Для чего использовали аэростаты во время войны
Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР
Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.
Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду
В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.
Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?
Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!
Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.
В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/
5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.
Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).
В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.
Характеристика | КВ-КН | КТВ-ТН | КО-1 | БАЗ-136 | БАЗ-136 | МАЗ-1 |
Тип | Тандем | Тандем | Одночный | Одиночный | Тандем | Одиночный |
Год внедрения | 1932 | 1938 | 1942 | 1943 | 1943 | 1936 |
Период эксплуатации | по 1941 | по 1943 | по 1944 | по 1945 и далее | ||
Высота подъема, максимальная в км. | 3,5-3,75 | 4,5-4,7 | 2,8-3 | 2,85-3,2 | 4,85-5,2 | 1 |
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с | 12-15 | 14-18 | 15-18 | 16-18 | 16-18 | 28-30 |
Прочность троса, тонн | 0,75-1,2 | 1,2-1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2-1,4 | 1,5-1,2 |
Система | Стягивающая | Баллонетная | Стягивающая |
ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО
Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.
Часовой у аэростата заграждения
Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.
Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.
Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.
Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.
К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.
В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.
Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).
В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.
«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).
Новое в блогах
Аэростаты заграждения на защите московского неба
Аэростаты заграждения на защите московского неба
http://www.vm.ru/news/2015/03/18/aerostati-zagrazhdeniya-na-zashchite-moskovskogo-neba-281414.html
Аэростаты предназначались для защиты от нападения пикирующих и низколетящих самолетов наиболее важных объектов
Фото: Википедия
ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. СПАС АЭРОСТАТ И ОСТАЛСЯ В ЖИВЫХ
24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигураполучил орден Красного Знамени. Этой наградой оценили его героический поступок. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.
35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на страшном морозе преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жесткой части конструкции, нашел заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант опустился невредимым вместе со спущенным аэростатом в ста километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.
Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Однополчане Велигуры были обрадованы и потрясены не меньше штабных военных, увидев сержанта живым и здоровым. Ведь это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации.
«Вечерняя Москва» 8 декабря 1941 года опубликовала заметку о подвиге сержанта Велигуры. Так москвичи первыми узнали подробности подвига.
• В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.
Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.
• Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.
АЭРОГИРЛЯНДА
Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.
БОРЬБА С АЭРОСТАТАМИ
Еще в Первую мировую инженеры ломали голову, как уберечь самолет от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Решений ко Второй мировой было предложено не так уж много, но наиболее распространенными стали специальные режущие кромки, устанавливаемые на крылья, и так называемые параваны — ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Назвать эти средства эффективными было сложно: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот.
Наведите курсор на изображение
Автор: Дмитрий Захаров, Дмитрий Тышкивский
(более крупное и чёткое изображение см. по ссылке ниже на сайте «КП»)
УЯЗВИМОСТЬ
Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.
ПАРАШЮТ И МИНА
При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.
ОБОЛОЧКА
Оболочка аэростата требовала аккуратного отношения. Она была наполнена гелием и боялась механических повреждений, сырости и жары. Чтобы поддерживать в аэростатах необходимое давление, их приходилось часто дозаправлять. Газовые заводы находились на расстоянии до 15 километров от некоторых постов. Газ для дозаправки доставляли в специальных газгольдерах из тонкого материала. Эти газгольдеры носили на руках пешком. Стоит учитывать, что в 1942 году в составах аэростатных постов в основном были девушки.
ОПАСНЫЕ ТРОСЫ
Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.
Татьяна Липницкая, Даниил Литвиненко
Как воевали дирижабли в Великую Отечественную
О том, как воевали дирижабли в Великую Отечественную, дает представление снятый на «Мосфильме» в 1967 году художественный фильм «Крепкий орешек» (реж. Теодор Вульфович). Герои Виталия Соломина, Надежды Румянцевой и заградительный аэростат с лёгкостью справляются с немецкими оккупантами. Но это была игровая комедия, а на практике всё было иначе
Что такое дирижабль
Немного о том, что такое дирижабль. Всем известно, что такое самолёты, вертолёты, сейчас летательного полку прибыло: в небо поднимаются и квадрокоптеры (дроны), и беспилотники, а вот слово «дирижабль» нынче совсем не на слуху. Так вот, дирижабль, или управляемый аэростат, – это воздушное судно, имеющее силовую установку и способное двигаться в необходимом направлении с приличной скоростью. Корпус у дирижабля был большой, объёмный, обтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200000 кубических метров.
Аэростат ПВО над Пушкинской площадью в Москве
Советской России достался по наследству от Российской империи один военный дирижабль, который восстановили и назвали «Красной звездой». Другой был построен уже в 1923 году в Петрограде и получил название «VI Октябрь»; он даже полетал с полчасика. Первоначально дирижабли имели очень мирные профессии. К примеру, управляемые аэростаты советского производства оказали большую помощь в освоении Сибири.
Чуть позже в Осоавиахиме СССР была создана специальная секция воздухоплавания. А в 1931 году в стране появился и специальный комбинат «Дирижаблестрой». Именно в это время наряду с призывами: «Все на самолёт!», «Иди, товарищ, в автопром!» был и лозунг, призывавший экономить пятачки и тратить их на строительство дирижаблей. В 1932 году этот комбинат выпустил целую серию мягких дирижаблей, среди которых выделялся «СССР В-2 «Смольный», который однажды с корнем сорвался с якорей. Его просто не удержали, а происходило это на аэродроме в Сталино (Донецк). В гондоле было 11 экскурсантов–пионеров. Командир дирижабля Николай Гудков успел ухватиться за трос, добраться до кабины, запустить двигатели, переждать ураган и благополучно приземлить дирижабль. За этот подвиг Гудков получил орден Красной Звезды.
Аэростат ПВО Москвы на Площади Революции
Всё для фронта! Всё для победы!
Такое замечательное устройство нашло широкое применение и в годы Великой Отечественной войны. Особенное место заняли аэростаты свободного полёта и привязные аэростаты для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии.
Одним из удачных вариантов применения дирижаблей стало обеспечение подготовки воздушно-десантных войск. В первые дни войны наша авиация понесла тяжёлые потери. Самолётов катастрофически не хватало на полях сражений, а для подготовки десантников их просто не выделяли. Доходило до того, что десантники, которые должны были высаживаться в тылу врага, не практиковали даже ознакомительных прыжков с парашютом. А отсутствие опыта оборачивалось травмами, увечьями, иногда и смертельными исходами. Выручили дирижабли. Было принято решение использовать для подготовки десантников привязные аэростаты и дирижабли. Сразу появилась огромная экономия времени и денег. А центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.
Девушки-бойцы противовоздушной обороны устанавливают заградительный аэростат в Москве
Другие дирижабли активно использовались как транспортные средства, на них легко доставлялось военное имущество, горючее, продовольствие. Первоначально вызывало беспокойство то, что дирижабль обладает небольшой скоростью и очень уязвим для противника. Но случай, который произошёл на Калининском фронте, эти сомнения рассеял. Там дирижабль получил около сотни пробоин в оболочке, но спокойно вернулся на свою базу под Москвой.
Аэростаты заграждения
В таком виде аэростаты первыми начали применять ещё англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали ещё и мину. Самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и – «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.
Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения
Первые успехи аэростатчики показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Были уничтожены 15 самолётов. 10 были на счету лётчиков, три самолёта сбили зенитчики, а два запутались в паутине аэростатов и рухнули на землю. Количество аэростатных заграждений неуклонно росло. Рос и положительный итог их противостояния немецкой авиации. Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трёх тысяч аэростатов.
Напоследок стоит упомянуть и о других вариантах использования дирижаблей. Очень показательна в этом плане работа дирижабля «Победа» в 1945 году. Его откомандировали в славный город Севастополь, где он помогал морякам обнаруживать в Чёрном море мины и затонувшие корабли.
Советские солдаты в гондоле аэростата воздушного наблюдения
Зачем во время войны над Москвой поднимали аэростаты
Jan 20, 2019 · 3 min read
Во время Великой Отечественной войны, небо над советской столицей было плотно усеяно аэростатами. Какую роль они играли? Об этом мы и поговорим ниже.
Использовать “воздушные шары” в качестве средства ПВО придумали еще в годы Первой Мировой войны. Впоследствии, они получили название “заградительный аэростат”.
Во время Второй Мировой, такие приспособления широко использовались для защиты крупных городов и кораблей от авианалётов противника.
Как правило, от аэростата к земле уходит множество тросов, образующих сетку.
При столкновении на высокой скорости, трос был способен повредить крыло самолета. Кроме этого, иногда на них подвешивали взрывчатые элементы, которые представляли еще большую опасность для самолетов.
Пот е ри от заградительных аэростатов были невысоки, однако их наличие вынуждало вражеских пилотов летать на большой высоте, что значительно усложняло прицельное бомбометание, а в ночное время и вовсе делало его невозможным.
ЗЗачем во время войны над Москвой поднимали аэростаты
Во время Великой Отечественной войны, небо над советской столицей было плотно усеяно аэростатами. Какую роль они играли? Об этом мы и поговорим ниже.
Использовать “воздушные шары” в качестве средства ПВО придумали еще в годы Первой Мировой войны. Впоследствии, они получили название “заградительный аэростат”.
Во время Второй Мировой, такие приспособления широко использовались для защиты крупных городов и кораблей от авианалетов противника.
Как правило, от аэростата к земле уходит множество тросов, образующих сетку.
При столкновении на высокой скорости, трос был способен повредить крыло самолета. Кроме этого, иногда на них подвешивали взрывчатые элементы, которые представляли еще большую опасность для самолетов.
Потери от заградительных аэростатов были невысоки, однако их наличие вынуждало вражеских пилотов летать на большой высоте, что значительно усложняло прицельное бомбометание, а в ночное время и вовсе делало его невозможным.
К слову говоря, именно по ночам, как правило, аэростаты и поднимали в воздух. Днем особого эффекта от них не было:
Во-первых, пилоты могли без труда облететь заграждение;
Во-вторых, они мешали собственным силам ПВО вести огонь по противнику.
Ночью же, когда ПВО не могло эффективно работать из-за малой видимости, а поле зрения противника также было ограничено, такие “воздушные шары” оказывались более эффективными.
Впоследствии было придумано устройство, которое могло разрезать тросы аэростата. Оно устанавливалось на ведущую часть крыла самолета. Однако, по непонятной причине, такие устройства получили наибольшее распространение в ВВС Великобритании, хотя немцы практически не использовали аэростаты.
В это же время, сами немцы подобными приспособлениями пренебрегали, хотя и Британия, и СССР широко использовались воздушные шары для защиты своих городов и стратегических объектов.