Для чего используется экспресс оценка функционального

Тесты для студентов 1 курса специального учебного отделения

Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть фото Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть картинку Для чего используется экспресс оценка функционального. Картинка про Для чего используется экспресс оценка функционального. Фото Для чего используется экспресс оценка функционального

Тесты для студентов 1 курса

специального учебного отделения

Тема 1 «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ»

1) Основатель отечественной системы физического образования:

г) Пьер де Кубертен.

2) В каком году в нашей стране был введён предмет «физическая культура и спорт» в учебные планы как обязательный?

3) В каком году была впервые разработана отдельная программа по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов:

4) Программа по физическому воспитанию включает в себя следующие разделы (указать 5 правильных ответов):

ж) профессионально-прикладной физической подготовки.

5) Содержание учебного процесса по физическому воспитанию включает в себя следующие формы занятий:

а) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, самостоятельные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время;

б) занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время;

в) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, спортивные мероприятия во внеучебное время.

г) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, самостоятельные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время, культурно-развлекательные мероприятия.

6) После прохождения медицинского обследования студенты распределяются по следующим медицинским группам:

а) основная, подготовительная, специальная;

б) основная, специальная, лечебная;

в) подготовительная, основная, спортивная;

г) спортивная, специальная, подготовительная.

7) Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это:

а) физическое развитие;

б) физическое воспитание;

в) физическая культура;

г) комплекс физических упражнений.

8) Оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для студентов в недельном цикле должно составлять:

Тема 2 «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

1. Для чего используется экспресс-оценка функционального состояния:

а) для определения переносимости нагрузки;

б) для определения психоэмоционального состояния;

в) для определения физической подготовленности;

г) для определения физического развития.

2. Укажите какие из перечисленных ниже показателей фиксируются в карте экспресс-анализа:

а) частота сердечных сокращений;

б) артериальное давление;

в) уровень сахара в крови;

г) электро-кожное сопротивление;

д) количество шагов;

е) температура тела.

3. Регистрация ЧСС производится в положении:

4. Регистрация АД производится в положении

5. Запись содержания занятия ведётся:

а) в протоколе карты экспресс-анализа;

б) на отдельном листе, с последующем оформлением.

6. Укажите, по каким трём зонам мощности производится обработка полученных результатов:

7. Укажите правильную формулу суммарного пульса покоя:

а) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин);

б) ЧСС (с 5 по 90 мин) х продолжительность занятия (90 мин).

8. Укажите правильную формулу пульсовой стоимости ( PS ) всего занятия:

а) ЧСС (с 5 по 90 мин) х продолжительность занятия (90 мин);

б) ∑ЧСС (с5 по 90 мин);

в) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин).

9. Укажите правильную формулу рабочей пульсовой стоимости ( PS ) всего занятия;

а) ∑ЧСС (с5 по 90 мин) – (ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин));

б) ЧСС в покое х продолжительность занятия (90 мин)

Тема 3 «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

1) Оценка функционирования вегетативной нервной системы осуществляется с использованием:

2) Если процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, то наблюдается:

а) преобладание тонуса парасимпатической иннервации;

б) преобладание тонуса симпатической иннервации;

в) тонус относительного равновесия симпатической и парасимпатической нервной системы.

3) Если процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, то наблюдается:

а) преобладание тонуса парасимпатической иннервации;

б) преобладание тонуса симпатической иннервации;

в) тонус относительного равновесия симпатической и парасимпатической нервной системы.

4) Укажите правильную формулу определения жизненного индекса (ЖИ):

б) ЖИ = PWC 170 / масса тела;

в) ЖИ = ЖЕЛ / масса тела.

5) Проба Ромберга является показателем деятельности:

а) сердечно-сосудистой системы;

б) дыхательной системы;

в) вестибулярного аппарата;

г) нервно-мышечного аппарата.

6) Точность мышечных усилий определяется с помощью:

б) кистевого динамометра;

7) Состояние нервно-мышечного аппарата оценивается по результатам:

8) Для комплексной оценки уровня физического и функционального состояния, используется метод:

9) Точным и ранним индикатором возникновения донозологических состояний в организме человека является метод определения:

а) физической работоспособности;

б) темпов биологического старения организма;

в) психоэмоционального состояния.

10) Пульсовое артериальное давление определяется:

а) суммой систолического и диастолического артериального давления;

б) разницей между систолическим и диастолическим артериальным давлением;

в) отношением систолического к диастолическому артериальному давлению.

11) Для оценки психоэмоционального состояния используется тест:

Тема 4 «АЭРОЗОЛЬ-ТЕРАПИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ. ИУФО»

1) Аэрозоль-терапия – это:

а) эффективный гигиенический метод использования биологически активных веществ, растений для профилактики и лечения простудных заболеваний;

б) лечебный метод, основанный на введении внутрь организма ингаляционным путем лекарственных веществ в виде мельчайших жидких частиц;

в) лечебный метод, основанный на внутривенном введении лекарственных веществ, составляющих аэродисперсную систему.

а) низко дисперсные аэрозоли;

б) крупнокапельные аэрозоли;

в) высоко и средне дисперсные аэрозоли.

3) При заболеваниях носа, глотки и трахеи нужно применять:

а) низко дисперсные аэрозоли;

б) крупнокапельные аэрозоли;

в) высоко и средне дисперсные аэрозоли.

4) Одним из противопоказаний для использования аэрозоль-терапии является:

в) туберкулез легких и верхних дыхательных путей;

е) профессиональные заболевания верхних дыхательных путей, острые и хронические заболевания носовой полости, среднего уха.

5) Фитотерапия – это:

а) эффективный гигиенический метод использования биологически активных веществ, растений для профилактики и лечения простудных заболеваний;

б) лечебный метод, основанный на введении внутрь организма ингаляционным путем лекарственных веществ в виде мельчайших жидких частиц;

в) лечебный метод, основанный на внутривенном введении лекарственных веществ, составляющих аэродисперсную систему.

6) Методами введения лекарственных веществ в организм при фитотерапии являются (укажите 2 правильных ответа):

7) Под действием ультрафиолетовых лучей:

а) повышается способность лейкоцитов крови противостоять болезнетворным вирусам и микробам, стимулируется образование витамина Д;

б) происходит регенерация эпителия;

в) повышается гемоглобин;

г) происходит профилактика близорукости.

Тема 5 «ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПО Н. УМАНСКОЙ»

1) Вставьте в предложение пропущенные слова: «При выполнении точечного массажа происходит раздражение …………. кожи, мышц, импульсы от которых поступают к ……….. …………., в …………… структуры, а также в ……………, вызывая активацию одномоментно всех важнейших ………… образований и связанных с ними органов, тем самым, осуществляя как бы двойную регуляцию деятельности всех органов и систем».

2) Точечный массаж проводится:

а) резкими давящими движениями;

3) Точечный массаж проводится в следующей последовательности:

а) области: кисти рук, вилочковой железы, грудины, синокаротидных гломусов;

б) области: вилочковой железы, кисти рук, синокаротидных гломусов, грудины;

в) области: грудины, вилочковой железы, синокаротидных гломусов, кисти рук.

4) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с напряжением глаз:

б) верхний конец боковой борозды крыла носа;

в) края бровей внутренних углов глаз;

г) на 3 мм снаружи от угла ногтевого ложа большого пальца кисти.

5) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с напряжением слухового и вестибулярного аппарата:

б) на 2-3 мм в сторону носа от внутреннего угла глаза;

в) у начала бровей внутреннего угла глаза;

6) Укажите 5 точек акупунктуры, которые следует массировать при профилактике ОРВИ и гриппа:

б) у верхнего конца боковой борозды крыла носа;

в) на 3 мм снаружи от угла ногтевого ложа большого пальца кисти;

г) на 2-3 мм в сторону носа от внутреннего угла глаза;

д) у начала бровей внутреннего угла глаза;

ж) на середине скуловой кости;

Тема 6 «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. СТРЕЛЬНИКОВОЙ»

1) В основе дыхательной гимнастики А. Стрельниковой лежит:

а) трехтактное поверхностное дыхание с максимальной паузой дыхания на выдохе;

б) глубокое диафрагмальное дыхание;

в) дыхание, при котором вдохи очень короткие и ограничены, а выдохи самопроизвольны.

2) Абсолютными противопоказаниями к использованию дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой являются (укажите 3 правильных ответа):

а) инфаркт миокарда;

б) хронический гайморит;

е) открытая форма туберкулеза.

3) Темпо-ритм при выполнении дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой должен осуществляться:

в) на 8, 16, 32 счета.

4) Дыхательную гимнастику по А. Стрельниковой следует выполнять следующим образом:

а) сильный короткий вдох и слабый выдох;

б) сильный глубокий вдох и слабый выдох;

в) поверхностный вдох и максимальный выдох;

5) Стрельниковой способствует (укажите 2 правильных ответа):

а) повышению физической работоспособности;

б) ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию;

в) повышению умственной работоспособности;

г) укреплению голосовых связок;

д) избавлению от клаустрофобии.

Ответы для тестов 1 курс

специальное учебное отделение

Тема 1 «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ»

Тема 2 «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Тема 3 «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Тема 4 «АЭРОЗОЛЬ-ТЕРАПИЯ, ФИТОТЕРАПИЯ. ИУФО»

Тема 5 «ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПО Н. УМАНСКОЙ»

1 рецепторы, корковый анализатор, подкорковые, спинной мозг, нейроэндокринные

Тема 6 «ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А. СТРЕЛЬНИКОВОЙ»

Источник

Научная электронная библиотека

Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть фото Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть картинку Для чего используется экспресс оценка функционального. Картинка про Для чего используется экспресс оценка функционального. Фото Для чего используется экспресс оценка функционального

Курзанов А. Н., Заболотских Н. В., Ковалев Д. В.,

Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА

Разработка и создание аппаратно-программных комплексов и инструментальных средств оценки ФРО основаны на регистрации и измерении физиологических показателей, характеризующих функционирование важнейших систем организма человека. Достижения вычислительной техники и электроники позволили создать высокочувствительные методы регистрации биологических сигналов, отражающих деятельность физиологических систем организма и эффективные средства их анализа. Оценка характеристик и параметров биологических сигналов дает информацию, позволяющую объективно судить о функционировании основных систем организма и прогнозировать их изменение при воздействии различных факторов.

Исследование вариабельности ритма сердца является ведущим компонентом оценки функционального состояния организма, донозологической диагностики и экспресс-контроля систем адаптации организма человека с использованием ряда аппаратно-программных комплексов (АПК): «Варикард», «Ритм-экспресс», «ВНС-микро», «Резервы здоровья», «Вита-Ритм», «Керди», «Диамед-МБС», «ВНС-спектр», «Пульс-антистресс», «Динамика-100», «Акутест», «ВНС-Вита», «Омега-МС», «АПК-РКГ», «Вита-2005», «Интегральный показатель здоровья», «Поли-Спектр», автоматизированная экспертно-консультативная система «Эффект» и ряда других.

Программно-компьютерный комплекс «Навигатор здоровья» был разработан для обработки результатов обследования индивидуума с использованием функционально-нагрузочных тестов на предмет вычисления интегрального уровня соматического здоровья человека [43].

Комплекс «Навигатор здоровья» решает ряд задачи, в том числе, формирует «Профиль (паспорт) физического здоровья», на основе которого автоматически создает проект индивидуальной оздоровительной программы, ориентированной на повышение функциональных резервов отдельных «отстающих» систем организма и общего соматического здоровья. Интегральный индекс физического здоровья, который одновременно является индикатором работоспособности человека и показателем его биологического возраста, отражается в баллах универсальной рейтинговой шкалы.

Программный алгоритм комплекса предусматривает преобразование результатов первичных измерений 19 показателей в стандартную систему медико-физиологических показателей, их сравнение с возрастной статистической моделью и расчет индивидуального индекса физического здоровья. Автоматический процесс построения индивидуальной оздоровительно-профилактической программы основан на представлении о закономерностях адаптации, принципе постепенности изменения тренирующих нагрузок и коррекции функциональных резервов организма [42]. Технология «Навигатор здоровья» предназначена для донозологического контроля и укрепления физического здоровья и работоспособности различных групп населения, прошла сертификацию в Росздравнадзоре и Федеральном фонде ОМС.

Для оценки функциональных резервов организма разработан программно-методический комплекс «Информационная система мониторинга адаптационных способностей и функциональных резервов человека «Здоровье» (г. Томск). Этот комплекс позволяет оценить общий функциональный резерв организма на основе исследования функциональных резервов физического развития, функциональных резервов сердечно-сосудистой, респираторной, выделительной, эндокринной систем, функционального резерва желудочно-кишечного тракта и функционального резерва психоэмоционального состояния [89]. Оценка всех параметров позволяет количественно оценить сохранность ФР физиологических систем и общий ФР организма человека.

АПК «Истоки здоровья» позволяет проводить разностороннюю оценку адаптивных и функциональных резервов организма на основании комплексного обследования с использованием теста вариационной кардиоинтервалометрии по Р.М. Баевскому, теста сенсорно-моторной реакции по Т.Д. Лоскутовой [80], теста цветовых выборов по Л.Н. Собчик [122], теста тревожности по Спилбергеру-Ханину, теста общей реактивности по Л.Х. Гаркави [40], теста PWC-170 по В.Л. Карпману [64]. Разнообразие тестов позволяет оценить функциональные ресурсы организма по 3 составляющим – физическим, психическим и адаптационным резервам. Оценка результатов вариационной кардиоинтервалометрии проводится с использованием дополнительных высокоинформационных показателей, предложенных Ю.Р. Шейх-Заде (должная ЧСС в покое, уровня испытываемого стресса) [142].

Вегетотестер «ВНС-Микро» (разработка фирмы «Нейросорт», г. Иваново) позволяет синхронно регистрировать вариабельность ритма сердца и пневмограмму. Последующий корреляционный анализ между вариабельностью длительности дыхательного цикла и высокочастотным компонентом ВРС при проведении пробы с глубоким управляемым дыханием (6 дыхательных движений в 1 мин) позволяет оценить состояние вегетативной нервной системы.

Усовершенствование и компьютеризация регистрации и анализа СДС на основе программного обеспечения прибора «ВНС-Микро», разработанного ООО «Нейрософт» для исследования вегетативной нервной системы, позволили разработать программу для автоматизированного определения параметров СДС и в итоге создать «Систему для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека» [105], позволяющую количественно оценить регуляторно-адаптивные возможности организма. Регуляторно-адаптивные возможности оцениваются по индексу регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС), получаемого интеграцией наиболее информативных показателей пробы СДС.

Комплексная оценка состояния здоровья по результатам исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем возможна при использовании «Спироартериокардиоритмографа («Интокс», Санкт-Петербург). Принцип действия прибора базируется на непрерывном измерении показателей периферического артериального давления, ритма сердечных сокращений и дыхания с последующим построением ритмограмм и расчетом спектральных показателей вариабельности артериального давления, сердечного ритма и дыхания.

Интегральная оценка качества здоровья, функционального состояния организма и его донозологическая диагностика с использованием АПК «РУНО» (ООО НПЦ РУНО) основаны на методе вариационной термоалгометрии, отражающем связь активности автономной нервной системы с кожной тепловой чувствительностью реперных точек кожных сегментов, связанных висцерокутанными связями с сегментарными структурами ВНС. АПК «РУНО» прошел широкую апробацию и получил положительные отзывы специалистов клинической и восстановительной медицины.

АПК «Интегральный показатель здоровья», разработанный А.В. Со-коловым [123; 127], позволяет проводить интегральную оценку адаптивных и резервных возможностей организма на основании изучения состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной и центральной нервной систем, вегетативного гомеостаза, психоэмоционального статуса, условий и образа жизни, включая режим труда и отдыха. Программа «ИПК» предназначена для количественной оценки резервов здоровья человека на основе принципа единства висцеральной и психоэмоциональной сфер организма, комплексного динамичного контроля функционального состояния организма человека [126; 125].

АПК «Система интегрального мониторинга «Симона-111» также предназначена для интегральной оценки функционального состояния организма. Это обеспечивается неинвазивным измерением различных физиологических показателей центральной и периферической гемодинамики, транспорта и потребления кислорода, функции дыхания,
температуры тела, функциональной активности мозга и автономной нервной системы, метаболизма [14; 15].

Для определения функциональных резервов организма предложен ряд способов и АПК, основанных на методах исследования электропроводности тканей организма. Так, путем измерения электрокатодного сопротивления переменному электрическому току прямоугольной формы, подаваемому через два накожных электрода, расположенных на голове исследуемого в условиях физической нагрузки на велоэргометре проводится динамический экспресс-контроль функциональных резервов организма [25].

АПК «AMCAT-KOBEРT» (свидетельство на полезную модель № 6685) используется для экспресс-оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма человека путем исследования 11 функциональных систем по данным измерения электрокожного сопротивления между 22 биологически активными зонами на двух меридианах тела человека. При этом многоуровневую оценку состояния функциональных резервов проводят по 5 условным градациям, определяя интегральный ответ на применение нагрузочных проб и тестов [86].

В экспертной автоматизированной системе для определения функциональных резервов организма спортсменов «Квантум-Про» [33] использован метод газоразрядной визуализации (биоэлектрографии), основанный на регистрации и количественной оценке стимулированной электромагнитным полем оптоэлектронной эмиссии кожного покрова. Последующий математический компьютерный анализ возникающих свечений включает вычисление яркостных, амплитудных, геометрических и фрактальных параметров позволяет комплексно оценить персонифицированный психофизиологический потенциал обследуемого.

По данным А.С. Толоконина [136] наибольшей информативностью в диагностике психоэмоциональных и структурных изменений организма обладает метод газоразрядной визуализации.

АПК «Диамед-МБС» на основе медицинской технологии «Комплексная скрининг-диагностика функционального состояния организма человека» по данным исследования ВСР, объемной электропроводности методом биоимпедансометрии и биоэлектрографии методом газоразрядной визуализации позволяет проводить количественную оценку функционального состояния организма, функциональных резервов и адаптивных возможностей, а также прогнозировать риски изменений со стороны сердечно-сосудистой системы.

Разработанный в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге АПК «Динамика-100» позволяет определить интегральный показатель здоровья, включающий оценку функциональных резервов и возможностей адаптации организма по данным фрактального динамического анализа совокупности ритмов мозга и сердца [95].

Источник

Методика экспресс-анализа переносимости нагрузки на занятиях по физической культуре

Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть фото Для чего используется экспресс оценка функционального. Смотреть картинку Для чего используется экспресс оценка функционального. Картинка про Для чего используется экспресс оценка функционального. Фото Для чего используется экспресс оценка функционального

Государственное бюджетное образовательное

«Волгоградский государственный медицинский университет»

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ПЕРЕНОСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Методико-практическое занятие «Методика экспресс анализа переносимости нагрузки на занятиях по физической культуре» предусматривает освоение и воспроизведение студентами основных методов экспресс-диагности сердечно-сосудистой системы, а также самостоятельного контроля и анализа переносимости нагрузки на учебных, учебно-тренировочных и самостоятельных занятиях.

При проведении методико-практического занятия «Методика экспресс анализа переносимости нагрузки на занятиях по физической культуре» рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

· заблаговременно выдать студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;

· объяснить методы контроля и самоконтроля за состоянием здоровья занимающегося на занятиях по физической культуре, показать методику измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления для достижения необходимых результатов;

· студенты при взаимоконтроле под наблюдением преподавателя осуществляют быструю диагностику сердечно-сосудистой системы на протяжении всего занятия по физической культуре;

· под руководством преподавателя с группой студентов обсуждаются и анализируются итоги выполненного задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию практических действий, приемов и средств.

Дальнейшее закрепление и совершенствование проведения экспресс-анализа переносимости нагрузки происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.

Контроль усвоения содержания занятия осуществляется в рамках зачётного собеседования по специально разработанным контрольным вопросам и тестам.

Целевая установка: обучить студентов медицинского колледжа методике экспресс-анализа переносимости нагрузки на занятиях по физической культуре.

Базовая информация: знания, полученные на занятиях в 9-11 классах по физической культуре и ОБЖ.

Интеграция с другими кафедрами: общая гигиена и экология; нормальная физиология; медицинская реабилитация и спортивная медицина с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.

1. Определение физической нагрузки.

2. Этапы работы по определению интенсивности переносимости нагрузки на занятиях по физической культуре.

3. Определение исходных данных.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5 Методика определения энергетической стоимости занятия.

1. Определение физической нагрузки

Для определения переносимости физической нагрузки студентами использу­ется оперативный контроль, целью которого является экспресс-оценка функцио­нального состояния наблюдаемого «объекта» при занятиях физической культурой и спортом.

Разработанная на кафедре физического воспитания и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета карта экспресс-анализа переносимо­сти физической нагрузки позволяет достаточно емко, информативно и точно регист­рировать исследуемые параметры в течение всего занятия. Карта экспресс-анализа значительно облегчает методику сбора информации об адекватности нагрузки на различных занятиях по физическому воспитанию и служит основанием для опреде­ления эффективности конкретного занятия.

Полученные в ходе исследования параметры позволяют также производить разнообразные расчеты и выявлять корреляционные взаимосвязи между ними.

До начала занятия выбирается «объект» (студент (ка)), который будет прини­мать участие в исследовании. Паспортные данные, полученные в результате опроса исследуемых студентов, регистрируются в верхней части карты экспресс-анализа (см. рис. 1), Основной опроса служат и такие вопросы, как самочувствие и жалобы. Если студент отвечает, что самочувствие плохо, то выясняется его причины.

В верхней части карты фиксируются дата, время проведения исследования и определяется вид занятия:

— учебно-тренировочное занятие (указывается учебное отделение);

— учебно-тренировочное занятие (в отделении спортивного совершенствования указывается вид спорта);

— тренировочное занятие (в абонементной группе, с указанием вида спорта).

Если занятия проводятся в специальном учебном отделении или наблюдаемый студент по состоянию здоровья относится к данному отделению, то необходимо указать диагноз (или диагнозы), по которому назначена специальная группа.

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕРЕНСИМОСТИ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

— определение исходных данных;

— определение частоты сердечных сокращений (ЧСС);

— определение артериального давления (АД);

— определение величины ЭКС (электро-кожного сопротивления);

— запись содержания занятия;

— обработка полученных результатов и их анализ;

— определение энергетической стоимости занятия.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

В настоящее время для подсчета ЧСС используют современные автоматиче­ские «пульс-тестеры» различной модификации, которые позволяют автономно под­считывать сумму пульса за определенный промежуток времени.

Исходные данные ЧСС фиксируются на карте (см. рис. 1) крестиком или кру­жочком в вертикальном столбце на отметке, соответствующей «О» мин по шкале «время занятий». Дискретно, по 5-ти минутным интервалом производится регистра­ция ЧСС в положении стоя, не зависимо от вида выполняемых упражнений на занятии с отметкой в карте экспресс-анализа. По окончания занятия результаты дис­кретных измерений дискретных ЧСС соединяются в линию, тем самым образуя фи­зиологическую кривую переносимости физической нагрузки.

Возможно использование современных электронных (автоматических и полу­автоматических) тонометров различных фирм и модификаций.

Следующим важным фиксируемым параметром является показания шагомера (количество выполненных шагов-движений). Для их регистрации используется электронные или механические маятниковые шагомеры. Особое значение уделяется правильному (ближе к общему центру тяжести тела) и тщательному закреплению шагомера. Его рекомендуется фиксировать на боковой поверхности брюк трениро­вочного костюма. Показания шагомера фиксируются по 5-ти минутным интервалам времени занятия и отмечаются в специальной графе в верхней части карты (см. рис 1)

Измерение электро-кожного сопротивления. В зависимости от целей, задач и объекта исследования карта экспресс-анализа позволяет фиксировать также данные температуры поверхностных групп мышц и величины электронно-кожного сопротивления. Измеряемые на протяжении всего занятия с интервалом 5-10 минут данные регистрируются в нижней части карты в цифровых значениях в соответствующих строках (см. рис. 1).

Кожный датчик при кратковременном измерении удерживается на выбранном для исследования участке рукой; при длительных измерениях его следует закреп­лять резиновым ремнем, прилагаемым в комплекте (при этом необходимо обратить особое внимание на чрезмерное перетягивание поверхности кожи, которое, в свою очередь, может вызвать нарушение режима кровообращения и отразиться на тепло­вом режиме исследуемого участка). При этом необходимо создать постоянные усло­вия теплообмена датчика с окружающей средой. Отсчет по шкале указателя произ­водится после достаточной выдержки датчика в контакте со средой, предназначенной для исследования.

Запись занятия. На протяжении всего занятия в нижней части карты ведется краткая запись его содержания за каждый конкретный отрезок времени. Запись содержания произ­водится согласно общепринятым сокращениям;

— обучение или совершенствование в каком-либо виде спорта – бадминтон (б/д), н/тенис, дартс, волейбол (в/б), баскетбол (б/б).

4. ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ АНАЛИЗ

После окончания занятий, при подведении его итогов проводится опрос по предложенной схеме. В карту заносятся субъективная оценка нагрузки исследуемого студента и предполагаемая преподавателем. Представленные ответы фиксируют­ся в нижней части карты экспресс-анализа (подчеркиваются или обводятся). При определении субъективной оценки нагрузки, кроме предложенных вариантов отве­тов, допустимо их уточнение, например:

а) «средняя в сторону большой»;

б) «средняя в сторону малой» (см. рис.1)

студент-исследователь проводит заключительную работу по обработке полу­ченного материала, которая сводится к окончательному оформлению карты перено­симости нагрузки и ее анализа.

Для удобств анализа физиологической кривой занятия карта поделена на три зоны интенсивности нагрузки по ЧСС. Обработка полученного материала позволяет определить интенсивность нагрузки по зонам мощности (по ЧСС) и длительность (время) работы в той или иной зоне:

5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ ЗАНЯТИЯ

Энергетическая стоимость выполняемых физических упражнений оценивается с использованием разработанной таблицы (см. таблица 1), где определение значений ЧСС соответствует конкретным энерготратам (в килокалориях).

Энергетическая стоимость выполняемых физических упражнений (по ЧСС)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *