Для чего используется хореография в театрализованном представлении
Различия танца в празднике и театрализованном представлении.
ХОРЕОГРАФИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. Различия танца в празднике и театрализованном представлении……………………………………………………………..9
Введение
Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления.
Хореография (танец) занимает значительное место в режиссуре театрализованных представлений.
Хореография – один из видов пластических искусств, зародившийся еще в Древней Греции, буквально означает «писать танец».
Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
Данный вид искусства имеет многовековую историю развития. В основе происхождения лежит потребность человека выразить свои чувства и эмоции пластически.
В наборе выразительных средств хореографии имеются самые различные движения – от едва заметных, практически неуловимых, до самых ярких и грандиозных. Это и динамичные, и порывистые, полетные, статичные, приземленные, и формальные движения, каждые из которых имеют аналогичные ассоциации в явлениях действительности, в обычной бытовой человеческой деятельности.
Хореография – являясь действенным выразительным средством, всегда занимала и занимает значительное место в театрализации. Особенно в сочетании с другими: музыкой, костюмами, светом, пантомимой, хореографические средства плодотворно используются в любом виде театрализованных представлений.
Особенности.
С каждым годом хореография играет все большую роль в духовной жизни человека, расширяя его диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик, гармонию личности и его развития.
Хореографическое искусство выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей, а также выполняет ряд других функций, присущих культуре в целом. Большую роль играет хореографическое искусство в театрализованных представлениях и массовых праздниках, оно удовлетворяет потребности интересы человека, потребности художественного осмысления окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта, мобилизуя известные психические потенции людей зрительную и интеллектуальную восприимчивость, повышенную эмоциональность. Появляется особое чувств радости жизни, полноты бытия.
В специфике режиссерской работы требуется широта охвата танцевального материала в его основных элементах. Хореография является потенциальным искусством, которое идеально подходит во всех разновидностях театрализованных представлениях.
Режиссеру в своей работе приходится иметь дело с хореографией, подчиненной замыслу театральной постановки, тем самым она приобретает прикладной характер. Она придает индивидуальность, его неповторимое своеобразие, создает определенное настроение, придающее уникальный характер результатам его творчества. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания.
В режиссерской практике ни одно театрализованное представление не обходится без постановки пластической или танцевальной композиции: будь то Театрализованный концерт с его массовым танцем в финале или постановка ко Дню Победы с военными вальсами.
Особенности танца в театрализованном представлении:
— хореографическая композиция исполняется для зрителя без прямого взаимодействия с ним;
— танец должен быть единым сценическим действом;
— может занимать только четко определенное пространство;
— не должен выходить за определенные хореографом или режиссером временные рамки;
— танец в театрализованном представлении должен быть хорошо отрепетирован и продуман.
Виды.
Тематический танец– В основе хореографического номера лежит определенная тема; описание жизненного явления, события, предмета, материальной культуры, понимание любви, ненависти, материнства, героизма и т.д.; факт, существо или животные. Постановщик должен научиться видеть проблему в выбранной теме, ставить вопрос, который и будет темой будущего произведения. Тема содержит в своей основе много сторон (война – Родина). Постановщику необходимо выбрать только ту сторону, которая актуальна в наше время. Определить свою позицию к данной проблеме.
Тема должна быть объективна, ее истоки реальны (война, религия, свобода, труд, любовь и т.д.). Значение темы так же может быть культурно – типологическим. В танце показывается содержание предмета, который стал художественной традицией, национального или мирового искусства («прощание с детством»; «матери»; «борца»). Субъективное значение тема приобретает, когда выражается характерный для данного художника строй чувств и проблем. Художественно – конкретной теме присуща конкретность – это может быть некая игра, трудовой процесс.
Сюжетный танец – Сюжет важнейшая сторона содержания хореографического произведения, раскрывающая его тему и его идейный смысл. Идейно – тематическое содержание воплощается в движении событий сюжета, связанных с определенной жизненной ситуацией, с перипетиями действия и разрешением драматического конфликта. В сюжете реализуется столкновение сил сквозного действия и контрдействия, раскрываются характеры и образы хореографического произведения. Сюжет – стержень хореографического произведения. Сюжет танца задается его сценарием и воплощается в музыке и движениях и положениях человеческого тела. При постановке хореография создается на основе сюжета и музыки в их единстве, т.е. на основе музыкальной драматургии.
Бессюжетный танец – В действенном бессюжетном танце нет поступков и событий, но его программа предполагает наличие конфликта и основных этапов его развития. Бессюжетные программы танца создаются на готовую музыку. Музыкальное содержание определяет программу танца. Поэтому она создается на основе музыкальной драматургии. Как правило, музыка для танца подбирается на основе ее глубокого содержания.
Различия танца в празднике и театрализованном представлении.
Стоит различать танец в празднике и театрализованном представлении, для этого следует разобраться в различиях самого праздника с театрализованным представлением, используя программу – комментарий «История и теория праздников» Лазаревой Л.Н.
«Методологическое отличие: праздник – это такая форма культурной деятельности, которая не предполагает деление людей на участников и зрителей; в идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое; театрализованное представление – это форма культуры, которая изначально (генетически) предполагает деление присутствующей общности людей на участников и зрителей и существует благодаря такому делению.
Заключение.
Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Мы считаем, что пластические средства выразительности развиваются вместе с обществом, идут в ногу со временем, раскрывая всё больше свои богатые возможности, становятся самостоятельнее, свободнее. Следовательно, хореография в театрализованном представлении имеет большое будущее.
Хореография в театрализованном представлении
Динамичное развитие всего театрального процесса, становление кино, телевидения, эстрады, собственно драматического и хореографического искусства, особенно за последний период, выдвигает задачи осмысления пройденного пути и поиска целесообразных художественных форм взаимодействия хореографии с другими театрально-зрелищными видами искусств.
Современный театр все более тяготеет к обновлению выразительных средств. Синтезируя драматическое действие с музыкой и вокалом, кино и танцами, режиссеры добиваются более убедительного, объемного раскрытия идеи спектакля, сцены, эпизода. Удельный вес танцевального действия в спектаклях неуклонно растет.
Причина обращения к выразительным средствам других видов искусств – стремление уйти от плоского бытового правдоподобия, будничного реализма.
Синтез искусств был присущ театру изначально. Его древнейшие формы родились из первоначального обрядового действа, в котором были слиты воедино песня, сказ, действо, пляска. Синтетический театр – это театр, где все разновидности сценического искусства, слово, пение, пантомима, танец, цирк гармонически сплетаются между собой и являют в результате единое, монолитное сценическое произведение. Все это, бесспорно, происходит для усиления образной выразительности.
Г. Товстоногов подчеркивал, что «содержание спектакля в самом полном значении этого слова заключено не только в речи актера и не только в индивидуальном проявлении характера, но и в комбинации средств театра…».
Современный режиссер, владеющий всем арсеналом сценических средств, транслируя зрителям главную идею, мысль, философию своего спектакля обращается к языку хореографии. Хореография концентрирует содержательную форму, определяет подтекст произведения, делает яркой мизансцену спектакля, появляется большая сила воздействия на зрителя. В театрализованном представлении хореография теряет свою самостоятельность, но не самобытность. Следует подчеркнуть, что каждое искусство имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным только ему углу зрения. Систему искусств в наше время характеризуют такие особенности, которые хотя и существовали в прошлом, но наполнились теперь иным содержанием. Диалектическая взаимозависимость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению, утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусств, полностью сохраняющих свою самобытность.
Хореография и театрализованное представление дети одного родителя – первобытного синкретизма. Поэтому, несмотря на их самостоятельное существование, в сочетании, сотрудничестве они смотрятся ярче, взаимодополняют друг друга, приобретая дополнительные краски. Хореография в театрализованном представлении связана с требованиями действия. Танцевальные эпизоды, хореографические композиции подчиняются замыслу режиссера. Обычно имеют сюжетную мотивировку, т.е. связаны с изображением танцев как явления реальной действительности. Могут составлять фон действия, служить обрисовке среды или характеристике того или иного персонажа, приобретают драматургическую функцию, а так же имеют относительно самостоятельное значение. Танцы нередко сопровождают пение, часто являются кульминацией и завершающей частью различных сцен спектакля.
Композиция театрализованного представления включает в себя драматургию, мизансценирование, идейно-тематическое содержание, а также многие режиссерские средства выразительности. Композиция танца основана на соединении отдельных танцевальных движений, танцевальных фигур в гармоническое целое. Движения танца соединяются не только посредством своей логики, но и находятся в непосредственной зависимости от логики развития музыки, а в прикладной хореографии, прежде всего, в зависимости от логики режиссерского решения. Как и все виды сценического искусства, танцевальная композиция создается во времени и пространстве. Элементы танца, развертываясь в четырехмерном пространстве, образуют пространственно-временной континуум. Прикладная хореография может делить свой временной и пространственный отрезок с другими видами искусства (подтанцовка к песне, выход ведущих через танец и др.). Танцевальная композиция может быть постоянна и не поддаваться видоизменению в сценическом танце или иметь импровизационный характер в фольклорном танце. В прикладной хореографии это зависит только от режиссерской задачи. Основными элементами сценического действия хореографического произведения являются танцевальный рисунок и движения. Именно через них раскрывается содержание. Рисунок и движения в композиции реализуют композиционное действие. Режиссер, создавая на сцене художественно-пластическую конструкцию, мыслит пластическими образами, переводит психологию слова и содержание в яркое театрализованное действо, ищет оригинальные выразительные приемы для увлечения и заразительности театральным зрелищем. Язык хореографии в яркой форме выявляет содержание представления и является одним из выразительных приемов режиссера. Главное для режиссера – это выразительность и заразительность его произведения. Создавая образы, он отбирает и осмысливает каждую деталь, с целью обнаружить сущность вещи, важные ее качества и свойства. Все это необходимо, для того чтобы привлечь внимание к изображенному. Режиссер стремится эмоционально всколыхнуть, изумить, поразить открытием содержания своего зрителя, тем самым заставить чувствовать, думать, воображать, ассоциировать, делать обобщения.
В театрализованном представлении режиссеры используют сценические виды хореографии: эстрадный; народно-сценический; характерный; бальный; джаз и модерн танец; балет. Существует ряд характерных особенностей театрализованного представления:
1. В основе лежит документальный материал (объект внимания).
2. Театрализованное представление подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которой действуют и развиваются реальные силы.
3. Театрализованное представление полифункционально и решает определенные задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.
4. Театрализованное представление, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Хореография в театрализованном представлении
Динамичное развитие всего театрального процесса, становление кино, телевидения, эстрады, собственно драматического и хореографического искусства, особенно за последний период, выдвигает задачи осмысления пройденного пути и поиска целесообразных художественных форм взаимодействия хореографии с другими театрально-зрелищными видами искусств.
Современный театр все более тяготеет к обновлению выразительных средств. Синтезируя драматическое действие с музыкой и вокалом, кино и танцами, режиссеры добиваются более убедительного, объемного раскрытия идеи спектакля, сцены, эпизода. Удельный вес танцевального действия в спектаклях неуклонно растет.
Причина обращения к выразительным средствам других видов искусств – стремление уйти от плоского бытового правдоподобия, будничного реализма.
Синтез искусств был присущ театру изначально. Его древнейшие формы родились из первоначального обрядового действа, в котором были слиты воедино песня, сказ, действо, пляска. Синтетический театр – это театр, где все разновидности сценического искусства, слово, пение, пантомима, танец, цирк гармонически сплетаются между собой и являют в результате единое, монолитное сценическое произведение. Все это, бесспорно, происходит для усиления образной выразительности.
Г. Товстоногов подчеркивал, что «содержание спектакля в самом полном значении этого слова заключено не только в речи актера и не только в индивидуальном проявлении характера, но и в комбинации средств театра…».
Современный режиссер, владеющий всем арсеналом сценических средств, транслируя зрителям главную идею, мысль, философию своего спектакля обращается к языку хореографии. Хореография концентрирует содержательную форму, определяет подтекст произведения, делает яркой мизансцену спектакля, появляется большая сила воздействия на зрителя. В театрализованном представлении хореография теряет свою самостоятельность, но не самобытность. Следует подчеркнуть, что каждое искусство имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным только ему углу зрения. Систему искусств в наше время характеризуют такие особенности, которые хотя и существовали в прошлом, но наполнились теперь иным содержанием. Диалектическая взаимозависимость ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению, утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусств, полностью сохраняющих свою самобытность.
Хореография и театрализованное представление дети одного родителя – первобытного синкретизма. Поэтому, несмотря на их самостоятельное существование, в сочетании, сотрудничестве они смотрятся ярче, взаимодополняют друг друга, приобретая дополнительные краски. Хореография в театрализованном представлении связана с требованиями действия. Танцевальные эпизоды, хореографические композиции подчиняются замыслу режиссера. Обычно имеют сюжетную мотивировку, т.е. связаны с изображением танцев как явления реальной действительности. Могут составлять фон действия, служить обрисовке среды или характеристике того или иного персонажа, приобретают драматургическую функцию, а так же имеют относительно самостоятельное значение. Танцы нередко сопровождают пение, часто являются кульминацией и завершающей частью различных сцен спектакля.
Композиция театрализованного представления включает в себя драматургию, мизансценирование, идейно-тематическое содержание, а также многие режиссерские средства выразительности. Композиция танца основана на соединении отдельных танцевальных движений, танцевальных фигур в гармоническое целое. Движения танца соединяются не только посредством своей логики, но и находятся в непосредственной зависимости от логики развития музыки, а в прикладной хореографии, прежде всего, в зависимости от логики режиссерского решения. Как и все виды сценического искусства, танцевальная композиция создается во времени и пространстве. Элементы танца, развертываясь в четырехмерном пространстве, образуют пространственно-временной континуум. Прикладная хореография может делить свой временной и пространственный отрезок с другими видами искусства (подтанцовка к песне, выход ведущих через танец и др.).Танцевальная композиция может быть постоянна и не поддаваться видоизменению в сценическом танце или иметь импровизационный характер в фольклорном танце. В прикладной хореографии это зависит только от режиссерской задачи. Основными элементами сценического действия хореографического произведения являются танцевальный рисунок и движения. Именно через них раскрывается содержание. Рисунок и движения в композиции реализуют композиционное действие. Режиссер, создавая на сцене художественно-пластическую конструкцию, мыслит пластическими образами, переводит психологию слова и содержание в яркое театрализованное действо, ищет оригинальные выразительные приемы для увлечения и заразительности театральным зрелищем. Язык хореографии в яркой форме выявляет содержание представления и является одним из выразительных приемов режиссера. Главное для режиссера – это выразительность и заразительность его произведения. Создавая образы, он отбирает и осмысливает каждую деталь, с целью обнаружить сущность вещи, важные ее качества и свойства. Все это необходимо, для того чтобы привлечь внимание к изображенному. Режиссер стремится эмоционально всколыхнуть, изумить, поразить открытием содержания своего зрителя, тем самым заставить чувствовать, думать, воображать, ассоциировать, делать обобщения.
В театрализованном представлении режиссеры используют сценические виды хореографии: эстрадный; народно-сценический; характерный; бальный; джаз и модерн танец; балет. Существует ряд характерных особенностей театрализованного представления:
1. В основе лежит документальный материал (объект внимания).
2. Театрализованное представление подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которой действуют и развиваются реальные силы.
3. Театрализованное представление полифункционально и решает определенные задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.
4. Театрализованное представление, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Хореографии в театрализованном представлении и празднике.
Хореография основана на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движения человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. Хореография, опираясь на музыку, отбирает множество реальных жизненных движений, образно-выразительные средства, которые она обобщает и организует по законам ритма, симметрии, орнаментального узора и декоративного целого. Хореографии без музыки не существует. Она усиливает танцевальную пластику, дает ей эмоциональную и ритмическую основу.
Режиссер использует все выразительные средства хореографии: пантомиму, жест, мимику, музыкальный ритм, рисунок. Танец обогащается театральным реквизитом и костюмом. Танец подчиняется основным законам восприятия зрителя: жизненность, целостность, действенность, подчинение второстепенного главному, соотношение формы содержанию, и частным законам:
— законы ракурсов (фас, профиль, спиной полуфас, полуспинные);
— соотношение коллектива исполнителей (или все маленькие и толстенькие, или все
высокие и худые —> все исполнители приблизительно одинаковые);
— соотношение музыки и цвета костюма;
— соотношение музыки и формы костюма;
— соотношение рисунка, танца, его лексики (движения) и костюма (сложный костюм,
. рисунок, или ритмичный танец не танцуется в длинных платьях);
— законы правой и левой стороны;
Танец в театрализованном представлении может существовать как отдельный номер со своими законами, и как органически, не выходящий из рамок сюжета представления. Пластический мотив танца подчиняется общему замыслу.
В празднике используются из хореографии бытовые несценические виды танца. Большую роль здесь играет импровизационное. Массовый импровизационный танец представляет собой спонтанную реакцию человека на отличаемые события. Это вид неорганизованной специально художественной самодеятельности, потребность которой живет в народе и отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Танцевальная импровизация, она эмоционально окрашена, и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к отличаемому событию.
В число основных особенностей хореографии народного празднества необходимо отметить бытовую направленность, делающую хореографию доступной для запоминания, воспроизведения, коллективного творчества.
Важна также игровая специфика, регулирующая поведения участников в хороводе, пляске, перепляске.
Произвольно оторванная от празднества хореография теряет значительную часть своего содержания. Непонятными становятся действия пляшущих. Уходит танцевальный подтекст и многое другое. Танец превращается в дивертисмент, перестает быть языком общения его участников.
Народная праздничная хореография обладает массовостью. В ней развита контактно
установившееся немало, способное преодолеть существующую ныне в праздниках оппозицию: зритель-участник.
Незнание традиционных норм воплощения танцевальных традиций приводит к хаотическому набору хореографических элементов.
Игровая сфера хореографии предполагает большую демократию и равенство всех ее членов, что создает большие возможности для индивидуального творчества. Исполнитель становится творцом.
Недостаточно освоить внешние танцевальные выражения традиций, необходимо проникнуть, в суть игровых ситуаций. Только это позволит овладеть механизмом хореографической импровизации, творческой активности, без которой немыслима подлинная народная хореография.
Стилистика и стилизация
Отдельные художественные образные средства вполне могут быть использованы в публицистическом очерке, в научной статье, в деловом докладе. Для сценария театр. действа характерна разговорная художественная стилистика, т.к. монологи должны быть озвучены исполнителями. Разговорная стилистика отл. непринужденностью, наличием междометий (ой, ай) воскл. и вопр. форм предложений. Разговорная стилистика присуща фольклорным и народным литературным формам, исключая эпос. Что касается стилизации, то это намеренное воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, творческой манеры др. художника, соц. слоя или подражание этим особенностям. Стилизация – основа пародии, утрирующей чужую художественную манеру. P.S. В последнее время широкое распространение среди молодёжи получила стилистика поп – культуры с широким заимствованием иностранных слов в русской транскрипции.
Тема 24
24.1. Организация и проведение репетиций при подготовке массового праздника
Каждая репетиция это поиск, а поиск не мыслим без ошибок.
1 Работа над персонажами проходящими через весь эстрадный концерт.
Параллельно идет работа над сводными номерами (оркестровыми, хоровыми, танцевальными) и связками между номерами и эпизодами.
2Репетиции по введению в номера всех игровых действенных моментов, связанных со сценарием, режиссерским замыслом концерта, предсталения.
3 Сведение номеров в эпизоды (в основном репетируются связки) Репетиция проходит в выгородке.4 Введение в эпизоды фоновой музыки, шумов, проекции и других постановочных элементов концерта, представления.5 Сведение эпизодов в последовательно развивающееся действие концерта, представления. Практические советы.1 Каждому повтору должен предшествовать тщательный разбор ошибок. 2 Любой номер, любой эпизод поначалу следует репетировать по частям. 3 Плодотворно репетировать можно три, три с половиной часа.
Монтировочная репетиция. Проводится на сцене. Проводит художник-постановщик. Цель. Отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной будущего концерта. Практические советы.
Около всех установленных на полу деталей оформления (станки, ступени и т.д.) ставятся «марки» (отметки).Световая репетиция(предварительная). Окончательно свет устанавливается во время сводных репетиций в присутствии на сцене исполнителей. На М.р. приглашаются только те исполнители, которые на прямую связаны с переменами элементов оформления. Репетиция Пролога и Финала. Дает возможность не вызывать подавляющее число участников. Проводить ее лучше перед сводной репетицией.Начинать надо с Финала. Сводная репетиция.1Впервые на С.р. собирают все номера и эпизоды эстрадного концерта воедино, вводя в них музыку, свет, кино и т.п.2 Проверяются все связки между номерами и эпизодами, и все другие компоненты.3 Целесообразно проходить весь концерт за две репетиции.4 Чтобы сводная репетиция была плодотворной нужно все заранее хорошо продумать и организовать. Вызывать исполнителей к определенному времени. Прогонные репетиции.
Обнаруживаются не нужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры»; Выверяется композиция концерта; ритм эпизодов приводится в соотвецтвие ритму концерта. Как правило прогонная репетиция ведется «под карандаш». Обычно хватает двух прогонных репетиций.
Застольная репетиция.Проведение «застольной» репетиции (после сводной и перед прогонной) с ассистентом, помощниками режиссера и исполнителями технических служб (звукооперератор, киномеханик, осветитель и т.п.) Цель. Проверить во избежание «накладок» насколько хорошо каждый из них знает свои действия.Генеральная репетиция.
Это концерт, представление, идущий без зрителей или при ограниченном их числе.Вторую Г.р. лучше проводит накануне, а первую за день-два до концерта, чтобы иметь возможность внести необходимые поравки.
Концерт, представление.1 Во время концерта режиссер может находиться около ведущего концерт но ни в коем случае не мешать ему.2 Чтобы не случилось – не паниковать, сохранять спокойствие, найти выход из создавшейся ситуации.
Драматургия «зримой песни»
Зримая песня – театральное действие, создаваемое на основе песни и выражающее зримо его духовный, образный смысл
Зримая песня – жанр, в котором точное описание действия играет чрезвычайно важную роль. Пантомима и массовые пластические композиции сочетаются здесь с песней, раскрывая ее содержание, придавая ей новый смысл.
При отборе песен важно следить за тем, чтобы:
1.выбраная песня воспринималась с первого раза (ясность текста).
2.музыка в песне имела свою музыкальную драматургию
(музыкальное богатство песни).
3.в песне присутствовало два, или больше персонажей
4.текст песни был насыщен событиями (действенное богатство
песни) и содержал интересный сюжетный ход (драматургическое
Желательно при отборе песен:
1.ограничивать количество песен на любовные темы (не больше
одной, двух). Это вызвано трудностью нахождения различных
постановочных решений таким песням.
2.иметь в виду исполнительский состав группы.
Работа над замыслом песни
Нахождение неожиданных предлагаемых обстоятельств, которые
меняют видео ряд песни.
Следить за тем чтобы найденные предлагаемые обстоятельства очень точно ложились на текст песни, а не были бы притянуты к нему за уши.
Столкновение точно найденных предлагаемых обстоятельств с привычным видеорядом песни создает качественно иной, отличный видеоряд (эффект монтажа).
Этапы работы над зримой песней:
2)перевод музыкально-словесного образа песни в зрительный образ. На этом этапе обговариваются предлагаемые обстоятельства, атмосфера и т. д.
3)режиссер инсценировки назначает исполнителей, подробно аргументируя свой выбор.
4)работа с актерами. Определение смысла, сверхзадачи, сквозного действия. Поиски музыкально-словесной выразительности.
а) Звучание живого голоса когда все представление построено на фонограмме. Так как в сравнении с фонограммой живой голос проигрывает ей в сочности, богатстве красок звучания.
б) Иллюстрирование текста песни на сцене. Так как это говорит о скудности творческой фантазии постановщика, если это не используется как прием.
Важным моментом в зримой песне остается неожиданный, не просчитанный (не путать с не прочитанным) финал
ДРАМАТУРГИЯ ЗРИМОЙ» ПЕСНИ (по Борисову)
Процесс подобного истолкования, а значит, преобразования песни в драматургическую форму, необходимую для дальнейшего воплощения в сценическое действие, можно представить в виде следующей схем
В данном случае песня является своеобразным документальным объектом внимания сценариста. Драматургическому анализу подвергается текст песни как носитель логической и образной информации, поскольку он представляет собой стилевую литературную категорию, содержанием которой является стих. Подобный анализ включает в себя определение и формулирование ситуации, конфликта и события, заключенных в текстовом материале песни.
Но прежде чем начать работу над драматургизацией песни как документального объекта внимания, нужно и должно провести идейно-тематический анализ будущего сценария. Сценарий по форме представляет собой не что иное, как либретто, т.е. изложение того, что будет происходить на сценической площадке. Через последовательность сценических действий, предусмотренных сценарием, осуществится развитие конфликта. И все это при отсутствии всякого словесного диалога между исполнителями.
В этом случае, то, о чем поется в конкретной песне, т.е. тема песни, будет также темой ее драматургического аналога, т.е. песни «зримой». Что касается определения и формулирования идеи сценариста, его отношения к той или иной песне, то здесь могут иметь место три варианта.
Первый. То, что хотели сказать авторы песни, воплотившие свои мысли и чувства в эмоционально-образное музыкальное произведение, рождает в сценаристе адекватное восприятие, и он осознает и чувствует песню созвучно и согласно с авторами. При этом драматургизация песни, обогащение ее зримой составляющей лишь углубит и усилит воздействие песни на слушателя и зрителя. Жанр такой «зримой» песни не противоречит жанру песни, избранной для драматургизации.
Второй. Неприятие текста песни, как ее информационно-образного содержания в силу каких-либо причин литературного или мировоззренческого характера, диктует сценаристу негативное и критическое отношение к песне, к тому, что и как говорят ее авторы. Возникает пародийная драматургическая тональность, рассогласованная, а порой и не имеющая ничего общего с жанром песни, с устремлениями ее авторов.
В качестве примера рассмотрим сценарий «зримой» песни «Невезуха». Исп. Азиза. Муз. О.Бескровного. Сл. Г.Белкина.
Тема 25
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.