Для чего используется сортиментовоз
Сортиментовоз
Лесовозная техника представляет собой автотранспорт с прицепами, который принято использовать для реализации транспортировки спиленной древесины от места самой вырубки на склад или же со склада к заказчику. Именно для этого применяют сортиментовоз. В данной статье мы расскажем о том, какие используют сортиментовозы в России.
Перевозка древесины
На территории России достаточно много лесов. Лесозаготовка в нашем государстве является довольно прибыльным видом бизнеса. Для реализации лесозаготовки нужна особая техника. Лесозаготовительная отрасль очень часто использует такие машины, как лесовозы.
В процессе транспортировки пиломатериалов и бревен на далекие расстояния автотранспорт почти не используется. Предпочтительнее применять железнодорожные платформы. Доставку леса до станции осуществляют при помощи лесовозов. Лесовозы являются самоходными или грузовыми автомобилями, которые оснащены специальной конструкцией, позволяющей укладывать груз в пачку (штабель).
По виду конструкции все лесовозы принято делить на:
По типу транспортируемого леса, все лесовозы делят на:
Лесовоз сортиментовоз – это транспорт, осуществляющий доставку сортимента с места заготовки на место хранения или со склада к потребителю. Он состоит из тягача и прицепа, оснащенного сортиментовозной площадкой. Тягач сортиментовоз может иметь площадку со съемными бортами и стальными прутьями, благодаря чему удерживается сортимент в процессе перевозки. Очень часто подобные машины оборудованы еще и гидроманипулятором. Сортиментовоз с гидроманипулятором способен без использования дополнительной техники осуществлять весь комплекс погрузочно-разгрузочных работ.
Задача сортиментовоза
Поскольку сортиментовозы работают в самых разных условиях (бездорожье, снег, грязь), эти машины отличаются повышенной проходимостью. Они способны ездить по лесным тропам, грунтовым дорогам и другим труднопроходимым участкам, с сохранением своей функциональности практически при любой температуре (в жару и в мороз).
Главная задача таких машин заключается в облегчении труда рабочим, которые занимаются лесозаготовкой. Эта техника помогает повысить производительность лесозаготовительных комплексов, снизить время транспортировки, а, следовательно, сэкономить время и средства. О том, как работают сортиментовозы, видео ниже расскажет более подробно.
Наиболее популярными сегодня являются сортиментовозы с гидроманипуляторами. Бревна, длина которых не превышает 6-ти метров, с помощью гидравлических манипуляторов укладывают на специальные платформы, закрепленные на сортиментовозе. Платформа обязательно должна быть оборудована металлическими заградительными стойками, которые соединены между собой металлическими тросами. Самыми распространенными являются лесовозы марок:
Полуприцеп сортиментовоз
Рассмотрим характеристики полуприцепов сортиментовозов на примере торговой марки STEELBEAR, которые предназначены для транспортировки лесоматериалов пакетами длиной 4 и 6 метров.
Основные достоинства такой техники:
По желанию покупателя полуприцеп может быть адаптирован под бортовую сеть тягача как на 24 вольта (европейский тягач), так и на 12 Вольт (американский тягач). Таким образом полуприцеп становится универсальным, что дает возможность использовать его как с европейским, так и с американским тягачом.
Для чего используется сортиментовоз
В прошлой статье мы разобрали, какие существуют виды полуприцепов. Сегодня же я вам расскажу о таком чуде, как полуприцеп сортиментовоз. Мы поговорим, что этот такое и для чего они используются. В конце, как обычно, я покажу ролик, демонстрирующий процесс загрузки сортиментовоза.
Сортиментовоз полуприцеп
В Украине довольно много лесов, особенно ими богат западный регион (Житомирская, Ровенская и Волынская обл.) и Сумщина. Лесозаготовка в нашей стране стала довольно прибыльным видом бизнеса. Для лесозаготовки необходима специальная техника. Лесозаготовительная промышленность часто применяет такое понятие, как сортимент. Под этим термином понимают древесину, соответствующую определенным стандартам.
Сортиментовоз лесовоз
Сортиментовоз – это транспорт, осуществляющий доставку сортимента с места заготовки на место хранения или со склада к потребителю. Он состоит из тягача и прицепа, имеющего сортиментовозную площадку. В зависимости от комплектации, площадка может быть оборудована съемными бортами и стальными прутьями, что позволяет удерживать сортимент при его перевозке. Зачастую подобная спецтехника оборудуется также гидроманипулятором – устройством, позволяющим без применения дополнительной техники выполнять весь комплекс погрузочно-разгрузочных работ.
Так как сортиментовозам приходится работать в самых разных условиях (бездорожье, снег, грязь), данная техника имеет повышенную проходимость. Они могут проезжать по лесным тропам, грунтовым дорогам и прочим труднопроходимым участкам, сохраняя свою функциональность практически при любой температуре (в жару и в холод).
Фото сортиментовоза
Для большей наглядности можете посмотреть на фото сортиментовоза, чтобы точнее понимать, о чем идет речь.
Основное назначение подобной техники – облегчение труда рабочим, занятым на лесозаготовке. Благодаря этой технике, повысилась производительность лесозаготовительных комплексов, сократилось время транспортировки, что позволило сэкономить время и деньги. А сейчас обещанное видео.
Сортиментовоз – что это за техника?
Российская федерация – является одной из богатейших стран по количеству полезных ископаемых и природных ресурсов. Ее необъятные просторы, словно, сказочный ларец, который способен обогатить своих жителей. Огромные просторы лесных угодий, занимают более одной четвертой площади России. Сегодня на территории нашего государства лесозаготовка – это один из прибыльных видов бизнеса. Связанно это с тем, что древесина является востребованным видом сырья во всем мире, но в связи с недостаточным количеством данного ресурса, большинство стран вынужденно импортировать лес.В связи с огромным количеством данного вида сырья, экономика страны во многом базируется на экспорте природных ресурсов. Но для лесозаготовки требуется специальная техника. В лесозаготовительной промышленности часто применяется понятие сортимент. Что это такое? Под этим термином принято понимать древесину, которая соответствует определенным стандартам.
Лесовозная техника представляет собой автотранспорт с прицепами, которую используют для осуществления доставки спиленной древесины с места ее непосредственной вырубки на склад или со склада к заказчику. Самим часто используемым транспортом является лесовоз и сортиментовоз. Давайте рассмотрим второй вид данного спецтранспорта.
Сортиментовоз — это транспорт для перевозки сортимента с места заготовки или склада к месту продажи или хранения.
Он состоит непосредственно из тягача и прицепа с сортиментовозной площадкой. В зависимости от типа комплектации, площадка оборудуется съемными бортами, стальными прутьями, что необходимо для удержания сортимента при его транспортировке. Часто подобная спецтехника оборудуется гидроманипулятором – это устройство, позволяющее без применения дополнительной техники, производить погрузку/выгрузку древесины.
В связи с тем, что сортиментовоз работает в самых разных условиях, на дорогах любой сложности – данная техника имеет высокую проходимость, он способен проезжать по грунтовым дорогам, лесным тропам и другим труднопроходимым участкам, а свою функциональность она сохраняет практически при любой температуре, работая как в жару, так и в холод. Маз сортиментовоз является одним из самых распространенных представителей данной спецтехники.
Основное назначение подобной техники — состоит в облегчении труда работникам, которые занятии на участке транспортировки массивных и тяжелых стволов древесины на месте вырубки леса. Благодаря сортиментовозу, скорость производства и транспортировки древесины значительно выросла, что в свою очередь дает возможность не только экономить время, но и существенные средства.
Сортиментовоз – лучшее решение для работы в лесу
Национальный рынок лесовозной техники абсолютно не соответствует реалиям лесозаготовительной отрасли. У российских предприятий небольшой выбор: либо работать на «неубиваемых» КАМАЗах, либо завидовать молча водителям импортных лесовозов.
Рынок сортиментовозов
В мировом автопроме сложилась следующая тенденция: все производители грузового автотранспорта предлагают собственные лесовозы. Ни одна компания из большой грузовой семёрки: Mercedes-Benz, MAN, DAF,Iveco, Scania, Volvo и Renaul не желают остаться в стороне. Впрочем, существуют и ограничения. Истинными «специалистами» по лесному транспорту считаются скандинавы: Scania и Volvo. Хотя Mercedes-Benz и MAN тоже пытаются завоевать своё место на лесной делянке.
Неизбалованный российский лесозаготовитель готов сражаться на вывозке леса с лесовозными и сортиментовозным надстройками отечественного производства. Но возвращению на рынок легендарных «Уралов» в современной ипостаси были несказанно рады. Теперь, после присоединения Уральского автомобильного завода (г. Миасс) к «Группе ГАЗ» на пьедестал почёта взошёл сортиментовоз Урал NEXT, выполненный на полноприводном шасси.
Грузовик готов по-настоящему конкурировать на рынке сортиментовозов, способствуя тем самым созданию здоровой рыночной обстановки, исключая монопольное право «европейцев» на демонстрацию современных технологий.
Перевозка леса требует особой конструкции
От современного сортиментовоза требуется хорошая динамичность, чтобы в условиях бездорожья достаточно быстро преодолеть серьезные расстояния. На российских делянках среднее плечо вывозки достигает 150–200 км. От скорости перевозки леса зависит производительность лесоучастка. Погрузка осуществляется непосредственно в лесу тем материалом, который требуется заказчику. Поэтому особое внимание в конструкции уделяется усиленному шасси, мощному двигателю, а также увеличенному клиренсу.
Всё как у хлыстовоза, с той лишь разницей, что роспуск заменён металлической сортиментовозной площадкой, оборудованной защитным ограждением и кониками. Ещё одним отличием является наличие у сортиментовоза манипулятора. Данная надстройка обеспечивает погрузка-разрузку леса. Причём с этой операцией водитель справляется самостоятельно, без привлечения дополнительных сотрудников или оборудование. А это – прямая экономичность использования сортиментовоза.
От саней к сортиментовозу
Европейцы предлагают сортиментовозы на шасси 6×4 и 8×4. Но российским лесозаготовителям более привычна родная полноприводная колёсная формула. С такой конфигурацией и в лес не страшно! А ведь совсем недавно – не более, чем полувека тому назад в советских леспромхозах не отказывались и от санной вывозки. Особенно в северных регионах, где за долгую зиму вывозили огромное количество леса. Безусловно, этому предшествовала разработка и внедрение специальной технологии перевозки древесины на санях. И дороги тоже были специальные – ледяные.
От модернизированных саней и сегодня не отказываются. Это гораздо дешевле, надёжнее, и, главное – проще. Конечно, речь не идёт о промышленных масштабах. Но заготовить дрова на следующий зимний сезон для частного хозяйства и организовать их перевозку на санях – вполне актуально.
Перевозка леса с экономией
Но сегодня заменить колёсное шасси полозьями вряд ли получится. Перевозка леса грузовиками по-прежнему – вне конкуренции. Своим появлением сортиментовозы обязаны разработке и внедрению сортиментной, или скандинавской, технологии лесозаготовки. А до этого момента перевозка леса выполнялась хлыстовозами. К тягачу с одной парой коников монтировали роспуск.
Транспортировка леса хлыстовозами продолжается во многих странах, в том числе и в России. Но позволить ее себе могут лишь крупные компании, работающие с большими объемами. Предприятия малого и среднего бизнеса, осваивают, как правило, сортиментную заготовку, которая является более привлекательной с экономической точки зрения. И сегодня самым востребованным транспортом для перевозки леса становится сортиментовоз.
Несколько примеров «антикризисных» решений, благодаря которым техника для перевозки леса прошла несколько этапов модернизации и достигла апогея совершенства за весьма реальные деньги.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Сортиментовоз – что это за техника?
Лесовозные сортиментовозы предназначены для перевозки сортимента с места лесозаготовки или промежуточного склада к месту долговременного хранения или продажи. По сравнению с лесовозами, у сортиментовозов большая грузоподъемность.
В Красноярском крае и Сибири сортиментовозы часто используются в составе автопоездов с соответствующим сортиментовозом-прицепом (мы предлагаем лесные прицепы производства НЕФАЗ, СЗАП, АвтоСтар). В этом случае за один рейс перевозится больший объем древесины, что снижает итоговые транспортные расходы.
Заводов, производящих на шасси КАМАЗ лесовозную технику довольно много. Однако, мы как официальный дилер и сервис-центр работаем только с теми производителями, которые являются партнерами ПАО «КАМАЗ», имеют все необходимые сертификаты и разрешения от РОСТЕХНАДЗОРа, весь пакет документов (для регистрации в ГИБДД, в РГТИ для КМУ и пр.) и дают гарантию на оборудование.
Содержание
Принцип действия лесовоза с манипулятором
Автомобиль лесовоз с манипулятором достаточно прост в управлении. Его технические характеристики практически не отличаются от других серийных моделей, а в качестве навесного оборудования используется кран-манипулятор и специальный рамный роспуск для укладки и транспортировки бревен. Лесовоз используется в сельском и лесном хозяйстве для работы с древесиной. Главная особенность машины в том, что для проведения транспортных мероприятий не требуется использование сторонней техники, в частности погрузчиков, так как автомобиль уже имеет встроенный манипулятор для самозагрузки. Принцип действия лесовоза прост: грузовик подъезжает к месту разработки древесины, после чего проводятся мероприятия по укладке материалов на борт. Для этого устанавливаются специальные гидравлические опоры крана-манипулятора, после чего производится самостоятельная погрузка бревен определенной длины на кузов.
Конструкция автомобиля
Современные услуги лесовоза с манипулятором пользуются большим спросом, особенно тогда, когда в качестве базового грузовика используется автомобиль марки КамАЗ или Урал. Данные машины имеют похожую компоновку рабочих узлов, однако отличаются по техническим характеристикам. В целом конструкция лесовоза не зависит от марки автомобиля. Для перевозки леса вместо стандартного кузова устанавливается специальная рамная конструкция с встроенными фиксаторами для удержания бревен. Между транспортной платформой и кабиной водителя монтируется кран-манипулятор с выдвижной стрелой и опорами. Укладываемые бревна фиксируются с помощью монтажных цепей. В зависимости от модификации машины, может быть установлен полноценный кузов для транспортировки лесного массива или прицеп-роспуск.
Технические характеристики
Отечественный КамАЗ лесовоз с манипулятором вне зависимости от комплектации способен работать в любых погодных условиях на любом типе дорожного покрытия. Данные автомобили, как и грузовик Урал оснащались полным приводом и усиленной подвеской с увеличенным дорожным просветом для быстрого передвижения по ухабистым дорогам и бездорожью. Температурный режим эксплуатации автомобилей варьируется от – 45 до + 55 градусов, при этом в минусовую температуру используется специальное, разбавленное топливо или же предварительный подогрев. Стоит отметить, что автомобиль МАЗ лесовоз с манипулятором абсолютно ничем не отличается от своих отечественных аналогов.
В качестве дополнительного оборудования на автомобили устанавливается специальное рабочее освещение повышенной мощности. Также полноприводные версии грузовиков оборудуются механическими лебедками и широкой внедорожной резиной для движения по пересеченной местности с тяжело проходимыми участками.
Автомобиль-сортиментовоз
В общем случае сортиментовоз — это автомобиль для перевозки длинномерного продолговатого груза (трубы, прокат, столбы, бревна, пиломатериалы). Однако автомобили, перевозящие именно лес, имеют свои особенности.
Шасси
Лесовоз с манипулятором
В качестве основы для лесовозов применяется, как правило, серийное грузовое шасси и дополнительная надстройка к нему. Некоторые автопроизводители (например, МАЗ) сами устанавливают лесовозную надстройку на свои шасси, другие автоконцерны (например, Мерседес-Бенц) сами не производят лесовозы, но на базе их шасси сторонние фирмы (к примеру, Alucar) устанавливают надстройки и доп. оборудование. Основные требования, предопределяющие выбор шасси — это условия работы. Лесовоз, занятый перевалкой непосредственно в лесу (100% езда по бездорожью), должен иметь повышенную проходимость: полный привод, блокировки дифференциалов, большой дорожный просвет, также желательно наличие лебедки и системы управления давлением в шинах. Если же лесовоз занимается вывозкой с делянок по подготовленным дорогам (примерно 30% — лесные дороги, 70% — трасса), то необходимость в полном приводе отпадает (при этом повышается экономичность и автомобиль лучше идет по трассе), однако наличие блокировок мостов крайне желательно. Если лесовоз занят только вывозкой леса с нижних складов, к которым есть дорога с твердым покрытием, или перевозкой леса или пиломатериалов без заезда в лес (100% езда по трассе), то необходимость в повышенных внедорожных требованиях к шасси отпадает.
Дополнительное оборудование
Лесорама
Представляет собой основу из двух продольных лонжеронов, к которой сверху крепятся U-образные ложементы, так называемые коники
. Сама же лесорама крепится непосредственно к раме автомобиля. В современных моделях лесорам коники сделаны с возможностью продольного перемещения по лесораме для оптимального удержания груза. Один пакет (пачка) леса должен находиться, по крайней мере, внутри двух пар коников. Но чем больше коников удерживают пачку леса, тем надежнее удержание груза. При этом должна оставаться возможность для беспрепятственной погрузки/выгрузки леса. Наиболее распространенная длина бревен (как балансов, так и пиловочника) — 4 или 6 метров. Поэтому коники располагают так, чтобы удобно было грузить, перевозить и разгружать как 4-метровый сортимент, так и 6-метровый.
Правила эксплуатации
Для предотвращения смещения бревен вперед, в сторону кабины, на передней части лесорамы в обязательном порядке размещается страховочная решетка, которая должна быть не ниже высоты коников, чтобы ни одно бревно не ушло вперед при движении или торможении. Для фиксации пачки леса применяют, как правило, тросовые крепления — обвязки. С одной стороны лесорамы находятся лебедки с тросами. Тросы обхватывают всю пачку и закрепляются с противоположной стороны крюками, после чего лебедкой натягивается трос, и все бревна в пачке плотно прижимаются друг к другу, что препятствует смещению или выпаданию груза на дорогу. В процессе езды бревна укладываются плотнее, поэтому натяжение обвязок ослабевает. В пути водитель должен периодически их подтягивать.
Дополнительные меры безопасности
Кроме того, на лесораме расположены защитные кожухи, не позволяющие крупным веткам, чуркам, камням или кускам льда попасть на вращающиеся и незащищенные части автомобиля (колеса, тормозные камеры, карданные валы, шланги, или проводку). Некоторые лесорамы оборудуются защитным поперечным брусом, который не дает лесопогрузчику при выгрузке всей пачки случайно зацепить и повредить лесораму или кожухи.
Гидроманипулятор
Некоторые лесовозы оснащаются гидроманипулятором для самостоятельной погрузки и разгрузки. В этом случае шасси автомобиля должно быть оборудовано коробкой отбора мощности и масляным насосом. Сам манипулятор размещается, как правило, в задней части автомобиля для удобства погрузки как на саму машину, так и на прицеп. Современные модели манипуляторов имеют возможность небольшого продольного перемещения по лесораме вперед-назад для уменьшения габаритной длины в порожнем состоянии и выдвижении при перевозке длинного сортимента. Для защиты оператора от непогоды некоторые манипуляторы оснащаются отдельной кабиной.
Прочие элементы конструкции
В лесу, в условиях узких дорог и отсутствия искусственного освещения ночью, не лишним бывает дополнительный свет. Поэтому лесовозы часто оборудуются дополнительными прожекторами для освещения дороги как спереди, так и сзади. Еще одной особенностью лесных дорог является отсутствие заправок, при этом расход топлива в лесу всегда повышен (длительная езда на пониженной передаче, маневрирование, ожидание погрузки и встречного разъезда), поэтому лесовозы и особенно автомобили с манипулятором оборудуются более объемными топливными баками. Очень часто лесные дороги находятся не в самом лучшем состоянии, поэтому в комплекте никогда не бывают лишним цепи противоскольжения и металлические решетки для самостоятельного преодолевания скользких участков, а также буксировочный трос, лопата и небольшой запас песка/шлака для подсыпки под колеса. У некоторых автомобилей имеются бункеры с песком (т.н. песочницы
), для автоматической подсыпки под ведущие колеса.
Прицепы
КАМАЗ 44108 с прицепом-роспуском в Юртах (Иркутская область)
Лесовозные прицепы не оборудуются отдельной лесорамой. Коники крепятся непосредственно к несущей раме прицепа для уменьшения веса и снижения расположения центра тяжести. В остальном же конструкция коников и лебедок точно такая же, как на автомобиле. Некоторые прицепы имеют раздвижную раму для перевозки от 8 до 12 метров общей длины сортимента. В случае полуприцепа страховочная решетка устанавливается на него, а не на автомобиль.
Различия типов прицепов и некоторые особенности езды
У прицепа и полуприцепа есть свои достоинства и недостатки при работе в лесу. На скользких подъемах прицеп — это ненужный якорь, который отнимает тягу у ведущих колес. Полуприцеп же всегда дает нагрузку на ведущие колеса, поэтому пробуксовка на скользком подъеме с полуприцепом будет меньше. Площадка для разворота под полуприцеп нужна меньшая, потому что тягач имеет меньшую базу и меньший радиус разворота, чем у лесовоза с прицепом. Кроме того, прицеп имеет 2 поворотные оси (фаркоп и поворотный круг), и маневрирование задом требует гораздо большего мастерства, чем на полуприцепе. Впрочем, на пустом прицепе ситуацию облегчает стопорение (штопорение) поворотного круга. При поворотах на узких дорогах полуприцеп срезает угол и есть вероятность, что на очень узком повороте полуприцеп может сойти с дороги и опрокинуться. Также бывают случаи, когда опытный водитель может сложить «под себя» поворотную тележку прицепа и развернуть на очень маленькой площадке[1], что на полуприцепе без съезда в канаву невозможно. Кроме того, застрявший полуприцеп нет смысла отцеплять от тягача. Такую сцепку может вытащить только другой автомобиль или трактор. А вот застрявший прицеп в таких случаях отцепляют от тягача, после чего тягач выезжает на ровный твердый участок и сам вытаскивает свой прицеп тросом, после чего осуществляется обратная сцепка.
Отдельным видом является прицеп-роспуск, предназначенный для хлыстовой перевозки деревьев. Прицеп-роспуск представляет собой одно- или двухосную тележку с одной или двумя парами коников. На этой тележке крепится задняя часть пачки хлыстов, а передняя часть закрепляется в кониках автомобиля-тягача. Между тягачом и роспуском раздвигается складная или телескопическая труба, которая одновременно является и рамой и дышлом. Также вдоль этой трубы проходят электропроводка и тормозные шланги. В транспортном положении тележка роспуска с помощью лебедки загружается на тягач. Основная задача роспусков — перевалка длинных хлыстов (порой до 24 метров) с делянки на верхний склад или с верхнего на нижний для раскряжевки (распил хлыстов на габаритную длину баланса — 4 или 6 метров). Тягач, работающий с роспуском — это как правило всегда полноприводный автомобиль с односкатными колесами. Примерами таких машин являются Урал-4320 и КамАЗ-43118 повышенной проходимости. При этом ширина колеи тягача такая же, как и у роспуска. Это обусловлено тем, что тележка роспуска должна идти по колее тягача. В противном случае возникает чрезмерное сопротивление движению автомобиля, а дорога портится.
Марка | Страна |
JYKI | Финляндия |
Narko | Финляндия |
Istrail | Норвегия |
Meusburger-Новтрак | Германия, Россия |
Транслес | Россия |
Тонар | Россия |
Robinson | Англия |
Faymonwille | Бельгия |
НефАЗ | Россия |
МАЗ | Белоруссия |
Briab | Финляндия |
Активные прицепы
Не редки случаи, когда лесовозные прицепы снабжаются ведущими мостами, которые включаются при пробуксовке тягача. Передача вращения производится через:
Классические шасси сортиментовоза-лесовоза
Мы поставляем лесовозные грузовики предназначенные для перевозки сортимента длиной от 2 до 8-10 метров и общей массой до 20 тонн (без учета прицепа). На всех предлагаемых моделях устанавливлена сварная платформа из низколегированной стали с приварными крыльями, четыре пары конников и просечный либо гладкий передний щит безопасности.
Наибольшей популярностью у наших клиентов – лесозаготовительных предприятий и индивидуальных предпринимателей Красноярского края, Хакасии, Тувы и Иркутской области пользуются сортиментовозы на следующих шасси классического модельного ряда:
Наиболее универсальное, недорогое и ходовое шасси для лесотранспортной автотехники.
Формула и ошиновка: | Колесная формула 6х4 (заднепривод), ошиновка двускатная |
Грузоподъемность: | Не менее 16 тонн, плюс прицеп до 14 тонн |
Двигатель: | CUMMINS ISB6.7e4, 300 л.с., Eвро-5, ТНВД Bosch, AdBlue, бак 350 или 500 л. |
Ходовая: | КПП ZF9S 1310 или КАМАЗ 144, КОМ как опция |
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65115 в Красноярске (фото 1)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65115 (фото 2)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65115 (фото 3)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65115 (фото 4)
Шасси повышенной грузоподъемности для перевозки длиномеров и больших объемов.
Формула и ошиновка: | Колесная формула 6х4 (заднепривод), ошиновка двускатная |
Грузоподъемность: | Не менее 20 тонн, плюс прицеп до 20 тонн |
Двигатель: | КАМАЗ-740.73, 400 л.с., Eвро-5, Common Rail, AdBlue, бак 350 л. |
Ходовая: | КПП ZF16S 1820, КОМ как опция |
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-6520 (фото 1)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-6520 (фото 2)
Полноприводное шасси для лучшей проходимости.
Формула и ошиновка: | Колесная формула 6х6 (полнопривод), ошиновка двускатная |
Грузоподъемность: | Не менее 15 тонн, плюс прицеп до 12 тонн |
Двигатель: | КАМАЗ-740.705, 300 л.с., Eвро-5, Common Rail, бак 350+210 л. |
Ходовая: | КПП ZF9S, межосевые и межколесные блокировки, ТСУ, КОМ как опция |
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 с КМУ в Красноярске (фото 1)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 с КМУ (фото 2)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 (фото 3)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 (фото 4)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 (фото 5)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-65111 (фото 6)
Шасси повышенной проходимости для работы в условиях бездорожья.
Формула и ошиновка: | Колесная формула 6х6 (полнопривод), ошиновка односкатная |
Грузоподъемность: | Не менее 10 тонн, плюс прицеп до 12 тонн |
Двигатель: | КАМАЗ-740.662, 300 л.с., Eвро-5, Common Rail, бак 350+210 л. |
Ходовая: | КПП ZF9S 1310, сцепление ZF&SACHS MFZ430, раздатка, межосевые и межколесные блокировки, система дистанционного регулирования давления в шинах, КОМ как опция |
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-43118 с КМУ в Красноярске (фото 1)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-43118 с КМУ (фото 2)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-43118 (фото 3)
Сортиментовоз-лесовоз на шасси КАМАЗ-43118 (фото 4)
Помимо этого, у лесозаготовителей Центральной и Восточной Сибири востребованы сортиментовозы на таких полноприводных шасси из классического модельного ряда как КАМАЗ-65111 (6х6, 15 тонн), КАМАЗ-65221/65222 (6х6, 20 тонн) и др.
Работа
Погрузка
Погрузка
Машины для лесо погрузки [2].
Разгрузка
Разгрузка
По приезде на склад или комбинат выгружается весь штабель на крепежных ремнях, ремни как правило заменяются или ставятся старые. То же происходит при перевалке в портах и железнодорожных станциях при помощи крана. Разгрузка манипулятором целого штабеля невозможна [3].
Лесозаготовительный трактор (форвардер)
Форвардер Ponsse
Подобные типы лесовозов (форвардеры) применяются в паре с харвестером при современной (т.н. скандинавской
Классификация лесовозов
Сортиментовоз может использоваться не только при транспортировке древесины с мест вырубки или готовой лесной продукции с предприятий. Сортиментовоз КамАЗ также может применяться для транспортировки металлопрофиля. Лесовоз может быть выполнен в виде следующих конструкций:
Сортиментовозы КамАЗ в виде лесовозных автомобилей-тягачей предназначены для транспортировки деревьев или хлыстов в составе автопоезда. Они могут перемещаться по дорогам, имеющим твердое усовершенствованное покрытие. Допускаются также кратковременные заходы на дороги лесосек, где сортиментовоз может перемещаться самостоятельно с нагруженным прицепом-роспуском.
Сортиментовоз с манипулятором используется для самостоятельной погрузки сортимента в точках производства, его вывоза и самовыгрузки в точках потребления. Для самостоятельного осуществления погрузки и выгрузки сортимента на заднюю часть грузовой платформы устанавливают манипуляторную установку. Такой автомобиль может перемещаться по дорогам, входящим в общую сеть, и лесовозным магистралям.
Железнодорожные вагоны-лесовозы
Вагоны-сцепы с сортиментом
На большие расстояния лес и прочие пиломатериалы перевозятся в основном по железной дороге в вагонах-лесовозах. Перевозка леса по железным дорогам узкой колей может производиться в сортименте и в хлыстах. Для перевозки сортимента используют платформы, на которые дополнительно установлены металлические стойки. Для перевозки леса в хлыстах используются вагоны-сцепы [4]. Вагон-сцеп состоит из двух одинаковых полусцепов, которые между собой соединяются тягой (длина тяги устанавливается в зависимости от длины хлыстов) [5].
Вагоны-сцепы с хлыстами
Производители вагонов
Использование КМУ
Наиболее эффективным вариантом считается сортиментовоз, оснащенный гидроманипулятором. Он является самым экономичным в процессе погрузки, транспортировки и выгрузки. Также КМУ дает возможность обойтись без привлечения грузоподъемного оборудования со стороны. Гидроманипулятор, в зависимости от особенностей конструкции, устанавливается на сортиментовоз позади кабины или на задний свес шасси.
Эффективность работы остается неизменной независимо от того, где именно установлен манипулятор. Единственный нюанс состоит в том, что в случае размещения установки на заднем свесе лесовоз невозможно оснастить дополнительно прицепом-роспуском. В остальном лесовозы с манипуляторами практически не отличаются по функциональным возможностям.
В нашей стране наиболее распространенными являются лесовозы на шасси КамАЗ, Урал и МАЗ. Независимо от того, на каком шасси смонтирован сортиментовоз, он отличается качественным исполнением и длительной бесперебойной работой, а также довольно простым техническим обслуживанием. При этом в последние годы все чаще сортиментовозные машины оборудуются на шасси Astra, Tatra и Ford.
Примечания
На перевозке леса не заработаешь
Лесопромышленность оказалась зажатой в тиски. Перевозки леса становятся год от года убыточней. Перечень расходов в данном направлении увеличивается: транспортный налог, система «Платон», акцизы, оплата региональных налогов и всеобщий весовой контроль, который не обойдёшь, не объедешь. Кто считал реальные доходы лесопромышленного комплекса РФ, чтобы объективно сопоставить их с навязанными расходами? Складывается впечатление, что понятие политики протекционизма в России уже не существует. Канула в лету система поощрения собственного производителя. Выборочные же меры государственной поддержки отдельных отраслей проблемы не решают.
Вместе с тем перевозки леса остановить нельзя. Заготовленную древесину в лесу не оставишь. Вот и работают сортиментовозы с перегрузом. Попытка уложиться в нормы приведёт к необходимости увеличения автопарка на 40%. На рынке приделают сортиментовозы, которые решают проблемы нагрузки на ось. Раз и навсегда установленный показатель уже не оспаривается. Но даже если его придерживаться, то общий вес всё равно превышает допустимый.