не являлись соучастником, придётся уже в суде», — уверен юрист Семён Гнездилов
Грабли: тайный покупатель банковских карт
Я подписана на несколько групп в соцсетях с объявлениями о работе. В одной из них мне попалась вакансия тайного покупателя.
Я решила попробовать и отправила менеджеру свой номер телефона. В ответ мне прислали инструкцию:
В конце обещали бонусы за развернутый отзыв, но не раньше чем через пару месяцев. По 250 Р работодатель предлагал за каждого друга, который тоже проверит курьера.
Полевые испытания
Я долго думала, в чем тут подвох. Быть может, сайт банка — поддельный и у меня похитят данные? На меня оформят кредит? Меня заставят платить какие-то комиссии за получение денег, а сами деньги так и не переведут?
Чтобы хоть немного себя обезопасить, я установила на телефон антивирус. Все ссылки оказались безопасными, сайт банка — настоящим. Никакой кредит я бы на себя не оформила: карта и правда была дебетовая.
Я уже начала вводить данные паспорта и свой адрес, но потом решила более внимательно изучить тариф. В рекламе банк указывал, что обслуживание будет бесплатным. Но оказалось, что если я не буду совершать покупки на определенную сумму в месяц, то с меня спишут небольшую комиссию.
Получается, мне бы пришлось либо пользоваться картой, либо тратить время и искать офис банка, чтобы закрыть счет. Я задумалась: если мои «работодатели» умолчали о таком важном нюансе, то что еще они «забыли» рассказать? Стоит ли тогда доверять этим людям мои паспортные данные?
Мошенничества с вакансией тайного покупателя не редкость. Например, «работодатели» просят купить какой-то товар якобы на оценку, берут деньги и исчезают. Но здесь, как мне казалось, не было злого умысла: банк настоящий и довольно популярный, карта не кредитная. Даже если я ее оформлю, а мне не заплатят — я потеряю только время на то, чтобы закрыть карту.
Мошенничество или нет
С помощью поисковика я нашла рассказы о том, что по такой же схеме в группах по подработке предлагают проверить сервисы разных банков. В отзывах писали, что гонорары часто выплачиваются не полностью и на каком-то этапе менеджер пропадает.
Что такое CPA-сети и как они работают
В банковском секторе серьезная конкуренция. Карты сейчас есть практически у всех, а заводить вторую или третью мало кто хочет. Поэтому банки готовы платить большие деньги за привлечение новых клиентов. Расчет на то, что владельцы сайтов и другие агенты сети будут рассказывать о преимуществах карты, рекламировать банк и получать награду за привлеченных.
Ни одному банку в голову не придет целенаправленно обманывать клиентов: это повлечет и репутационные потери, и проблемы с Центральным банком. Но агентам CPA-сетей все равно: они видят награду в несколько тысяч рублей за каждого нового клиента и ради нее готовы на обман. Нечистые на руку агенты готовы даже поделиться суммой, на которую новому клиенту необходимо совершить покупку. Все равно награда будет в разы больше.
У банков строгие требования к методам привлечения, но агенты постоянно стараются их обойти. Поэтому и появляются такие странные инструкции с переходами через соцсети, проверкой по IP и прочими выдумками.
Уверен, что банк из этой статьи даже не знал о том, что его новых клиентов обманывают подобным образом. А когда узнает — прекратит сотрудничество с этими агентами.
Р тому, кто привлечет нового клиента. Справа — список допустимых и недопустимых источников. Например, банк не хочет, чтобы его карту рекламировали через спам или на порносайтах» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что я поняла
Сама по себе подработка тайным покупателем банковских карт — это не мошенничество. Но всегда остается риск, что рекламный агент не заплатит часть вознаграждения — обманет и покупателя, и банк, на который работает. И хотя даже в таком случае тайный покупатель получит немного денег, для этого придется поделиться паспортными данными.
Мне такая подработка показалась слишком рискованной, поэтому я решила не связываться.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если сталкивались с разводами, пишите. Прищуримся.
А что такого? обычная накрутка cpa, все в плюсе, кроме банка. Банк рано или поздно поймет что накручивают (клиенты не остаются) и снизит ставку или закроет партнерку. А пока это вполне шанс заработать для вас.
Еще можно сообщить в банк, и банк не выплатит вознаграждение партнеру, и он (мошенник) потеряет много денег т.к. все выплаты ожидают в холде по 2-4 недели специально на такой случай. Мошеннику завернут все заработанное за 2-4 недели, и он окажется в жестком минусе.
Сообщите в банк о том как работают их агенты, хотя бы часть людей обезопасите тоже.
С таким не сталкивался. Хотя подумывал поработать тайным покупателем. Люблю писать отзывы, знаете ли) А в банк надо бы сообщить наверное.
Карту оформил Обещали 500 руб выплатить через 5 дней
Позже составить некий маршрут Ждём светлого будущего
Была тайным покупателем у трех разных агентов по картам, ну никто, никто из них не заплатил!
Gulnas, Если ты после 1 раза, ещё два раза пошла работать точно так же, скажи мне ты не дура?)
Лох не мамонт, не вымрет 🙂
Была тайным покупателем, как раз таки продуктов Тинькофф. Карта дебетовая, сим-карта и открыть брокерский счёт. Обещали вознаграждение в размере 2000 рублей. В итоге ничего. Проблем только набралась, так как счета и карты закрываются только спустя месяц. Боюсь, как бы ещё в минусе не остаться. До этого не было доверия этому банку, сейчас же зареклась вообще никогда с ним не связываться.
Ксюша, переведите тариф карты на бесплатный, если вопрос для вас ещё открыт, могу подробнее рассказать, как правильно обратиться к сотруднику банка чтобы у вас не сняли за оплату тарифа и карта не ушла в минус.
Alexa, я заблокировала сразу все счета и карты. Операторы меня заверили, что в минус я не уйду. Правда, не ушла. И на этом спасибо)
Ксюша, Не огорчайтксь, просто не увидели в вас ни работника ни клиента. Они там опытные. Главное что не обманывают
Звонят и предлагают подработать тайным покупателем, проверяя Магниты и банки. Говорят, что работают только с Росбанком и туда будут перечеслять оплату. Сами заказывают Вам карту. После того, как вы ее получаете, предлагают проверить Магнит и переводят на карту Росбанка 500 руб на контрольную закупку. Вы волняете проверку, заполняете отчет. Они обещают еще заплотить за саму проверку на днях. А пока предгают проверить банки, точнее работу офиса и курьера, оплата в среднем около 1000 руб за один банк. Дают Вам сслыку на сайт, через который вы оформляете заявки на карты. После проверки, говорят, что карты можно будет закрыть. Получаете карты, заполняете анкеты, они переводят по 50 руб на каждую карту и просят потратить эти деньги на оплату мобильной связи, это якобы для активации карты. После чего начинают кормить завтраками и обещают на днях оплатить все проверки.Но исчезают.