Для чего используется коэффициент стьюдента в физике
Для чего используется коэффициент стьюдента в физике
Для уменьшения влияния случайных ошибок необходимо произвести измерение данной величины несколько раз. Предположим, что мы измеряем некоторую величину x. В результате проведенных измерений мы получили значений величины :
Так как оценочные значения результата измерений и ошибки Δx не являются точными, запись (3) результата измерений должна сопровождаться указанием его надежности P. Под надежностью или доверительной вероятностью понимают вероятность того, что истинное значение измеряемой величины заключено в интервале, указанном записью (3). Сам этот интервал называется доверительным интервалом.
Например, измеряя длину некоторого отрезка, окончательный результат мы записали в виде
Таким образом, задача заключается в том, чтобы, имея выборку (2), найти оценку результата измерений , его ошибку Δx и надежность P.
Эта задача может быть решена с помощью теории вероятностей и математической статистики.
В большинстве случаев случайные ошибки подчиняются нормальному закону распределения, установленного Гауссом. Нормальный закон распределения ошибок выражается формулой
где Δx отклонение от величины истинного значения;
σ истинная среднеквадратичная ошибка;
σ 2 дисперсия, величина которой характеризует разброс случайных величин.
Поскольку кривая распределена симметрично относительно оси ординат, можно утверждать, что равные по величине, но противоположные по знаку ошибки равновероятны. А это дает возможность в качестве оценки результатов измерений взять среднее значение всех элементов выборки (2)
где n число измерений.
Итак, если в одних и тех же условиях проделано n измерений, то наиболее вероятным значением измеряемой величины будет ее среднее значение (арифметическое). Величина стремится к истинному значению μ измеряемой величины при n → ∞.
Средней квадратичной ошибкой отдельного результата измерения называется величина
Она характеризует ошибку каждого отдельного измерения. При n → ∞ S стремится к постоянному пределу σ
С увеличением σ увеличивается разброс отсчетов, т.е. становится ниже точность измерений.
Среднеквадратичной ошибкой среднего арифметического называется величина
Это фундаментальный закон возрастания точности при росте числа измерений.
Ошибка характеризует точность, с которой получено среднее значение измеренной величины
. Результат записывается в виде:
Эта методика расчета ошибок дает хорошие результаты (с надежностью 0.68) только в том случае, когда одна и та же величина измерялась не менее 30 50 раз.
В 1908 году Стьюдент показал, что статистических подход справедлив и при малом числе измерений. Распределение Стьюдента при числе измерений n → ∞ переходит в распределение Гаусса, а при малом числе отличается от него.
Для расчета абсолютной ошибки при малом количестве измерений вводится специальный коэффициент, зависящий от надежности P и числа измерений n, называемый коэффициентом
Стьюдента t.
Опуская теоретические обоснования его введения, заметим, что
где Δx абсолютная ошибка для данной доверительной вероятности;
среднеквадратичная ошибка среднего арифметического.
Для этого удобнее воспользоваться таблицей 3, в которой интервалы заданы в долях величины σ, являющейся мерой точности данного опыта по отношению к случайным ошибкам.
Таблица 2
n | Значения Р | ||||
0.6 | 0.8 | 0.95 | 0.99 | 0.999 | |
2 | 1.376 | 3.078 | 12.706 | 63.657 | 636.61 |
3 | 1.061 | 1.886 | 4.303 | 9.925 | 31.598 |
4 | 0.978 | 1.638 | 3.182 | 5.841 | 12.941 |
5 | 0.941 | 1.533 | 2.776 | 4.604 | 8.610 |
6 | 0.920 | 1.476 | 2.571 | 4.032 | 6.859 |
7 | 0.906 | 1.440 | 2.447 | 3.707 | 5.959 |
8 | 0.896 | 1.415 | 2.365 | 3.499 | 5.405 |
9 | 0.889 | 1.397 | 2.306 | 3.355 | 5.041 |
10 | 0.883 | 1.383 | 2.262 | 3.250 | 4.781 |
11 | 0.879 | 1.372 | 2.228 | 3.169 | 4.587 |
12 | 0.876 | 1.363 | 2.201 | 3.106 | 4.437 |
13 | 0.873 | 1.356 | 2.179 | 3.055 | 4.318 |
14 | 0.870 | 1.350 | 2.160 | 3.012 | 4.221 |
15 | 0.868 | 1.345 | 2.145 | 2.977 | 4.140 |
16 | 0.866 | 1.341 | 2.131 | 2.947 | 4.073 |
17 | 0.865 | 1.337 | 2.120 | 2.921 | 4.015 |
18 | 0.863 | 1.333 | 2.110 | 2.898 | 3.965 |
19 | 0.862 | 1.330 | 2.101 | 2.878 | 3.922 |
20 | 0.861 | 1.328 | 2.093 | 2.861 | 3.883 |
21 | 0.860 | 1.325 | 2.086 | 2.845 | 3.850 |
22 | 0.859 | 1.323 | 2.080 | 2.831 | 3.819 |
23 | 0.858 | 1.321 | 2.074 | 2.819 | 3.792 |
24 | 0.858 | 1.319 | 2.069 | 2.807 | 3.767 |
25 | 0.857 | 1.318 | 2.064 | 2.797 | 3.745 |
26 | 0.856 | 1.316 | 2.060 | 2.787 | 3.725 |
27 | 0.856 | 1.315 | 2.056 | 2.779 | 3.707 |
28 | 0.855 | 1.314 | 2.052 | 2.771 | 3.690 |
29 | 0.855 | 1.313 | 2.048 | 2.763 | 3.674 |
30 | 0.854 | 1.311 | 2.045 | 2.756 | 3.659 |
31 | 0.854 | 1.310 | 2.042 | 2.750 | 3.646 |
40 | 0.851 | 1.303 | 2.021 | 2.704 | 3.551 |
60 | 0.848 | 1.296 | 2.000 | 2.660 | 3.460 |
120 | 0.845 | 1.289 | 1.980 | 2.617 | 3.373 |
∞ | 0.842 | 1.282 | 1.960 | 2.576 | 3.291 |
Таблица 3
Δ = Δx/σ | Значения Р | |||||
0.5 | 0.7 | 0.9 | 0.95 | 0.99 | 0.999 | |
1.0 | 2 | 3 | 5 | 7 | 11 | 17 |
0.5 | 3 | 6 | 13 | 18 | 31 | 50 |
0.4 | 4 | 8 | 19 | 27 | 46 | 74 |
0.3 | 6 | 13 | 32 | 46 | 78 | 127 |
0.2 | 13 | 29 | 70 | 99 | 171 | 277 |
0.1 | 47 | 169 | 273 | 387 | 668 | 1089 |
При обработке результатов прямых измерений предлагается следующий порядок операций:
Рассмотрим на числовом примере применение приведенных выше формул.
Пример. Измерялся микрометром диаметр d стержня (систематическая ошибка измерения равна 0.005 мм ). Результаты измерений заносим во вторую графу таблицы, находим и в третью графу этой таблицы записываем разности
, а в четвертую их квадраты (таблица 4).
Таблица 4
Задавшись надежностью P = 0.95, по таблице коэффициентов Стьюдента для шести измерений найдем t = 2.57. Абсолютная ошибка найдется по формуле (10).
Сравним случайную и систематическую ошибки:
следовательно, δ = 0.005 мм можно отбросить.
Основные статистики и t-критерий Стьюдента
В ходе рассмотрения примера мы будем использовать вымышленные сведения, чтобы читатель мог провести необходимые преобразования самостоятельно.
Так, допустим, в ходе исследований изучали влияние препарата А на содержание вещества В (в ммоль/г) в ткани С и концентрацию вещества D в крови (в ммоль/л) у пациентов, разделенных по какому-то признаку Е на 3 группы равного объема (n = 10). Результаты такого выдуманного исследования приведены в таблице: