Для чего играть гаммы

Зачем играть гаммы на фортепиано

Давайте ответим на вопрос – зачем играть гаммы на фортепиано?

Хорошо, мы признаем, что изучение гамм не самая интересная вещь в мире. Если у вас есть соблазн пропустить эту ступень обучения – вы, конечно не одиноки! Но есть много причин, почему начинать свои практические занятия с гамм – это хорошая идея.

Во-первых, играть гаммы на фортепиано это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на трассу.

Как мы вскоре увидим, игра гамм включает в себя некоторые технические движения, такие как скрещивание пальцев над и под друг другом. Это то, что пианисты должны делать все время в своих пьесах, поэтому гаммы обеспечивают идеальную платформу для практики технических элементов. Они также отлично подходят для улучшения четкости нот, развития контролируемого звука и увеличения скорости. (Мы все хотим играть быстрее, верно?) Так что играть гаммы на фортепиано это полезно!

Наконец, гаммы помогут вам узнать тональности, аккорды, поможет лучше ориентироваться в нотах, в импровизации, написании песен. В общем это просто необходимо.

Нумерация пальцев при игре на фортепиано

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Виды гамм

Тоны и полутоны

Термины тон или полутон относятся к расстоянию между двумя нотами. Полутон-это расстояние между двумя нотами на фортепиано непосредственно рядом друг с другом. Например, C-C# – это полутон, как Eb-E или как E-F.

Тон-это просто два полутона. C-D-это тон, как G# – A#, как Eb-F. То есть между двумя есть еще один звук.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Я думаю ответ на вопрос зачем играть гаммы на фортепиано очевиден. Вам может показаться сложным все то, о чем говорилось выше, но это только на первый взгляд. На самом деле все просто, все предельно просто. Главное внимательно вникнуть в каждую деталь. Успехов!

Источник

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы
Формула для минора:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гаммы развивают

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммыДля чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Длинные арпеджио

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Как заниматься

Также полезно играть разными штрихами

Использовать разную динамику

Отличная статья 94

Бесполезная статья 7

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

Источник

Нужны ли гаммы гитаристам?

Этот вопрос задает мне практически каждый ученик на первоначальном уровне обучения. За свой десятилетний стаж работы я давал разрозненные ответы, которые в той или иной степени убеждали в необходимости этого вида музицирования. В этой статье я постарался собрать ответы на самые популярные вопросы, а также хотел поделиться своим преподавательским опытом на данном этапе.

Исполнение гамм считается необходимым условием обучения на любом музыкальном инструменте. На чем бы вы не учились, вы рано или поздно столкнетесь с необходимостью играть гаммы. Гитара конечно же не исключение, для нашего инструмента тоже существуют различные варианты исполнения гамм: одноктавные, двух-, трёхоктавные. Существует множество редакций гамм: А. Сеговии, М. Каркасси, П. Роча, Р.Зорькина, И.Кузнецова и др. Они сильно отличаются друг от друга в выборе аппликатуры.


Что такое гамма?

Как известно гамма это восходящие или нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав. Как правило педагоги начинают давать гаммы уже на ранних этапах обучения развивая тем самым у учеников беглость пальцев, силу звука и отрабатывая различные приемы звукоизвлечения. Мои ученики также начинают осваивать игру гамм в течение первого года обучения. Работа над гаммами решает целый комплекс исполнительских задач: развитие мелкой моторики, чувства ритма, работа над динамическими оттенками, также штрихами и т.д. На начальном этапе обучения гаммы рекомендуется играть в одну октаву. В середине первого-втором года обучения можно вводить несложные гаммы на две октавы. С трехоктавными гаммами, по моему опыту, справляются ученики на третьем-четвертом году обучения.


Как правильно играть гаммы?

Гамма должна быть исполнена в довольно подвижном темпе ровными длительностями, но в то же время гаммы можно играть различными ритмами: пунктиром, триолями, синкопами, шестнадцатыми, квинтолями. И те и другие способы игры гамм направлены на совершенствование технической базы исполнителя. Гаммы можно играть в интервал. В основном играют гаммы терциями, секстами или октавами. Умение играть гамму параллельными интервалами-очень важный навык для исполнителя. Такого рода сложности встречаются в большом количестве произведений любых стилей.

При разучивании гамм мы неизбежно столкнемся с игрой на разных струнах. Переходы со струны на струну могут выпадать на разные пальцы правой руки. У начинающих, при игре чередованием пальцев в правой руке, зачастую переходы со струны на струну могут вызывать трудности. При внимательном и контролируемом проигрывании гамм эти вопросы со временем решаются. Гамму стоит играть чередованием пальцев с аппликатурой: i,m или m,i. Возможен вариант также: m,a и a,m. И даже возможен вариант: p,i, который на первый взгляд может показаться экзотическим, но в музыкальной практике владение такой техникой игры часто является необходимой. Для развития скоростной техники можно и нужно пробовать аппликатуру: a,m,i. От себя могу добавить, что подобной аппликатурной формулой не стоит злоупотреблять. Освоив новую формулу есть соблазн играть ею абсолютно все пассажи, тогда как довольно часто обычные среднетемповые пассажи можно с лёгкостью сыграть традиционным способом.


Нужно ли играть гаммы под метроном?

Игра под метроном это базовый этап для достижения ровности исполнения гамм. Я рекомендую играть под метроном с раннего этапа работы выставляя медленный темп и постепенно ускоряя его. Как показывает практика игра со счётом вслух результативна в сочетании с метрономом.


Можно ли играть этюды вместо гамм?

Существует распространенное мнение среди музыкантов, что игру гамм можно заменить проигрыванием этюдов, в которых встречаются гаммообразные пассажи. Это мнение не лишено смысла. Каждый этюд написан для отрабатывания того или иного вида техники, в том числе и техники исполнения всевозможных пассажей. Хорошо написанный этюд также может служить для достижения нескольких технических задач. Можно взять для примера этюд 1 М. Каркасси из цикла 25 этюдов оп. 60.

М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 13-14

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

М.Каркасси этюд 1 оп.60 такты 37-40.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

В представленных примерах видно, что здесь обыгрывается гамма ля-минор, а также гамма до-мажор. Помимо этого есть фрагмент с арпеджио.

М.Каркасси этюд 1 оп. 60 такты 29-36

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Для наибольшей эффективности работу над этюдами нужно совмещать с проигрыванием гамм. Обычно на технических зачётах в музыкальных школах требуется исполнить гамму и один или два этюда, технический зачёт устраивается с переодичностью два раза в год. Эту практику могут взять на заметку гитаристы, которые учатся самостоятельно или у частного педагога.


Что даёт исполнителю работа над гаммами?

Игра гамм знакомит, а также учит свободно владеть всеми тональностями. Для гитариста это весьма важно, потому что практически нет музыки написанной для гитары в «трудных тональностях» с большим количеством знаков при ключе. Такие тональности как скажем ре-бемоль мажор или ми-бемоль минор являются в гитарной практике малоупотребительными. Если это только не аккомпанемент к песне, где гитарист играет посредством каподастра. Как известно существует 24 тональности, за каждой из которой закреплён свой порядок знаков при ключе: диезов или бемолей. Выучить такой большой объем информации зачастую непросто, но с постепенным освоением гамм это всё-таки возможно.

На гаммах хорошо отрабатывать смену позиций-перемещение руки вдоль грифа. Позиционная смена всегда представляет собой техническую трудность, особенно если речь заходит об игре за 12 ладом. Необходимо, чтобы большой палец левой руки запоминал положение на грифе и при каждой смене позиции непременно возвращался на то же место. Достигается это многократными повторениями.

Проигрывание гамм помогает привыкнуть к новому незнакомому ранее инструменту. Не секрет, что все инструменты отличаются друг от друга. Когда вы берете в руки новую гитару и проигрываете на ней гаммы, вы привыкаете к определенной толщине грифа и высоте струн.


Как добавить мотивации если гаммы играть скучно?

Гаммы играть намного интереснее, если ставить определенные задачи, например, играть с динамикой. При восходящем движении играть крещендо, а при нисходящем диминуэндо. Также возможны любые другие динамические комбинации. А также возможна игра с абсолютной динамической ровностью во всех регистрах под метроном. Гамму также не стоит играть без внимания и контроля, так сказать «без головы». Надо их играть осознанно. Нужно следить за синхронными действиями обеих рук.


Какие разновидности гамм существуют?

В исполнительской практике принято играть мажор натуральный. Но ещё существует гармонический вид мажора, в котором понижается VI ступень и мелодический вид, в котором при восходящем движении играется натуральный мажор, а в нисходящем движении понижаются VII и VI ступени. Минор же играют в основном только мелодический, в котором при восходящем движении повышаются VI и VII ступени, а при нисходящем движении играется натуральный вид минора. Существуют также другие разновидности минора: натуральный и гармонический, в котором повышается VII ступень. Коснемся этой темы ещё немного глубже и скажем, что существуют ещё и старинные церковные лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, эолийский, локрийский. Ионийский соответствует обычной мажорной гамме. Лидийский соответствует мажорной гамме с повышенной IV ступенью. Миксолидийский соответствует мажорной гамме с пониженной VII ступенью. Дорийский соответствует натуральной минорной гамме с повышенной VI ступенью. Фригийский соответствует натуральной минорной гамме с пониженной II ступенью. Эолийский соответствует натуральной минорной гамме. Локрийский соответствует минорной гамме с пониженной II и V ступенями.


Если гаммы играть сложно, то существуют ли какие-нибудь упражнения для подготовки пальцев?

Перед освоением гамм можно поиграть некоторые упражнения А. Иванова-Крамского, Э. Пухоля, А. Карлеваро, которые подготавливают пальцы к растяжкам и смене позиции.

Источник

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны?

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гамма на гитаре — что это такое?

Гаммы – это последовательность из семи идущих друг за другом нот, которые составляют тональность или определенный лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Именно этому аспекту и посвящена данная статья. Здесь вы найдете полное объяснение, что такое гаммы и как их составлять самостоятельно.

Для чего нужны гаммы гитаристу

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Полный список

Этот раздел сделан для того, чтобы вам было удобнее разбирать каждую из гамм. В нем вы найдете ссылки на отдельные статьи, посвященные каждой из тональностей и боксам внутри нее.

Какие гаммы учить в первую очередь?

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Простой ответ на этот вопрос – все. Таким образом, вы не только зазубрите звуки, которые входят в тональность, но и выучите расположение нот на грифе. Однако, проще всего начать с гамм До-мажор или Ля-минор. Причина в том, что все ноты, входящие в них, не промежуточные. Выучив их расположение, вы сможете без труда находить ноты-диезы или бемоли, которые входят в состав других тональностей.

Кроме того, и об этом будет сказано ниже, вам стоит обратить внимание на так называемые гитарные боксы – если выучить их, то дальнейшее освоение гамм будет намного проще, чем оно могло бы быть.

Значение гамм для исполнителя

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Разновидности гамм

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Сами по себе эти боксы могут быть диезными и бемольными – если внутри них есть, соответственно, ноты с этими знаками. Кроме того, имеется и особый подвид – хроматическая гамма, при которой каждая нота, входящая в тональность, повышается на полтона, за исключением одной.

Теория построения

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Это самая стандартная схема, от которой и отталкиваются все музыканты.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Хроматическая гамма же отталкивается от этой схемы, и повышает все ноты на половину тона, кроме шестой ступени, вместо которой понижается седьмая, если мы говорим о мажоре, или за исключением первой, вместо которой понижается вторая, если говорим о миноре. Стоит учитывать, что мы достраиваем до каждой ноты дополнительный полутон, а не меняем ее на диезную или бемольную.

Кроме того, если в миноре между двумя последними тонами вставить еще и полутон, то получится так называемая гармоническая гамма. То же самое применимо и к мажору, но если полутон вставить между пятой и шестой ступенями. Это придает звуку восточный оттенок.

Аппликатура гамм на гитаре

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всем грифе. В первом случае вы просто двигаетесь с первого или нулевого лада до двенадцатого, если мы говорим о до-мажоре или ля-миноре, либо же с любого другого до момента, пока не пройдете полную октаву.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы так называемыми боксами. Тогда вы будете знать, на какой струне находится, какая нота, и сможете гораздо проще импровизировать и простраивать новые гаммы в дальнейшем уже самостоятельно.

Как играть гаммы на гитаре

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Самое главное – играть под метроном. От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Особенности игры

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

На гитаре все гораздо проще, чем на пианино. Все дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как простраивать новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Боксы гаммы — что это такое

По сути, боксы – это устойчивые позиции или схемы, которые образуют собой гамму. Они включают в себя все струны, а не только одну, и немного меняются в зависимости от вашей позиции на грифе. Кроме того, сюда же входят и классические лады, которые берут свое начало еще из греческой музыки. Если вы не хотите углубляться в теорию и учить способ построения гамм – то лады помогут вам все равно заучить их.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Позиции гамм на гитаре. Сколько и какие бывают?

Позиции гамм также разделяются на мажорные и минорные. Всего их пять штук, и они двигаются по грифу в зависимости от тональности, в которой вы играете. Поэтому для комфортной игры вам достаточно выучить пять боксов до-мажора, и сдвигать их вниз по грифу, опираясь на то, внутри какого ключа находится песня.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Примеры гамм на гитаре для начинающих

Этот раздел включается в себя примеры гамм и аппликатур к ним. Это сделано в первую очередь для начинающих гитаристов, чтобы они посмотрели и освоились – нашли нужные боксы на грифе и поняли на практике, что это такое.

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Для чего играть гаммы. Смотреть фото Для чего играть гаммы. Смотреть картинку Для чего играть гаммы. Картинка про Для чего играть гаммы. Фото Для чего играть гаммы

Гаммы табы GTP

В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм. Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Альберт Гастинов

19 Replies to “ Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны? ”

А как быть с соль-минор?

Здравствуйте. Статью гаммы Соль-минор опубликуем нескоро, работаем над другими разделами сайта. Но отвечая на вопрос как быть с гаммой Соль-минор прямо сейчас?

Открываете статью гаммы Ля-минор. Т.к. нота Соль идет перед нотой Ля и между ними у нас целый тон, то мы все позиции гаммы Ля-минор, просто сдвигаем на 2 лада влево. Объясню на примере.
1) 1 позиция гаммы Ля-минор начинается с 7 лада. Вы просто эту же аппликатуру (схему) играете не с 7 лада, а с 5-го и у вас будет гамма Соль-минор.
2) С 2 позицией также в Ля-минор она играется с 10 лада, в Соль-миноре мы играем ее с 8 лада.
3) Остальные схемы точно также.

Также для ориентира используйте гаммы Пентатоники Соль-минор и Блюзовые гаммы этой тональности. В них те же самые позиции, только не играются некоторые ноты.

Спасибо! Не ожидал, что вы мне так быстро ответите

Соглашусь со МНОГИМИ из этих комментарий… красиво подано но НЕПОНЯТНО…
Пытаюсь понять теорию, но натыкаюсь на не соответствие подачи и разъяснения материала.
Проще было написать… выучите, зазубрите эти боксы, схемы, позиции, запомните где находятся ТОНИКИ в каждом боксе и … потом к вам прийдет ПОНИМАНИЕ…
Сайт прекрасен! Спасибо вам за вашу работу! НО негативное мнение… тоже мнение но если их больше … может надо ПОДУМАТЬ…
P.S.
У вас боксы, позиции или схемы имеют разную нумерацию внутри одной гамм… здесь 1 бокс начинается с 5 лада, в конкретном разборе гаммы ДО-мажор с 7 лада… это тоже вносит сумятицу… или номера боксов УСЛОВНЫ…
С уважением Юрий!

Здравствуйте. Спасибо за отзыв и комментарий. Постараюсь на него ответить информативно.

1) Данная статья «Гаммы на гитаре для начинающих» носит общую информацию о гаммах. Подробная теория по каждой гамме внутри отдельных статей, ссылки на них списком в этой статье. Внутри этих статей как раз так все и написано, как они строятся, как нужно по ним заниматься и т.д.

2) На счет негативного мнения, могу сказать так. У сайта большая аудитория и посещаемость и за столько лет работы над сайтом, я получал и получаю негативные комментарии типичного содержания и пришел к выводу, что эти письма пишут определенная категория людей. Всем не угодишь! Но есть вот адекватные комментарии как ваши, на сайте с другим настроем и подачей, скорее всего вам не безразлично и интересно. Поэтому на такие комментарии и отвечать интересно и помогать по конкретным вопросам.

3) По поводу номеров боксов (позиций). Эта нумерация имеет условный характер, совершенно неважно, в каком порядке и как они располагаются. Данные боксы это только лишь способ запомнить гамму в пределах 2 октав на отдельном участке грифа. А в идеале знать все 5 + в каждой статье мы пишем, что нужно только выучить эти 5 позиций и научиться их передвигать по грифу, чтобы играть гаммы других тональностей. Знание аппликатуры конкретного бокса и умение его передвигать по грифу, избавит вас от запоминания этих цифр, вам нужны будут лишь только варианты этих аппликатур.

Зная это вам, вы заметите закономерность и важность запоминания тоник в конкретных боксах и тональностях. Все не так сложно. Лучше все читать с гитарой в руках и сразу пробовать, чтобы строить, играть, разбираться, это будет более продуктивно.

Ничего не понял, но очень интересно! Когда разберусь тоже буду в теме )

Если честно, для новичка совсем непонятны табулатуры гамм. Почему несколько точек с цифрой 1? Ведь гамма включает только одну определенную ноту и потом следующую и т.д. А здесь надо по ладу двигаться вниз? Но это будет уже не гамма. Вы объясняете для людей, которые уже все это знали, но чуть-чуть подзабыли мкажем пару лет не занимались. А для новичка — здесь непонятно объяснено.

Здравствуйте. В этой статья представлена общая информация по гаммам. В самой статье есть ссылки на конкретные гаммы, к примеру До-мажор. Перейдите по ссылке, там информация уже представлена развернуто и как раз рассчитана для начинающих.

Честно говоря, безграмотность изложения просто лишает смысла все попытки что-то разъяснить. Автор объясняет так, как будто все дело в механике, а к звуку это вообще отношения не имеет. Ну ладно, я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе. Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»? Это звучит нелепо, ничего не дает для непосредственного музыкального восприятия и вносит путаницу.

Честно говоря, уважаемая Анна вы пишите какую-то ерунду. Откуда у вас такая компетенция писать и заявлять о безграмотности нашего автора? Кто вы? Мне это честно и не интересно, вот получая такие комментарии злющие с кучей негатива, я не совсем понимаю, что у вас в голове на этот момент. Вы ведь на музыкальном сайте, это хобби, это сообщество людей которым интересно узнать что-то новое! А вы со своим негативом, что хотите привнести в это сообщество?! Вместо того чтобы, писать вот всякие упреки, лучше писать что-то полезное по теме, т.к. комментарии читают и люди если комментарий классно написан, извлекут из него пользу. Из вашей писанины пользы, к сожалению нет.

Теперь давайте разберемся с гаммой.
1) Вы пишете: я понимаю, можно объединить в одну гамму ля-минор с до-мажором, в первом боксе.
Ответ: Что?! Эти тональности параллельны, их не нужно объединять. Почему именно в первом боксе? Тут не понятно, да и не особо нужно это.

2) Вы пишете: Но как можно начинать до-мажорную гамму, скажем, с «си»?
Ответ: не поверите, но можно. Нота Си входит в гамму До-мажор. Все дело в том, что мы играем на гитаре. Для удобства гаммы разбиты на боксы по позициям, в которых гамма играется в 2 октавы. Вот эти боксы, это только лишь условное распределение нот, чтобы было играть их не меняя позиции. Поэтому можно начать и не только с ноты Си.

В других случаях же эту гамму и на одной струне сыграть и на 2 двух струнах, и по диагонали, примеры с боксами дают нам шаблон для удобства, чтобы изучить гамму на всем грифе. А сама гамма До-мажор это все ноты на этом грифе которые входят в данную тональность. Следовательно, на данном примере нам не обязательно начинать только с Ноты До.

Если же играть гамму, с какой то гармонией, то конечно нам нужно ориентироваться на тональный центр аккордов и то не всегда. Надеюсь, вы поняли мою мысль и прекратите упреки грамотности автора.

Я неплохо для дилетанта играю на фортепиано, имею некоторое представление об элементарной теории музыки и всегда и всему училась и учусь с легкостью. Но автор объяснения про гаммы, пытаясь избежать, как ему кажется, ненужного теоретизирования, все ужасно запутывает. Если бы у меня не было некоторых теоретических знаний и практики музицирования, я ничего бы не поняла. Воистину нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Автор должен был бы объяснить, что вообще-то гаммы начинаются с тоники, рассказать, почему он считает нужным советовать играть гаммы не от тоники, тогда не пришлось бы утверждать, что до-мажор и ля-минор — одно и то же, и так далее.

В статье есть большой список гамм различных тональностей, а также пентатоники и блюзовые гаммы. В этих статьях детально все разбирается, формулы, боксы, табы и теория в том количестве, в котором нужно. Мы не ставили цель учить теории в этой статье, она несет общий характер описания и отвечает на конкретный запрос. Поэтому не соглашусь с вами. В статьях с самими гаммами все подробно расписано, вы можете прочитать и убедиться в этом.

А почему, меняя тонику, именно двигать вниз по грифу а не вниз/вверх?

Здравствуйте. Необязательно менять тонику и двигаться только вниз по грифу. Если диапазон грифа на конкретной позиции позволяет вам двигаться вверх, то конечно это лучше делать. Просто к примеру если рассмотреть 5-ую схему (позицию) гаммы Ми-минор, то видно то, что с «нулевого лада» 6-ой струны мы не можем подняться выше по грифу, т.к. диапазон ограничен, от сюда только вниз по гриф, но если есть куда сместить аппликатуры, то следовательно это сделать можно.

Обман, ничерта тут не проще, чем на фортепиано. На фортепиано сразу понятно, а тут больше думать надо.

Смотря, с какой стороны на это смотреть. Если вам игра гамм на фортепьяно кажется легче, то тут не поспоришь. Значит так и есть.

В статье удобство и простота подчеркиваются запоминанием боксов. Дело в том, что если вы знаете один из боксов гаммы До-мажор на гитаре, то переставьте эту позицию на 2 лада вперед и вы получите гамму Ре-мажор с такой же аппликатурой, переставьте позицию на 1 лад назад и получится гамма Си-мажор.

День Добрый!
Вопрос: в абзаце «Боксы гаммы — что это такое» под фразой «Боксы гаммы G major (До мажор)» под номером 1 стоит та же схема, которая в виде табулатуры показана ниже, как «Гамма Ля минор». Почему?

Здравствуйте, Александр. Гаммы До-мажор и Ля-минор являются параллельными тональностями, поэтому у них одинаковые аппликатуры. Также для примера можно привести другие параллельные гаммы, у которых также одинаковые аппликатуры Фа мажор — Ре минор, Соль мажор — Ми минор и т.д.

По сути, изучая гаммы вам необходимо выучить ее в миноре или мажоре, т.к. в параллельной тональности она исполнятся, будет точно также. Разными будут только тоники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *