Для чего геологу нужна географическая карта

Зачем нужны географические карты?

Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть фото Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть картинку Для чего геологу нужна географическая карта. Картинка про Для чего геологу нужна географическая карта. Фото Для чего геологу нужна географическая карта

Древнегреческий ученый Птолемей в своем знаменитом «Руководстве по географии» учил, что карта «С помощью математики дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине». Сориентироваться на местности, наметить маршрут, увидеть мир за горизонтом — сделать все это помогает карта. Карта — это маленькая модель мира, а моделирование является одним из главных методов познания окружающего мира. Сейчас с трудом можно найти какую-либо область знания, где не пригодилась бы картография: на карту наносят результаты исследований, с ее помощью их анализируют, обобщают, ищут закономерности, проверяют гипотезы, составляют прогнозы. Картография дала наукам о Земле универсальный язык, единый метод познания.

Легенды карт

Со временем выработались определенные нормы, правила и традиции в выборе условных знаков и способов изображения для карт разного назначения. Но поскольку эти правила не слишком строги, то, чтобы не было разночтений, каждая карта обязательно должна быть снабжена легендой, разъясняющей значение всех имеющихся на ней условных знаков.

Картографические условные знаки

Какие существуют способы картографического изображение?

Поскольку объекты, явления и процессы, которые наносят на карты, различны по своим свойствам, то существует целая система способов картографического изображения. Например, перемещения атмосферных масс, направления морских течений, пути миграций животных обозначают определенными знаками движения. Изолинии соединяют точки с одинаковыми значениями атмосферного давления, температуры, высоты над уровнем моря и т. п. На картах могут присутствовать графики (диаграммы), описывающие динамику какого-нибудь процесса, и наглядные значки (пиктограммы), напоминающие изображаемый объект, например самолетик, обозначающий аэродром. Главное, как сказал немецкий философ и математик Лейбниц, «следует заботиться о том, чтобы обозначения были удобны для открытий».

На островах Полинезии, в Океании, до сих пор у местных жителей в ходу карты, созданные из ракушек, прутиков и черешков пальмовых листьев. Ракушки обозначают острова, а по расположению веточек можно определить расстояния между ними и направления течений.

Что такое масштаб карты?

Карта — это уменьшенное изображение участка земной поверхности. Во сколько раз оно уменьшено, указывает масштаб — число, равное отношению длины линий на карте к их действительной длине. Например, если указано, что карта сделана в масштабе 1 : 20 000 000, то это означает, что 1 см на карте соответствует 200 км (т. е. 20 000 000 см) на местности. Способ изображения масштаба в виде дроби называется численным. Масштаб можно изобразить в виде линейки, разделенной на единицы длины (сантиметры, миллиметры), соответствующие метрам или километрам на местности, — такой способ называется линейным. А можно написать: в 1 см 1 м, указав таким образом именованный масштаб. По своему масштабу карты бывают мелкомасштабными, среднемасштабными, крупномасштабными. Как правило, чем масштаб крупнее, тем подробнее карта.

Картографическая генерализация

Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть фото Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть картинку Для чего геологу нужна географическая карта. Картинка про Для чего геологу нужна географическая карта. Фото Для чего геологу нужна географическая карта

Даже на крупномасштабной карте невозможно изобразить все подробности местности, да этого и не требуется. Картограф должен отобрать существенные для данной карты детали, какие-то объекты обобщить, какие-то — не указывать. Это и называется генерализацией. Если сравнить крупномасштабную и мелкомасштабную карту одной территории, то видно, что изображение на мелкомасштабной карте не просто уменьшено, а генерализовано — с карты исчезли некоторые детали, она приняла обобщенный вид. Генерализации требует и тематика карт. Например, на политических и экономических картах обычно не изображен рельеф, у рек отмечены только крупные притоки, зато подробно нанесены населенные пункты.

Что за сеть нанесена на карты и глобусы?

Это градусная сеть, состоящая из условных линий — параллелей и меридианов. Систему координат первым нанес на карты греческий ученый Эратосфен. Его последователь Гиппарх разбил круг на 360 частей (градусов), через которые провел линии, накинув градусную сеть на всю поверхность Земли. Все меридианы — полуокружности равной длины. Линии сечения параллельно экватору — параллели. Экватор — самая длинная параллель, ближе к полюсам параллели короче.

Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть фото Для чего геологу нужна географическая карта. Смотреть картинку Для чего геологу нужна географическая карта. Картинка про Для чего геологу нужна географическая карта. Фото Для чего геологу нужна географическая карта

С помощью градусной сети можно точно разместить географические объекты на карте («привязать» их, как говорят картографы), и каждый объект получает свой географический «адрес» (координаты) — долготу (ее определяют по меридиану, на котором расположен объект) и широту (ее определяют по параллели). Меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в Англии, делит Землю на Западное и Восточное полушария. Это так называемый нулевой меридиан, с него ведут отсчет долгот: в Восточном полушарии — восточных, в Западном — западных. А отсчет широт начинают от экватора: к северу — северных, к югу — южных. m

Как изобразить на плоском листе поверхность земного шара?

Поскольку форма Земли близка к шарообразной, то самой точной моделью Земли является глобус. Но маленький глобус содержит мало информации, а большой хорош лишь для кабинетов, а не для дальних странствий. Другое дело — лист карты. Поэтому перед картографией встала сложная проблема — спроецировать поверхность сферы (или эллипсоида) на плоскость. Для этого придумали картографические проекции. Все эти способы основаны на математических расчетах, но их можно представить и как перенос поверхности глобуса на воображаемую вспомогательную поверхность, которую можно развернуть в плоский лист карты.

Источник

ЗАЧЕМ НУЖНА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КАК ЕЕ СОСТАВЛЯЮТ

На геологических картах показано, какие породы и какого возраста находятся в том или ином месте, в каком направлении они вытяги­ваются и погружаются на глубину. На карте видно, что одни породы встречаются редко, а другие тянутся на десятки и сотни километ­ров. Например, когда составили карту Кав­каза, то выяснилось, что почти вдоль всего горного хребта тянутся граниты. Много гра­нитов на Урале, в Тянь-Шане и других горных районах. О чем говорят геологу эти горные породы?

Мы уже знаем, что в самих гранитах и в изверженных породах, похожих на граниты, встречаются месторождения слюды, горного хрусталя, свинца, меди, цинка, олова, воль­фрама, золота, серебра, мышьяка, сурьмы, ртути, а в темноокрашенных изверженных по­родах — дунитах, габбро, перидотитах — концентрируются хром, никель, платина, асбест.

Зная, с какими горными породами связаны месторождения определенных полезных иско­паемых, можно обоснованно планировать их поиски. Геологи, составляющие геологическую карту, установили, что в Якутии находятся такие же изверженные горные породы, как и в Южной Африке. Разведчики недр сделали вывод, что в Якутии следует искать алмазные месторождения.

Составление геологической карты — большая и трудная работа. Она была выполнена в основном за годы Советской власти (см. стр. 96—97).

Чтобы составить геологическую карту всего Советского Союза, геологам пришлось много лет исследовать один район за другим. Гео­логические партии проходили по долинам рек и их притоков, по горным ущельям, взбирались на крутые склоны хребтов.

В зависимости от масштаба составляемой карты прокладываются маршруты. При составле­нии карты масштаба 1 : 200 000 маршруты гео­логов проходят на расстоянии 2 км один от другого. В процессе геологической съемки геолог берет образцы горных пород и делает в специальной маршрутной тетради записи: от­мечает, какие породы встретил, в каком на­правлении они вытягиваются и в какую сторону погружаются, описывает встреченные складки, трещины, минералы, изменение

окраски пород. Таким образом, получается, как показано на рисунке, что геологи как бы раз­бивают исследуемый район на квадраты, обра­зующие сетку маршрутов.

Часто горные породы бывают закрыты гус­той травой, таежными дремучими лесами, бо­лотами или слоем почвы. В таких местах при­ходится раскапывать почву, вскрывая гор­ные породы. Если слой почвы, глины или песка мощный, то бурят скважины, пробивают по­хожие на колодцы шурфы или делают еще более глубокие горные выработки — шахты. Чтобы не закладывать шурфы, геолог может идти не по прямолинейным маршрутам, а по руслам речек и ручьев, в которых есть естест­венные обнажения горных пород или породы местами выступают из-под почвы. Все эти вы­ходы пород наносят на карту. И все же на гео­логической карте, составленной по маршрутам, которые расположены примерно через 2 км, показано не все: ведь маршруты находятся на далеком расстоянии один от другого.

Если нужно узнать подробнее, какие по­роды залегают в районе, то маршруты ведут ближе один от другого. На рисунке слева показаны маршруты, расположенные один от другого на расстоянии 1 км. В каждом таком маршруте геолог останавливается и берет образцы горных пород через 1 км. В результате составляется геологическая карта масштаба 1 : 100 000, т. е. более детальная. Когда собра­ли геологические карты всех районов и соеди­нили их, получилась одна большая геологиче­ская карта всей нашей страны. На этой карте видно, что, например, граниты и другие из­верженные породы находятся в горных хреб­тах Кавказа, Урала, Тянь-Шаня, Алтая, Во­сточной Сибири и других районов. Поэтому месторождения меди, свинца, цинка, молиб­дена, ртути и других ценных металлов нужно искать именно в этих районах.

К западу и востоку от Уральского хреб­та — на Русской равнине и в пределах Запад­но-Сибирской низменности — распространены осадочные породы и отложившиеся с ними полез­ные ископаемые: уголь, нефть, железо, бокси­ты и др.

В местах, где уже обнаружены полезные ископаемые, поиски ведутся еще тщательнее. Геологи ходят по линиям маршрутов, распо­ложенным на расстоянии 100, 50, 20 и 10 м один от другого. Эти поиски называются де­тальными.

На современных геологических картах мас­штабов 1 : 100 000, 1 : 50 000 и более крупных нанесены все породы с указанием их геологи­ческого возраста, с данными о крупных тре­щинах (разломах в земной коре) и выходах руды на поверхность.

Геологическая карта — верный и надеж­ный помощник поисковика, без нее находить месторождения очень трудно. С геологической картой в руках геолог уверенно идет в маршрут, потому что знает, где и что нужно искать.

Ученые много думали о том, как облегчить и ускорить поиски руды, и разработали для этой цели различные методы исследования недр Земли.

Источник

Для чего нужна геологическая карта?

На карте видно, что одни породы встречаются редко, а другие тянутся на десятки и сотни километ­ров. Например, когда составили карту Кав­каза, то выяснилось, что почти вдоль всего горного хребта тянутся граниты. Много гра­нитов на Урале, в Тянь-Шане и других горных районах.

О чем говорят геологу эти горные породы?

Зная, с какими горными породами связаны месторождения определенных полезных иско­паемых, можно обоснованно планировать их поиски. Геологи, составляющие геологическую карту, установили, что в Якутии находятся такие же изверженные горные породы, как и в Южной Африке. Разведчики недр сделали вывод, что в Якутии следует искать алмазные месторождения. Составление геологической карты — большая и трудная работа. Она была выполнена в основном за годы Советской власти (см. стр. 96—97).

В самих гранитах и в изверженных породах, похожих на граниты, встречаются месторождения слюды, горного хрусталя, свинца, меди, цинка, олова, воль­фрама, золота, серебра, мышьяка, сурьмы, ртути, а в темноокрашенных изверженных по­родах — дунитах, габбро, перидотитах — концентрируются хром, никель, платина, асбест.

Чтобы составить геологическую карту всего Советского Союза, геологам пришлось много лет исследовать один район за другим. Гео­логические партии проходили по долинам рек и их притоков, по горным ущельям, взбирались на крутые склоны хребтов. В зависимости от масштаба составляемой карты прокладываются маршруты.

Таким образом, получается, как показано на рисунке, что геологи как бы раз­бивают исследуемый район на квадраты, обра­зующие сетку маршрутов. Часто горные породы бывают закрыты гус­той травой, таежными дремучими лесами, бо­лотами или слоем почвы. В таких местах при­ходится раскапывать почву, вскрывая гор­ные породы.

Если слой почвы, глины или песка мощный, то бурят скважины, пробивают по­хожие на колодцы шурфы или делают еще более глубокие горные выработки — шахты. Чтобы не закладывать шурфы, геолог может идти не по прямолинейным маршрутам, а по руслам речек и ручьев, в которых есть естест­венные обнажения горных пород или породы местами выступают из-под почвы. Все эти вы­ходы пород наносят на карту.

И все же на гео­логической карте, составленной по маршрутам, которые расположены примерно через 2 км, показано не все: ведь маршруты находятся на далеком расстоянии один от другого. Если нужно узнать подробнее, какие по­роды залегают в районе, то маршруты ведут ближе один от другого. На рисунке слева показаны маршруты, расположенные один от другого на расстоянии 1 км. В каждом таком маршруте геолог останавливается и берет образцы горных пород через 1 км.

В результате составляется геологическая карта масштаба 1 : 100 000, т. е. более детальная. Когда собра­ли геологические карты всех районов и соеди­нили их, получилась одна большая геологиче­ская карта всей нашей страны.

Источник

Для чего нужны географические карты?

Для чего нужны географические карты и планы, Вы узнаете из этой статьи.

Для чего нужны географические карты?

Для кого-то географические карты остались в далеком прошлом, ведь многие пользуются современными навигаторами, а некоторые считают, что карты все же необходимы путешественникам.
Если взглянуть в далекое прошлое, то карта является значимым изобретением человечества, ее изобрели даже раньше, чем возникла письменность. Значение географических карт в жизни человека того времени заключалось в том, что ее использовали в географических исследованиях – на их полотно наносились новые, открытые объекты и территории. Карту использовали как ценный источник информации о любой местности.

Какова практическая польза человеку от географической карты?

Используя географические карты можно определить практически точное местоположение географических объектов, а также определить их свойства. К примеру, они могут показать расположение гор, рек, определить высоту гор, размер нужного озера и так далее. Также они показывают, как расположены объекты относительно друг друга.

Географические карты являют собой в разы уменьшенное изображение поверхности Земли. Она уменьшена в соответствии с определенным масштабом. Поэтому она помогает определить расстояние между географическими объектами и оценить вид площади исследуемой поверхности. С помощью карты можно сделать вывод о закономерностях поверхности планеты. Такая их функциональность обуславливает значение географической карты для человека.

Кому нужны географические карты?

Планы местности сослужат большую службу путешественникам и туристам, которые например, оказались в незнакомой местности или населенном пункте. Географически карты используются школьниками для добывания знаний в школе. Ими пользуются учителя, метеорологи при составлении прогнозов погоды и логисты для построения маршрутов.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, для чего современным людям нужна географическая карта.

Источник

Статья «Роль географической карты в обучении географии

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Реферат по дисциплине:

«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»

Роль географической карты в обучении географии

Озонова Евгения Борисовна

Роль географической карты в обучении географии 3

Особенности школьных карт 6

Заключение 13

Список литературы 14

Введение
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

Роль географической карты в обучении географии

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.
Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.

Особенности школьных карт

Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.

Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и др. школьных дисциплин, в которых карты используются.

Школьные карты должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.

Наглядность — важнейшая особенность школьных карт , которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления.

Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это прежде всего обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. Таковы на картах изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.

Элементы математической основы школьных карт

Масштаб Важнейшим элементом математической основы школьных карт, как и карт вообще, является их масштаб.

Картографическая проекция важный элемент математической основы школьных карт. Чтобы облегчить учащимся пользование картами, их математической основой, целесообразно школьные карты давать в одной или нескольких проекциях.

Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений.

Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику.

Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.

Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии.

Выделяют три основные цели (задачи) , которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.

Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования.

Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.

Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности.

Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений.

Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.

Знать карту — это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры.

При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.

В качестве объекта она обладает рядом свойств:

— геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);

— математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);

— набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).

Карта также является средством наглядности и источником получения знаний.

Работа с картой развивает пространственное воображение и зрительную память.

По способу использования :

2. Настольные (в том числе и атласы для школьников)

По охвату территории:

1. Карта мира и полушарий

2. Карты материков и океанов

3. Карты государств и регионов

4. Топографические карты (города, местности…)

Школьные географические атласы это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.

В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атласами, которые наряду с учебниками являются обязательными пособиями по соответствующим темам географии. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»).

Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Контурные карты — это одноцветные изображения картографической сетки и элементов общегеографической карты — береговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-административных границ и иногда — отдельных элементов тематических карт.

Они предназначаются для нанесения знаков и надписей названий изучаемых географических объектов с целью закрепления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических картосхем.

Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сброшюрованных наборов применительно к школьным курсам географии по классам.

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще:

-отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов;

— упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных;

— обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др.

Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.

Преображенский А. И., Экономические карты в преподавании географии, М., 1980;

Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчешниковой, М., 1983;

Использование средств обучения в преподавании географии, под ред. Ю. Г. Барышевой, М., 1989;

Картография с основами топографии, под ред. Г. Ю. Грюнберга, М., 1991. Я. А. Лапкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *