Для чего используется условный алгоритм
Для чего используется условный алгоритм
В Паскале разветвляющиеся алгоритмы позволяет реализовать условный оператор. Условный оператор позволяет проверить некоторое логическое выражение и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие.
Структура условного оператора в полной форме имеет следующий вид:
IF (логическое выражение) THEN (оператор1) ELSE (оператор2);
Блок-схема условного оператора в полной форме:
В условном операторе после then, а также после else по синтаксису может стоять только один оператор. Если же при выполнении (или невыполнении)логического выражения надо выполнить не одно действие, а несколько, то их надо объединить в единый, составной оператор, т.е. заключить эту последовательность действий в операторные скобки.
Составной оператор имеет вид:
Перед служебным словом Else символ «;» не ставится. Структура условного оператора в неполной форме имеет следующий вид: IF (условие) THEN (оператор); Пример: If A then If A then begin Пример 1: | Программный код на языке Pascal: var n: integer; begin write (‘ Введите целое число : ‘); readln (n); //ввод переменной if n mod 2 = 0 then //определяется четность write (‘Оно четное’) //если выполняется условие четности выводится сообщение «Оно четное» else write (‘Оно нечетное’); //если не выполняется условие четности выводится сообщение «Оно нечетное» readln end |
Пример 2:
Даны два числа, найти наибольшее.
Упражнения «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
1. Записать условие, которое является истинным, когда
· каждое из чисел X и Y нечетное;
· только одно из чисел X и Y меньше 20;
· хотя бы одно из чисел X и Y равно нулю;
2. Записать условие, которое является истинным, когда
· каждое из чисел А и В больше 100;
· только одно из чисел А и В четное;
· хотя бы одно из чисел А и В положительно;
· каждое из чисел А, В, С кратно трем;
· только одно из чисел А, В и С меньше 50;
· хотя бы одно из чисел А, В, С отрицательно.
3. Записать условие, которое является истинным, когда
1. целое А кратно двум или трем;
2. целое А не кратно трем и оканчивается нулем.
4. Записать условие, которое является истинным, когда
1. целое N кратно пяти или семи;
2. целое N кратно четырем и не оканчивается нулем.
5. Определите значение переменной С после выполнения фрагмента программы:
if А>В then С:=А+В else С:=А-В;
а) 100 b) 5 с) 105 d)95
6. Укажите правильную запись на языке Паскаль выражения, записанного на русском языке Х>=0 и Х>=3,25 и У
«Условный алгоритм» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ услов.doc
Тема урока: «Разветвляющийся алгоритм»
Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала.
Цели урока:
Повторение и закрепление материала по теме “Алгоритм”
Ввести понятие “разветвляющийся алгоритм”
Познакомить со способом записи разветвляющегося алгоритма
Применить полученные знания при решении жизненных ситуаций и различных задач
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления
Учебная – освоение умений составления разветвляющихся алгоритмов.
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование урока:
План урока
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала
Закрепление – решение задач, составление программ
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
4. Закрепление материала
Пример. Составить блок – схему. Дано число а. является ли число четным.
Задача. Составить блок – схему вычисления значения функции y ( x ) по формуле
Домашнее задание.
Составить блок – схему. Даны два числа. Найти минимальное.
Составить блок – схему алгоритма решения квадратного решения.
7. Подведение итогов урока.
Выбранный для просмотра документ условный алгоритм.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: «Разветвляющийся алгоритм»
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Пример. Составить блок – схему. Дано число а. является ли число четным.
Задача. Составить блок – схему. Дано два числа. Найти максимальное число. начало Ввод: a, b А > B Вывод: A Вывод: B да нет конец
Домашнее задание Составить блок – схему. Даны два числа. Найти минимальное. Составить блок – схему алгоритма решения квадратного решения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-526222
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Условный алгоритм
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Условный алгоритм или ветвление – это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия выполняется та или другая последовательность команд
2
Описание слайда:
Условие – это логическое выражение
3
Логическое выражение – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.
Примеры логических выражений:
Все лошади белые.
111 делится на 3.
Логическое выражение имеет значение: ложь (false) или истина (true).
Логические выражения: простые (=, >, =, ) и сложные: (условие1) лог. операция (условие2).
Логические операции: отрицание (not), логическое сложение (or), логическое умножение (and), исключающее или (xor)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Ветвление 1 – полная форма
6
Формат команды:
If then K1
else K2;
Это означает:
Если условие 1
истинно,
тогда выполнить K1,
иначе выполнить K2
Описание слайда:
Ветвление 2 – составные операторы
7
Формат команды:
If then
Begin K1; K3; K4; End
else
Begin K2; K5; End;
Замечания:
1. Составной оператор –
на ветке ветвления
более одной команды.
2. Операторные скобки
(Begin – End).
Описание слайда:
Ветвление 3 – Неполная форма
8
Формат команды:
If then
Begin K1; K7; End;
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Задачи 2:
11
Набор состоит из 1 ручки, 2 тетрадей, 4 карандашей. Имеется a ручек, b тетрадей, c карандашей. Сколько получится наборов?
Влезет ли шкаф размером a×b×c в дверь размером x×y?
Или: Влезет ли сундук размером a×b×c в иллюминатор радиуса R?
На шахматной доске заданы два поля
с координатами: I (k, l) и II(m, n).
Определить цвет полей.
Если на поле I находится ферзь, а на поле II – конь, определить: угрожает ли ферзь коню, угрожает ли конь ферзю?
Описание слайда:
Домашнее задание 1:
Нарисовать блок-схемы для задач.
Определить значение функции для заданного аргумента:
Описание слайда:
Ветвление 4: Вложенные ветвления
13
Описание слайда:
Задачи 3:
14
Решить квадратное уравнение для любых параметров a (a≠0), b, c:
Даны два числа m и n. Если эти числа не равны, заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из данных, а если равны – то заменить числа нулями.
При покупке на сумму более 500 рублей предоставляется скидка 3%, при покупке на сумму более 1000 рублей – скидка 5%. Определить стоимость покупки с учетом скидки.
На оси ОХ расположены две точки a и b. Определить, какая из точек расположена ближе к нулю.
Описание слайда:
Задачи 4:
15
Даны два числа a и b. Меньшее из этих чисел заменить их полусуммой, а большее – их удвоенным произведением. Если числа равны – оставить их без изменения.
Известно, что из четырех чисел a1, a2, a3, a4 одно отлично от трех других, равных между собой. Присвоить номер этого числа переменной n и вывести ее на экран.
Определить взаимное расположение двух окружностей: первая окружность – радиус R1 и центр А(х1, y1), вторая окружность – радиус R2 и центр В(х2, y2).
Описание слайда:
Домашнее задание 2:
Нарисовать блок-схему программы с вложенными ветвлениями.
Написать программу для своей блок-схемы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Эндокринная система
Презентация аватария
Экономические системы
Энергопотребление и Час Земли
Электроника
Эрзянские костюмы
Электронные таблицы Excel Введение
Эндодонтия
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5395055 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ключевые слова:
• условный оператор
• неполный условный оператор
• составной оператор
• вложенные ветвления
3.4.1. Условный оператор
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:
if then else
Для записи неполных ветвлений используется неполная форма условного оператора:
if then
Слова if — then — else переводятся с английского языка на русский как если — то — иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.
Перед else знак «;» не ставится.
В качестве условий используются логические выражения:
• простые — записанные с помощью операций отношения;
• сложные — записанные с помощью логических операций.
Пример 1. Запишем на языке Паскаль рассмотренный в п. 2.4.2 (пример 8) алгоритм определения принадлежности точки х отрезку [а, b].
Пример 2. Воспользуемся неполным условным оператором для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 2.4.2 (пример 9) алгоритма присваивания переменной у значения наибольшей из трёх величин а, b и с.
Дополните эту программу так, чтобы её выполнение приводило к присваиванию переменной у значения большей из четырёх величин а, b,с и d.
3.4.2. Составной оператор
В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. Если при некотором условий требуется выполнить определённую последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор.
begin end называется составным оператором.
Пример. Алгоритм решения квадратного уравнения вам хорошо известен. Запишем соответствующую программу на языке Паскаль.
3.4.3. Многообразие способов записи ветвлений
В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:
if then
if then
else
При использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.
Пример. Воспользуемся вложенным ветвлением для записи на языке Паскаль рассмотренного в п. 2.4.2 (пример 10) алгоритма решения линейного уравнения.
Как правило, для решения одной и той же задачи можно предложить несколько алгоритмов. Убедимся в этом, записав программу решения линейного уравнения, не прибегая к вложенным ветвлениям.
Возможно, второй вариант программы покажется вам более наглядным. Но и у первого варианта есть свои преимущества: в нём делается меньше проверок.
if then else
Используйте вложенные ветвления для записи программы, определяющей принадлежность точки х отрезку [а, b].
if then
САМОЕ ГЛАВНОЕ
При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:
if then else
Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор:
if then
Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:
begin end
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление?
3. Является ли условным оператором следующая последовательность символов?
а) if х =у then х:=0; у:=0 else write (z)
в) if x b then с:=1;
if a>b then d:=2;
if a 5 then с: =2
else с:=3
Какое значение имеет переменная а, если в результате выполнения условного оператора переменной с присваивается значение 3?
13. Напишите программу, вычисляющую значение функции:
14. Составьте программу для решения задачи № 21 к § 2.4 (определение дня недели).
15. Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введённым координатам двух полей (k, l) и (m, n) определяет, имеют ли эти поля один цвет.
16. Напишите программу, в которой пользователю предлагается дополнить до 100 некоторое целое число а (а — случайное число, меньшее 100). Ответ пользователя проверяется и комментируется.
Электронное приложение к уроку
Файлы | Материалы урока | Ресурсы ЭОР |
Cкачать материалы урока