Для чего идут в депутаты
Зачем идут в депутаты с точки зрения обывателя
***
Переходя непосредственно к заявленной теме, начну с того, что не все сами рвутся на выборные должности. Бывает, что некая структура делегирует доказавших свою преданность представителей в «заседатели» Дум различных уровней (городской-окружной-областной), чтобы те отстаивали «корпоративные интересы». Многие согласятся, что это нормально и правильно: если организация является крупным работодателем, даёт возможность существенной части населения некой территории кормить свои семьи, своими налогами наполняет бюджеты административных единиц – то эта организация должна иметь возможность участвовать в политической жизни и излагать видение своих коллективов и руководства.
О тех кандидатов, кто стремится занять кресло в думе «для себя», народное мнение «по Гоббсу» будет предельно простым: «хотят, сволочи, пропихнуть свой бизнес и отжираться за мой счёт, на мои налоги».
— А, может, человек хочет принести пользу обществу? – предположит сторонний наблюдатель.
Обыватель в ответ снисходительно улыбнётся, усомнившись в умственном развитии того, что кто такую мысль изложит: с Луны, мол, наивный свалился.
Однако оценивая не других, а себя, никто не посчитает себя плохим. Для себя человек всегда может найти объяснение и оправдание. Вспомните знаменитую фразу из бандитского фильма: «Не мы такие, жизнь такая».
Поэтому анализировать мотивы кандидата в депутаты стоит со стороны, но с точки зрения Руссо: человек движим самыми благими побуждениями, хочет принести пользу себе, своим родным и близким, обществу в целом.
Любая деятельность направлена на удовлетворение каких-либо потребностей. Даже если сделать что-то совсем не сложно, то ничего не делать – ещё проще. Согласно теории Маслоу, каждый момент времени человек находится на одной из ступеней своеобразной пирамиды потребностей. И на разных уровнях пирамиды желание будет объясняться разными побудительными мотивами.
6-я ступень. Безопасность.
Обязательным (но не главным) критерием готовности перейти с этого уровня на следующий является наличие у человека крыши над головой: собственной квартиры или дома (допускается ипотека), либо финансов, достаточных для аренды жилья на неограниченное время. Также показателем является наличие стабильного дохода за счёт трудовой или иной деятельности, позволяющие человеку как-то планировать своё будущее, быть уверенным, что его семья не останется без средств к существованию и медицинского обслуживания. В противном случае желание стать депутатом может быть охарактеризовано в ключе «депутатство – это тоже такая работа, где можно заработать на квартиру, машину, отпуск». Я бы поставил на эту ступень баллотирующихся в думы студентов и работников, только начинающих свою трудовую деятельность.
4-я ступень. Потребность в уважении и почитании.
К этой группе относятся люди, достигшие «стеклянного потолка» в своей профессиональной деятельности: могли бы расти дальше, да некуда, ибо места выше все заняты. И, наоборот, те, кто понял, что в избранной ими стезе они успехов не достигнут, поэтому хотят «расти вбок»: развиваться не по основной карьерной лестнице, а реализуя себя в других областях.
3-я ступень. Потребности познавательные.
С этого уровня избираются уже состоявшиеся профессионалы и руководители, ищущие возможность «масштабировать» свои достижения на новых уровнях и территориях. Сначала бизнесмен держит бензоколонки в одном городе, потом в нескольких городах округа, затем – области, потом движется в «нефтяное лобби» государственной думы. Пожалуй, это последний уровень, с которого самостоятельно желают стать депутатом. Находящимся на более высоких ступенях выгоднее «двигать своих людей», чем заниматься этим самим.
2-я ступень. Потребности эстетические.
Люди с этого уровня вряд ли пойдут в депутаты. Это либо очень богатый предприниматель, руководитель крупного предприятия. Либо ректор престижного вуза. Либо главврач признанной всеми клиники. Иногда в этой роли могут выступать писатели или журналисты, спортивные тренеры. Скорее всего, они сделают это из своих идеалистических представлений. И при наличие свободного времени, которое у них есть за счёт четко отлаженных процессов в своей профессиональной деятельности, переложения её на заместителей.
Этот уровень зачастую недоступен для понимания простого обывателя, потому что является парадоксальным. Мол, чего им спокойно-то не сидится, чего ещё нужно, если и так всё есть.
Кстати, по причине того, что уровень этот сложен к пониманию, достаточно много амбициозных мошенников могут «прикидываться» представителями этой категории.
— Он профессор и автор книг, у него успешный бизнес, он заработал денег, что хватит внукам, поэтому не будет воровать, а будет думать исключительно о народном благе! – вот дымовая завеса таких авантюристов.
Личный опыт: Зачем идти в муниципальный совет Заранее предупредив избирателей, что все местные советы — бессмысленная бюрократия, обычный москвич Максим Кац решил баллотироваться в депутаты района Щукино. The Village узнал, зачем ему это нужно.
27-летний Максим Кац — один из нескольких тысяч кандидатов в депутаты московских муниципальных советов, выборы в которые пройдут одновременно с президентскими. Он проснулся знаменитым после того, как в своей предвыборной листовке написал правду о себе и своих намерениях. В реалиях российской политики это выглядит настолько необычно, что бывшего игрока в покер и урбаниста-любителя стали обсуждать далеко за пределами родного Щукино. Листовка собрала несколько тысяч репостов в Facebook, а блог моментально попал в топ «ЖЖ». Максим Кац рассказал The Village, зачем ему место в муниципальном совете и что он намерен делать, если действительно победит.
Моя фамилия — Кац, мне 27 лет, я владелец компании, занимающейся покером, хожу непричесанным и даже для фото на предвыборную листовку не надел костюма. Я не хочу никого обманывать. Все говорят, что меня ни за что не выберут: «среднему избирателю», видите ли, нужен упитанный коротко стриженный депутат в галстуке, с двумя высшими и массой невыполнимых обещаний. Но я верю, что с людьми можно говорить честно, без глупого вранья и лицемерия. Политика, даже районная, должна быть не сборищем пугал, а средством улучшения жизни одних обычных людей другими обычными людьми.
Муниципальные советы — это такие бессмысленные междусобойчики, существующие в каждом районе. Они занимаются вопросами работы с несовершеннолетними и «досуга граждан», а бюджет их равен 1 300 рублей на одного жителя района в год. Я баллотируюсь на выборы в этот бессмысленный орган в Щукинском районе, где и живу.
Мои товарищи на выборах обещают бороться за повышение пенсий и за капитальный ремонт домов, но, очевидно, они не смогут выполнить этого обещания, ведь муниципальный совет просто не занимается этими вещами. Я знаю, какой именно пешеходный переход должен быть у метро «Щукинская» и как надо изменить направление света фонаря на углу моего дома, а не занимаюсь бессмысленной демагогией. Я неплохо разбираюсь, каким должен быть город и каким он быть не должен, а главное, как сделать его удобным для большинства жителей. Я был во многих европейских городах и долго изучал там урбанистику, в частности, брал уроки у известного датского урбаниста Яна Гейла.
Среднему избирателю нужен упитанный, коротко стриженный депутат в галстуке, с двумя высшими и массой невыполнимых обещаний.
Знакомые наперебой объясняют, что Москва не Копенгаген, что все эти заумные идеи не будут работать «с нашим менталитетом» и «в нашем климате», но это чушь. Что мешает поставить во дворах моего района столы для настольного тенниса и лавочки для сидения, а не для отчета о выполнении плана постановки лавочек? Что мешает нарисовать велодорожки и поставить велопарковки? Эти вещи можно сделать даже на те копейки, которые находятся в распоряжении муниципального совета, но этого никто не сделал. Не климат же им помешал.
Есть универсальные принципы планировки общественного пространства, работающие везде одинаково. Простой пример: с недавнего времени машинам разрешили парковаться на тротуарах Тверской улицы. Я посчитал, что на участке от Центрального телеграфа до мэрии 52 парковочных места — то есть за день паркуется около двухсот машин. А мимо них ежедневно проходят 20 000 человек. Значит, 99 % пользователей этого пространства довольствуются всего третьей частью тротуара. Не надо быть копенгагенцем, чтобы понять, насколько это дико.
В идеале когда-нибудь в будущем я хотел бы стать мэром Москвы. Или как минимум занимать какую-нибудь должность в правительстве, которая позволила бы мне постепенно приводить город в более вменяемое состояние. Кстати, в московском правительстве есть департамент транспорта. По сути дела, это департамент машин, занимающийся — не очень удачно — защитой интересов автомобилистов. А в крупных европейских городах, наоборот, есть что-то типа департамента пешеходов, занимающийся теми, кто ходит пешком и ездит на велосипедах. Вот в таком департаменте я и хотел бы работать, а возможно, создавать его с нуля.
Я знаю, как сделать город удобным для его жителей, но меня никогда бы не взяли в мэрию, ведь в моем резюме написано: «профессия: игрок в покер».
Я совсем не мечтатель и понимаю, что никуда не деться от кольцевой структуры города, от тяготения к центру, от зимнего снега и весенней грязи. Но даже в рамках того, что есть, можно многое изменить. Просто нельзя идти на поводу у тех, кто больше всех кричит. Есть популизм — скажем, борьба с мигалками, которые очень мало влияют на дорожную ситуацию, — а есть реальные меры по регулировке трафика. Такой мерой стало бы, например, введение обязательной платы за парковку внутри Садового кольца. Скажем, она бы стоила 100 рублей в час, 500 за день и 3,5 тысячи в месяц. Одномоментное запрещение мигалок принесло бы гораздо меньший эффект, чем эта непопулярная и совсем не героическая мера.
Мое единственное желание сейчас — применить мои знания на практике, то есть в московском правительстве. Но меня никогда бы не взяли в мэрию даже на самую маленькую должность, потому что в моем резюме написано: «высшее образование: нет», «профессия: игрок в покер». Так что эти выборы для меня — единственный путь.
Зачем я иду в депутаты?
Для справки. Станислав Николаевич Колбешин родился в 1961 году в семье военнослужащего. В 1978 году закончил школу в Новосибирске и поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище «Имени 60-летия Великого Октября». Окончил училище в звании лейтенант и квалификации «офицер с высшим военно-политическим образованием».
Для справки. Станислав Николаевич Колбешин родился в 1961 году в семье военнослужащего. В 1978 году закончил школу в Новосибирске и поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище «Имени 60-летия Великого Октября». Окончил училище в звании лейтенант и квалификации «офицер с высшим военно-политическим образованием».
В 1982 г. был направлен для прохождения службы в Забайкальский Военный округ на границу с Монголией. В 1987 году для дальнейшего прохождения службы переведен в Свердловск, в Кольцово, в Авиагородок на должность заместителя командира части по работе с личным составом.
Ныне офицер запаса. В 1998 году создал предприятие «Росспецсталь», где занимает пост генерального директора.
В поселке Верхняя Сысерть я живу с 1994 года. Мне нравится здесь природа, пруд. Здесь все располагает к тому, что поселок должен с каждым годом становиться лучше и лучше, расцветать. Но в действительности, к сожалению, в поселке все больше и больше появляется нерешенных проблем. Такое впечатление, что о Верхней Сысерти все забыли.
В Сысертском районе я создал предприятие. Оно стабильно работает и развивается, дает новые рабочие места. Но равнодушие местных органов власти просто убивает. Им ничего не надо. Мало того, что чиновники не решают ни один вопрос, вся их деятельность направлена на то, чтобы мешать другим работать.
Знаю людей, которые также как и я, неравнодушны к судьбе своей Сысерти и Верхней Сысерти. Объединившись с ними вместе, мы сможем сломать сложившуюся порочную систему безразличия к нашему району. Вместе заставить исполнительную власть заниматься развитием Сысертского края.
Статус депутата для меня — это возможность решать проблемы людей и влиять на ситуацию, а не стоять в стороне.
Муниципальная власть должна быть открыта и готова к диалогу с горожанами, предпринимателями, общественными организациями. Без этого невозможно развитие Сысертского района.
Мы с вами должны договариваться, искать пути, которые нас объединяют, решать проблемы, которые стоят перед нами.
К сожалению, наша нынешняя власть находится в глухой обороне. Не видит и не слышит жителей. Вместо того, чтобы искать путь, как решить вопрос, она ищет причину, как отказать. Весь потенциал муниципальной власти направлен на решение личных проблем, получения личной выгоды. О каком движении вперед с такими-то устремлениями можно говорить? Это просто балласт.
Для развития Сысерти нужны долгосрочные комплексные программы. Умение стратегически мыслить не должно мешать работать с гражданами и решать их конкретные частные проблемы. Кстати, многие проблемы повторяются: мусор, дороги, свет, ЖКХ, социальная защита. И, увы, не решаются.
Я создал предприятие «Росспецсталь» в конце девяностых. Прошел все карьерные ступени от рядового инженера до генерального директора. Сегодня это стабильно развивающаяся фирма. Она находится в Большом Истоке. У меня нет корыстных интересов в получении депутатского статуса. Мне не надо земли. Моя компания не выполняет муниципальных заказов. Я не зависим от администрации. И считаю это своей сильной стороной. Именно непредвзятость позволит отстаивать интересы жителей округа.
Мы не должны искать места для лучшей жизни – надо свой двор, свой поселок, свой район сделать лучше. Не стоять в стороне и ждать, когда кто-то за нас это сделает. Самим каждый день делать жизнь лучше.
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Для чего идут в депутаты
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как стать муниципальным депутатом. (Часть 1: Зачем вам идти в муниципальные депутаты.)
Чем ближе выборы, тем больше вопросов будет поступать от потенциальных кандидатов. Чтобы не повторяться каждый раз, лучше я напишу статьи. Их прочтут москвичи, и надеюсь, эти статьи подтолкнут многих участвовать в выборах. Пусть это будет мой маленький вклад в повышение гражданской активности в районах столицы.
Я планирую 6 статей:
1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты.
2. Что делают муниципальные депутаты.
(Полномочия. Работа без полномочий. Работа с жалобами жителей.)
3. Как устроена местная власть.
(Совет депутатов. Аппарат совета депутатов. Управа. Префектура. Бюджет, деньги в районе.)
4. Участие в собраниях Совета депутатов.
(Регламент. Повестка. Голосования. Протокол. Депутатский запрос.)
5. Как стать муниципальным депутатом.
(Выдвижение. Расходы. Стратегия и тактика избирательной кампании)
6. Ответы на вопросы.
Сейчас, прежде чем я начну первую часть, хочу обратиться к действующим муниципальным депутатам. Коллеги! Присоединяйтесь! Давайте вместе начнем агитировать людей пойти в муниципальные депутаты. Глядишь, во многих районах появится настоящее, независимое от власти местное самоуправление.
Со своей стороны я обещаю информационную поддержку для кандидатов трех измайловских районов и Гольянова. Надеюсь, что в других районах действующие муниципальные депутаты поступят аналогичным образом. Все это будет способствовать повышению интереса к муниципальным выборам.
Итак, приступим к первой статье.
Часть 1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты
В муниципальные депутаты идут те, кто хочет сам, непосредственно принимать участие в решении вопросов местного значения в своем районе. Если вам нравится общественная деятельность и вы неравнодушны к тому, что происходит за пределами вашего дома, то вам дорога в муниципальные депутаты.
Да, у нас, муниципальных депутатов, сегодня крайне мало полномочий (так уж устроено местное самоуправление в Москве). Все полномочия и финансы сосредоточены в управах. Но вас не должно это останавливать, если ваша задача – участие в жизни своего района. Тут главное активность. Скажу честно, даже статус депутата не самое главное в решении проблем. Однако в статусе депутата вы будете уже совсем по-другому относиться к происходящему вокруг, появится ответственность. И круг решаемых вопросов становится намного шире.
Что это даст лично вам? Поговорим о «пряниках»:
— Бесплатный единый проездной на общественный транспорт;
— Денежная компенсация в среднем 17500 рублей в месяц (может варьироваться в зависимости от принципов распределения средств между депутатами);
— «Корочка» и гордый статус депутата (бу-га-га);
Как видите, пряники невелики, но главное, моральное удовлетворение от общественно полезной работы, не правда ли? Плюс отличная школа жизни. Много чему приходится учиться: с людьми общаться, отстаивать свою точку зрения, бороться с нерадивыми чиновниками, говорить на публику, писать обращения, учить законодательство и т.д. и т.п. Такое саморазвитие.
Минусы:
— Свое личное время вы тратите не на себя и свою семью или свой бизнес, а на общественные вопросы и проблемы других людей;
— Вы постоянно натыкаетесь на то, что ваших полномочий не хватает для решения проблем. Даже любой мелкий вопрос, такой как цвет бордюра у вашего дома и уборка листвы – это не ваши полномочия по законодательству;
— Огромный пофигизм и пассивность людей (именно поэтому нам нужны активисты и я пишу эти статьи);
Местное депутатство – это не политика. Тут ее нет. Тут скамейки и уборка, капитальный ремонт домов и шлагбаумы. Разве что раз в пять лет кандидаты в мэры Москвы придут за вашей подписью на выдвижение. Если у вас цель заняться политикой, не идите в муниципальные депутаты, не тратьте свое время.
Если вы хотите баллотироваться только ради одного титула «депутат» и при этом не заниматься проблемами района (а таких депутатов полно в Москве), то это просто смешно.
Местное депутатство – это не управление районом (управляет управа). Вы лишь общественный контролер, который дергает чиновников со стороны исполнительной ветви власти, чтобы они лучше решали вопросы района.
Местное управление – это не распределение бюджета района, основные деньги проходят через управу мимо депутатов. Максимум что от вас требуется – согласовать, на что идут деньги управы.
Представим, что вы один независимый от власти депутат в районе. Многое ли вы сможете как депутат, когда вас легко по любому вопросу переголосуют единороссы? Немного.
Но представим, что вас, независимых, стало больше. Теперь вы сила! Представим, что вас стало больше половины депутатов в районе. О, жить станет лучше, жить станет веселее!
Появляются мощные рычаги:
На ближайших выборах надо стремиться независимым от власти кандидатам взять большинство в каждом районе Москвы. Тогда начнутся перемены, откуда их не ждали – снизу.
Ну и конечно, не забываем, что в 2018 году будут выборы мэра. Оппозиционному кандидату будет ой как не просто собрать более 100 подписей муниципальных депутатов (причем по одной подписи в каждом районе) для прохождения фильтра. Выборы муниципальных депутатов в 2017 году определят, сможет ли выдвинуться кандидат не от власти.
Есть вопросы? Пишите в комментариях. Отвечу в следующих статьях.