Для чего господь посылает болезни
О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
Тяжёлое испытание
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни:
Много причин у болезней. Преподобный Макарий наставлял:
«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»
В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения:
«Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении для души:
«Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу…»
Преподобный Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас через болезни, которые посылаются к пользе душевной:
«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее…»
Преподобный Иосиф наставлял:
«Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи».
Как больной может быть блаженнее здорового?
Сравнивая здорового и больного человека, преподобный Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть блаженнее здорового:
«Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого: то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая, – больше немая, то есть, ничего кажется нет на душе.
Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то; если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чём.
Вы в болезни своей нередко орошали лице своё слезами, а здоровые люди вместо слёз сколько каждый день потратят мыла на лице своё, чтоб было чисто, а об душе ни слова.
Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сту в день посмотрят на себя в зеркало; а помолиться хорошенько или перекреститься как должно – некогда.
А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас; а к сему ещё и вечное блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чём во страдании своём радуйтеся вы и веселитеся, и от всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в своё время получите вы за молитвы Богородицы».
Соборование, исповедь и Причастие
Преподобный Антоний писал:
«Апостол не говорит: «умирает ли кто из вас?», но болит ли кто, пусть призовёт пресвитера, и воздвигнет его Господь. Мы же, по губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи. Когда уже нет более никакой надежды, приступаем к приобщению и соборованию, забывая, что сказал Спаситель слепцам, просившим у него исцеления: по вере вашей буди вам».
«Советую Вам во все святые посты приобщаться Святых Таин; а кроме сего, если когда случится какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушныя мытарства безбедно проходит».
Соборованию преподобный Антоний придавал очень большое значение, он вспоминал, что после того, как он сам соборовал двадцать тяжело больных человек, все они исцелились:
«…чрез особорование мною недостойным человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других».
Преподобный Макарий также наставлял причащаться в болезни, причём, замечал, что больным разрешается причащаться без особого поста:
«Слава Богу, что ты сподобилась быть причастницею Пречистых Таин Христовых, а о том не малодушествуй, что не говела. Да ты, страдая телом, больший переносишь подвиг говения».
Преподобный Иларион советовал страждущим припомнить все грехи, совершённые с семилетнего возраста и исповедаться в них, а затем причаститься:
«Итак причина наших болезней душевных и телесных – суть грехи наши. Собразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно разсмотреть себя, припомнить все грехи, совершённые им с семилетнего возраста и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твёрдое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин».
Преподобный Никон подчёркивал важность соборования при болезни или немощи:
«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование не обязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда даётся, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подаётся».
В болезни не забывать о молитве
Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал в болезни не забывать Иисусову молитву:
«. Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому служить телом и духом Богу».
Об этом же напоминал и преподобный Иосиф:
«»Молитва Иисусова и с болящего спрашивается», – пишут святые отцы».
Старец также наставлял молиться друг за друга:
«Скорбеть о здоровье кого-либо не должно, Господь знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь, наш долг – молиться. Господь сказал: «Молитеся друг за друга, да исцелеете»».
Врачей и лекарства создал Господь
На вопрос о врачах преподобный Амвросий отвечал так:
«Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит».
А преподобный Никон писал кратко:
«Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение».
Советы по поводу конкретных болезней
Часто к старцам обращались с жалобами на заболевания, и преподобные советовали что-то по поводу конкретной болезни.
Про раковые заболевания старец Амвросий писал, что эта болезнь чаще всего происходит от тревожного состояния души:
«В последнем письме ты прямо сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни. Сама знаешь, что болезнь эта большею частию происходит от тревожного состояния души…»
На вопрос в письме о женской болезни преподобный Амвросий отвечал, что, возможно, причиной её является не почитание поста в семейных отношениях или нарушение супружеской верности, советовал искренне исправить свою жизнь и покаяться:
«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренно исправить свою жизнь и искренно примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам, Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное».
Преподобный Иларион, упоминая о болезнях детей, наставлял, как много значит Таинство Крещения, учил остерегаться обращения к знахарям:
«Человек обновляется в таинстве Святого Крещения, омывающем грехи его (Деян 22, 16). Но во свидетельство своей веры, он должен не только креститься во Христа, но после того и исполнять его заповеди. Отступничество от Бога, источника жизни, начинается чрез неразумныя действия родителей: часто тотчас же по обновлении младенца Святого Крещением, по отрицании сатаны и изгнании всякаго гнездившегося в его сердце нечистаго духа, его несут иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни. И вот для ребенка начало хотя и безсознательного с его стороны отпадения от Бога.
Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным обычаям… И удивительно ли, что получив доступ к младенцу чрез такия нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее – чрез отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, например, в так называемой „младенческой» и в других, непонятных для врачей хворобах».
О терпении и смирении в болезни
О терпении и смирении в болезни напоминают все Оптинские старцы. Преподобный Амвросий отмечал:
«Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога всё возможно, только потребно терпение со смирением».
Преподобный Иосиф также писал о терпении:
«Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога благодари».
«И болезни, и безсонницу с терпением переноси. Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть. Когда не спишь, то твори молитву».
Господь не ищет от человека подвигов сверх силы
Старцы Оптинские не требовали от болящих телесных подвигов. Преподобный Амвросий писал больному духовному чаду:
«Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это не требуется».
Преподобный Иосиф советовал:
Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога
Наставляли старцы и об уходе за больными. На жалобу больной, что ей неудобно принимать услуги от ухаживающих за ней, преподобный Макарий отвечал:
«Пишешь: тяготит тебя, что за тобою ходят, и усугубляет твою болезнь. Это искушение вражие. Оне ходят с любовию и состраждут тебе, за что, конечно, не лишатся от Бога награды: «Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога!»
Но если доселе продолжается болезнь…
Некоторые больные остаются неисцелёнными, даже прибегув к мастерству врачей и Таинству покаяния. Преподобный Антоний писал по этому поводу так:
«Но, если доселе продолжается болезнь, то это не потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека страждущего, дабы чрез временное страдание освободить человека грешного не точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему спасение и соделать наследником небесного Царствия».
Здоровьем следует дорожить
Преподобный Иосиф называл здоровье «даром Божиим»:
«Пишете, что по тяжёлым обстоятельствам не следует гнаться за здоровьем и жизнию. Вообще, здоровьем и жизнию должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровьем, и жизнию. Но у Вас такой необходимости ещё нет».
Закончим главу о болезнях словами преподобного Анатолия (Зерцалова):
«Похворать можно, но только когда Бог пошлёт».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Почему Господь посылает человеку болезни?
Болезнь для людей – серьезное испытание. Недуги разрушают планы человека, приносят боль, заставляют страдать, поэтому издавна врачи, целители и святые отцы Церкви пытались выявить причины и природу болезней, а также дать указания по их лечению и профилактике.
Многие люди склонны считать, что Господь наказывает человека за грехи, посылая болезни. Однако, некоторые святые отцы, например, преподобный Исаак Сирин и святой Варсонофий писали, что болезнь – посещение Господом, и усматривали в недугах пользу для души человека. Святой Максим Исповедник, святой Ефрем Сирин, святитель Григорий Палама и другие считали грех основной причиной заболеваний. Трактуя творения святых отцов, некоторые верующие люди сделали вывод, что если заболел, то лечиться не следует. Но священники давно признали подобные умозаключения ложными. Как же правильно относиться к болезням православным христианам?
Причины болезней
Болезнь – результат разрушительного воздействия греха на человека, который отражается как на телесной, так и на его духовной природе – объясняет иеромонах Иов (Гумеров). Человек, греша, отдаляется от источника Жизни – Господа, в то время как здоровье предполагает целостность жизненных сил. Грешник же, удаляясь от Бога, по логике приближается к дьяволу, как следствие появляется состояние немощи.
Связь греха и болезни прослеживается в Евангелии. Практически всегда, исцеляя разных больных, Иисус Христос отпускает человеку его грехи (Мф. 9:2; Мф. 9:6). Многие ученые подтверждают, что тело человека связано с его душой, которая является творящим началом, источником. Поэтому, стоит человеку согрешить, повредив душу, в тело проникают разрушительные силы.
Болезнь – метод воздействия злых духов на людей
Злые духи действуют губительно на здоровье людей – это утверждение подтверждается многочисленными примерами из Священного Писания и высказываниями творений святых. Например, блаженная Синклитикия говорит про дьявола, что если он «побежден здравием человека, то его тело поражает болезнь, чтобы через нее помрачить любовь к Господу» (Древний патерик). Слова святой подтверждает многовековой духовный опыт: с каждым человеком, который попал под власть бесов, злые духи поступают избирательно.
Одних удручают болезнями, ведя к унынию и ропоту на Господа, а других «исцеляют», располагая к себе ложными чудесами и захватывая в плен их душу, чтобы увлечь человека в ад.
Болезнь – забота Бога
Иеромонах Иов (Гумеров) замечает, что телесные болезни часто посещают праведников. Так проявляется Божья забота об их духовном совершенстве. В Отечнике есть рассказ о старце, часто подвергавшимся недугам, которому случилось не болеть целый год. Старец скорбел и говорил: «Оставил меня Бог, не посетил».
Иногда по попущению Господа бесы приводят праведников к тяжелым болезням. Например, святой Иов Многострадальный. Человек, который перенесет все страдания покорно Божьей воле, получит венец мученика.
Почему Господь посылает недуги?
Протоиерей Дмитрий Беженарь, отвечая на этот вопрос, подчеркивает, что Господь не посылает недуги, а попускает их. То есть по Промыслу Божию каждый человек оказывается в ситуации, максимально полезной для его спасения. Например, когда человек, погрязший в грехах и бытовых проблемах, заболевает, то у него появляется время отдохнуть от рутины, побыть одному и подумать о своей жизни, осознать, что он живет на Земле временно. Конечно, болеть и страдать неприятно, но иногда только тяжелое телесное заболевание способно вылечить душу. Святой Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин и святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях пишут, что видели, как больные люди через телесные болезни освобождались от своих душевных страстей. Кроме того, милосердный Господь иногда «болезнью укрывает от беды» (святитель Феофан Затворник), которой человек бы не избежал, будучи здоровым.
Почему не все грешники болеют?
Бог Сердцеведец, зная, что некоторые люди не исправятся после серьезного заболевания, а наоборот, впадут в более тяжелые грехи и озлобятся, не попускает им недугов, чтобы не усугубить их посмертную участь. Так проявляется Божественная любовь.
Болезнь близких – возможность спасти душу
Часто тяжелобольные родственники становятся обузой для здоровых членов семьи. Однако следует помнить, что, ухаживая за больными с любовью, человек спасает свою душу: «был болен, и посетили меня» (Мф. 25:36) через дела милосердия.
Умножение болезней – признак приближения последних времен
В пророчествах древних старцев упоминается, что в последние времена люди будут спасать свою душу, по-христиански терпя болезни и скорби. Некоторые старцы, например, святой Паисий Святогорец и старец Порфирий считали рак – путем к спасению, если человек относится к болезни с терпением и верою.
Как вести себя заболевшему христианину?
Христианин, помня о многочисленных исцелениях Иисусом Христом, в первую очередь должен обратиться к Богу с молитвой об исцелении – говорит протоиерей Александр Шаргунов.
Поскольку основная причина болезней – грехи, то лечение недуга заключается в отречении от греховных страстей, путем Исповеди и Причастия. Святитель Феофан Затворник пишет, что лучший способ к предупреждению и исцелению – не грешить.
Иеромонах Иов (Гумеров) не советует пытаться связать болезнь с конкретным грехом. Лучше на Исповеди покаяться во всех грехах, как прошлой, так и настоящей жизни, потому что только исправление поможет получить врачующую благодать.
Некоторые христиане считают, что обращаться к врачам и лечиться – грех. Но, архимандрит Иоганн (Крестьянкин) говорил, что, терпя недуг и не обращаясь к докторам, человек может впасть в грехи гордыни и самонадеянности, поэтому лучше делать так: заболел – подлечись, помогло лекарство и врачи – слава Господу, не помогли – терпи и Бога благодари за испытание.
Не верьте и болеть будете меньше.
У меня ДЦП с месячного возраста и всю жизнь. Мне 60 лет. Какой грех я совершила. Не подскажите?
Когда я заболел, я понял, что часто дети отвечают за грехи своих родителей. Родители видят мучения своих детей и страдают от этого. Где-то я читал, что Бог наказывает родителей, когда дети умирают раньше своих отцов и матерей. Мой друг, умирая от рака, с горечью высказывал своей матери за то, что она родила его хотя знала, что врачи предупреждали, чтобы она не рожала детей. Рос он болезненным и умер в 34 года. Вот поэтому я против того, чтобы рожали те, у кого существует вероятность родить больного ребёнка-инвалида. :
……также животные наверное плохо думают о ком-то, негатив притягивают и тому подобное…
Причём тут животные? Вы, хотя бы, вникайте о чем читаете. Животные- это не православные христиане — это просто животные. И они всегда погибали и будут погибать, потому что так устроен мир.)
тебя наказывает не бог, а дьявол. Вот зачем ты бога оскарбляешь, обьясни. Он проиграл, дьявол его победил
Галина, чтобы ответить на Ваш вопрос полноценно, нужно знать историю Вашего рода до седьмого колена. И особенно мысли и состояние Ваших родителей при зачатии и вынашивании ребёнка, то есть Вас. В Вашем случае речь о Вашем личном грехе точно не может, стоять. Но о том, что было в роду и о том, что Бог болезнью удерживает нас от гордыни, разврата и злой участи, это точно
это неправда, Бог нас недугом не держит, это делает дьявол
О Вашем не знаю. О себе знаю, не болела бы, была бы распутной, мои болезни остановили меня от растления души. Любая жизнь проходит — и длинная и короткая, и болезненная и здоровая. Жизнь — лишь краткий миг.
Может ваши родители много нагрешили, а может и нет. Экология плохая, стрессы, тяжёлая работа, отравленная химией еда. Мы видим, как олигархи жыруют, развлекаются, многие их предприятия гробят экологию, они не ставят современные фильтры и т.д. Так как с курортов на курорт, многие и не болеют почти, на не небе их не будет, их сердце черствое, как камень. Я знаю по своей бабке, которая ворожила украдкой, выливала мне испуг свечей, она практически не болела особенно в старости, зато стала много злиться, ругаться, в итоге точить соседей, меня. Потом снится, становится очень плохо, помогают молитвы особенно от порчи длинная 3,4 стр. Киприана
Для чего господь посылает болезни
Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна – привести человека к вечной смерти.
Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого» рассказывает: Тогда вpаг, не стеpпя сего, даже боясь, что Антоний в коpоткое вpемя наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько удаpов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний увеpял, весьма жестоки были его стpадания, и удаpы, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, пpичинить такой боли. Но по Божию Пpомыслу (ибо Господь не оставляет без пpизpения уповающих на Него), на следующий день пpиходит тот знакомый, котоpый пpиносил ему хлеб. Отвоpив двеpь и увидев, что Антоний лежит на земле, как меpтвый, взял и пеpенес его в хpам, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сpодников и из жителей селения окpужили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались.
Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).
Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.
Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».
Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).
В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путем войти в Царство Небесное, надо по-христиански нести тяжелые недуги, которые нас постигают. У некоторых духовно опытных старцев нашего времени можно встретить мнение о раковых болезнях как о тех недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец (Эзнепидис. 1924 – 1994). Сам он болел раком. «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничнства», – сказал он однажды священнику Дионисию Тацису. Другой великий греческий старец Порфирий (1906 – 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлет мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда сказал об этом своему старцу, – Нет, говорит он, – это – эгоизм. И я перестал просить. – Согрешил, Господи, – говорил. – По эгоизму просил сверх моих сил. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда. У меня ужасные боли. – Геронта, Вы обрадовались или расстроились? – Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. После стольких лет не забыл прошение мое. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нем образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты, но не вижу глазами характерные черты их. Язык мой стал толстым и далеким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь» (Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием).
При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное – это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).