Для чего используется сравнение конструирование предложений с использованием сравнения
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
Существительные в творительном падеже
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
Слова «похожий» и подобный»
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентина Дебособрова
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Понятие о сравнении Урок развития речи
2 Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих способностей учащихся; показать роль умения сравнивать в жизни человека.
4 Сравнение Сопоставление Уподобление
5 Чтобы описать предмет (или даже назвать его) люди связывают его с чем-то хорошо для них известным, похожим на то, что они знают. Так родились названия: рыба-меч, морской конек и т.д.
6 В народной речи, в частности в загадках, мы постоянно сталкиваемся с подобными примерами уподобления. Всякая загадка построена на сходстве. Два близнеца, два братца Мне на ноги садятся. Я по комнате хожу И все время их ношу, а когда ложусь я спать, Братцы лезут под кровать.
8 Роль сравнений: авторская оценка предмета или явления, создание запоминающегося образа. Оформление в тексте с помощью союзов: как, будто, словно, точно, что.
9 Сравнение в форме Творительного падежа – это пример ранней формы сравнения. Это сравнение произошло, вероятно, из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя или птицу, в дерево, т.е. «оборачиваться» ими. Сравнения в форме Тв. падежа часто встречаются в УНТ и достаточно распространены в разговорной речи (слезы ручьем, волосы копной, запел соловьем).
10 Учимся сравнивать С точки зрения древнего философа Аристотеля, умение подмечать сходство – это признак таланта. Неужели Аристотель прав и этому нельзя научиться? Что для этого необходимо?
11 Учимся сравнивать Умение видеть в предметах как можно больше признаков и свойств, которые затем можно сравнивать с чем-то известным. (играйте в игру «Я вижу…»)
12 Учимся сравнивать Необходимо находить те признаки, по которым можно сравнивать. Нельзя сравнивать, например, руку одного человека с ногой другого.
13 Учимся сравнивать Надо на все смотреть сравнивающими глазами. Знаменитый художник Леонардо да Винчи любил рассматривать пятна сырости на стенах домов: в одних он улавливал сходство с человеческим лицом, в других – с животными, в третьих – с какими-то другими предметами.
14 Найдите ошибки в сравнениях младших школьников: Это большой слон, а этот сидит. Этот хобот кверху держит, а этот маленький, беленький. Коза и корова не похожи. У коровы рога толстые, а коза маленькая, и шерсть у нее белая.
15 Потренируйся в подборе устойчивых словосочетаний (сравнений) с союзом как: Бледный как …….. Смотрит как ……… Молчит как ………. Ползет как ………. Смелый как ……… Грязный как ……… Хитрый как ………. Болтливый как …..
16 Введите в текст необходимое сравнение, которое создаст яркий образ осеннего парка и поможет нам его увидеть. За окном ветерок веселится: То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке Словно ……………..
17 Вставьте подходящие по смыслу сравнения : Елочка, как ……., стоит в белой шапке и белой шубке. Ива роняет в реку свои желтые листочки. И они плывут, словно……..
18 Надеюсь на сегодняшнем уроке, без сомнения, Вы хорошо усвоили понятие сравнения! Теперь, бесспорно, сможете их в тексте находить, И с помощью сравнения красиво говорить!
Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
1. с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
2. формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).
3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Примеры сравнений из художественной литературы
С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Сравнения широко применяются в описании природы:
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
Видео «Тропы. Сравнение»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛИ ЧЕРТ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Урок Сравнения как выразители черт русского национального характера.doc
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ
«СРАВНЕНИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛИ ЧЕРТ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»
Предмет: русский язык
Количество часов: 1
Категория обучаемых: 7 класс
расширить знания учащихся о сравнениях как выразителях черт русского национального характера;
развивать разные типы мышления: логическое, критическое, образное; развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся развивать умение анализировать, систематизировать материал;
воспитывать любовь к Родине, любовь к русскому языку как духовной ценности русского народа.
Тетради с домашним заданием – пословицами, включающими сравнение, карточки с записанными сравнениями, на доске тема и эпиграф к уроку.
Межпредметные связи: литература.
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Осмысление темы урока. Определение цели занятия.
Работа над сравнениями, выявление сравнений – выразителей черт русского национального характера.
Работа с пословицами, имеющими сравнения, их анализ.
Определение роли сравнений в художественном тексте.
Выводы. Чтение записей в тетради, выполненные в ходе урока. Домашнее задание.
П. Тема нашего урока «Сравнения как выразители черт русского национального характера». Обратите внимание на эпиграф к уроку:
Я сравниваю – значит живу
Как вы понимаете эти слова?
У. Сравнения играют большую роль в нашей речи, в нашей жизни.
П. Да, мы сегодня убедимся в этом. Сравнения употребляются нами в устной речи, встречаются в фольклорных и литературных произведениях. Вспомните стихотворные строчки, где использованы сравнения?
У1. Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
Это строка из стихотворения Ф.И. Тютчева.
У2. Н.А. Некрасов писал:
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит.
П. Какова роль сравнений в этих строках?
У. С помощью этого изобразительно-выразительного средства авторы создают великолепные картины природы.
П. Что же такое сравнение как троп?
У. Сравнение – вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
П. Сравнение может выполнять самые разные задачи. Определите роль сравнения в следующем отрывке из известного вам произведения
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
У. Это строчки из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
С помощью сравнения «будто сосенка» поэт передает сочувствие герою, молодому опричнику Кирибеевичу, погибшему в кулачном бою.
П. К этому произведению М.Ю. Лермонтова мы сегодня еще вернемся. Мы убедились, что сравнения, активно участвуют в художественной речи.
Сегодня нас особенно будут интересовать те сравнения, которые отражают черты русского национального характера. Тема русского национального характера была предметом нашего разговора не только при изучении «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Докажите это.
У. На уроках литературы мы изучали былины, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказ Н.С. Лескова «Левша». При анализе этих произведений мы говорили об особенностях русского характера.
П. Сейчас мы еще раз осмыслим изученное, только на новом материале – мы будем наблюдать за сравнениями.
Русская культура не отделима от сравнения, а сравнение от культуры. Человек постоянно сравнивается с другим человеком. Если сравниваемые похожи по характеру, поведению, то как о них говорят?
Вспомните фразеологизмы, поговорки на эту тему.
У. Одного поля ягода
Кулик да гагара – пара
Из одного теста сделаны
Одним мирром мазаны
П. Мирро – это ароматическое вещество, употребляющееся в церкви при обрядах.
У нас есть возможность убедится в яркости, меткости сравнений. Ученые выделили 16 групп признаков, по которым сравнивают человека. У нас будет 13. Перед каждым из вас лежит карточка с выражениями, карточка имеет номер, один из тех, что в столбик на доске. Ваша задача – по моему вызову, последовательно, прочитать сравнения, предварительно определив их тему.
(Учащиеся выполняют задание).
Карточки могут быть такими:
Волосы мягкие, как шелк; черные, как смоль;
Лицо круглое, как блин;
Глаза черные, как агат;
Голова круглая, как арбуз;
Пальцы толстые, как обрубки;
Сильный, как бык; крепкий, как дуб;
Ловкий, как обезьяна;
Свежий, как огурчик;
Замерзнуть, как бобик;
Нестись, как метеор;
Вертеться, как белка в колесе;
Ходить, как неприкаянный;
Трусливый, как баба;
Писать, как курица лапой
Обращаться как с маленьким
Смотреть, как на чудака
Нужен, как рыбе зонтик
Глупый, как ребенок
Смотреть, как баран на новые ворота
Орать, как оглашенный
Говорить, как по-писанному
Болтать, как сорока
Ходить, как в воду опущенный
Хохотать, как безумный
Жить, как белый человек
Работать, как лошадь
Работать, как муравей
Сидеть, как в гостях
Пронзить, как мечом
Застрять в голове, как гвоздь
Помнить, как в тумане
Блеснуть, как молния
В результате работы на доске учитель делает записи.
Черта характера, моральные и деловые качества
Отношения между людьми, чувства
Мысли, чувства, представления
П. В чем особенности этих сравнений?
У. Большая часть сравнений построена на уподоблении человека представителю мира животных.
П. Почему? Как вы думаете?
У. Я думаю, это объясняется тем, что русский человек всегда был близок к природе, ощущал себя ее частью.
П. Среди сравнений есть выражения и с положительной, и с отрицательной окраской.
Докажите это. Найдите и прочитайте сравнения с негативной характеристикой человека.
(Ученики выбирают ответы из своих карточек)
У. 1. Лицо круглое, как блин;
Голова круглая, как арбуз;
Пальцы толстые, как обрубки;
4. Стоять, как столб;
Ходить, как неприкаянный;
5. Трусливый, как баба;
6. Писать, как курица лапой;
7. Нужен, как рыбе зонтик;
8. Глупый, как ребенок;
Смотреть, как баран на новые ворота;
П. Достаточно. Получается, что в записанных сравнениях больше отрицательных признаков человека. Найдите сравнения с положительным значением и запишите в тетрадь.
У. 1. Волосы мягкие, как шелк; черны, как смоль;
Глаза черный, как агат;
Ловкий, как обезьяна;
3. Свежий, как огурчик;
6. Плавать, как рыба;
9. Говорить, как по-писанному;
12. Трудиться, как вол;
Работать, как лошадь;
Работать, как муравей;
П. Подчеркните, пожалуйста, те сравнения которые можно считать чертами русского национального характера.
(Ученик выполняет задание)
П. Объясните свой выбор.
У1. Сильный, как бык;
Это признаки русской богатырской натуры.
Бык – сильное животное. Дуб – крепкое, могучее дерево.
У2. Трудиться, как вол;
Работать, как лошадь;
Работать, как муравей;
Труд – основное дело жизни для русского человека, поэтому и сравнивается человек – труженик с волом, с лошадью, которые тоже много работают и с неутомимым муравьем.
У3 Петь, как соловей;
Соловей – певчая птичка, радует нас звонкими переливами. Это сравнение характеризует талантливого человека. Русский народ талантлив не только в песне, но он великий умелец и мастер.
У4 Я бы еще назвал сравнение
Русский человек может проявить смекалку, порой и схитрить.
П. Мы пришли к выводу, что для русского национального характера (и мы это увидели в сравнениях) свойственны трудолюбие, мастерство, выносливость, смекалка.
Русский человек всегда ценил дело, а не разговоры, берег время, поэтому осуждал тех, кто «болтает, как сорока».
(Черты русского национального характера учитель записывает на доске в столбик, ученики – в тетради).
Умение ценить время
П. Обращаемся к вашему домашнему заданию. Вы должны были найти и записать пословицы, имеющие сравнения.
Пословицы – сокровищница народной мудрости. Постичь пословицы – это значит глубже познать жизнь, обычай своего народа, свою Родину. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви, в дружбе, в отношениях с другими людьми.
Давайте посмотрим (хотя пословиц со сравнениями не так уж много), что же скажут о русском характере сравнения в пословицах.
У. Человек без родины, что соловей без песни
Чужбина – калина, родина – малина,
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Эти пословицы выражают беззаветную любовь русского человека к Родине.
П. Почему родились такие сравнения?
У. Соловья невозможно представить без песни, так и человек на мыслится без родины. Это противоестественно. Калина – горькая ягода, так же горько человеку на чужбине; Малина – сладкая, душистая, всеми любимая, так же мила человеку, как Родина.
Мать любит своих детей, заботится о них, поэтому родимая сторона – мать. В народном представлении мачеха злая по отношению к народным детям, так же плохо, неуютно, человеку на чужбине.
П. Итак, мы пополняем записи каким качеством русского национального характера?
У. Патриотизм, русский человек душевно предан отечеству.
П. Какие пословицы еще приготовили вы?
У1. Верный друг, что редкая птица
Верность в дружбе – ценнейшее качество в человеке, поэтому и сравнивается верный друг с редкой птицей.
У2. Деньги, как камень на душу ложатся.
Русский человек всегда отличался щедростью, бескорыстием, никогда на стремился к обогащению.
П. Записываем новую черту русского национального характера. Русский человек отличался всегда благочестием.
Что значит «благочестивый»?
У. Это значит соблюдающий предписания религии, церкви, верующий человек. Поэтому стремился к простоте, скромности и честности.
(Учащиеся делают записи).
П. Как много рассказали сравнения об особенностях русского национально характера! Вспомним вновь героя «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Какими качествами мы характеризовали этого героя?
У. Степан Парамонович смелый, гордый, сильный, с друзьями ласков, с врагами суров, дорожит честью семьи, готов постоять за правду до последнего.
П. Какое сравнение использует поэт при описании внешности своего героя?
П. Почему именно соколиные?
У. Очи – это на просто глаза, это красивые глаза; очи соколиные – это глаза сильного, гордого, смелого человека.
П. С кем бы вы сравнили Алену Дмитриеву, молодую русскую женщину.
У. Ее можно сравнить с Царевной-Лебедью. Кирибеевич рассказывает царю о своей возлюбленной:
«Ходит плавно, словно лебедушка,
Смотрит сладко – как голубушка,
Молвит слово – соловей поет»
В этом описании теплота, нежность; главное в русской женщине должны были быть мягкость, доброта, полное доверие к супругу, а мужчина обязан нести всю полноту ответственность за семью.
Итак, мы заканчиваем разговор по теме «Сравнения как выразители черт русского национального характера.
Прочитайте, какая запись у вас получилась.
У. Трудолюбие, мастерство, выносливость, смекалка, умение ценить время, патриотизм, верность в дружбе, честность, благочестие, скромность, бескорыстие.
П. Мы убедились в справедливости слов О. Мандельштама «Я сравниваю, значит живу».
Доказательством этих слов будет и выполнение домашнего задания:
написать развернутый ответ на вопрос: каковы особенности русского национального характера? Обязательно использовать сравнения, не прозвучавшие на уроке. Качество русского национального характера расположить по степени значимости, на ваш взгляд.