Для чего и как составляется топливно энергетический баланс
Что такое топливно-энергетический баланс
Основными предпосылками для ускоренного развития энергетики в целом, в особенности электроэнергетики, являются масштабы и темпы развития экономики, в частности энергоемкой промышленности, и наличие соответствующих энергетических ресурсов.
Потребление энергетических ресурсов и электроэнергии в значительной мере характеризует общий уровень развития всей страны. Отсюда обеспеченность ее энергетическими ресурсами приобретает первостепенное значение.
Топливно-энергетическое хозяйство является важнейшей отраслью материального производства. Оно представляет собой единую отрасль, охватывающую процессы производства, преобразования и потребления всех видов топлива и энергии.
Такое единство имеет место вследствие широкой взаимозаменяемости различных видов энергетических ресурсов, неразрывности процессов производства и потребления энергии, возможности высокой централизации энерго- и топливоснабжения, непосредственного влияния уровня потребления на масштабы добычи, переработки и способов транспортировки топлива, комплексности ряда процессов переработки топлива и производства энергии.
Топливно-энергетическое производство является стержнем развития всех отраслей экономики. На его долю в целом приходится около одной трети общих капитальных вложений в промышленность страны. Поэтому определение оптимальных путей его развития представляет собой вопрос большой важности.
По технико-экономическим показателям добычи (производства) и роли в процессе материального производства каждый вид энергоресурсов и энергоносителей может оказаться более прогрессивным и экономичным в тех или иных районах и для тех или иных категорий потребителей. Последние в свою очередь могут оказывать решающее влияние на выбор энергоносителей и энергетических ресурсов.
Для отдельных энергетических и технологических установок (электростанций, котельных, промышленных печей и т. п.) они должны быть выбраны на основе сравнительного анализа их экономичности.
Размещение тепловых электростанций и выбор их топливной базы должны определяться по результатам оценки относительной экономичности транспорта, газа, нефти или нефтепродуктов, твердого топлива, электроэнергии.
Топливно-энергетический баланс — это обобщающая характеристика объемов добычи, переработки, транспорта, преобразования и распределения первичных, переработанных и преобразованных видов топлива и энергии, начиная от стадии добычи топливно-энергетических ресурсов и кончая стадией транспорта всех видов топлива и энергии к энергопотребляющим установкам.
В состав топливно-энергетического баланса, таким образом, входят следующие элементы:
топливно-энергетические ресурсы (ТЭР),
установки использования ТЭР и энергопотребляющие процессы.
Установки использования топливно-энергетических ресурсов включают топливопере-рабатывающиё и энергопреобразующие предприятия, установки, производящие неэнергетическую продукцию на базе использования топливно-энергетических ресурсов.
Энергопотребляющие процессы — это все механические (силовые) термические и физико-химические процессы, связанные с производством материальных ценностей и улучшением бытовых условий человека.
Таким образом, топливно-энергетический баланс охватывает довольно большое число элементов, каждый из которых имеет свои специфические особенности технологии получения и использования топливо-энергетических ресурсов, роли в производстве материальных ценностей, а также технико-экономических показателей.
Топливно-энергетический баланс, как и всякий баланс, состоит из двух частей — приходной и расходной.
Обе эти части непрерывно меняются главным образом по причине возрастающего роста потребления всех видов энергии и топливно-энергетических ресурсов, технического прогресса в добыче и переработке топлива, генерировании, транспортировке и потреблении энергии, а также в результате взаимозаменяемости и конкуренции различных видов энергии и топливно-энергетических ресурсов.
Нахождение оптимального варианта топливно-энергетического баланса требует анализа и оценки множества довольно широко изменяющихся факторов.
Задача оптимизации топливно-энергетического баланса в конечном счете сводится к определению наиболее рациональных путей обеспечения в течение заданного периода времени потребности экономики в топливе и энергии, при которых достигается минимум общественных трудовых затрат и создание необходимого задела для последующего развития энергетического хозяйства. Решение этой задачи возможно только при условии широкого применения, методов математического моделирования.
Требуется создание математических моделей топливно-энергетического баланса довольно большого объема, позволяющих учитывать все внутренние и внешние связи баланса, и разработки системы достоверной исходной информации.
Эти модели и системы информации должны быть разработаны для оптимизации топливно-энергетического баланса в разрезе временном (на разных этапах планирования или прогнозирования и уровнях развития) территориальном (страны, республики, района) и производственном (энергетического промышленного узла, крупного предприятия).
В свете изложенного могут и должны существовать различные типы и модификации эконометрической модели оптимизации топливно-энергетического хозяйства.
Система моделей, включающая модели угледобывающей и углеперерабатывающей промышленности, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, единой системы газоснабжения, единой электроэнергетической системы. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется по территориальному признаку на районные системы и далее на подсистемы энергетических узлов, образуя иерархию вертикально и горизонтально взаимодействующих, но автономно функционирующих отраслевых систем.
Эта система используется для оптимизации развития межрайонных топливных баз и топливоперерабатывающей промышленности, межрайонных потоков топлива и электроэнергии на период 5 — 10 лет.
Расширенная модель занимает промежуточное положение между вышеуказанными двумя. Она включает модели для оптимизации энергетического хозяйства промышленного узла или крупного предприятия. Эта модель применяется для оптимизации развития топливно-энергетического баланса на период до 5 лет.
Особое внимание в ней обращено на оптимизацию транспортно-энергетических связей и топливно-энергетического хозяйства районов и энергетических узлов предприятий.
Основным принципом построения указанных моделей является представление в них действительного развития топливно-энергетического хозяйства:
в территориальном разрезе — путем замены реальной схемы размещения всех категорий потребителей условными центрами их сосредоточения в районе;
технологическом — путем замены множества энергопотребляющих объектов ограниченным числом условных категорий потребителей;
временном — путем замены непрерывного процесса развития топливно-энергетического хозяйства ступенчатым на различных статических уровнях в пределах заданного периода.
При моделировании условно принимается, что изменение объемов и структуры топливопотребления от уровня к уровню происходит скачкообразно и таким же образом меняется состояние топливодобывающих предприятий и топливо-транспортных магистралей.
В реальных условиях рост тепливопотребления происходит в общем случае постепенно и аналогично нарастают масштабы добычи топлива.
Однако увеличение мощности топливодобывающих предприятий и пропускной способности топливо-транспортных магстралей, как правило, имеет скачкообразный характер в результате ввода очередных карьеров, шахт и скважин, новых (или параллельных) железных дорог и ниток газопроводов.
Следовательно, рост мощности топливодобывающих предприятий и пропускной способности магстралей сопровождается неизбежным (и весьма значительным) авансированием капиталовложений.
Для определения количественных показателей и характеристик топливно-энергетического баланса необходимо иметь прогнозные показатели развития экономики и энергопотребления.
Прогнозные показатели развития энергетики в целом зависят от ряда взаимосвязанных частных прогнозов: энергопотребления — роста потребности в основных энергоносителях, технического прогресса — в преобразовании и применении энергии и запасов энергетических ресурсов и затрат на их добычу, транспорт и т. п.
Прогноз объема энергопотребления можно осуществить, приняв за основу либо оценку полезно используемых топливно-энергетических ресурсов с последующим выбором энергоносителей для отдельных процессов потребления, либо оценку расходов подведенной к потребителям энергии в виде конечных энергоносителей.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Приказ Министерства энергетики РФ от 14 декабря 2011 г. N 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства энергетики РФ от 14 декабря 2011 г. N 600
«Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159) и пунктом 23 Плана первоочередных мероприятий по реализации положений Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1132), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23101
Порядок
составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 14 декабря 2011 г. N 600)
С изменениями и дополнениями от:
3. Баланс составляется на основе однопродуктовых энергетических балансов в форме таблицы по образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, объединяющей данные однопродуктовых энергетических балансов в единый баланс, отражающий указанные данные в единых энергетических единицах.
Однопродуктовый энергетический баланс составляется в форме таблицы по образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, отражающей в натуральных единицах формирование предложения отдельных видов энергетических ресурсов или их однородных групп и их использование в процессах преобразования, передачи и конечного потребления энергетических ресурсов.
5. Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются на основе однопродуктовых энергетических балансов.
6. В графу баланса «Уголь» включаются данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксике и коксовой мелочи, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.
7. В графу баланса «Сырая нефть» включаются данные о нефти, включая газовый конденсат.
8. В графу баланса «Нефтепродукты» включаются данные о нефтепродуктах, в том числе газе нефтеперерабатывающих предприятий сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.
9. В графу баланса «Природный газ» включаются данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод.
10. В графу баланса «Прочее твердое топливо» включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.
11. В графу баланса «Гидроэнергия и НВИЭ» включаются данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.
12. В графу баланса «Атомная энергия» включаются данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.
14. В графу баланса «Тепловая энергия» включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.
16. Строки баланса должны быть разделены на три блока:
в блок «Энергетические ресурсы» включаются данные о производстве энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и об изменении запасов;
в блок «Преобразование энергетических ресурсов» включаются данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче;
в блок «Конечное потребление энергетических ресурсов» включаются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.
17. В строке баланса «Производство энергетических ресурсов» учитываются данные о количестве всех видов энергии, полученной или произведенной из природных ресурсов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
19. В строке баланса «Вывоз» учитываются данные о количестве всех энергетических ресурсов, вывозимых с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
23. В строке баланса «Производство электрической энергии» учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, используемых для выработки электрической энергии, на основании данных однопродуктового баланса электрической энергии.
24. В строке баланса «Производство тепловой энергии» учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии, используемых для выработки тепловой энергии, на основе данных однопродуктового баланса тепловой энергии.
26. В строке баланса «Собственные нужды» учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на собственные нужды.
27. В строке баланса «Потери при передаче» учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.
28. В строке баланса «Конечное потребление энергетических ресурсов» указывается сумма строк с 13 по 19.
Информация об изменениях:
Приказом Минэнерго России от 19 ноября 2015 г. N 870 в пункт 29 внесены изменения
30. В строке баланса «Строительство» учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.
31. В строке баланса «Транспорт и связь» указываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.
32. В строке баланса «Сфера услуг» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.
33. В строке баланса «Население» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.
34. В строке баланса «Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды» учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.
35. Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива. В случае невозможности определения фактической калорийности топлива коэффициент пересчета в условное топливо определяется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку.
III. Источники информации для составления топливно-энергетических балансов
37. Объем производства и структура потребления электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливается по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 23-Н «Сведения о производстве и распределении электрической энергии» (по субъектам Российской Федерации), а также N 24-энергетика «Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок)»; N 6-ТП (КЭС) «Сведения о работе электросетей», ПЭ «Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), принадлежащих организациям, не относящимся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии, газа и воды».
38. Объемы выработки электрической энергии по разным группам электрических станций, а также объемы топлива на производство электрической и тепловой энергии, определения расхода электрической энергии на собственные нужды электростанций устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 6-ТП «Сведения о работе тепловой электростанции», N 6-ТП (КЭС) «Сведения о работе электросетей», ПЭ «Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), состоящих на балансе организаций не относящихся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии газа и воды».
39. Объемы выработки электрической энергии на гидравлических станциях и распределение выработки электрической энергии по отдельным станциям, устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 6-ТП (гидро) «Сведения о работе гидроэлектростанции».
40. Итоговые данные о потреблении энергетических ресурсов по отдельным видам продукции определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, тепловой энергии и электрической энергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)».
41. Объемы производства тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и ее потреблении населением, бюджетными организациями и прочими организациями устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-ТЕП «Сведения о снабжении тепловой энергией».
42. Итоговые данные о потреблении топлива и тепловой энергии по видам экономической деятельности, запасах топлива на предприятиях потребителях, его отпуске населению определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов».
43. Объемы потребления тепловой и электрической энергии населением устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения N 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» и N 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической (тепловой энергии) и мощности отдельным категориям потребителей».
44. Объемы потребления сетевого и сжиженного газа населением и в общественных зданиях устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы».
45. Объемы производства, собственного потребления и изменения запасов энергетических ресурсов устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-натура «Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции».
46. Объемы отгрузки нефтепродуктов потребителям и географию их экспорта устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-нефтепродукт (срочная) «Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям».
47. Объемы вывоза топлива за пределы субъекта Российской Федерации следует устанавливать по данным формы федерального статистического наблюдения N 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)».
48. Объемы потребления и запасов топлива устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения N 4-запасы (срочная) «Сведения о запасах топлива».
49. Органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных.
IV. Этапы составления баланса
50. Составление баланса осуществляется в несколько этапов.
52. На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива.
53. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.
54. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.
55. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс и проверка данных баланса.
56. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.
V. Разработка однопродуктовых балансов энергетических ресурсов
57. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов включают:
баланс сырой нефти;
баланс нефтепродуктов (и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту);
баланс природного газа;
баланс прочего твердого топлива;
баланс электрической энергии;
баланс тепловой энергии.
58. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в форме таблицы по образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Приложение N 1
к Порядку составления топливно-энергетических
балансов субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
Топливно-энергетический баланс
субъекта Российской Федерации, муниципального образования
Топливно-энергетический баланс. Сущность, структура и пути совершенствования топливно-энергетического баланса
Топливно-энергетический баланс
Топливно-энергетический баланс – это комплексная характеристика и взаимная увязка получения и применения в народном хозяйстве и быту топливно-энергетических ресурсов, а также всех видов энергии, которые были произведены из них (электроэнергия, тепло и т.п.).
Существует два вида баланса:
Любой материальный баланс, в том числе и топливно-энергетический можно оформить таблицей, в которой в двух столбцах будет информация:
В правой части в качестве распределения отражается общий расход, который тратится на выработку электроэнергии и теплоэнергии, а также сжатого воздуха и на производственно-технические и другие нужды. Сюда же относятся траты на экспорт и остаток на конец года.
В левой части указываются ресурсы, затраченные на производство топлива, выработка электроэнергии, атомной и геотермальной электроэнергии, импорт, прочие поступления и остаток на начало года.
Топливный и топливно-энергетически балансы не могут дать общего представления о размерах производства и потребления топлива и энергии в конкретной стране. При этом они являются отражением, к какому бассейну относятся или району, а также каково количество, вид и сорт топлива может быть добыт в обозначенный период. Они могут быть выражены в условных единицах или в натуральных.
Для каждого вида топлива характерна своя индивидуальная теплота сгорания – от 2000 ккал/кг и выше.
Понятие условного топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг. Была введено специально, чтобы планировать производство и потребление при подсчёте энергетических ресурсов.
Тепловой эквивалент любого всякого топлива может быть определено по следующей формуле.
где Q — теплота сгорания какого-либо топлива.
Разработка топливно-энергетического баланса ведётся на разных уровнях. Это может быть федеральный, республиканский или областной, а также городской или районный. Его составляют двумя способами: в первом случае берут за основу параметры использования удельных норм расхода топлива, а во втором – методом теплового баланса. С практической стороны можно утверждать, что первый метод более распространённый, нежели второй.
Структура топливно-энергетического баланса
Структура топливно-энергетического баланса – это состав топлива и энергии, которые входят в баланс, и их составляющая в общем объёме производства и потребления.
Экономика страны и её эффективность напрямую зависят именно от структуры топливно-энергетического баланса. Это происходит потому, что различные виды топлива и энергии серьёзно отличаются между собой по своей экономичности.
Природный газ по своему существу является самым экономичным видом котельно-печного топлива. Это даёт повод отталкиваться от него и приравнивать другие виды топлива, использование которых дороже. К примеру, угля в 2,5-3 раза, мазута – на 35-40%, сланцев – в 3,5 – 4 раза.
Себестоимость выработки 1 кВт/ч электроэнергии на ГЭС, ТЭЦ и АЭС также имеет различные показатели. Самая доступная по стоимости энергия на данный момент вырабатывается на ГЭС, затем на АЭС и наиболее дорогая на ТЭЦ.
Развитые страны уже давно делают упор на развитие атомной энергетики. Её доля составляет в данных странах до 60-70% общего объёма её производства и потребления, а в России на уровне 15-16%.
Для активного развития атомной энергетики в первую очередь следует учитывать транспортный фактор по отношению к развитию и выработке электроэнергии на ТЭЦ или ГЭС.
Из расчёта, что 1 кг. Урана заменяет 2,6-3 млн. т. угля. Отсюда можно сделать вывод, что такая экономия может быть достигнута на транспортных расходах и подвижном составе.
Экономичность атомных электростанций доказана на практике уже давно, но проблема состоит в необходимости обеспечивать безопасность атомной электроэнергетики. Именно в силу этих обстоятельств, нужно постоянно работать над совершенствованием структуры топливно-энергетического баланса. Это является очень важным для экономики страны, района, области и города.
В последнее десятилетие произошло множество позитивных сдвигов в производстве и добыче отдельных видов топлива и энергии, что оказало благоприятное влияние на структуру топливно-энергетического баланса страны. Кроме того, это положительно сказалось на эффективности общественного производства. Основная цель этих позитивных перемен состоит в том, что доля добычи угля подземным способом уменьшается, и одновременно с тем увеличивается доля открытого способа.
Из российского статистического ежегодника за 2012 г.: «В период с 1970 г. по 2011 г. доля электроэнергии, которая вырабатывается на атомных электростанциях увеличилась с 0,7 до 16,4%, однако эти показатели намного ниже, чем показатели, которые характерны для развитых стран Европы, где этот процент составляет 60-70%. Себестоимость выработки электроэнергии на АЭС в настоящее время по-прежнему ниже, чем на ТЭЦ».
Совершенствование топливно-энергетического баланса
Совершенствование топливно-энергетического баланса происходит по нескольким направлениям:
Как результат реализации данных направлений будет улучшение структуры топливно-энергетического баланса, что позволит удовлетворить потребности народного хозяйства и быта в топливе и энергии с наименьшими затратами.
Разрабатывать топливно-энергетический баланс нужно для того, чтобы:
Из всего вышесказанного следуем вывод, что топливно-энергетический баланс и его разработка представляют собой важную часть экономической политики государства, а также его основных субъектов.