Для чего использовали ледянки катульки лодейки рулетки ответ
Зимние славянские забавы с историей в тысячи лет
Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных.
Ясными морозными днями и вьюжными вечерами зима закрепляет своё звание самого веселого и самого захватывающего времени года. И вот ты уже чувствуешь дыхание свежего ветра, стремительно спускаясь на лыжах с лесной горки; катишься на коньках, воображая себя великим фигуристом, гуляешь по лесной роще, вдыхая аромат морозной ели, подзадориваешь друга, бросая в него снежком.
Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». Сражались целые армии: одна атаковала крепость, другая — защищала. Иногда команды делились по половому признаку — дамы обороняли крепость, мужчины наступали. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты, сыпали на врагов ведра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм. Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились так отважно, что мужчинам редко перепадало такое счастье.
Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, совсем не пугало желающих соревноваться в силе и ловкости.
А. Г. Виноградова. Шествие масленичного поезда, 2006 г.
Привлекательные для крестьян призы – отрезы материи на порты (имели значение мужских штанов и одежды вообще, – шились из грубой шерстяной ткани и холста или, если хозяин был побогаче, из тафты, шёлка и сукна) или рубаху, сапоги укрепляли на вершине такого сооружения.
С конца ХVIII в., для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало выносливости и терпения и удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом.
Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.
Крепление на упряжь и дуги лошадей многочисленных шумящих и гремящих колокольцев и бубенцов было, скорее всего, вызвано стремлением создаваемым ими шумом защитить седоков в санях от влияния неведомых тайных сил и неприятностей в будущем году.
Катающиеся обряжались в свои лучшие наряды: меховые крытые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны и шали, новые валенки и пр. В катании принимали участие и дети всех возрастов. Пожилые катались отдельно от молодежи.
Грузинский. П.Н. Масленица. 1898 г.
Ближе к вечеру вся деревенская молодежь собиралась около горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, катульки – широкие выдолбленные доски, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.
Дети садились на санки по нескольку человек. “Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом”. (И.Шангина “Русские праздники”).
Сычков Ф.В. Катание с гор.
На улице заводили хороводные игры, например, играли в “Селезня и утицу”: молодой человек, находящийся за кругом, должен был поймать девушку, находящуюся в кругу. Хоровод мог помогать то селезню, то утице. В награду за ловкость и проворство парень, поймав девушку, мог её поцеловать.
Сычков Ф.В. Деревенская карусель. 1910 г.
Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси – Старой Ладоге, Новгороде, Пскове – были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Они имели три отверстия – два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавы. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.
Александр Моравов. Зимний спорт. 1913 г.
Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки – что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть – вот ты и герой, образец для подражания.
Любая забава на Руси требовала ловкости и смелости от ее участников, будь то спуск с берега реки на салазках, вираж на «птице-тройке» через зимний лес или взятие снежной крепости. Почему бы и нам не взять с них пример? Ведь многие из этих забав популярны и в наши дни. Всех, без исключения, захватывает дух русской зимы. Кроме того, развлечения на свежем воздухе дарят здоровье телу и бодрость духу!
Презентация по родному русскому языку на тему «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Выполнила учитель начальных классов
Тюрина Татьяна Юрьевна
2 класс
Русский родной язык
Тема : « Любишь кататься, люби и саночки возить»
Описание слайда:
Описание слайда:
Ледянка – удобное лукошко, которое на морозе поливалось водой и делалось скользким.
Скамейка – удобное сиденье в виде доски, нижняя часть обмазывалась навозом и обливалась водой на морозе.
Рулетка – названа так, потому что имеет руль, которым можно управлять всей конструкцией.
Санки – повозка на полозьях.
Лодейка – средство для катания с гор в виде ладьи, то есть с утонченным носом.
Катулька – обычная деревянная доска для катаний.
Описание слайда:
Любишь кататься,
люби и саночки возить.
Описание слайда:
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Описание слайда:
Описание слайда:
ЧУРБАЧОК
Обрубок дерева, короткое бревно.
бочок
кочка
круча
бочка
бочка
обруч
обруч
круча
Описание слайда:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/266918/Чурбак
Шаблон слайдов https://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/igry_viktoriny_testy/shablon_igry_zeljonyj/528-1-0-74235
Учебник « Русский родной язык» 2 класс, авторы О.М Александрова и др /М., Просвещение,2020/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентацию можно использовать на уроках русского родного языка.
Общая информация
Похожие материалы
Спортивное мероприятие в МКШ: «Президентские состязания»
Классный час в 3 классе на тему: «Правила этикета».
Календарно тематическое планирование по предметам в 3 классе для ГИС СОЛО
Урок- окружающий мир по теме «Лес и человек»
Презентация для классных руководителей»Родительское собрание в начальных классах»
Технологическая карта по русскому языку на тему «Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном».
Исследовательская работа «Книга печатная и электронная. Что читать?»
Статья «Использование игровых форм на занятиях группы продлённого дня, для сплочения коллектива в начальных классах», начальные классы..
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394053 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тесты по «Родному русскому языку» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Проверочные работы по родному языку
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Проверочная работа №1 «По одежке встречают»
1. Запиши названия старинной русской одежды
2. Установи соответствие между устойчивыми выражениями и их значениями
3. Вставь в пословицы одно и то же слово
_______________лучше новая, а друг – старый.
Не ______________красит человека, а добрые дела.
Теплая _____________ тело греет, а теплое слово – душу.
Проверочная работа №1 «Ржаной хлебушко калачу дедушка», «Если хорошие щи, так другой пищи не ищи», «Каша – кормилица наша»
1. Определи вид выпечки
Старейшая похлебка, которую готовили из репы.__________________
Хлеб или сухари, покрошенные в воду с солью и заправленные растительным маслом.___________________
Жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.______________
3. Определи, из зерен, каких растений готовится каша.
Слова для справок: овсяная, пшенная, манная, гречневая, рисовая, перловая
Проверочная работа №3 «Любишь кататься, люби и саночки возить»,
«Делу время, потехе час»
Игрушки из дерева – деревянные игрушки
2. Подчеркни слова и выражения, которые говорят, что с горы катятся быстро.
Летела стрелой, на полном бегу, ногу за ногу, кубарем качусь, черепашьим шагом
3.Для чего использовали ледянки, катульки, лодейки, рулетки? _________________________________
4.Дополни ряд синонимов, названий игрушек на Руси.
Вертушка, кружилка, точка, ленивец,_______________
5.Что значит играть в бирюльки? ________________________________________________________________________
Проверочная работа №4 « В решете воду не удержишь»,
« Самовар кипит, уходить не велит».
1. Вставь пропущенные слова из справок.
Домашняя утварь – это посуда, ___________________ для хранения припасов, приготовления _______________, ведения _________________.
2. Назови предметы домашней утвари по иллюстрации
3. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке
Его родиной считают Тулу.
Во всем мире знают русский самовар.
Там было много мастеров-самоварников.
Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.
Самовар – это символ доброго русского гостеприимства.
Раздел «Язык в действии»
«Для чего нужны синонимы?», «Для чего нужны антонимы?»
1. Обозначь ударение в выделенных словах.
1) У Маши красивая кукла. Не маши руками перед моим лицом.
2) Кати тележку с продуктами к кассе. У Кати сегодня день рождения.
3) Около моего уха летал комар. Уха на костре быстро сварилась.
2. Прочитай. Соедини линиями пары слов, которые являются синонимами, и пары слов, которые являются антонимами.
синонимы легкий – тяжелый антонимы
3. Прочитай. Укажи слово, которое близко по значению слову храбрый и противоположное по значению слову трусливый
Пугливый смелый сильный
Проверочная работа №6 «Как появляются пословицы, фразеологизмы?»
2. Для каждой русской пословицы найди пару по смыслу среди пословиц других народов
Как волка не корми, он все в лес смотрит. (русская)
Беден тот, у кого друзей нет. (английская)
В гостях хорошо, а дома лучше. (русская)
Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет. (немецкая)
В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу. (казахская)
Встречают по одежке, провожают по уму. (русская)
Свой хлеб лучше чужого плова.(узбекская)
3. Узнай фразеологизм по рисунку
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Раздел «Секреты речи и текста»
Проверочная работа №7 «Участвуем в диалогах», «Общение как обмен смыслами»
1. Прочитай разговор двух друзей. Можно ли считать их речь вежливой? Подчеркни слова, которые делают речь вежливой.
Вдруг зазвонил телефон. Миша поднял трубку:
-Здравствуй, Миша! – послышался в трубке Петькин голос.
-Миша, подскажи мне, пожалуйста, домашнее задание по математике. Я был на приеме у врача и пропустил урок.
-Спасибо!- поблагодарил его Петя.
2. Прочитай. Найди и зачеркни в каждой группе «лишнее» слово.
прости до свидания
добрый день прощай
будьте добры напиши
Проверочная работа №8 «Особенности текста-повествования»
1. Выбери и подчеркни слова-действия, которые помогают понять, что произошло.
— Что значит — ничего нет? — спросила Мэри Поппинс и выпрямилась с таким видом, словно её кровно обидели. — Ты сказала — ничего нет?
И с этими словами она достала из совершенно пустой сумки накрахмаленный белый фартук и надела его. Затем она вынула оттуда большой кусок туалетного мыла, зубную щётку, пакетик шпилек, флакон духов, складной стул и коробочку таблеток от кашля.
По П. Трэверс, «Мэри Поппинс»
2. Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.
Зимой Коля подобрал в парке утку с раненым крылом. Он долго лечил её, а вчера отпустил на волю.
3.Как ты думаешь, как могли бы называться тексты –повествования? Соедини заголовки и типы текстов.
Эта удивительная пасека
Как мы ловили пчел
Долго ли болит укус пчелы?
Дом для пчел – улей
Мы готовим медовые коврижки
Проверочная работа №9 «Особенности текста-описания»
1. В больших текстах повествование и описание сменяют друг друга. Впиши номер абзаца, в котором автор описывает что-либо.
Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.
Он жмурил глаза, ёжился. Его тянуло обратно в тёплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.
Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислонённый к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью.
2. Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.
Наш замок построен из огромных валунов. Он имеет форму пятиугольника, в каждом углу которого расположена круглая башня с бойницами.
Вопрос__________________________________________________
3.Определи типы текстов
По Л. Н. Толстому, «Яблони»
2. Видит он широкий двор, ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Лестница во дворце со перилами позолоченными устлана багряным сукном.
По С. Т. Аксакову, «Аленький цветочек»
Проверочная работа №10 «Особенности текста-рассуждения»
1. Выбери и подчеркни слова, которые помогают тебе понять, что это текст-рассуждение.
Если подуть на стекло, на стекле сядут капли. И чем холоднее, тем больше сядет капель. Отчего это будет? Оттого, что дыхание человека теплее, чем стекло, и в дыхании много летучей воды. Как только это дыхание сядет на холодное стекло, из него выйдет вода.
Л. Н. Толстой «Отчего потеют окна и бывает роса?»
2.Выбери такой конец предложения, чтобы получилось рассуждение.
3. Составь из данных предложений два текста разных типов.
Мне купили мебель: письменный стол, кровать, шкафы.
Письменный стол лучше ставить у окна.
Недавно мы переехали в новую квартиру.
Так дневной свет будет падать прямо на рабочее место.