Для чего использовалось коромысло
Для чего использовалось коромысло
Оно, ложась на чьи-то плечи,
Носило воду в дом из речки.
Потом в один прекрасный год
В дом провели водопровод.
И вот теперь оно, ребята,
Лежит в музее экспонатом.
Место изготовления: СССР, Сибирь
Время изготовления: Первая половина – середина ХХ века
Материал: дерево, металл (железо)
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: длина по дуге – 120,0 см; ширина по наплечнику – 6,0 см
Давно минули те дни, когда вода в дом попадала из колодцев и с колонок, которые были расположены на каждой улице нашего села. А уж такой незаменимый когда-то предмет, как коромысло, большинство людей и вовсе забыли. Молодежь же такого слова и не слышала, наверное. А когда-то коромысло или, как говорили в старину, коромысел было в быту одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. В данной статье мы постараемся напомнить знающим и расскажем тем, кто не знает об этом удивительном предмете.
Коромысло — это приспособление дугообразной формы. Главное его предназначение — это перенос грузов. В частности, воды в вёдрах. Это самое популярное его применение. Воду носили для дома и для двора (на питье скотине). С помощью данного инструмента также на реку носили белье для полоскания, и др. Его достоинства по заслугам оценили в сёлах и в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные насекомые. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.
Если постараться, то коромысло еще можно встретить в каком-нибудь деревенском дворе. Висящим на гвозде. А когда-то считалось: пока человек еще может носить ведра с водой на коромысле, силы еще есть и человек находятся в здравии. Молодой же парень, который начинал носить воду на коромысле, получал «звание» отрока т.е. подростка.
Русская свадьба также не обходилась без коромысла. Существовал обычай, по которому невеста должна была донести два ведра с водой на коромысле, не пролив при этом ни капли. Для современных девушек это сейчас может показаться сложной задачей. Раньше же это было простым делом. Славянские девушки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»
Коромысло
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.
Коромысло- незаменимый помощник в хозяйстве для русской женщины
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы.Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
Народные приметы про зиму
На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра — и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.
Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом — держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом — не то от тоски, не то от пляски!»
Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже — из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5…7 см и длиной 190…210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.
Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.
В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.
Нет, нет, да все еще встретишь в русских деревнях коромысло.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»; обычно эта глава цитируется в качестве иронического комментария по поводу попытки скрыть что-то, умолчать, а также как шутливая форма отказа сообщить что-либо.
1) Мнение авторитетов
В лингвистическом мире развертывались баталии по поводу определения смысла термина «коромысло». Приведем несколько комментариев из статьи «Славянские этимологии: коромысло», А. А. Кретов, Воронежский государственный университет; статья опубликована в ВЕСТНИКЕ ВГУ, 2004, № 2 (vestnik.vsu.ru).
* «Состояние этимологизации данного слова академик О.Н. Трубачев охарактеризовал
следующим образом: «Всесторонне обосновав реконструкцию праформы kъrmyslъ/;ьrmyslъ, мы, однако, ещё не решили вопроса о ее происхождении».
* Автор статьи: «По нашему убеждению, слово коромысло верно этимологизировал ещё А. Брюкнер: «… известно только в восточных говорах Польши, из укр. коромысла «то, чем носят бадейки»; продуктивным суффиксом –slo образован от русск. корма, ц.-слав. кръма ‘зад судна, руль, правИло’; кърмити ‘рулить, править’; укр. кормига ‘ярмо’ (второе о неисконно)»; «У М. Фасмера – о слове коромысло мы не
находим практически ничего позитивного («ТЁМНОЕ слово»), кроме немотивированного объявления этимологии А. Брюкнера «невероятной»».
* «При этом недостаточно учитывается тот факт, что слово коромысло фиксируется в восточнославянских языках лишь с 15-16-ого века. Для объяснения этого факта нам явно не хватает знаний по истории самой «вещи» – «деревянной ДУГИ для ношения вёдер». К сожалению, даже такой яркий представитель школы «слов и вещей», как О.Н.Трубачёв, оставил этот аспект без рассмотрения».
В заключении автор статьи А. А. Кретов делает вывод: «Сложность интерпретации КОРОМЫСЛА, помимо диалектных фонетических преобразований, объясняется тем, что в первоначальном значении – рулевого бревна оно было вытеснено старославянизмом кръмило, а удержалось в народном языке только во вторичном значении – «дуга для ношения вёдер». И едва ли не единственным прямым напоминанием о связи коромысла с кормой является значение ‘кормовая верёвка’, на которое и ссылался О.Н. Трубачев».
2) Коромысло в технике, быту и искусстве
* Образ женщины с коромыслом достаточно широко распространен в жанровой живописи, его запечатлели в своих картинах почти все видные русские художники: А.П. Рябушкин, «Девушка с ведрами», Ф.А. Малявин, «Женщина с коромыслом», Н. Крылов «Зима», Н.А. Касаткин «Соперницы», К. Маковский «Девушка с коромыслом», А. Веницианов «Встреча у колодца» и другие. В мире искусства КОРОМЫСЛО символически рассматривали как «супружеское ярмо», по крайней мере, так трактуют сюжет картины «Брачный контракт» (неизв. голланд. художник, Эрмитаж) искусствоведы; здесь коромысло – прямая доска, с вырезом для шеи. В западноевропейской жанровой живописи преобладают сюжеты, где женщина изображена у колодца (журавль) или у фонтана с кувшинами (женственность), ими же достают воду из колодцев, привязывая их к веревке, изображения женщин с ведрами почти нет.
Единственное изображение мужчины с КОРОМЫСЛОМ на холсте, мы находим у Марка ШАГАЛА: «подсмотренной сценой из жизни является «Свадьба» (1910 – 1911) Шагала…: фигуры застыли, как на фотоснимке…в левой части картины мужчина с коромыслом, словно случайно попавший в кадр» (А. Мережковская. Сверхреальность в живописи Марка Шагала. Проза.ру). В еврейских местечках к коромыслу привязывали верёвки с крюками, на которые цеплялись ведра, т.е. опускали центр тяжести ещё ниже, нести тяжелый груз было легче.
См. фото конца XIX века;
* Отметим, что на полотнах XIX века ведра – деревянные, то же и в западной живописи, лишь в конце этого века появляются ведра железные, легче по весу. Ведро русская дометрическая мера объема жидкостей – ведро = 12 литров (15 л, редко), в обиходе, два ведра на коромысле должны быть «в подъём женщине»; приблизительно 38-40 кг. Это предельный вес, который рывком может поднять женщина и перенести его от колодца к дому, при использовании коромысла вес распределяется равномерно.
3) Существующая этимология
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Укр. коромисло, блр. коромисел. Польск. kоrоmуslо, koromeslo заимств. из укр.
Объяснение из корма, укр. кормиига «ярмо» невероятно, вопреки Брюкнеру (257). Невозможно фонетически заимствование из греч. kremastir «крюк для котла» (Мi. ЕW 131; Ляпунов, AfslPh 9, 316; Шахматов, Литер. яз. 235) или из восходящего к тому же источнику лат. cremasclum, о котором см. М.-Любке 213. Неприемлемо также объяснение из рум. curmezis; «поперек» (Карлович 300; против см. Брюкнер, KZ 48, 165; Бернекер 1, 574) и сравнение с датск., шв. karm «рамка» (Маценауэр, LF 8, 202). Темное слово. Созвучие с фин. korento, морд. э. kurtsa, м. kertse «коромысло», о котором см. Паасонен, Мordw. Chrest. 87 (без слав. слов), случайно.
4) Применение термина в русском языке
* Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1980, вып. 7
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Коромыслъ (коромыселъ). 1) Приспособление для ношения ведер. 1505 г.; «коромыслъ деревянное, в чем воду носят», 1674. 2) Основная деталь весов, равноплечный рычаг…1667 г. 3) В воздуходувных машинах двуплечный рычаг, приводящий в движение меха. 1647 г.
* Национальный корпус русского языка
В. Н. Татищев. Письмо И. Д. Шумахеру (1738): «2) Рычаг, имеюсчей равные концы, когда тяжесть на средине, не зовется рычаг, но стях, когда же подкладка на средине, то ; коромысло, как то водоносное и у весов не иначей зовется».
5) Обобщение и вывод
Термин зафиксирован в русской литературе с 1505 г., исследователи не нашли разумной этимологии слова, связь графики, фонетики и содержания не истолкована.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексиконом иврита; в период появления термина в литературе на Украине, Белоруссии и в Польше проживало значительное еврейское население. Практика дешифровки топонимов и терминов показывает на значительные заимствования лексики из библейского или из более позднего иврита.
6) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни, очевидно составного слова – КОРОМЫСЛО = КОРО+М+ЫСЛО. У нас сразу же выявляется соответствующий содержанию слова термин иврита ЕСЕЛ коромысло.
* КОРО = ивр. КОАР вогнутость, вгибать.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_425.htm
См. Общесемитский корневой словарь, slovar-axaz.org/statiy/2540-kaur.html
* ЫСЛО = ивр. ЕСЕЛ коромысло. Термин видимо средневекового периода, в библейских текстах найти слово не удалось.
См. ЕСЕЛ в Викисловаре; https://he.wiktionary.org/wiki/;;;
русск. КОРО+М+ЫСЛО = ивр. КОАР вогнутость, вгибать + МЕ = с + ЕСЭЛ коромысло, шест, ярмо, жердь; т.е. шест с вогнутостью, или вогнутый шест.
Таким образом, слово-понятие КОРОМЫСЛО составлено из двух корней иврита, терминология европейских языков «привязана» к иудейской религиозной доктрине и соответственно к терминологии иврита; другого рационального объяснения пока нет.
Для чего использовалось коромысло
Коромысло
История коромысла берет свое начало из глубокой древности. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI–XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. Слово «коромысло» встречается в литературных произведениях, в русском фольклоре. Ношение воды на коромысле запечатлели многие великие художники.
В словаре С.И. Ожегова: КОРОМЫСЛО – это предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Наиболее популярными были дугообразные коромысла. До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии. Чаще всего такие предметы, как коромысло, можно увидеть только в музее. В нашем школьном музее имеется два коромысла, предоставленные в дар жителями села.
Мы провели интервьюирование старожилов нашего села. Беседуя с ними, мы узнали, что важным предметом сельского быта считалось коромысло и у нас в Коченевском районе. По рассказам старожилов, пользовались им вплоть до начала 80–х годов XX века наши бабушки и прабабушки. Узнали мы о том, что существовало у нас в районе древнее ремесло – бондарное. В старые времена мастера, умевшие делать коромысла, были в каждой местности, в каждом селе. Называли такого мастера – бондарь, который сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО – изготовление из деревянных досок (клёпок) ёмкостей для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел: бочек, утвари; традиционное занятие населения лесной зоны Восточной Европы.
В настоящее время большинство традиций сельских умельцев забыто. Не осталось на селе мастеров, которые передавали бы свой опыт от отца к сыну. Но продолжают жить творения из дерева и такое занятие как деревообработка. У нас в селе есть мастера, которые владеют мастерством резьбы по дереву. Это Франк Александр Андреевич, Шуринов Алексей Алексеевич. В школе уроки технологии уже много лет преподает Щербов Виктор Михайлович, который сам является замечательным мастером деревообработки. На уроках технологии ученики изучают бондарное ремесло, занимаются деревообработкой. Благодаря урокам Виктора Михайловича, у нас в музее появились макеты таких предметов быта как рубель, деревянные ведра для коромысла.
У нас в школе есть опыт проведения фольклорных праздников с использованием коромысла. Коромысло как музейный предмет позволяет повысить внимание молодежи к предметам быта. Всем хочется подержать его в руках, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Коромысло – культурное наследие, которое мы должны сберечь для своих потомков.
Обычаи и традиции, сопровождающие коромысло
(Из воспоминаний старожилов)
Частушки авторские про коромысло
Записано со слов Польниковой Нины Филипповны
Как у наших у ворот
Собрался честной народ.
Пыль столбом, дым коромыслом,
Наша Люба дроби бьет.
По воду зимой ходила,
В прорубь чуть не угодила.
Коромысло, два ведра,
Закружилась голова.
Бабы по воду пошли,
Взяли коромысла.
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.
У соперницы моей
Коромысло старое.
Милый мой, раскрой глаза,
Тебе она не пара.
С коромыслом за водой
К речке я ходила.
Своей статною походкой
Всех с ума сводила.