Для чего информатика в школе
Зачем нужна информатика в школе?
Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо — повышается компьютерная грамотность детей. А с другой — зачем нужна информатика в начальной школе?
Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте — значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.
Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.
Что изучают на уроках информатики?
Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).
В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…
Что же изучали мы на уроках информатики?
Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» — вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.
Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).
Посмотрим на оглавление.
5 класс:
6 класс:
7 класс:
8 класс:
9 класс:
10 класс:
11 класс:
Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.
А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…
Зачем нужна информатика?
Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.
Вот список того, что бы я включил в данный курс:
Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?
Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!
С уважением, Сергей Чесноков
Как вам статья?
Задайте вопрос специалисту в комментариях
Есть такая (китайская, кажется) поговорка: «Дай голодному человеку рыбу, и он будет сегодня сыт. Научи его же ловить рыбу — и он будет сыт всю жизнь.» Лично я обеими руками за изучение алгоритмов, машинной логики, принципам формирования интерфейсов и т.п. А вот работе с конкретными программами можно вообще не обучать — если человек знает всю подноготную технологий, то уж с программкой-то разберется запросто. Это как бы выбор между мыслительными процессами в головном мозге и простым обезьянством.
Ещё добавлю:
«Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).»
Стоимость этой проги непосильна для школ, так что лучше пусть учат Гимп, принципы работы в растровых графических редакторах очень схожи. И на винде тоже зацикливаться не надо, есть более десятка разных актуальных операционок, так что тут лучше будет зубрить само понятие «ОС», структуру и функции.
Сергей, вот с этим постом я в корне не согласен, и считаю с точностью наоборот. То, что ты предлагаешь — это умеют делать 90% детей, имеющих компьютеры, а кто не умеет, сами научаться.
Информатика же — это наука. А в раннем возрасте она дает даже не столько какие-то знания, сколько учит логическому мышлению, математически складывает ум, учит создавать и т.п. Сейчас, вот стали очень популярны кружки по робототехнике, где дети, например, делают из обычных конструкторов «роботов» и учатся их программировать.
И в том, что никакой пользы от этого всего нет, я тоже в корне не согласен. Сейчас все завязано на IT, любая отрасль. И детям не обязательно становиться программистами или системными администраторами. Есть масса очень хорошо оплачиваемых близких специальностей, начиная от «сетевиков», заканчивая «ИБ-шниками».
Да и вообще, кому из нас пригодилась физика, химия, да даже математика (считать научились, и нормально)? Но в школе все это преподают и будут преподавать (я надеюсь). Также и информатика — это базис для множества будущих специальностей, которые весьма востребованы, кстати. И рост востребованности будет продолжаться. Так что, я за то, чтобы информатику преподавали с ранних классов.
Тут еще вот в чем момент. Нельзя забывать, что мы живем в России =) И большинство учителей информатики у нас учат только тому, как печатать в Ворде =))) Увы, но это так, особенно на периферии.
Почему информатика в школе должна измениться? 5 причин
По статистике, только около 15% школьников в 2021 г. выбрали для сдачи ЕГЭ по информатике. При этом спрос на ИТ-специалистов на рынке труда из года в год только растет. Почему так мало людей сдают информатику, чтобы потом поступать в профильные вузы? Возможно, потому что школьная программа, которая выделяет на информатику только 1 урок в неделю, не дает воспринимать предмет всерьез? Эксперты в области ИТ-образования назвали 5 причин, по которым преподавание информатики в школе должно измениться коренным образом.
1. Нужны не только базовые навыки
Приходя в первый класс, практически все дети уже знают, как обращаться со смартфоном или планшетом. Поэтому длинное объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. При этом информатика в школе по большей части все еще остается на пользовательском уровне, на уроках учат делать простые презентации, редактировать изображения, создавать документы, работать в таблицах. Поэтому информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты.
Гораздо меньше внимания уделяют основам программирования или информационной безопасности, хотя именно эти навыки важно изучать углубленно. Задача учителя информатики в том, чтобы показать, что информатика — увлекательная и многогранная наука. Объяснить, что пользоваться компьютером — это одно, а создать для него программу и заставить работать на какие-то конкретные цели — совсем другое
2. На информатику в школе мало времени
Другой вопрос в том, что на самом деле государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть: от навыков составления простых программ и алгоритмизации до информационной этики и права и защиты персональных данных. И в школе этому должны учить. Но можно ли успеть освоить все, заложенное в стандартах в ситуации, когда предмет «Информатика» появляется в расписании лишь в 7 классе и выделяется на него лишь один час в неделю?
Государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть. Фото: ru.depositphotos.com
Автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова считает, что, конечно, одного часа в неделю для того, чтобы научить ребенка информатике, совершенно недостаточно. Более того, она уверена: информатика в школах должна начинаться раньше, примерно с пятого класса.
«Два часа в неделю – это не то чтобы углубленный, а разумный курс, — считает Людмила Босова, — Потому что «два урока в неделю один год» — это лучше, чем «три года по одному уроку». Общеизвестный факт: через неделю после часового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».
3. Школьная информатика не успевает за развитием информационных технологий
В этом году система образования сделала важный шаг навстречу школьной информатике, выпускники сдают ЕГЭ по этому предмету на компьютерах — впервые. А саму информатику до сих пор преподают по бумажным учебникам, в которые не всегда оперативно вносят изменения — притом, что мир информационных технологий меняется буквально каждый день. И, соответственно, учебники нужны электронные, быстро адаптирующиеся и к изменениям в мире ИТ. Решением могут стать электронные учебники, реагирующие на новшества в мире информационных технологий. Влад Степанов, руководитель службы разработки одного из таких пособий, «Яндекс.Учебника», утверждает, что его продукт можно не только оперативно обновлять, но и подстраивать под уровень восприятия школьников.
4. Ценность информатики в достаточной мере не осознают
Тезис о том, что программирование — это новая грамотность, был популярен в 80-х годах. Но и сегодня это достаточно актуально. Человек, умеющий писать программу, всегда может избавить себя или компанию от лишних трат: и финансовых, и временных.
Впрочем, положение понемногу меняется, и программированию начинают учить на первых курсах лучших вузов страны. В Высшей школе экономики, по словам директора факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаила Густокашина, программировать на Pithon обучают даже гуманитариев. И чем больше знаний ученик принесет с собой из школы, тем легче ему будет.
5. ЕГЭ по информатике — сложный, но «необязательный» экзамен
Из-за того, что за один час в неделю очень сложно подготовиться к ЕГЭ по информатике, экзамен по этому предмету многим кажется очень сложным. Выпускники, которые все-таки решаются на сдачу экзамена, много занимаются дополнительно: на платных курсах, с репетиторами, «до дыр» засматривая профильные ролики на YouTube. При этом, что удивительно, в некоторые вузы на специальности, связанные с ИТ, сегодня можно поступить и без баллов по этому предмету. Зачем тогда вообще информатика в школе?
«В целом спрос на разработчиков очень высокий и не удовлетворен. И государство говорит, что к 2024 году количество бюджетных мест по этим направлениям в вузах составит 120 тыс. человек (сейчас около 60 тыс., — прим. ред.), — говорит директор Центра развития ИТ-образования МФТИ Алексей Малеев. — При этом я знаю достаточно много примеров, когда на ИТ-факультет даже экзаменов по информатике нет».
При этом сам экзамен поднял информатику в школах на новый уровень: требования, которые предъявляются к сдающим его школьникам, заставили школу выйти из замкнутого круга и начать обучать чему-то действительно серьезному и необходимому. «То, что я вижу в современном ЕГЭ, мне нравится больше, чем то, что было в школьной программе до появления ЕГЭ по информатике. Потому что тогда детей учили эффекты «выезда» в презентации делать 10 способами. Кажется, от этой проблемы с помощью ЕГЭ избавились», — отмечает Михаил Густокашин.
Basic по бумажке или что-то большее: чему нужно учить детей на уроках информатики
Разбирать устройство Word и делать конспект в тетради о разных языках программирования — именно так выглядят уроки информатики в большинстве школ. Немудрено, что школьники считают их бесполезными и скучными. Как по-другому преподавать этот предмет и заинтересовать им детей, в эфире «Радиошколы» рассказал руководитель направления «Информатика» «Яндекс.Учебника» Влад Степанов.
Когда наша команда разрабатывала курс информатики, каждый вспоминал, как вели этот предмет в его школе. И опыт у всех примерно одинаковый: либо изучали по бумажке Basic (язык программирования. — Прим. ред.), либо проходили алгоритмы, не понимая, зачем они нужны, либо разбирались в офисных приложениях вроде Word и PowerPoint.
Школьная информатика часто не даёт детям того, что им нужно и интересно. И это отражает процент тех, кто выбирает ЕГЭ по информатике. Количество вузов, где ее изучают, постоянно растёт, а число сдающих предмет на госэкзамене — не так быстро, как хотелось бы (в 2021 году ЕГЭ по информатике сдавали 113 тысяч человек. — Прим. ред.). Так происходит потому, что дети не видят связи между информатикой в школе и современным цифровым миром. Их учат обращаться с классическими офисными приложениями, в то время как они сами уверенно пользуются соцсетями, фото- и видеоредакторами.
Никто из детей не интересуется, как устроен компьютер, вопросы у них возникают практические: «Если я хочу играть, что для этого надо знать?», «Если я хочу редактировать, что мне нужно?» И вот на такие конкретные вопросы наш курс старается ответить.
Например, многие хотели бы стать радиоведущими. Им нужны знания, которые помогут хорошо записать подкаст, отредактировать его, убрать шумы. Такому обычно не учат на курсе информатики, а мы пытаемся это сделать.
Зачем нужны уроки информатики в школе
Важно, чтобы те, кто проходит наш курс, потом хорошо сдавали экзамен. На ЕГЭ и ГИА проверяют умение сделать презентацию, навыки оформления текста, работы с электронными таблицами. Но мы хотим, чтобы полученные на курсе знания пригодились и при сдаче экзамена, и в дальнейшей жизни. Объясняем, что в том, как устроен сервис Google Docs, точно нужно разбираться: там ведут бюджет и отслеживают накопления, рисуют графики, обмениваются информацией. Это важнее, например, чем умение пользоваться горячими клавишами.
Мы выясняем, чем интересуются ученики, какие компьютерные игры предпочитают. Эта информация помогает сделать урок интересным, а значит — запоминающимся. Когда детям рассказывают про видеомонтаж и узнают по формату видео, из какой оно соцсети, их глаза зажигаются.
Все знают про Minecraft — во вселенной этой игры ребёнок может создавать объекты и модифицировать их. На этом примере можно объяснить ребёнку, что такое 3D-моделирование или программное обеспечение. Рассказать, что есть программа, а есть дополнение к ней — и если его установить, то программа будет работать по-другому.
Должны ли гуманитарии программировать?
Сегодня людей по привычке делят на гуманитариев и технарей. Но чем дальше, тем условнее это сравнение: мы все живем в цифровом мире, и даже гуманитариям надо в нем ориентироваться. Я уверен: это разделение вскоре станет более размытым и условным, а цифровые навыки понадобятся абсолютно всем. Чтобы попасть в рекомендации TikTok, надо понимать, как он работает, какие в нем есть алгоритмы. Мы стараемся сделать курс, который подходит всем: и тем, кто идентифицирует себя как гуманитарий, и технарям.
У нас на курсе есть и программирование, и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это две разные сущности, потому что мы не хотим давать программирование тем детям, которым оно не нужно. Но всех важно научить алгоритмизации — умению разделить большую задачу на маленькие или достичь большой цели, реализовав несколько целей поменьше. И часто у учеников уже есть такой опыт.
Современные дети взаимодействуют с техникой с младенчества
Насколько близко — зависит от того, в какой степени родители позволяют это им. Во многих играх ребенок учится делить большую задачу на маленькие. И в этом случае смартфон не просто игрушка, а вещь, которая способствует его развитию.
Учитель в рамках нашего курса может обучить языку программирования Python всех желающих. Но если ученику сложновато, мы показываем, что задачи можно решать по-разному: даже сайт вполне реально написать не через код, а с помощью визуального алгоритма.
IT становится сферой, которая в скором времени станет базовой, потому надо уметь писать грамотные тексты, знать, как редактировать и как устроены цифровые продукты. Но программировать надо далеко не всем.
С какими сложностями сталкиваются преподаватели информатики?
Мы анализируем портрет преподавателей ИКТ, чтобы понимать, для кого создаём продукт. Иногда бывает, что учитель физкультуры и учитель информатики — один и тот же человек.
В идеале же у преподавателя ИКТ есть и педагогическое образование, и технический бэкграунд. Он понимает, что происходит в IT-отрасли, и следит за трендами, знает, как проходят экзамены, чему нужно научить детей, какие профессии существуют в этой области.
Если у преподавателя есть образование в области IT, он быстро переучивается с Паскаля на Python на нашем курсе, и все в порядке. А если преподаватель обучался по другой специальности, а к тому же раньше не особо погружался в программирование, ему может быть сложно. В таком случае мы упрощаем материал, предлагаем им задачи и упражнения, снимаем видеоуроки с нашими преподавателями. Если совсем сложно, эти видео можно смотреть и вместе с детьми.
Узнавать новое всегда сложно: нужно перестраиваться, переступать через себя. Но педагоги всегда могут прийти к нам со своей болью
Вторая проблема для многих учителей — сценарии уроков. Не всегда учитель может подать материал так, чтобы детям было интересно. Но есть множество способов увлечь учеников. Например, в прошлом году мы учили детей делать стикеры для мессенджеров. Правда, мы совершили тактическую ошибку: ориентировались на Telegram, а у большинства учеников, оказывается, установлены WhatsApp и Viber. Telegram популярен у столичных детей, а в регионах — нет. Один преподаватель тогда написал: «Вы бы дали инструкцию для других мессенджеров, было бы отлично».
Полную запись интервью с Владом Степановым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».
«Яндекс.Учебник» — это бесплатная и для учителей, и для учеников, и для родителей платформа для обучения школьным предметам. Задания составлены с учетом ФГОС.
Володя, где мой компьютер? Проблемы школьной информатики в России
Моя статья ни коем образом не претендует на «научную точность». Я постараюсь с рядом некоторых допущений наиболее подробно и объективно рассмотреть проблему, описанную в данной статье. Прошу не торопиться кидаться в меня камнями, а попробовать помочь в раскрытии каких-то заголовков, опубликовав информацию в комментариях. Полагаю, она может послужить кому-нибудь пользой.
Рассматриваемые проблемы и вопросы
Что такое информатика и откуда она появилась в школах?
Содержание учебника и четыре года «каши»
А последний Word потянет?
Средний возраст среди учителей информатики и их образование
Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков
Может лучше сдавать физику?
План самостоятельного изучения информатики
Что такое информатика и откуда она появилась в школах?
В советских школах информатика появилась в 1985 году, одновременно с учебником советского ученого Андрея Петровича Ершова «Основы информатики и вычислительной техники». Можно долго разглагольствовать о том, что такое информатика, выбирая лучшее определение из википедии и прочих ресурсов. Под информатикой будем понимать предметную область, направленную на освоение разного рода «манипуляций» с информацией. О целях появления информатики в школах тоже долго говорить не стоит. С началом компьютеризации Советы нуждались в поколении «компьютерщиков», ныне известными как «юзеры».
Содержание современного учебника и реальность
Рассмотрим содержание того самого учебника А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники» и сравним его с содержанием небезызвестного учебника И. Г. Семакина «Информатика».
Перед началом сравнения хотелось бы отметить, что существуют и другие учебники (Е. А. Еремина и К. Ю. Полякова, о котором чуть позже будет сказано несколько слов). Тем не менее, популярность первого учебника либо превалирует, либо равна популярности второго. Второй же учебник, как отмечает автор портала в своей статье, не смотря на крайне хорошего автора Константина Полякова, рассматривает темы за пределами ЕГЭ. Вы в праве ознакомиться с содержанием учебника Полякова и сделать свое сравнение с содержанием учебника Семакина.
А пока вернемся к сравнению. Содержание описано в главах/разделах.
А. П. Ершов (I и II части)
И. Г. Семакин (учебник 7-11 классы)
Алгоритмы. Алгоритмический язык
[7кл.] Человек и информация ^^
Построение алгоритмов для решения задач
[7кл.] Компьютер: устройство и программное обеспечение
[7кл.] Текстовая информация и компьютер
Знакомство с программированием
[7кл.] Графическая информация и компьютер
Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники
[7кл.] Мультимедиа и компьютерные презентации
[8кл.] Передача информации в компьютерных сетях
[8кл.] Информационное моделирование ***
[8кл.] Хранение и обработка информации в базах данных
[8кл.] Табличные вычисления на компьютере
[9кл.] Управление и алгоритмы
[9кл.] Введение в программирование
[9кл.] Информационные технологии в обществе
[10кл.] Информационные процессы в системах
[10кл.] Информационные модели ***
[10кл.] Программно-технические системы реализации информационных процессов
[10кл.] Технология использования и разработки информационных систем
[10кл.] Технологии информационного моделирования
[11кл.] Информационные системы и базы данных
[11кл.] Информационное моделирование ***
На первый взгляд, если сравнивать по признаку количества разделов, то может показаться, что современные учебники по информатике сильно превосходят первый учебник, состоящий из двухсот страниц. Однако если мы посмотрим на правый столбец, то можем заметить справа от некоторых разделов интересные маркеры. Этими маркерами я обозначил повторяемость темы на протяжении курса Информатики с 7 по 11 класс.
Действительно, иногда полезно в течение курса повторять некоторые темы, которые могут вызывать затруднения у школьника. Но можно ли сказать, что целесообразно растягивать столь небольшой курс на 4 года (в некоторых школах и вовсе с 5 или 6 класса)? Я считаю, что нет. Постараюсь обосновать свой ответ.
Незаинтересованность учеников
«Современные дети хотят видеть результат, – уверен Паволоцкий. – 20 лет назад было достаточно рассказать, что можно вычитать числа, не зная операции «вычитание», пользуясь только сложением. Теперь же нужно показать на практике, почему именно так всё работает. Можно сделать какой-то совместный проект с учениками. Например, создать навык для голосового помощника Алисы. Это просто и наглядно»
С возникшей и стремительно-развивающейся популярностью программирования и IT-технологий некоторое множество школьников самостоятельно приступает к изучению современных технологий того же программирования, моделирования.
А последний Word потянет?
Проскакивает следующая мысль, что в домашних условиях не только наиболее комфортно, но также и наиболее эффективно можно изучать ту же информатику. Конечно, это далеко не всегда так. По сей день остаются малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности приобрести ПК для своего чада. Однако от подобной проблемы не должны страдать школы. Школьные классы и созданы были для того, чтобы изучать преподаваемую дисциплину со всеми условиями, а на данный момент техническое оснащение школ, не относящихся к той же Москве, оставляет желать лучшего. Так как мы стараемся более или менее объективно рассмотреть все проблемы, давайте ознакомимся с данными об оснащенности школьников компьютерами. Процитирована следующая статья.
«. По данным на начало 2019 г. в среднем по России на 1000 школьников приходится 141 персональных компьютеров (ПК). В отдельных регионах число ПК на 1000 обучающихся превышает 200 единиц. К таким регионам относятся: Калужская область (200 ед.), Тульская область (201 ед.), г. Москва (234 ед.), Республика Татарстан (243 ед.), Тюменская область (271 ед.) и Камчатский край (295 ед.). При этом ряд регионов России не выходит на уровень 100 компьютеров на 1000 обучающихся. В Центральном федеральном округе к таким регионам относится только Орловская область (98 ед.). Большинство регионов с низким уровнем оснащенности компьютерной техникой находятся в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Из Южного федерального округа – это Республика Адыгея (85 ед.), республика Крым (74 ед.) и Астраханская область (98 ед.). В Северо-Кавказском федеральном округе – это Республика Дагестан (96 ед.), Республика Ингушетия (41 ед.), Кабардино-Балкарская Республика (86 ед.), Чеченская республика (42 ед.) и Ставропольский край (78 ед.). »
Из приведенной сводки видно, что некоторые регионы явным образом страдают малым количеством компьютеров. Это ещё речь не зашла о капиталовложениях в оборудование. По данным с сайта кабинета министров, за тот же 2019 год на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общеобразовательных организаций было выделено из федерального бюджета 3 млрд. рублей, которые распределились между 13 субъектами РФ, определённых в соответствии с их участием в качестве пилотных регионов, осуществляющих внедрение целевой модели цифровой образовательной среды. Какие именно это субъекты, не уточняется.
«. Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить к концу 2019 года развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не менее чем в 1,7 тыс. общеобразовательных организациях в части модернизации существующих структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей внутри указанных объектов, а также в части решения технологических вопросов обеспечения комплексной безопасности, а именно систем видеонаблюдения, контроля доступа и источников бесперебойного питания. »
Более информации об обновлении оборудования посредством выделения Н-ых сумм денег я не нашел. Хотя, чего стоило ожидать, когда малообеспеченным семьям выдают оборудование для дистанционных занятий на время, а это самое оборудование собирают с чуть более обеспеченных граждан? Для уроков информатики минимальные условия имеются, хоть зачастую приходится и потесниться с товарищем около одной клавиатуры и монитора. Зато воспитаем в детях способность к работе в команде! Более печальная ситуация (проблема оснащения классов) наблюдается с химией и физикой. Пока что мечты о препарировании лягушек снисходят на нет.
Средний возраст среди учителей информатики и их образование
Проведя весь вечер в размышлениях над источником проблемы некачественного преподавания информатики, я решил сослаться на возраст. Но в своей сути не возраст является источником проблем. Конечно, мы не можем с абсолютной уверенностью утверждать, что если учитель моложе, то информатику он будет преподавать лучше. Также мы и не можем утверждать обратного. Однако сейчас мы постараемся разобраться и, возможно, грубо прикинуть, насколько актуальны знания современных учителей.
Признаюсь честно, опираясь на собственный опыт, я ожидал найти данные о том, что средний возраст порядка 60-ти лет (при этом я не шучу и желаю кого-либо оскорбить; я говорю это к тому, что молодые люди уже не имеют желания идти и работать учителем), но результаты меня впечатлили. Хотя, честно, данных имею недостаточно. Но постараемся оперировать тем, что имеем из открытых источников.
Сложно найти конкретно по учителям информатики. Зато есть информация о среднем возрасте среди всех учителей. На 2021 год, по заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45-47 лет. Информация взята с портала Рамблер.
«. Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует», — выразил мнение министерства Кравцов. »
Также удалось найти данные на 2019-2020 гг., хоть и относящиеся к небольшой выборке, но которые свидетельствуют о среднем возрасте конкретно среди учителей информатики в образовательных учреждениях Петровского городского округа. Да, выборка крайне мала, состоящая из 24 учителей, но является полезной для рассмотрения конкретно Петровского городского округа. Данные взяты с сайта Петровского отдела образования из следующего документа.
«. Среди учителей информатики 79% преподавателей в возрасте от 20 до 49 лет и 24% предпенсионного и пенсионного возраста. Уменьшилось количество педагогов в возрасте до 25 лет. Средний возраст данной категории учителей составляет 39 лет. Средний возраст учителей информатики стабилен. »
Ничего не остается, кроме как грубо положить, что средний возраст учителя информатики в РФ равен 39 годам. Смотрим в пользу молодости, так сказать. В пределах некоторой окрестности (
2-4 года) разница должна быть несущественной. Хорошо, это отличный показатель, как я считаю. Но перед тем, как что-то говорить о потенциальной компетентности учителей, узнаем, согласно каким критериям устраиваются на работу учителя информатики. Обратимся к статье Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.
Дело также в том, что в современных реалиях учителю не представляется возможным изучать современные технологии, поскольку нагрузка на школьного учителя падает неимоверная. Это относится к учителям разных предметных областей и виноваты в этом не они. Учителя в рассмотренных проблемах преподавания не виноваты.
На деле же мы получаем, что потенциальный учитель может также и не иметь образования, связанного с информатикой и ИКТ. Курсы сверхбыстрой переподготовки никогда не смогут полноценно восполнить знания учителя из сторонней области. Другой вопрос, если преподавать хочет специалист, но мало кто готов пожертвовать себя, чтобы нести знание в молодые массы.
Отсюда вопрос «А как обучить предмету детей?». Никак. У учителя нет возможностей не то, чтобы следовать за последними технологиями, но даже преподавать фундаментальные вещи. Хотя бы из-за нехватки времени. В наше время учитель скорее офисный планктон, работающий под гнетом бюрократии и заполняющий очередной журнал.
Не думаю, что на этот раз следует приводить данные по размеру заработной платы учителя, поскольку ситуация всем и без того известна. Чтобы организовать образовательный процесс и вовлечь детей, нужно вовлечь и самих учителей, которые сами готовы обучаться и отдавать свои силы и знания ученикам.
Школьники-самоучки или как сдать ЕГЭ по информатике не посещая уроков
Не один уже год ведутся споры по поводу того, как школа готовит детей к ЕГЭ. Вопрос очень интересный и экзотический. Не смотря на весь тот большой объем знаний, что нам предлагает Семакин в виде своих учебников, ситуация такова, что невозможно хорошо сдать ЕГЭ, даже если ты решаешь все примеры, данные в учебнике по информатике. Давайте в этом убедимся. Сделать это действительно просто, ведь достаточно сравнить сканы заданий из учебника по информатике за 11 класс и задания на ЕГЭ за 2021 год.
С натяжкой, но разбор мы начнем со второй части. Если бы статья была написана ещё год назад, то я добавил бы несколько слов про 23 номер (решение систем логических уравнений) из открытого варианта ЕГЭ по информатике 2021 года.
Идея задания достаточно простая, если обучаться не по школьному учебнику. Ведь учебник, к сожалению, к такому роду заданий мало готовит. Стоит отметить, что сложность заданий остается из года в год приблизительно одной и той же. Но об этом сложно судить, поскольку структура стандартного варианта ЕГЭ по информатике в 2021 году была переписана. И теперь, в отличие от предыдущих лет, школьники не вынуждены программировать на листочках, а имеют возможность это сделать на предоставленном ПК. Это, как мне кажется, достаточно серьезный шаг, который несомненно присваивает плюс в пользу ЕГЭ по информатике. Кстати, посмотрим на практикумы из учебника за 11 класс.
Хочу сразу в этом же разделе и подытожить тему с изучением информатики по школьной программе. На данный момент это крайне нецелесообразно. Не понятно, зачем одни и те же разделы растягивать на курс с 7 по 11 класс. Не понятно, зачем вовсе нужен столь длинный курс информатики и зачем детей изнурять темами, которые даже целостно не раскрываются (мои слова вы можете проверить, найдя учебник в электронном виде). Я уже не говорю про субъективный опыт. Мы сейчас рассмотрели программу в явном виде, открыли учебник и сделали выводы. А ведь встречаются и частные истории про ежегодное изучение Paint, Word и Excel. Иногда и Access преподают. И если тот же Word, Excel и Access можно ещё обозначить как то, что пригодится, то в остальных случаях складывается впечатление, что изучают не информатику, а бухгалтерское дело, заготавливая новую партию офисных работников на низкооплачиваемых должностях. Но это все эмоции и, к сожалению, далеко не конец. Переходим к следующему разделу.
А может лучше сдавать физику?
Нельзя игнорировать перспективу информатики как экзамена на ЕГЭ. Сейчас, когда IT-технологии быстро и верно завлекают подрастающие поколения, очень популярными стали направления, связанные с информатикой, что хорошо видно, если посмотреть ТОП 10 популярных направлений подготовки в ВУЗ`ах. Рейтинг составлен порталом Табитуриент.
Действительно, показатели очень даже неплохие, с учетом того, что в рейтинге программ обучения представлены не только технические и физико-математические профили.
Давайте рассмотрим иные показатели. Меня интересует перспектива поступления с информатикой «среднего абитуриента», который по трём предметам набрал средние баллы. При этом мы рассматриваем не отдельную страту, объединяющую школьников Z-региона, а всю совокупность, школьников всех регионов. Ниже представлены нужные нам показатели за 2020 год, взятые с ресурса 4ege.