Для чего используется коэффициент стьюдента

Библиотека постов MEDSTATISTIC об анализе медицинских данных

Ещё больше полезной информации в нашем блоге в Инстаграм @medstatistic

Критерии и методы

t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ

– общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдентаУильям Госсет

1. История разработки t-критерия

Данный критерий был разработан Уильямом Сили Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны, статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

2. Для чего используется t-критерий Стьюдента?

t-критерий Стьюдента используется для определения статистической значимости различий средних величин. Может применяться как в случаях сравнения независимых выборок (например, группы больных сахарным диабетом и группы здоровых), так и при сравнении связанных совокупностей (например, средняя частота пульса у одних и тех же пациентов до и после приема антиаритмического препарата). В последнем случае рассчитывается парный t-критерий Стьюдента

3. В каких случаях можно использовать t-критерий Стьюдента?

Для применения t-критерия Стьюдента необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. Также имеет значение равенство дисперсий (распределения) сравниваемых групп (гомоскедастичность). При неравных дисперсиях применяется t-критерий в модификации Уэлча (Welch’s t).

При отсутствии нормального распределения сравниваемых выборок вместо t-критерия Стьюдента используются аналогичные методы непараметрической статистики, среди которых наиболее известными является U-критерий Манна — Уитни.

4. Как рассчитать t-критерий Стьюдента?

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

5. Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?

Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого нам необходимо знать количество исследуемых в каждой группе (n1 и n2). Находим число степеней свободы f по следующей формуле:

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p=0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице (см. ниже).

Сравниваем критическое и рассчитанное значения критерия:

6. Пример расчета t-критерия Стьюдента

Решение: Для оценки значимости различий используем t-критерий Стьюдента, рассчитываемый как разность средних значений, поделенная на сумму квадратов ошибок:

Источник

Библиотека постов MEDSTATISTIC об анализе медицинских данных

Ещё больше полезной информации в нашем блоге в Инстаграм @medstatistic

Критерии и методы

ПАРНЫЙ t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА

– одна из модификаций метода Стьюдента, используемая для определения статистической значимости различий парных (повторных) измерений.

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдентаУильям Госсет

1. История разработки t-критерия

t-критерий был разработан Уильямом Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны, статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

2. Для чего используется парный t-критерий Стьюдента?

3. В каких случаях можно использовать парный t-критерий Стьюдента?

Основным условием является зависимость выборок, то есть сравниваемые значения должны быть получены при повторных измерениях одного параметра у одних и тех же пациентов.

Как и в случае сравнения независимых выборок, для применения парного t-критерия необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. При несоблюдении этого условия для сравнения выборочных средних должны использоваться методы непараметрической статистики, такие как G-критерий знаков или Т-критерий Вилкоксона.

Парный t-критерий может использоваться только при сравнении двухвыборок. Если необходимо сравнить три и более повторных измерений, следует использовать однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) для повторных измерений.

4. Как рассчитать парный t-критерий Стьюдента?

Парный t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

5. Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?

Интерпретация полученного значения парного t-критерия Стьюдента не отличается от оценки t-критерия для несвязанных совокупностей. Прежде всего, необходимо найти число степеней свободы f по следующей формуле:

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

3. Найдем среднее квадратическое отклонение разностей от средней по формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

4. Рассчитаем парный t-критерий Стьюдента:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Источник

Когда и как применять Критерий Стьюдента (t-test), проверка нормальности данных в среде R

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Наступила осень, а значит, настало время для запуска нового тематического проекта «Статистический анализ с R». В нем мы рассмотрим статистические методы с точки зрения их применения на практике: узнаем какие методы существуют, в каких случаях и каким образом их проводить в среде R. На мой взгляд, Критерий Стьюдента или t-тест (от англ. t-test) идеально подходит в качестве введения в мир статистического анализа. Тест Стьюдента достаточно прост и показателен, а также требует минимум базовых знаний в статистике, с которыми читатель может ознакомиться в ходе прочтения этой статьи.

Примечание_1: здесь и в других статьях Вы не увидите формул и математических объяснений, т.к. информация рассчитана на студентов естественных и гуманитарных специальностей, которые делают лишь первые шаги в стат. анализе.

Примечание_2: перед прочтением, я рекомендую ознакомиться с этой статьей, чтобы вспомнить базовые понятия описательной статистики, такие как медиана, стандартное отклонение, квантили и прочее.

Что такое t-тест и в каких случаях его стоит применять

В начале следует сказать, что в статистике зачастую действует принцип бритвы Оккамы, который гласит, что нет смысла проводить сложный статистический анализ, если можно применить более простой (не стоит резать хлеб бензопилой, если есть нож). Именно поэтому, несмотря на свою простоту, t-тест является серьезным инструментом, если знать что он из себя представляет и в каких случаях его стоит применять.

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Нормальное распределение данных и методы его оценки qqplot и shapiro.test

Нормальное распределение данных характерно для количественных данных, на распределение которых влияет множество факторов, либо оно случайно. Нормальное распределение характеризуется несколькими особенностями:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Давайте создадим случайную выборку с нормальным распределением на языке программирования R, где общее количество измерений = 100, среднее арифметическое = 5, а стандартное отклонение = 1. Затем отобразим его на графике в виде гистограммы:

Ваш график может слегка отличаться от моего, так как числа сгенерированы случайным образом. Как Вы видите, данные не идеально симметричны, но кажется сохраняют форму нормального распределения. Однако, мы воспользуемся более объективными методами определения нормальности данных.

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Одним из наиболее простых тестов нормальности является график квантилей (qqplot). Суть теста проста: если данные имеют нормальное распределение, то они не должны сильно отклоняться от линии теоретических квантилей и выходить за пределы доверительных интервалов. Давайте проделаем этот тест в R.

Как видно из графика, наши данные не имеют серьезных отклонений от теоретического нормального распределения. Но порой при помощи qqplot невозможно дать однозначный ответ. В этом случае следует использовать тест Шапиро-Уилка, который основан на нулевой гипотезе, что наши данные распределены нормально. Если же P-значение менее 0.05 (p-value Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Провести тест Шапиро-Уилка в R не составит труда. Для этого нужно всего лишь вызвать функцию shapiro.test, и в скобках вставить имя ваших данных. В нашем случае p-value должен быть значительно больше 0.05, что не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу о том, что наши данные распределены нормально.

Запускаем t-тест Стьюдента в среде R

Итак, если данные из выборок имеют нормальное распределение, можно смело приступать к сравнению средних этих выборок. Существует три основных типа t-теста, которые применяются в различных ситуациях. Рассмотрим каждый из них с использованием наглядных примеров.

Одновыборочный критерий Стьюдента (one-sample t-test)

Одновыборочный t-тест следует выбирать, если Вы сравниваете выборку с общеизвестным средним. Например, отличается ли средний возраст жителей Северо-Кавказского Федерального округа от общего по России. Существует мнение, что климат Кавказа и культурные особенности населяющих его народов способствуют продлению жизни. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, мы возьмем данные РосСтата (таблицы среднего ожидаемого продолжительности жизни по регионам России) и применим одновыборочный критерий Стьюдента. Так как критерий Стьюдента основан на проверке статистических гипотез, то за нулевую гипотезу будем принимать то, что различий между средним ожидаемым уровнем продолжительности по России и республикам Северного Кавказа нет. Если различия существуют, то для того, чтобы считать их статистически значимыми p-value должно быть менее 0.05 (логика та же, что и в вышеописанном тесте Шапиро-Уилка).

Загрузим данные в R. Для этого, создадим вектор со средними значениями по республикам Кавказа (включая Адыгею). Затем, запустим одновыборочный t-тест, указав в параметре mu среднее значение ожидаемого возраста жизни по России равное 70.93.

Несмотря на то, что у нас всего 7 точек в выборке, в целом они проходят тесты нормальности и мы можем на них полагаться, так как эти данные уже были усреднены по региону.

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Загрузим данные в среду R. Кроме проверки нормальности данных, будет полезно построить «график с усами», на котором можно видеть медианы и разброс данных для обеих выборок.

Как видно из графика, медианы выборок не сильно отличаются друг от друга, однако разброс данных гораздо сильнее на севере. Проверим отличаются ли статистически средние значения при помощи функции t.test. Однако в этот раз на место параметра mu мы ставим имя второй выборки. Результаты теста, которые Вы видите на рисунке снизу, говорят о том, что средняя урожайность картофеля на севере статистически не отличается от урожайности на юге (p = 0.6339).

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Двувыборочный для зависимых выборок ( dependent two-sample t-test )

Заключение

Статья получилась довольно длинной, зато теперь Вы знаете: что такое критерий Стьюдента и нормальное распределение; как при помощи функций qqplot и shapiro.test проверять нормальность данных в R; а также разобрали три типа t-тестов и провели их в среде R.

Сравнение двух средних в Excel — на http://arhiuch.ru/lab20.html

Здравствуйте! Благодарю за подробное пояснение по теме t-критерия. Пытаюсь провести сравнительный анализ в своей магистерской диссертации по двум независимым выборкам. Шкал у меня несколько. В результате анализа с помощью программы SPSS какие-то значения по критерию равенства дисперсий Ливиня оказались меньше 0,05. Насколько я понимаю, использование t-критерия в этом случае будет неправомерным. Что посоветуете в этом случае?

Здравствуйте! Спасибо за Ваш комментарий. К сожалению, ни с SPSS, ни с критерием Ливиня мне не доводилось работать, поэтому помочь не в силах.

Добрый день, извините, что не по теме. Пишу дипломную работу и мне нужно оценить 2 уравнения методом максимального правдоподобия в R. Нигде не могу найти про это в интернете.Вы не знаете как это можно сделать?

Здравствуйте, Ганс!
Да, профиль действительно не мой, поэтому вряд ли могу помочь. Однако, посмотрите вот эту статью про R пакет «systemfit»: https://cran.r-project.org/web/packages/systemfit/vignettes/systemfit.pdf

Здравствуйте, Айгуль!
Вот функция, которую Вы ищете: https://www.math.ucla.edu/

Здравствуйте! Подскажите какой (и как) построить график чтобы охарактеризовать характер отличий некоторых показателей в группе за полом? Результаты по критерию Т-Стьюдента. спасибо)

Здравствуйте, Богдана!
Надо построить так называемый «ящик с усами», по-английски — boxplot.
Для этого запустите команду boxplot внутри которой сравниваемые Вами колонки с данными:
boxplot(Column_1, Column_2)
В легенде также обычно указывают значение p-valueю
Если не сможете сами разобраться, кидайте на яндекс диск свой файл, я Вам покажу решение.

Здравствуйте, спасибо за статью. У меня есть некоторые вопросы по поводу проверки на нормальность. Можно ли принять нормальность данных на основе только графического анализа? У меня получилось так, что графически данные выглядят как нормальные (идеальная колоколообразная плотность и прямая квантилей), но формальные тесты показывают, что данные ненормальные (за исключением почему-то теста Пирсона).
https://yadi.sk/i/oS2f7XY8edU_Ng — вот данные, проверял первый столбик с объемом легких (LungCap). По логике вещей, они и должны быть нормальными, в основном физические хар-ки людей, такие как рост, вес и т.д. ведь распределены нормально.

Спасибо за интересный вопрос. Я с Вами абсолютно согласен: как мы и ожидаем в данном случае распределение Ваших данных близко к нормальному (что хорошо видно и на гистограмме, и на QQ plot). Игнорируйте Shapiro и спокойно используйте параметрические методы (например, t-test).

Shapiro test имеет ряд ограничений, одно из которых — его ненадежность при работе с относительно большими выборками. В этом случае малейшее отклонение от нормального распределения ведет к крайне малому значению p-value. По этой причине, рекомендуется прежде всего полагаться на QQ plot, подобнее об этом можете почитать здесь (там описан практически Ваш случай): https://stats.stackexchange.com/questions/284033/qq-plot-looks-normal-but-shapiro-wilk-test-says-otherwise/284035

«Результаты t-теста говорят о том, что средняя ожидаемая продолжительность жизни у жителей Северного Кавказа (74.6 лет) действительно выше, чем в среднем по России (70.93 лет), а результаты теста являются статистически значимыми (p ↓

Здравствуйте, Виталий!
Спасибо, что сообщили. Очепятка исправлена:-)

Добрый вечер! Как Вы доступно и легко объясняете!Спасибо!
Что Вы можете рассказать о тесте Колмогорова-Смирнова, тест пропорций и биноминальном тесте? в каких случаях их лучше использовать?

Вам спасибо, что читаете этот блог! Я думаю написать о некоторых из этих тестов в Августе-Сентябре этого года. Пока работаю над другими статьями (про R пакеты).

Источник

6.1 Параметрические критерии

В группу параметрических критериев методов математической статистики входят методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при­надлежности двух выборок одной совокупности. Эти методы основыва­ются на предположении о том, что распределение выборок подчиняется нормальному (гауссовому) закону распределения. Среди параметрических критериев статистики нами будут рассмотрены критерий Стьюдента и Фишера.

6.1.1 Методы проверки выборки на нормальность

Чтобы определить, имеем ли мы дело с нормальным распределением, можно применять следующие методы:

1) в пределах осей можно нарисовать полигон частоты (эмпирическую функцию распределения) и кривую нормального распределения на основе данных исследования. Исследуя формы кривой нормального распределения и графика эмпирической функции распределения, можно выяснить те параметры, которыми последняя кривая отличается от первой;

2) вычисляется среднее, медиана и мода и на основе этого определяется отклонение от нормального распределения. Если мода, медиана и среднее арифметическое друг от друга значительно не отличаются, мы имеем дело с нормальным распределением. Если медиана значительно отличается от среднего, то мы имеем дело с асимметричной выборкой.

3) эксцесс кривой распределения должен быть равен 0. Кривые с положительным эксцессом значительно вертикальнее кривой нормального распределения. Кривые с отрицательным эксцессом являются более покатистыми по сравнению с кривой нормального распределения;

4) после определения среднего значения распределения частоты и стандартного oтклонения находят следующие четыре интервала распределения сравнивают их с действительными данными ряда:

а) Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— к интервалу должно относиться около 25% частоты совокупности,

б) Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— к интервалу должно относиться около 50% частоты совокупности,

в) Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— к интервалу должно относиться около 75% частоты совокупности,

г) Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— к интервалу должно относиться около 100% частоты совокупности.

6.1.2 Критерий Стьюдента ( t-критерий)

Критерий позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».

При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух неза­висимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.

Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой матери­ал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.

Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента(1)

где Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента, Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— средние арифметические в эксперименталь­ной и контрольной группах,

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— стан­дартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента, (2)

где n 1 и n 2 соответственно величины первой и второй выборки.

Если n 1= n 2, то стандартная ошибка разности средних арифметических будет считаться по формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента(3)

где n величина выборки.

Подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

Далее необходимо срав­нить полученное значение t эмп с теоретическим значением t—рас­пределения Стьюдента (см. приложение к учеб­никам статистики). Если t эмп t крит, то гипотеза H 0 принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Таблица 1. Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная) N 1=11 человек

Вторая группа (контрольная)

12 14 13 16 11 9 13 15 15 18 14

13 9 11 10 7 6 8 10 11

Общее количество членов выборки: n 1=11, n 2=9.

Расчет средних арифметических: Хср=13,636; Y ср=9,444

Стандартное отклонение: s x=2,460; s y =2,186

По формуле (2) рассчитываем стандартную ошибку разности арифметических средних:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Считаем статистику критерия:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное сужде­ние в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превы­шает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе эксперимен­тального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдентасредней арифметической эксперимен­тальной группы, a Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— контрольной:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не про­явил себя с хорошей стороны по разным, возможно, при­чинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о пре­имуществе традиционного метода.

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента(5)

Sd вычисляется по следующей формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента(6)

Если t эмп t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстети­ческие ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились бе­седы, выставки детских рисунков, были организованы по­сещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических со­ображений в таблице 2 приводятся результаты небольшо­го числа испытуемых. [2]

Таблица 2. Результаты эксперимента

до начала экспери­мента (Х)

Вначале произведем расчет по формуле:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Затем применим формулу (6), получим:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

Число степеней свободы: k =10-1=9 и по таблице При­ложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтерна­тивной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

6.1.3 F — критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фи­шера такова:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента(8)

где Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента— дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Чис­ло степеней свободы определяется также просто:

В Приложе­нии 1 критические значения критерия Фишера находятся по величинам k 1 (верхняя строчка таблицы) и k 2 (левый столбец таблицы).

Если t эмп> t крит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. [3] Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в таблице:

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

Тогда по формуле (8) для расчета по F критерию Фишера находим:

Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть фото Для чего используется коэффициент стьюдента. Смотреть картинку Для чего используется коэффициент стьюдента. Картинка про Для чего используется коэффициент стьюдента. Фото Для чего используется коэффициент стьюдента

6.2 Непараметрические критерии

Сравнивая на глазок (по процентным соотношениям) результаты до и после какого-либо воздействия, исследователь приходит к заключению, что если наблюдаются различия, то имеет место различие в сравниваемых выборках. Подобный подход категорически неприемлем, так как для процентов нельзя определить уровень достоверности в различиях. Проценты, взятые сами по себе, не дают возможности делать статистически достоверные выводы. Чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Для решения подобных задач исследователь может использовать ряд критериев различия. Ниже будет рассмотрены непараметрические критерии: критерий знаков и критерий хи-квадрат.

6.2.1 Критерий знаков ( G-критерий)

Критерий предназначен для срав­нения состояния некоторого свойства у членов двух зави­симых выборок на основе измерений, сделанных по шка­ле не ниже ранговой.

Нулевая гипотеза формулируются следующим обра­зом: в состоянии изучаемого свойства нет значимых различий при первичном и вторичном измерениях. Альтернативная гипотеза: законы распределения величин X и У различны, т. е. состояния изучаемого свойства существенно раз­личны в одной и той же совокупности при первичном и вторичном измерениях этого свойства.

Ста­тистика критерия (Т) определяется следую­щим образом:

Пример 4. Учащиеся выполняли контрольную ра­боту, направленную на проверку усвоения некоторого понятия. Пятнадцати учащимся затем предложили электронное пособие, составленное с целью фор­мирования данного понятия у учащихся с низким уров­нем обучаемости. После изучения пособия учащиеся снова выполняли ту же контрольного работу, которая оценивалась по пятибалльной системе.

Результаты двукратного выполнения ра­боты представляют измерения по шкале по­рядка (пятибалльная шкала). В этих условиях возмож­но применение знакового критерия для выявления тенденции изменения состояния знаний учащихся после изучения пособия, так как выполняются все допуще­ния этого критерия.

Результаты двукратного выполнения работы (в бал­лах) 15 учащимися запишем в форме таблицы (см. табл. 1). [4]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *