Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Зачем нужны прилагательные

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый рассвет. При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: жаркое лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.

Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Источник

Что такое имя прилагательное в русском языке?

Имя при­ла­га­тель­ное в рус­ском язы­ке — это само­сто­я­тель­ная часть речи. Укажем, что обо­зна­ча­ет имя при­ла­га­тель­ное, какие име­ет харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи.

Прилагательное как часть речи

Слова рус­ско­го язы­ка обра­зу­ют строй­ную систе­му частей речи. Каждое сло­во что-то обо­зна­ча­ет, напри­мер име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют пред­ме­ты (доро­га, ябло­ко), гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия и состо­я­ния (гулять, при­ду­мать), место­име­ния ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства (кто, наш, столь­ко) и т. д.

В рус­ском язы­ке имя при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной частью речи, кото­рая име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние признака:

Признаки и каче­ства могут так­же обо­зна­чать име­на суще­стви­тель­ные (белиз­на, крас­но­та, упрям­ство), но обо­зна­ча­е­мые ими при­зна­ки мыс­лят­ся отвле­чен­но от пред­ме­тов, кото­рым они при­над­ле­жат. Имена при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такие при­зна­ки, кото­рые обя­за­тель­но при­над­ле­жат какому-либо предмету:

Итак, при­ла­га­тель­ное име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние при­зна­ка. Чаще все­го оно харак­те­ри­зу­ет имя существительное.

Прилагательное согла­су­ет­ся в роде, чис­ле и паде­же с име­нем суще­стви­тель­ным. В свя­зи с этим ука­зан­ные грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии пол­но­стью зави­сят от суще­стви­тель­но­го, кото­рое при­ла­га­тель­ное определяет:

Род, чис­ло и падеж — это непо­сто­ян­ные при­зна­ки у слов этой части речи. В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла у при­ла­га­тель­ных род не определяется.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет прилагательное.

Разряды прилагательных

По сво­е­му зна­че­нию и по мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на три разряда:

Разряд явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком прилагательных.

Качественные прилагательные

Слова это­го раз­ря­да обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый может про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей степени:

Степени сравнения прилагательных

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют сте­пе­ни срав­не­ния: срав­ни­тель­ную и превосходную.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Сравнительная степень

Прилагательные в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни обо­зна­ча­ют, что свой­ствен­ный дан­но­му пред­ме­ту при­знак про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни по срав­не­нию с таки­ми же при­зна­ка­ми дру­гих пред­ме­тов либо в срав­не­нии с каче­ства­ми, кото­ры­ми обла­дал пред­мет ранее.

Составная фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни обра­зу­ет­ся при уча­стии слов «более», «менее» и началь­ной фор­мы прилагательного:

Превосходная степень

Составная фор­ма обра­зу­ет­ся несколь­ки­ми способами:

1. при­со­еди­не­ни­ем к началь­ной фор­ме при­ла­га­тель­но­го слов «самый», «наи­бо­лее», «наи­ме­нее»

2. с помо­щью при­со­еди­не­ния к про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни слов «все­го» или «всех»

Краткая и полная форма прилагательных

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных упо­треб­ля­ет­ся в двух формах:

Прилагательные в пол­ной фор­ме обо­зна­ча­ют посто­ян­ный при­знак пред­ме­та. Они изме­ня­ют­ся по родам в един­ствен­ном чис­ле, чис­лам и падежам:

В зави­си­мо­сти от твер­дой или мяг­кой осно­вы при­ла­га­тель­ные в фор­ме муж­ско­го рода име­ют окон­ча­ние -ый/-ий (твер­дый, гром­кий), в жен­ском роде — -ая/-яя (боль­шая, синяя), в сред­нем роде — -ое/-ее (круг­лое, жгу­чее).

Относительные прилагательные

Относительные при­ла­га­тель­ные назы­ва­ют посто­ян­ные каче­ства, при­зна­ки, выра­жая их не непо­сред­ствен­но, а через отно­ше­ние к дру­гим предметам:

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Часто отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в пере­нос­ном зна­че­нии и при­об­ре­та­ют зна­че­ние каче­ствен­но­сти признака:

Такие отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные пере­хо­дят в раз­ряд качественных.

Притяжательные прилагательные

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют при­над­леж­ность пред­ме­та какому-либо лицу или живот­но­му и отве­ча­ют на вопрос чей?

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Склонение прилагательных

Имена при­ла­га­тель­ные в зави­си­мо­сти от конеч­но­го соглас­но­го осно­вы (твер­до­го или мяг­ко­го) при скло­не­нии име­ют раз­ные окончания:

Понаблюдаем, какие окон­ча­ния име­ют при­ла­га­тель­ные в падеж­ных формах.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Морфологические признаки прилагательных

Подытожим наблю­де­ния за само­сто­я­тель­ной частью речи при­ла­га­тель­ным и ука­жем его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

I. Постоянные признаки

Синтаксическая роль прилагательных

Прилагательные в пол­ной фор­ме согла­су­ют­ся с опре­де­ля­е­мым суще­стви­тель­ным в чис­ле, роде и паде­же. В пред­ло­же­нии такие сло­ва выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль согла­со­ван­но­го определения:

Городской посе­лок воз­ник на месте древ­не­го сла­вян­ско­го селения.

Прилагательное в пол­ной фор­ме может быть частью состав­но­го имен­но­го сказуемого:

Прилагательное в крат­кой фор­ме или в фор­ме сте­пе­ни срав­не­ния — это сказуемое:

С утра она весе­ла и настро­е­на благодушно.

Видеоурок

Источник

Для чего имя прилагательное употребляется в речи

Урок русского языка: «Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Цель. Раскрыть роль прилагательных в предложении, в речи.

Закрепить понятие об имени прилагательном.

Развивать речь, внимание, мышление, память.

Прививать любовь к русскому языку, потребность в изучении нового.

Оборудование: раздаточный материал — тесты, тексты; слова – опоры на доске.

1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

— Каким бы вам хотелось видеть сегодняшний урок?

Будем записывать строчные буквы, а какие нужно отгадать.

— Назовите парную согласную буквы ф. (в)

— Какая буква в алфавите стоит между буквами н и п? (о)

— Назовите букву, которая обозначает согласные звуки [ л ], [ л? ].

— Назовите парную согласную буквы з.

— Продолжите написание букв с чередованием, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

Оцените свою работу.

(Красиво, аккуратно-5, одна помарка-4) Как оценили себя. Кто поставил 5, кто 4.

3. Подготовка к теме урока.

-Вернёмся к первому заданию. Соберите все буквы. Что получилось? (слово)

(открываю карточку – слово)

— Что вы знаете о слове? (У каждого слова своя работа. Слова обозначают предметы, признаки, действия.)

— Посмотрите на доску.

Снег, снеговик, снежок.

— Прочитаем, чётко проговаривая.

Запишите слова в тетрадь.

— Поработаем со словами, что можно о них сказать.

(Имена сущ., родственные слова, М.р., в ед. ч.)

4. Беседа с последующим определением темы урока.

— О каждом слове можно многое рассказать. А если спросить любого человека: “Какой снег?” Как он ответит? (белый)

(Выставляю карточки под словом снег.)

— Всегда ли снег белый? (серый)

— Бывает ли розовым? (солнце заходит)

— А голубым? (небо голубое и свет ложится на снег)

— А бывает ли снег мокрый? (когда наступает потепление)

— А ещё снег бывает пушистый, колючий, холодный, жгучий.

Итак, снег бывает разный.

— С помощью какой части речи мы смогли передать всё разнообразие снега? (Имя прил.)

Подберите имена прилагательные к словам: снеговик и снежок.

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Имя прилагательное)

(Открываю на доске табличку “Имя прилагательное”)

5. Работа над темой.

-Где бы мы ни были, чтобы мы ни делали, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и определить его признаки.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода –кора. (заяц)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

(По ходу ответов детей открываю рисунки животных, под рисунками слова)

— Какое задание можете предложить?

-Добавьте подходящее по смыслу прилагательные к существительным. Первое словосочетание запишем вместе к слову волк.

Дети выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка.

Как оценили работу.

Прочитайте, какие получились словосочетания?

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

А сейчас проверим себя, выполним тест.

Работать будем ручкой, проверять карандашом.

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

б) признак предмета,

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

3. Поставь вопрос к именам прилагательным.

Что же такое имя прилагательное, для примера используйте слова из задания второго.

7. Объяснение нового.

На сегодняшнем уроке мы должны ещё что-то узнать об имени прилагательном.

Посмотрите на доску.

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть.

У неё зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть пушистая, золотистая.

(Открываю предложения по очереди.)

Прочитайте первое предложение.

— Можно ли из него узнать о ком говориться?

Прочитайте второе предложение.

— А из этого предложения можно узнать о ком говориться?

— Какие слова уточняют описание предмета? Прочитайте. (Я подчёркиваю волнистой линией)

— Как называются эти слова? Им. прил.

— Для чего в речи употребляются имена прилагательные? Какова их роль?

Имена прилагательные делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

(Открываю запись на доске.)

9. Упражнение для глаз.

Показываю большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний и т. д.

10. Творческая работа.

Выполним творческую работу и докажем, что прилагательные делают нашу речь выразительной, живописной.

Возьмите из конверта лист под №2

Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Прочитаем. Вместо точек вам нужно подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Опорные слова даны ниже.

Пришла ……….. зима. Кругом лежит …………..снег. На реке ……… лёд. Для ребят настали …………деньки. Можно лепить …………. бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.

Хрупкий, холодная, долгожданная, пушистый, белый, толстый, тонкий, весёлые, снежную.

— Прочитаем тексты, которые у вас получились. Чей текст вам больше понравился, почему?

— Какая была тема урока?

— Какое задание понравилось больше всего, о чём расскажете дома?

-Кто доволен своей работой?

Проанализируем свою работу. У кого в тетради больше 5, показывает красный кружок, у кого больше 4- жёлтый, кто не смог себя сегодня оценить зелёный, тот постарается на следующем уроке.

Закончить урок я хотела бы такими словами об имени прилагательном.

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

б) признак предмета,

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Тема : Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1. Обучающие: формирование умений различать части речи.

2. Развивающие: развивать память, мышление, речь,

формирование умений анализировать, сравнивать языковые явления.

3. Воспитательные: расширение культурного кругозора, воспитание любви к родному слову.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста на лингвистическую тему, работа с интерактивной доской, работа по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, работа по учебнику.

УУД: 1. Предметные: определение роли прилагательных в русском языке.

2. Личностные: мотивация к учебной деятельности;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

3. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

определять качество и уровень усвоения.

4. Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей

— подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

— установление причинно-следственных связей;

5. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы, коллективная дружная работа.

1) Мотивирование учебной деятельности. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

-Все приготовились к уроку? Молодцы! Сядет первый тот, кто отгадает загадку….

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. ( Заяц.) (Ответ пишу на доске)

Грозный, сильный и красивый Он трясёт мохнатой гривой. А как рычит! Совсем не зря У зверей он за царя. (Лев.) (Ответ пишу на доске)

В деревне кур крадет. ( Лиса.) (Ответ пишу на доске)

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много А нитки ни одной. (Ёж.) (Ответ пишу на доске)

Закрепление пройденного материала (продолжение).

-Ребята, а какие орфограммы встретились вам в данных словах отгадках? (Заяц – непроверяемая гласная (слово из словаря); лев – парная по звонкости – глухости согласная в (львы); лиса – безударная гласная, проверяемая ударением (лис); ёж — парная по звонкости – глухости согласная ж (ежи).

-Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

-Молодцы! А как назвать одним словом этих животных? (Дикие)

— Как мы относимся к диким животным? (Животных нужно беречь, потому что они приносят пользу.) — Какую пользу приносят? (Санитары леса, красота и богатство природы)

— Спасибо, мне понравились ваши ответы. Теперь рассмотрим каждое животное.

-Молодцы! И что обозначают все эти слова? (Признаки предмета) На какие вопросы отвечают быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, хитрая, быстрая, рыжая, ловкая, пушистая? (Какая? Какой?)

6. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с ЭОР А сейчас мы узнаем, что же такое имя прилагательное. Внимательно смотрим на электронную доску. (На диске анимация 1 — задание 1 и 2) Работа по карточкам .

-На доске прикреплены карточки со словами: девочка, веселая, писать, окно, сочинять, широкое, дружить, лес, большой, снег, белый, размышлять, волосы, товарищи. Все слова разные по своему значению. Какое бы вы задание предложили выполнить с этими словами? (Разбить на группы).

-Докажите, что первая группа имена существительные, 2 группа — глаголы.

-Что вы знаете о них? (Дают характеристику частям речи).

-Что можно сказать о третьей группе? Попробуйте дать самостоятельно характеристику этой группе.

-Определите, какие слова из третьего столбика сочетаются с существительными из первого столбика? Назовём эти словосочетания: (Девочка весёлая, признак обозначает качество, окно широкое, признак обозначает размер, лес большой, признак обозначает размер, снег белый, признак обозначает цвет).

-На какие вопросы они отвечают? (Какая? какой? какое?)

Работа с ЭОР. Давайте проверим наши знания. Игра «Распредели по группам». (На диске задание 2)

7 . Физкультминутка . Давайте, немного отдохнём. Встали. Послушайте задание. Я буду называть слова, если это имя существительное (отвечает на вопрос кто? что?), вы присядете. Если это глагол (отвечает на вопросы что делать, что делает?), вы шагаете. Если это имя прилагательное (отвечает на вопросы какой? какая? какие?), вы машете руками.

Слова: стол, солнце, красивый, ракета, ходить, водить, большой, смелый, поливать, стирают, играл, заяц, мальчик, карандаш, поймать, побежал, веселый, зеленый.

Работа по карточкам. Ребята, у нас существует проблема: мы не знаем, для чего нужны имена прилагательные. Давайте попробуем решить эту проблему и ответить на данный вопрос.

а)Создание «ситуации несостоятельности».
У вас на столе лежат карточки, прочитайте предложения.

а) Под кустом притаился … зверёк. У него … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть … зубы.
О ком в них говорится? (О зайце, о лисе. )
-Докажите.
— Почему вы дали разные ответы? (Данные признаки подходят ко всем названным животным.)

б) Создание «ситуации успеха».
— Попробуем преобразовать текст так, чтобы признаки подходили только к одному животному – зайцу.

На доске текст с пропущенными словами.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Все деревья оделись в ____наряд.

а) Создание «ситуации несостоятельности».
— С какой целью употребляются имена прилагательные в речи? (Уточняют, описывают имена существительные)


б) Создание «ситуации успеха».
— Вставьте в текст имена прилагательные, чтобы рассказ получился интересным и красивым. Запишите его в тетрадь. (После выполнения читают рассказы.)
(«В зимнем лесу под пушистыми ёлками лежит белый снег. Все деревья оделись в новый наряд. — Это ещё раз доказывает, что наш язык богат и красив. Но красиво говорить надо учиться. Для этого надо постоянно пополнять словарный запас.

— Какую же ещё роль выполняют имена прилагательные в речи? (Украшают нашу речь, делают её богатой, правильной.).

8. Закрепление новых знаний и способов действий.

Работа с ЭОР. (На диске задание 6)

-Для чего нам в нашей речи необходимы имена прилагательные? (Чтобы речь была более красочной)

-Проверим, так ли это. (Игра: Верни в текс слова признаки)

-Почему вы подобрали именно эти слова? Для чего нам в нашей речи необходимы имена прилагательные? (Чтобы речь была более красочной)

Работа над упражнением 149.

-Выполним упражнение 150 на стр.87.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (прочитать, отгадать загадку)

-Догадались, кто это? (гусь). Правильно!!

-Посмотрите в текс, являются ли выделенные слова именами прилагательными? (да)

-На какие вопросы они отвечают? (какой? какая? какие?)

-Давайте посмотрим, а с какими словами они связаны? (папа, мама, детки)

Папа, мама, дети – на какой вопрос отвечают? (Кто? Что?). т.е. являются, какой частью речи? (именем существительным).

— Поставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному

Папа КАКОЙ? важный, краснолапый.

Мама КАКАЯ? беленькая.

Детки КАКИЕ? желтые

Вывод : — Имена прилагательные употребляются при именах существительных. Они делают речь более красочной и точно описывают предмет.

-Урок подходит уж к концу

И требует оценок столько!

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…? Каким?

— Выставить оценки за урок нам помогут смайлики, которые вы заработали сегодня.

-Спасибо за работу на уроке.

Список использованной литературы:

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс Ч.2. — Москва Просвещение 2014г. Школа России ФГОС 2. В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь 2 класс Ч.2. — Москва Просвещение 2018г. Школа России ФГОС 3.Сборник стихотворений В. Агафонова

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Урок 112 Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цель:познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— Слова какой части речи украшают нашу речь?

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 63 учебника, чему мы будем учиться, ра­ботая над этой темой.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?

— Какой вы представили берёзу?

— В какое время года автор описывает берёзу?

— Какую роль выполняют имена прилагательные?

— Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— С какой частью речи связано имя прилагательное в пред­ложении?

• Серый, хищный, жадный.

• Рыжая, хищная, ловкая.

• Косой, слабый, трусливый.

— Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?

— Какой частью речи они являются?

— С какой целью употребляются в речи имена прилагатель­ные?

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте, что у вас получилось.

— К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

— Как изменился текст с именами прилагательными?

— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? До­кажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово приветливо в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом приветливо, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Устно составьте словосочетания из данных слов.

— Что такое имя прилагательное?

— Что обозначают имена прилагательные?

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

— Приведите свои примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— С какой целью употребляют в речи имена прилагательные? Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

Урок 113 Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи

Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предло­жении; познакомить со сложными именами прилагательными.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Назовите имена прилагательные, которые вы выписали.

— Объясните различие в лексическом значении слов, данных в упражнении.

— Что такое имя прилагательное?

III. Актуализация знаний

— К данным именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные и запишите получив­шиеся словосочетания.

IV. Самоопределение к деятельности

Если б всё на свете было

Вас бы это рассердило

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

На рассвете умываться,

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Назовите прилагательные, которые обозначают цвета радуги.

— Какие синонимы к ним можно подобрать?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте словосочетания, которые вы выписали.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

— Назовите главные члены в каждом предложении.

— Назовите имена прилагательные. Каким членом предложе­ния они являются?

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

— Прочитайте выделенные слова. Объясните, как они обра­зовались.

— Назовите сложные прилагательные, которые обозначают оттенки цветов.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки цветов?

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите сложные имена прилагательные.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

2. Работа со словами из словаря

— Найдите слова Красная площадь и Московский Кремль в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словами Красная площадь и Мо­сковский Кремль, запишите.

— Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они за­менили старославянское наименование его чермный на новое — красный, т. е. «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас- входил в слова, обозначавшие всё, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко. Передний угол в избе (для дорогих гостей) назывался красным углом. Начинали всегда писать с красной строки, выводя и красочно оформляя первую букву. Самая красивая площадь и Москве и сейчас называется Красная площадь.

Игра «Угадай растение»

— Послушайте текст. Догадайтесь, о каком растении идёт речь.

Играли два мальчика в саду. Остановились возле одного куста. Один другого спрашивает:

— А почему же она белая?

— Потому что зелёная.

— Как называется куст, о котором говорили мальчики? По­чему у ягод, которые растут на нём, такие разные признаки по цвету?

— Назовите прилагательные, которые обозначают цвет.

— Используя эти слова, составьте сложные имена прилага­тельные.

— Как пишутся сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки цветов?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?

Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Ответы (1)

Ответы (1)
Составить текст про осень с определением
Ответы (1)

1) Азоглавь стихотворение и обоснуй свой выбор: Светило проснулось лишь только, Тепло разбросало вокруг. Рассвет занимается бойко, А мы — на двенадцатый круг. Десятки кругов будут днём, Артелью мы всё уберём. 2.

Какую роль в предложении могут играть прилагательные

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Роль прилагательных в предложении зависит от того, в каком виде они употребляются. Краткие и полные формы, а также степени сравнения выполняют разные синтаксические функции. Обычно в тексте эта часть речи становится определением или сказуемым, но есть и редкие случаи, когда прилагательное выступает подлежащим.

Синтаксическая роль полных имен прилагательных

Полная форма – самая употребляемая в устной и письменной речи. В составе предложения она может выполнять две роли – определение или часть составного именного сказуемого.

К сведению: В составных именных сказуемых прилагательное употребляется со связующим глаголом, который в некоторых случаях может быть нулевым, то есть опускаться из высказывания, не искажая его смысл.

Синтаксическая роль кратких имен прилагательных

Краткие формы имени прилагательного берут на себя роль сказуемого, при этом они не обладают способностью изменяться по падежам и согласуются с главным словом только по роду и числу.

Примеры: месяц был дождлив; дорога была ухабиста; румянец нежен; юноша молчалив и угрюм.

Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Смотреть картинку Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Картинка про Для чего имена прилагательные употребляются в речи. Фото Для чего имена прилагательные употребляются в речи

Синтаксическая роль прилагательных в простой сравнительной степени

Простая сравнительная степень не имеет окончания, поэтому никак не склоняется. В предложении всегда занимает место в составном сказуемом, при этом связующий глагол в настоящем времени может отсутствовать.

Примеры: дни стали солнечнее; эта книга интереснее и увлекательнее; это озеро глубже и холоднее.

Алгоритм определенияимени прилагательного как члена предложения

Два главных вопроса, на которые отвечает эта часть речи – «какой?», «чей?», для краткой формы, «каков?». Эти вопросы и помогут определить его синтаксическую роль в предложении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *