Для чего использовали коромысло
Для чего использовали коромысло
Оно, ложась на чьи-то плечи,
Носило воду в дом из речки.
Потом в один прекрасный год
В дом провели водопровод.
И вот теперь оно, ребята,
Лежит в музее экспонатом.
Место изготовления: СССР, Сибирь
Время изготовления: Первая половина – середина ХХ века
Материал: дерево, металл (железо)
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: длина по дуге – 120,0 см; ширина по наплечнику – 6,0 см
Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев и с колонок, которые были расположены на каждой улице нашего села. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или, как говорили в старину, коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает об этом удивительном предмете.
Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности, воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Его достоинства по заслугам оценили в сёлах и в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные насекомые. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь деревенском дворе. Висящим на гвозде. А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой на коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду на коромысле, получал «звание» отрока т.е. подростка.
Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»
Коромысло
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.
Значение слова «коромысло»
1. Деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах. Закутанные в шерстяные платки женщины несли на коромыслах обледенелые ведра с водой. Закруткин, Плавучая станица.
2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КОРОМЫ’СЛО, а, ср. 1. Род деревянной дуги с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. 2. Равноплечий рычаг, к концам к-рого приделаны чашки весов. 3. В различных механизмах — название рычагов и шатунов (тех.). 4. Большой шест у колодцев, укрепляемый на неподвижной оси, к к-рому подвешивают опускаемое в колодец ведро; то же, что журавль (обл.). 5. Насекомое из отряда стрекоз (зоол.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коромы́сло
1. приспособление в виде опираемого на плечи изогнутого деревянного шеста для ручного ношения двух вёдер или других грузов
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»; обычно эта глава цитируется в качестве иронического комментария по поводу попытки скрыть что-то, умолчать, а также как шутливая форма отказа сообщить что-либо.
1) Мнение авторитетов
В лингвистическом мире развертывались баталии по поводу определения смысла термина «коромысло». Приведем несколько комментариев из статьи «Славянские этимологии: коромысло», А. А. Кретов, Воронежский государственный университет; статья опубликована в ВЕСТНИКЕ ВГУ, 2004, № 2 (vestnik.vsu.ru).
* «Состояние этимологизации данного слова академик О.Н. Трубачев охарактеризовал
следующим образом: «Всесторонне обосновав реконструкцию праформы kъrmyslъ/;ьrmyslъ, мы, однако, ещё не решили вопроса о ее происхождении».
* Автор статьи: «По нашему убеждению, слово коромысло верно этимологизировал ещё А. Брюкнер: «… известно только в восточных говорах Польши, из укр. коромысла «то, чем носят бадейки»; продуктивным суффиксом –slo образован от русск. корма, ц.-слав. кръма ‘зад судна, руль, правИло’; кърмити ‘рулить, править’; укр. кормига ‘ярмо’ (второе о неисконно)»; «У М. Фасмера – о слове коромысло мы не
находим практически ничего позитивного («ТЁМНОЕ слово»), кроме немотивированного объявления этимологии А. Брюкнера «невероятной»».
* «При этом недостаточно учитывается тот факт, что слово коромысло фиксируется в восточнославянских языках лишь с 15-16-ого века. Для объяснения этого факта нам явно не хватает знаний по истории самой «вещи» – «деревянной ДУГИ для ношения вёдер». К сожалению, даже такой яркий представитель школы «слов и вещей», как О.Н.Трубачёв, оставил этот аспект без рассмотрения».
В заключении автор статьи А. А. Кретов делает вывод: «Сложность интерпретации КОРОМЫСЛА, помимо диалектных фонетических преобразований, объясняется тем, что в первоначальном значении – рулевого бревна оно было вытеснено старославянизмом кръмило, а удержалось в народном языке только во вторичном значении – «дуга для ношения вёдер». И едва ли не единственным прямым напоминанием о связи коромысла с кормой является значение ‘кормовая верёвка’, на которое и ссылался О.Н. Трубачев».
2) Коромысло в технике, быту и искусстве
* Образ женщины с коромыслом достаточно широко распространен в жанровой живописи, его запечатлели в своих картинах почти все видные русские художники: А.П. Рябушкин, «Девушка с ведрами», Ф.А. Малявин, «Женщина с коромыслом», Н. Крылов «Зима», Н.А. Касаткин «Соперницы», К. Маковский «Девушка с коромыслом», А. Веницианов «Встреча у колодца» и другие. В мире искусства КОРОМЫСЛО символически рассматривали как «супружеское ярмо», по крайней мере, так трактуют сюжет картины «Брачный контракт» (неизв. голланд. художник, Эрмитаж) искусствоведы; здесь коромысло – прямая доска, с вырезом для шеи. В западноевропейской жанровой живописи преобладают сюжеты, где женщина изображена у колодца (журавль) или у фонтана с кувшинами (женственность), ими же достают воду из колодцев, привязывая их к веревке, изображения женщин с ведрами почти нет.
Единственное изображение мужчины с КОРОМЫСЛОМ на холсте, мы находим у Марка ШАГАЛА: «подсмотренной сценой из жизни является «Свадьба» (1910 – 1911) Шагала…: фигуры застыли, как на фотоснимке…в левой части картины мужчина с коромыслом, словно случайно попавший в кадр» (А. Мережковская. Сверхреальность в живописи Марка Шагала. Проза.ру). В еврейских местечках к коромыслу привязывали верёвки с крюками, на которые цеплялись ведра, т.е. опускали центр тяжести ещё ниже, нести тяжелый груз было легче.
См. фото конца XIX века;
* Отметим, что на полотнах XIX века ведра – деревянные, то же и в западной живописи, лишь в конце этого века появляются ведра железные, легче по весу. Ведро русская дометрическая мера объема жидкостей – ведро = 12 литров (15 л, редко), в обиходе, два ведра на коромысле должны быть «в подъём женщине»; приблизительно 38-40 кг. Это предельный вес, который рывком может поднять женщина и перенести его от колодца к дому, при использовании коромысла вес распределяется равномерно.
3) Существующая этимология
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Укр. коромисло, блр. коромисел. Польск. kоrоmуslо, koromeslo заимств. из укр.
Объяснение из корма, укр. кормиига «ярмо» невероятно, вопреки Брюкнеру (257). Невозможно фонетически заимствование из греч. kremastir «крюк для котла» (Мi. ЕW 131; Ляпунов, AfslPh 9, 316; Шахматов, Литер. яз. 235) или из восходящего к тому же источнику лат. cremasclum, о котором см. М.-Любке 213. Неприемлемо также объяснение из рум. curmezis; «поперек» (Карлович 300; против см. Брюкнер, KZ 48, 165; Бернекер 1, 574) и сравнение с датск., шв. karm «рамка» (Маценауэр, LF 8, 202). Темное слово. Созвучие с фин. korento, морд. э. kurtsa, м. kertse «коромысло», о котором см. Паасонен, Мordw. Chrest. 87 (без слав. слов), случайно.
4) Применение термина в русском языке
* Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Коромыслъ (коромыселъ). 1) Приспособление для ношения ведер. 1505 г.; «коромыслъ деревянное, в чем воду носят», 1674. 2) Основная деталь весов, равноплечный рычаг…1667 г. 3) В воздуходувных машинах двуплечный рычаг, приводящий в движение меха. 1647 г.
* Национальный корпус русского языка
В. Н. Татищев. Письмо И. Д. Шумахеру (1738): «2) Рычаг, имеюсчей равные концы, когда тяжесть на средине, не зовется рычаг, но стях, когда же подкладка на средине, то ; коромысло, как то водоносное и у весов не иначей зовется».
5) Обобщение и вывод
Термин зафиксирован в русской литературе с 1505 г., исследователи не нашли разумной этимологии слова, связь графики, фонетики и содержания не истолкована.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексиконом иврита; в период появления термина в литературе на Украине, Белоруссии и в Польше проживало значительное еврейское население. Практика дешифровки топонимов и терминов показывает на значительные заимствования лексики из библейского или из более позднего иврита.
6) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни, очевидно составного слова – КОРОМЫСЛО = КОРО+М+ЫСЛО. У нас сразу же выявляется соответствующий содержанию слова термин иврита ЕСЕЛ коромысло.
* КОРО = ивр. КОАР вогнутость, вгибать.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_425.htm
См. Общесемитский корневой словарь, slovar-axaz.org/statiy/2540-kaur.html
* ЫСЛО = ивр. ЕСЕЛ коромысло. Термин видимо средневекового периода, в библейских текстах найти слово не удалось.
См. ЕСЕЛ в Викисловаре; https://he.wiktionary.org/wiki/;;;
русск. КОРО+М+ЫСЛО = ивр. КОАР вогнутость, вгибать + МЕ = с + ЕСЭЛ коромысло, шест, ярмо, жердь; т.е. шест с вогнутостью, или вогнутый шест.
Таким образом, слово-понятие КОРОМЫСЛО составлено из двух корней иврита, терминология европейских языков «привязана» к иудейской религиозной доктрине и соответственно к терминологии иврита; другого рационального объяснения пока нет.
Коромысло – искусство баланса
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…
Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.
Прежде считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в вёдрах на коромысле. И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих…
Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?
А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.
Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…
Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.
Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.
Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…
Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.
Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.
Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.
В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.
Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.
Коромысло – предмет со смыслом
Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.
Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.
Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.
Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.
С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.
Почему баланс – женская задача?
Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.
Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.
Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.
Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…
А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии»
Алексей Венецианов «Встреча у колодца»
К.Маковский «Девушка с коромыслом»
Ф.А.Малявин «Женщина с коромыслом»
К.Васильев «У колодца»
И. Рязанова «Морозко»
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.