Для чего используется карта и глобус
В чем разница между глобусом и картой?
Глобус — трехмерная уменьшенная модель Земли. Он имеет такую же форму, как сама планета, ось вращения у него так же, как и у Земли, наклонена.
На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, глобус дает нам уменьшенную картину нашей планеты с минимальными искажениями.
Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус немецкого ученого и мореплавателя Мартина Бехайма, созданный им в 1492 г.
В отличие от глобуса, карта показывает расположение географических объектов на листе бумаги, причем он может быть разного размера. Конечно же, карты более удобно носить с собой и пользоваться в поездках. Однако они немного искажают очертания географических объектов. Это происходит потому, что наша Земля шарообразная и ее поверхность нельзя изобразить на плоскости, не растянув некоторые части.
Географическая карта — изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку с условными знаками на плоскости. Это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположение на ней объектов.
Географические карты бывают различными. Например, карты, на которых изображены природные объекты (горы, моря, равнины, материки), называют физическими; карты, на которых показаны страны, их границы, столицы, — политическими. В зависимости от масштаба выделяют крупномасштабные и мелкомасштабные карты.
Что такое глобус и чем он отличается от карты?
Глобусом называют трёхмерную модель Земли, Луны, любой другой планеты и даже небесной сферы. Слово «глобус» произошло от латинского globus, что означает «шар».
Глобус Земли удобен тем, что даёт общее представление о взаиморасположении океанов, морей, материков, островов, гор — всех видимых на поверхности Земли элементов. Но он не является точной моделью нашей планеты.
В результате геодезических исследований установлено, что форма Земли сложнее и неправильнее, чем просто шар, и не схожа ни с одной известной объёмной геометрической фигурой. Ей даже дали особенное название — геоид. Неправильность формы выражается прежде всего в разнице длин большой и малой полуосей Земли, которая равна примерно 22 км.
Справка. Большой полуосью называют расстояние от экватора до центра Земли (6 378 245 м), малой — от полюса до центра (6 356 863 м).
Почему тогда глобус — круглый? Дело в масштабе. Разница между полуосями в крошечной модели планеты составляет десятые доли миллиметра, потому была бы незаметна и в том случае, когда бы соблюдалась в производстве глобусов. На самом маленьком глобусе, выпущенном в России, объекты уменьшены в 83 000 000 раз!
Чем глобус отличается от карты и почему нужны обе модели, плоская и объёмная:
– глобус всегда мелкого масштаба — он показывает только большие объекты: океаны, материки, большие острова — и их сорасположение, а карта может иметь довольно крупный масштаб и давать подробное представление о местности;
– глобус не имеет искажений в расположении и площади объектов — на карте ввиду её плоской (двумерной) формы искажения неизбежны;
– чтобы измерить расстояние на глобусе, необходимо применять специальную гибкую линейку, зато все длины определяются довольно точно (в пределах погрешности масштаба);
– глобус наглядно показывает, как происходит смена дня и ночи, часовых поясов, а более сложная модель из двух глобусов — Земли и Солнца (или просто лампы) демонстрирует, как проходит смена времён года;
– карта более удобна практически, но полную картину Земли можно получить, используя глобус и карту в паре.
Из истории глобуса
Казалось бы, глобус должен возникнуть после того, как мир признал, что Земля — шар. Так и случилась, но только… в II веке до нашей эры. Тогда древнегреческий учёный Кратет Малльский создал первый глобус, опираясь на доказательства греческих учёных III века до нашей эры.
Вот когда впервые была провозглашена и доказана идея шарообразности Земли. А Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.) смог даже рассчитать радиус нашей планеты и получил результат 6 311 км, сделав ошибку всего в 1 %!
В 1267 году в Пекине (тогда — в Ханбалыке) бухарский астроном Джамаль ад-Дин дарит хану Хубилаю астролябию и глобус.
До наших дней сохранился один из старейших европейских глобусов — «Земное яблоко», созданный в 1492 – 1494 годах в Нюрнберге немецким географом и навигатором Мартином Бехаймом. На его южном полюсе сделана надпись о дате создания и заказчике — городском совете. Основой для глобуса послужила карта, которую Бехайм купил в Португалии.
«Земное яблоко» — это шар из металла диаметром 507 мм. На нём ещё нет обеих Америк, но есть Европа, большие части Африки и Азии, хотя и в несколько искажённом виде. Глобус не имеет указаний широты и долготы, но имеет экватор, меридианы.
Первый известный современным жителям глобус с изображением Северной Америки был вырезан на страусином яйце в 1504 году, а приблизительно в 1507 году на глобусе Ленокса появилась и Южная Америка.
Петербург может гордиться тем, что там в XVIII веке появился первый глобус-планетарий — Готторпский. Создавали его в Германии, в Хестеберге в 1651 – 1664 годах, а в 1713 году епископ Кристиан Август подарил глобус-планетарий Петру Первому. Перевозили подарок морем 3 года, установили в Кунсткамере, а в 1747 году глобус горел… Осталась только дверь. В 1748 – 1752 годах его восстановили.
Это шар, диаметром превышающий 3 м, снаружи представляет собой огромный глобус со всеми привычными изображениями, а внутри на его стенках изображена карта звёздного неба. Внутрь помещаются 12 человек, глобус вращается — и люди наблюдают, как движутся светила.
Основные типы глобусов. Какой глобус выбрать в подарок для ребенка?
Слово “глобус” имеет латинские корни. Его форма – круглая. Поэтому несложно догадаться, что переводится он как “шар”. Что же такое глобус для детей — это уменьшенная трехмерная копия нашей планеты.
Такие круглые модели могут стоять в кабинетах географии или дома. Для чего нужен глобус? По нему можно изучать:
Но все эти параметры также представлены и на карте. Чем же тогда глобус отличается от географической карты? Здесь можно отметить два параметра:
В этом и состоят основные отличия глобуса от карты.
Объемная модель Земли является одним из самых популярных подарков. Она придется по душе любознательным детям, которые интересуются миром вокруг себя. Но как выбрать глобус для ребенка? На что стоит обратить особое внимание? Дорого ли он стоит? Какой глобус для школьника лучше?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы подготовили для вас познавательный материал. В нем вы узнаете:
Какие бывают глобусы
По диаметру модели делятся:
Также географические шары бывают:
По типу шарообразные модели земли можно разделить:
Рассмотрим все эти модели более подробно, уделяя особое внимание достоинствам и недостаткам каждого типа глобуса. А после перейдем к необычным моделям.
Глобус географический с физической картой мира
Самой распространенной является модель, на которой изображены озера, моря, океаны. Там также найдутся пустыни, равнины, материки, острова. Это физический глобус. Такие шары содержат меридианы, параллели и экватор, расскажут нам, что такое структура планеты, познакомят с дном океана и горными вершинами.
Достоинства этого вида:
Недостатком такой модели является то, что по ней невозможно изучать границы государств и их территории.
Политический глобус мира
Этот шар предназначен для того, чтобы обучить ребенка политическому устройству мира. На нем можно разглядеть границы государств, крупные населенные пункты и названия столиц. Они показывают автомобильные, железнодорожные и морские маршруты.
Чем же удобен и не удобен политический глобус?
Из плюсов можно выделить:
Минусом такой модели является то, что не получится пользоваться ей долго из-за быстро меняющейся политической ситуации в мире.
Универсальный
Это совмещенная модель. Из чего состоит такой глобус? Это модель, включающая в себя два вида карт: физическую и политическую.
Положительные моменты такого глобуса:
Отрицательный пункт – это короткие сроки использования, из-за быстрой изменчивости политической карты мира.
Универсальные варианты могут содержать выпуклые фрагменты (горы, ледники и т.д.). Такие глобусы подойдут для первоклассников. Понравятся они и дошкольникам. Маленьким ученикам намного проще изучать выпуклые, нежели плоские картинки.
Детский глобус с подсветкой
Такие святящиеся модели обладают дополнительной функцией. Их можно использовать в качестве ночника. Чаще всего подсветка выделяет обе карты: и физическую, и политическую. Если же шар выключен, увидеть удастся лишь физическую карту.
К сожалению, не все модели имеют выключатель подсветки. Регулирование света возможно только с помощью вилки.
Говорящий интерактивный обучающий глобус для детей
Такую модель обычной не назовешь! Это уже не просто пособие по географии. Это самый настоящий обучающий комплекс. Такой умный глобус для детей не только показывает, но и самостоятельно рассказывает, позволяя совмещать и зрительную, и слуховую память. К тому же, у обучающегося появляется уникальная возможность освоения иностранных языков, поскольку информация подается на нескольких языках.
Дойдя до этого момента, вряд ли кто-то захочет спросить, чем отличаются глобус и карта. Но если все-таки этот вопрос остается актуальным, читайте дальше и удивляйтесь.
При использовании специального приложения и наведения телефона или планшета на интерактивный глобус, на дисплее отразятся:
Единственным минусом электронного глобуса мира для детей является его стоимость. Цены на такую модель колеблются от 1 500 до 4 000 рублей.
Левитирующий
Эта модель имеет электромагниты. С их помощью она умело вращается над подставкой или в середине рамки. Это очень необычное зрелище. Усиливается оно за счет ярких переливов вокруг шара.
Достоинства левитирующих глобусов:
К недостаткам также можно отнести дороговизну. Стоит такой необычный вариант от 2 500 до 5 000 рублей.
Исторический
Такие глобусы имеют подсветку и позволяют увидеть пути важных в истории путешествий и географических открытий.
Из плюсов можно отметить:
К минусам относится опять-таки высокая стоимость – от 2 000 до 5 000 рублей
Астрономический
Это очень эффектный, интересный и развивающий вариант глобуса для детей, способный расширить кругозор. Модель подойдет для маленьких астрономов, желающие иметь у себя в коллекции мини копию Земли, Луны или Марса.
Цена на такие глобусы начинается от 2 000 рублей.
Контурный
Как используют и что делают с таким глобусом? Ответ прост – на нем рисуют! С помощью разноцветных фломастеров можно самостоятельно проводить и стирать территориальные границы государств, разукрашивать страны в разные цвета. Такая модель хороша тем, что можно править политические границы в соответствии с обстановкой в мире.
Стоимость таких вариантов начинается от 400 рублей.
Необычные виды глобусов
Модельный ряд географический шаров настолько разнообразен, что можно найти совершенно необыкновенные варианты:
Как выбрать глобус для школьника
Из основных критериев выбора можно отметить:
Лучшие производители
Одними из лучших фирм-производителей считаются компании: Globen, “Глобусный мир”.
Рейтинг лучших интерактивных глобусов
Учитывая отзывы покупателей, мы составили рейтинг лучших интерактивных моделей. Среди них:
Какой интерактивный глобус купить ребенку?
При покупке этого круглого географического учебного пособия следует обращать внимание:
Глобус и географическая карта
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Глобус
и географическая карта
Описание слайда:
План:
Понятия глобус и карта
Масштаб
Элементы градусной сети
Географические координаты
Для чего предназначена градусная сетка
Описание слайда:
Глобус
– модель земного шара
Размеры Земли
Северный полюс
Площадь поверхности нашей планеты составляет 510 000 000 км2.
Расстояние от центра Земли до экватора равно 6378 км, а до полюсов — 6356 км,
то есть у полюсов наша планета немного сплюснута.
Для того чтобы объехать Землю вокруг на скором поезде, потребуется около месяца, так как длина нашей планеты по окружности равна 40 000 км.
Описание слайда:
Географическая карта
— изображение Земли на плоскости
Виды
(группы)
карт
По охвату территории
По содержанию
По масштабу
— Мировые и полушарий
— Материков и океанов и их частей
— Государств и их частей
— Общегеографические
— Тематические
— Мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000)
— Среднемасштабные (от 1:200 000 до 1: 1 000 000 включительно)
— Крупномасштабные ( крупнее 1:200 000)
— уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков
Описание слайда:
Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д.
Отрезок слева от 0 разделен на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки.
Например, длина большого отрезка слева от 0 на равна 1м. Этот отрезок разделен на 5 мелких частей, значит, длина одной такой части составляет 1м : 5 = 20см.
Описание слайда:
Изображение с выпуклой поверхности шара (планета Земля) невозможно перенести на плоскость (карта) без искажений.
Все изображения на плоскости неизбежно окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных областях шара степень искажения будет разной.
Чем мельче масштаб – тем больше искажений и погрешностей на карте, так как объекты уменьшены во много раз.
Необходимо помнить что…
Искажения
По форме
По размерам
По площадям
Описание слайда:
Градусная сетка географической карты и глобуса
Меридианы
кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому
Параллели
линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
Главные понятия темы
— линии меридианов и параллелей, разделенные на градусы.
Описание слайда:
Особенности
Меридианы
— направлены на север и на юг;
— представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов;
— величина дуги измеряется в градусах;
— имеют одинаковую длину
— длина 1° всегда равна 111 км;
Параллели
— направлены на восток и на запад;
— окружности, параллельные экватору;
— величина окружности измеряется в градусах;
— длина окружности уменьшается от экватора к полюсам;
— длина 1° в километрах указана у рамки карты (атлас 6,7 класса)
Описание слайда:
Географические координаты
Географическая широта
– Величина дуги меридиана в градусах
от экватора до заданного места.
— Определяется по параллелям
— Бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.)
Географическая долгота
– Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места.
Определяется по меридианам
Бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.).
Описание слайда:
Географические координаты
— пересечение географической широты и географической долготы
м. Игольный
34о ю.ш., 20о в.д.
г.Санкт-Петербург 60о с.ш., 30о в.д.
Описание слайда:
Для чего предназначена градусная сетка?
Определение
направлений
Определение географических координат
(Примеры см.ранее)
Измерение расстояний между объектами
Для измерения расстояний на карте необходимо знать:
— координаты точек (А и Б)
длину 10 параллели или меридиана (зависит от направления измерений)
(Примеры см.ранее)
Описание слайда:
Определение направлений
Ориентирование –умение определять стороны горизонта.
ссз
всв
юз
ююв
Для определения точного направления на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится.
В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу.
Словарь
Север
Направление на предмет
Азимут
(угол)
Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
Описание слайда:
3) на рисунке мы видим, что величина нужного нам угла составляет 120о
рисунок 1
рисунок 2
Самостоятельно определите азимут и точное направление на колодец (рис.1)
ююв
ссз
всв
юз
нам необходимо определить азимут на дерево (по рисунку 1)
2) определяем азимут, т.е. определяем угол от направления на север до направления на предмет по часовой стрелке
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
5. Какому направлению соответствует направление А- В на карте Европейской части России?
1) север
2) северо-восток
3) восток
4) юго-восток
6. Какому направлению соответствует направление А-В на карте Европейской части России?
1)запад
2)северо-запад
3) север
4) северо-восток
Описание слайда:
Описание слайда:
9. Вставьте пропущенное число:
«1 сантиметр на карте масштаба 1 : 7 500 000 соответствует _______ км на местности».
10. По какому азимуту необходимо идти, чтобы попасть из точки В в точку А на берегу лесного озера?
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Сообщение на тему «Роль карты и глобуса в преподавании географии».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль карты и глобуса в преподавании географии.
Карта — это уменьшенное условное изображение поверхности земного шара или её части на плоскости.
Глобус — это уменьшенное условное изображение земли на шаровой поверхности. Глобус — это модель земного шара.
Карта и глобус являются главными пособиями в преподавании географии. Весьма важное значение их для географии едино душно признаётся географами.
На важность карты в обучении географии неоднократно указывали партия и правительство. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. было указано, как на существенный недостаток — «отсутствие ориентировки на карту в курсе географии. »
Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии.
Изучаемая географией поверхность земного шара столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой сельсовет, район. Посредством же карты можно обозреть сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.
Что даёт карта в преподавании географии?
Во-первых, по карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.
Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.
Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном рас положении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.
На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.
Безотносительное изучение отдельных географических фактов ещё не составляет науки. Высшая цель науки заключается в изучении связей, отношений между явлениями, закономерностей их развития.
Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов’.
Во-вторых, по карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.
Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.
Карта и глобус имеют громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа над картой и глобусом, восприятие и комбинирование условных знаков и раскрытие их смысла обостряет органы ощущений детей, пробуждает к деятельности их творческое воображение и развивает их мышление. Известно, что карта имеет большое значение не только в науке, но и в практической жизни, в деятельности военной, хозяйственной, по литической и культурной.
Всё это убеждает в том, что карта и глобус должны быть в центре внимания при обучении географии. Учащиеся должны знать карту и уметь ею пользоваться в изучении географии.
Работа со стенной картой
Стенные карты являются основными картографическими пособиями в школе. Их существенные особенности заключаются в том, что они предназначаются для обозрения всем классом и вешаются перед учениками. Они используются главным образом на уроках. Они рассматриваются учениками не только вблизи во время опроса, но и с далёкого расстояния; иногда задние ряды учеников в некоторых классах могут оказаться удалёнными от карты на 6—8 м.
Поэтому стенные карты делаются значительного размера, с крупными изображениями и надписями, в более ярких красках.
Карты могут постоянно висеть в классе, а могут и приноситься на урок.
Желательно, чтобы в классе постоянно висела карта. Ученики могут её смотреть в любое время. Это содействует закреплению представлений о размещении на карте географических объектов.
Карты вешают в передней части класса, по возможности на боковых стенах против окон, чтобы они были хорошо освещены.
Как правило, карты должны быть наклеены на полотно.
Постоянной картой может быть и не наклеенная на полотно. Части её надо точно пригнать по параллелям и меридианам и склеить. Карту прикрепляют так, чтобы она плотно прилегала к стене или к фанере и её нельзя было бы проткнуть. Пыль стирают сухой мягкой тряпкой. Если отклеится уголок или какое-либо другое место, надо немедленно его приклеить. При аккуратном обращении постоянная карта может долго сохраняться.
Более быстрому изнашиванию подвергаются карты, приносимые на урок. Такие карты нельзя употреблять без наклейки на полотно. А школы часть карт получают не наклеенными на полотно. Наклейку карты на полотно нужно сделать самому учителю ‘.
По состоянию карты иногда можно судить, насколько успешно идёт работа учителя по привитию культурных навыков ученикам.
Учителю необходимо позаботиться о надлежащем хранении карт. Карты можно хранить в подвешенном состоянии.. Для этого верхний край карты надо прикрепить на палку, к которой приделать кольца. За эти кольца карта вешается на гвозди в стенах или в рейке или на особой вешалке.
Если карта хранится в свёрнутом виде, то нужно как верхний, так и нижний край её прикрепить к палкам. Причём верхнюю палку можно сделать в форме бруска, а нижнюю — круглую.
Карты свёртываются на нижнюю палку. На палке-бруске делается надпись, которая позволяет узнать, какая это карта, не развёртывая её.
Навёрнутые на палки карты хранятся различно: делаются на полу гнёзда, куда и вставляются концы палок. Или же палки хранятся в горизонтальном положении в гнёздах особой стойки.
Складываемые карты лучше всего хранить в выдвижных ящиках шкафа. Если же его нет, то сложенные карты лежат на полке. Складывать надо всегда по одним и тем же складкам, чтобы не ломать карту.
Карта должна вешаться до звонка. Нельзя ею завешивать классную доску. Для вешания карты, картин, таблиц в классе употребляется особая
можно её отодвинуть, когда в карте миновала надобность.
Могут быть для вешания карты использованы стены. Если они каменные или оштукатуренные, то должна быть заранее приделана на высоте от 2 до l ‘/г м рейка с гвоздями для вешания карты при помощи колец на палке.
Карта употребляется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом.
Существуют некоторые правила показа на стенной карте. Например, чтобы не заслонять карту от класса, становятся с правой стороны, держа указку в правой руке. Указка делается длиной около полуметра.
При показе страны, области, района обводят указкой их границы. Скорость движения указки должна быть такая, при какой учащиеся наиболее чётко воспринимают обводимые границы местности. При показе океанов, морей, озёр также обводят границы.
При показе на карте реки принято начинать обводить её указкой от верховья и дальше вести по её течению до устья. Верховье большой реки бывает нелегко найти. Это требует уже предварительного знания, как располагается река на карте. Устье реки заметнее. Поэтому ученики нередко пытаются обводить реку от устья к верховью. Нужно не допускать этого и требовать, чтобы ученики правильно показывали реки.
При показе городов на карте встречается такая ошибка: указывается надпись города, которая может быть несколько удалена от места нахождения города. Поэтому надо указку ставить на кружок или точку, обозначающие местоположение города.
«Дежурная» стенная карта.
«Дежурная карта» — это карта текущих событий. Она используется на уроках во внеклассных занятиях. Цель её — при учить учащихся локализировать на карте сообщения газет, журналов. Рядом с картой вывешиваются вырезки из газеты, или написанные от руки, или на печатанные на машинке сообщения о географических событиях: о землетрясениях, наводнениях, экспедициях, о новых открытиях полезных ископаемых ‘, о новостройках и т. д. На карте пункты этих событий обозначаются особыми флажками, которые цветными нитками соединяются с соответствующими текстами.
К подбору материала и к оформлению дежурной карты учитель привлекает учеников.
Дежурная карта повышает интерес к географии. Содержание её на раз личных ступенях будет различно. В начальной школе она может быть использована, конечно, в самом элементарном виде. В педагогических училищах и в средних школах она может более широко отражать текущие события.
Как указывает само название, на контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Причём даются границы только немногих объектов:’ частей света, отдельных стран, наносятся реки, а иногда главнейшие города, но надписей не делается. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.
Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте.
Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пони манию их взаимосвязей.
Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.
Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Поэтому упражнения с контурной картой являются одним из средств для избежания формализма в деле изучения карты.
Всё сказанное доказывает важность контурных карт в обучении географии.
Обычно школы снабжаются готовыми контурными картами. Но контурные карты могут сделать и сами ученики, только надо их научить этому. Самые простые способы такие: нужно к оконному стеклу приложить небольшую географическую карту. Сверху прикрыть карту листком бумаги. Через бумагу карта будет просвечиваться. Нужно обвести просвечивающиеся контуры.
Можно переснять контурные карты на копировальной бумаге, положенной на карту.
Можно вырезать трафарет страны или части света, а затем его обвести на чистом листе бумаги и так получить контур. Посредством трафарета можно сравнительно быстро размножать контурные карты.