Для чего используется метафора в стихотворении

Метафора в поэзии

К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).

Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

«Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».

Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.

И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?

И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.

«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».

Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».

Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».

Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».

Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».

В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника».
(«Флейта-позвоночник»)

В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

Источник

Что такое метафора и зачем она нужна

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Метафора – это выражение или слово, которое произносится в переносном смысле. Основой метафоры является некое явление или предмет, которые обладают с ним сходством. Выражаясь простым языком – одно слово заменяют другим, которое имеет с ним схожий признак. В литературе метафору используют очень давно.

Метафора имеет 4 части.

1. Контекст – это отрывок текста, который имеет законченный вид и объединяет по смыслу все отдельные слова и предложения, которые в него входят.

3. Сам процесс, при помощи которого выполняется данная функция

4. Применение процесса. Так же процесс может пересекаться с различными ситуациями.

Еще в Древней Греции Аристотель раскрыл такое понятие, как метафора. Именно он сформировал на неё взгляд, как на принадлежность языка, которая позволяет достигнуть различные цели, в том числе и познавательные.

Философы древности были уверены, что метафору человеку дала сама матушка природа. Метафора так утвердилась в повседневной речи людей, что отпала необходимость называть многие понятия буквально. Использование метафоры пополняет недостаток слов в речи. После этого метафору начали считать, как дополнительным приложением к механизму языка.

Для науки она считалась вредной, поскольку заводила в тупик тех, кто искал истину. Но как бы там ни было, метафора продолжала существовать в литературе, поскольку это было необходимо, что бы она развивалась. Чаще всего метафору применяли в поэзии.

И только с начала 20-го века, метафору признали неотъемлемой части русской речи, а научные материалы, которые писались с её использованием, начали писаться в совершенно новых измерениях. Это помогло объединить материалы, которые имеют совершенно разную природу.

Благодаря метафоре, которую широко применяли в литературе, смогли увидеть, как появляются загадки, пословицы, аллегории.

Как строится метафора

Создание метафоры происходит из 4-х компонентов: это две группы и свойства каждой из них. Признаки, которые есть в одной группе объектов, предлагаются к другой группе.

Допустим человека называют львом. Это означает, что такой человек наделён похожими характеристиками. В следствии создаётся некий новый образ, где слово «лев» имеет фигуральное значение и обозначает «могучий и бесстрашный».

Для разных языков метафоры специфичны. В русском языке слово «осёл» может означать упрямство и глупость, а вот у испанцев оно означает трудолюбие.

Литературная метафора у разных народов может отличаться. Это необходимо учитывать, когда происходит перевод текста с одного языка на другой.

Какие функции в себя включает метафора

Самая главная функция метафоры – это очень эмоциональная окраска речи. При этом из совершенно разных объектов могут быть созданы богатые и очень емкие образы.

Ещё одной функцией метафоры является номинативная. Она заключается в том, что наполняет язык некими лексическими или фразеологическими конструкциями, такими, например, как: анютины глазки, горлышко бутылки, излучина реки.

Кроме этих функций, метафора выполняет и много других. На самом деле это очень глубокое и широкое понятие.

Какие же бывают метафоры

Метафоры делятся на такие виды:

Она соединяет понятия, которые лежат в разных плоскостях. Например: «Иду по городу, словно расстрелянный глазами…»

Она настолько вошла в обиход, что её фигуральный характер практически незаметен. Её переносное значение незаметно, настолько она стала привычной. Например: «С самого утра ко мне уже начали тянуться люди». Так же она может обнаруживаться, когда переводят текст с одного языка на другой.

В данном случае её преобразование в прямой смысл полностью исключается (колесо фортуны, червь сомнений). Такая метафора уже давно стала стереотипом.

Эта метафорам в логической последовательности содержит довольно большое сообщение.

Она применяется по своему прямому назначению. Например: «Пришёл в себя, а там опять тупик».

Что такое метафора в литературе

Думаю, что вам будет очень сложно представить современную жизнь без различных метафорически образов или сравнений. Метафоры мы встречаем в повседневной жизни, но очень их много в литературе.

Они необходимы, чтобы как можно ярче раскрыть различные образы и сути явлений. Самой эффективной метафорой в поэзии является развёрнутая, которая представляется такими способами:

1.Косвенное сообщение. В нём используется образное выражение или какая-то история, в которой применяются сравнения.

2.Обороты речи, в которых применяются слова в переносном смысле. Эти слова основаны на аналогии, сходстве или сравнении.

Развёрнутая метафора раскрывается последовательно в небольшом текстовом фрагменте: «С рассветом заря умывается мелким дождиком».

Некоторые классические авторы считали, что метафора стала отдельным явлением в литературе. Это явление приобрело совершенно новый смысл.

Метафора могла стать целью автора и выводила читателя к совершенно новому смыслу, к новому, неожиданному значению. И таких метафор много в художественных произведениях классиков. Взять хотя бы произведение Гоголя «Нос». Само слово «нос» приобрело в его рассказе метафорическое значение. Особенно богаты метафорами произведения Вильяма Шекспира. Они придают героям и событиям некий новый смысл.

Сейчас большинство рекламных агентств применяет различные метафорические образы при создании рекламы. Такие образы помогают разбудить воображение человека, и потребитель делает нужный выбор.

Метафора очень эффективно воздействует на сознание человека, благодаря своей эмоциональной окраске и своим образам. Особенно это хорошо наблюдается в поэзии. Метафоры настолько сильно влияют на человека, что это используют в своем практике психологи. Они помогают пациентам решить проблемы, которые связаны с психикой.

Если у вас есть какой-то внутренний конфликт и вы сами не можете с ним справиться, тогда предлагаю вам записаться на консультацию к профессиональному психологу Ирине Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

Источник

Метафора — что это такое в литературе и обычной речи с примерами

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Метафоры – слова и целые выражения, употребляемые в переносном смысле с целью придания повседневной или письменной речи образности, выразительности или яркости. Это литературный прием, шагнувший со страниц книг в повседневную жизнь. Предмет или явление, в отношении которого используется метафорическое иносказание, сравнивается с аналогичным ему предметом или явлением. При этом выделяется общий признак, определение которого в ряде случаев доступно только автору метафоры, переносящему свойства с одного предмета на другой по своему сугубо субъективному суждению.

Зачем и когда использовать метафоры

Иносказания обогащают язык, речь становится яркой, образной, красивой. При этом используя метафору, человек может, как похвалить собеседника, так и оскорбить его. Примеры положительных метафор:

В переносном смысле в негативном ключе слова могут использоваться следующим образом:

Метафоры нередко встречаются в поговорках:

Важно! Без метафор в принципе можно обойтись, но с ними литературный язык приобретает особый окрас. Кроме того, одним метко сказанным словом можно заменить целое предложение.

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Виды метафор

В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:

Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.

Метафоры также могут быть:

Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.

Примеры метафор, используемых в повседневной жизни

Люди употребляют метафоры в повседневной речи в основном для подчеркивания каких-либо внешних или внутренних качеств человека. Например:

Иногда метафоры проскальзывают и в жаргонной речи – «получить по тыкве» — получить по голове.

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души. » («Село Степанчиков и его обитатели»).

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Источник

Примеры метафоры в стихах

Метафора (от греч. metaphorá – «перенос») – одно из средств художественной выразительности. Ее суть – переложение свойств одного предмета на другой на основании сходства этих свойств.

Метафора, являясь иносказанием, близка к сравнению, и зачастую метафоры действительно можно «переделать» в сравнения. Однако, в отличие от сравнения, метафоре характерны больший лаконизм и некая недосказанность. Такое умолчание помогает метафоре выполнять в тексте роль «активатора» читательского восприятия.

Метафора рождает единый и запоминающийся образ, размывая границы между используемыми понятиями. Все эти качества помогают метафоре наиболее ярко проявлять себя в поэзии, где объем произведения относительно мал и требует максимальной концентрации для выражения своей главной идеи.

В этой статье мы рассмотрим ряд примеров использования метафоры в стихах разных поэтов, а также разберемся, зачем метафора используется в поэзии.

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XIX века

Лирике пушкинской эпохи свойственны размышления на темы жизни, смерти, любви, творчества и природы. Обратившись к метафорам, можно увидеть, что жизнь, например, отражена в образе дороги, странствия. Также проводятся параллели течения жизни с явлениями природы: расцвет и увядание, весна и заря, осень и закат, возникновение гроз и бурь.

Так водит нас судьба вдоль жизненных путей,

В невольном странствии не ведаем мы сами –

Куда лежит наш путь и что вдали нас ждет…

И, может быть, на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной…

Любовь представлена метафорами «огонь», «пламень»:

Он тает сердцем, он горит»

Природа тесно связана с представлениями о небе – «бездна», «океан»:

В воздушной бездне голубой

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил

Кроме того, природа зачастую персонифицируется, вероятно, отсылая к мифологическому образу богини Флоры:

Сквозь сон встречает утро года…

Пушкин также широко использовал метафоры для раскрытия психологического состояния своих героев:

Он охладительное слово

В устах старался удержать…

Того раскаянье грызёт…

В основе метафор у Фета лежит восприятие явлений как чего-то звучащего, музыкального: «излучистый припев реки», «звездный хор», «слышу, как сердце цветет».

Метафоры Тютчева строятся на сопоставлении природы (внешнего) и состояния души (внутреннего):

И прячется под твердым льдом,

И гаснет цвет, и звук немеет

В оцепененье ледяном, –

Лишь жизнь бессмертную ключа

Сковать всесильный хлад не может:

Она все льется – и, журча,

Молчанье мертвое тревожит.

В стихотворении проводится параллель между замерзшим источником и душой человека, которая, подобно потоку, «убита хладом бытия».

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XX века

Метафоры в поэзии XX века звучат несколько иначе. Необычностью метафор отличается поэзия Маяковского. Связано это в первую очередь с эпохой, в которую создавались его стихи – время потрясений и культурного сдвига в искусстве, поиск обновленного поэтического языка.

Многие из его метафор основаны на визуальных образах: «розы столиц в лепестках площадей». Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэзия уподобляется строю войск:

Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти, и к бессмертной славе
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.

Военные, кровавые, навеянные революцией метафоры – отличительная особенность стихов Маяковского: «баррикады сердец и душ», «окровавленный сердца лоскут». Также Маяковским используется прием одушевления неживого, в частности – города и городских улиц:

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

Городские, урбанистические пейзажи становятся более живыми, чем люди, их населяющие:

По мостовой
моей души изъезженной

шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты…

У современника Маяковского – Есенина – напротив, метафоры совсем другие, образы тесно связаны с природой, крестьянской жизнью: «снег черемухи», «красные крылья заката», «мельница – бревенчатая птица», «дремлют в тумане плетни».

Метафору в поэтическом творчестве Цветаевой можно определить как одну из главных особенностей ее стихов. Природа у Цветаевой воплощает живительную силу: «беседую с ветром», «ветра поцелуи», «зоркая ночь», «лес – моя колыбель».

Метафоричность – базовый эстетический принцип раннего творчества Пастернака. Его поэтические образы строятся на приеме метафорического оживления:

Через заборы на мускулах,

Возятся в вязах, падают,

Не удержавшись с деревьев,

Вскакивают: за оградою

Север злодейств сереет.

Примеры метафоры в стихах зарубежных поэтов

Среди признанных классиков мастером использования метафор был Шекспир. В его сонетах это – мощное стилистическое средство. Метафоры нередко являются основой его художественных образов. С их помощью происходит переосмысление реальности, раскрывается скрытый смысл вещей.

Так, сонет 18 целиком представляет расширенную аналогию между возлюбленной лирического героя и ясностью летнего дня:

Сравню ли с летним днем твои черты?

Но ты милей, умеренней и краше.

Ломает буря майские цветы,

И так недолговечно лето наше!

В сонете 146 так говорится о душе человека:

Во мне ты видишь тот вечерний час,

Когда поблек на западе закат

И купол неба, отнятый у нас,

Подобьем смерти – сумраком объят.

Поэт-романтик Джон Китс сравнивает процесс написания стихов с посевом и жатвой зерна:

Порою мысль покинуть мир страшна,

Не сжав пером раздумий зрелых зёрна,

И не засыпав книги дополна,

Как гумна, щедрой жатвой стихотворной

А вот как надежда уподобляется птичьему пению в стихотворении американской поэтессы Эмили Дикинсон:

Пернатая надежда
В душе свивает кров –
Звучит без края и конца
Мотив ее без слов.

Поль Верлен, французский символист, в своем стихотворении «Тоска» проводит аналогию жизни лирического героя, отданной на волю случая, с брошенным в море судном:

Моя душа скользит по воле бурных волн…

Зачем метафора используется в поэзии?

В литературе использование метафор всегда подчинено определенному намерению. Ниже мы рассмотрим 10 функций метафоры в поэзии. Однако, похожим образом это средство художественной выразительности может использоваться и в других типах литературы.

Смысл, заключенный в метафоре, рождает неочевидную связь между двумя объектами, порой различными по своей сути. Тем самым читателю дается возможность по-иному взглянуть на поднятую тему, увидеть сходство между двумя явлениями.

Метафоры, встречающиеся в поэзии, иногда абсурдны и даже могут шокировать. Но это помогает читателю лучше запомнить тот образ, который хотел донести автор.

Метафора просто-напросто – это прекрасный язык, развивающий навык чтения между строк. Она может сделать стихотворение красивым и изящным, или же забавным; может оживить его.

Данный стилистический прием придает силу поэтическому языку тем, что обращается к читательскому воображению, способствуя лучшему пониманию стихотворения. Метафора делает сложные вопросы более понятными, помогает связать их с чем-то привычным, уже знакомым.

Метафоры апеллируют к чувствам читателя, особенно к зрительному восприятию. Поэтому метафоры делают поэтические образы более яркими, а также рождают новые образы, соединяя между собой разные понятия.

Наличие метафоры в стихотворении создает двусмысленность. Поэт может скрыть истинный смысл своих слов за метафорой. Значения метафор могут быть поняты только определенной аудиторией с определенным бэкграундом. Поэтому значение конкретной метафоры у каждого поэта может быть своим собственным. Читатель же, разгадав задумку автора, получает от стихотворения больше удовольствия.

Метафоры могут подтолкнуть читателя мыслить за пределами буквального смысла стихотворения. Следовательно, использование метафор в поэзии может способствовать появлению дискуссий и критики, а в споре, как известно, рождается истина.

Метафоры используются для более детального погружения в какую-то идею, мысль. Через уподобление предмет сравнения притягивает больше внимания, усиливается его роль в стихотворении.

Поскольку метафоры – это сравнения, один объект начинает символизировать другой или даже несколько. Таким образом, читатель становится соучастником процесса их разгадывания.

Поэт может использовать неочевидные понятия для обозначения переживаний или объектов, при этом не называя их явно, потому что они могут считаться оскорбительными или грубыми. Например, метафоры часто используются при описании эротических переживаний или политической критики.

Роль метафоры в стихотворении может быть различной. Главное в том, что ее «разгадка» призвана помочь читателю лучше понять художественный замысел автора.

Источник

Что такое метафора и как её использовать в текстах

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

И волна, проблистав белизной в вышине,

Точно конь, распаленный от бега и боя,

В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

И за нею другие, как белые кони,

Разметав свои гривы, несутся, бегут,

Замирают от ужаса дикой погони,

И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-

И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева

Языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт)

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Счастье выпало большое,

Молодежь свое возьмет,

Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

История метафоры

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Способ обнаружения

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Моя жизнь — как кадры кинофильма,

Как еще не снятый сериал.

Непонятно только, кто всесильный

Для меня сценарий написал.

Я снимаюсь только в главной роли –

Иногда, к несчастью, не в своей –

В окруженье множества героев

И эпизодических ролей…

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.

Это сладкое слово «свобода»!

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

Как озера, глаза твои синие…

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть фото Для чего используется метафора в стихотворении. Смотреть картинку Для чего используется метафора в стихотворении. Картинка про Для чего используется метафора в стихотворении. Фото Для чего используется метафора в стихотворении

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *