Для чего используется в художественном произведении стилизация

Стилизация

Полезное

Смотреть что такое «Стилизация» в других словарях:

Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов

стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия

стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Стилизация как литературный прием

Вы будете перенаправлены на Автор24

Стилизация в общем виде – это воссоздание чужого стиля или его отдельных элементов через узнаваемые внешние черты.

Понятие стилизации и подражания

Стилизация – это намеренная, явная ориентация автора на стиль, ранее бытовавший в художественной словесности, имитация этого стиля, воспроизведение его свойств и черт. Например, в эпоху романтизма нередко писатели создавали произведения в манере каких-либо фольклорных жанров («Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова, сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, баллады А.К. Толстого, ориентированные на былинный стиль).

Стилизации, которые воспроизводят литературные манеры, удаленные от современности, характерны для русских писателей начала 20 века. Например, В.Я. Брюсов в «Огненном ангеле» имитирует средневековую повесть, Н.Н. Евреинов в предреволюционных пьесах возрождает давние традиции западноевропейского театра.

Стилизации в эпоху символизма часто расценивались как центр и доминанта современного искусства. Традиция в одной из статей этого периода была названа «старушкой», в то время как стилизация была охарактеризована как «молодая, прекрасная сестра» традиции.

В 1910-е годы культ стилизации был жестко раскритикован. Главным отличием между символизмом и акмеизмом, как отмечала А. А. Ахматова, является вопрос о стилизации. Акмеисты ее категорически отвергали. Ахматова утверждала, что преобладание в творчестве стилизации превращает его в игрушку, и приводила в пример литературную деятельность М.А. Кузьмина. У Н.С. Гумилева, отмечает Ахматова, «все было всерьез».

Родственны стилизациям и соприкасаются с ними подражания.

Подражание – это воспроизведение какого-то литературного образца.

Подражания могут быть:

Готовые работы на аналогичную тему

Подражания одновременно оказываются и стилизациями. Антологические стихи являются распространенной формой поэзии допушкинской и пушкинской эпохи.

Дистанция между собственным стилем автора и стилизуемым подчеркнуто акцентируется, в отличие от стилевой мистификации. Маркеры «чужого» могут быть даже несколько укрупнены, однако, в отличие от пародии, не комически гиперболизированы. Представление о стилизации как о чем-то неглубоком, поверхностном часто связывается именно с воссозданием наиболее репрезентативных внешних черт стиля. Вяч. Иванов, например, говорил, что писатель, еще не определивший себя, создает стилизацию, а не стиль, а стилизация, по его мнению, к стилю относится так же, как «маниеризм к манере».

Негативное восприятие стилизации может возникнуть в том случае, если образ стиля, который был воссоздан через формальные признаки, не отражает понимания стилевого стержня стилизуемого объекта, так как формальные принципы построения стилей подвижны и могут переходить из одного в другой. Но для того, чтобы стиль как таковой возник, повторяемость элементов должна сочетаться с новотворчеством стилевого синтеза. Художник-стилизатор, в то же время, может преднамеренно изменять стилевой стержень согласно с собственной художественной задачей, сохраняя при этом внешние признаки стиля.

При нетворческом подражании этого стержня нет, есть только оболочка.

Другими словами, воплощение стилизации связано с художественными задачами автора, а воссоздание внешних элементов стиля не всегда указывает на поверхностность.

Стилизация в русской литературе

Первая треть 19 века – это период появления стилизаторских опытов русских прозаиков. В этот период стилизация стала в первую очередь способом восприятия и трансформации на русской почве традиций западноевропейской литературы. Доминирующим при этом было творческое подражание и ученичество. В качестве объектов стилизации выступали как индивидуально-авторские стили известных мастеров слова, таких как Гофман, Скотт, Байрон, Гете и т.д., так и в целом иноземный колорит.

Важным направлением стилизаторских устремлений русских прозаиков начала 19 века было воссоздание национального фольклора, отечественной старины, запечатленной в слове. А причины интереса к этим сферами были обусловлены и историческими событиями, такими, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, и объективной логикой историко-литературного развития. Устное народное творчество было свежим истоком, способным обогатить и тематическую, и стилевую палитру русской словесности.

60-70-е годы 19 столетия – время взлета интереса к стилизации устной речи, обусловленный ориентацией литературы этого периода на изображение реального факта, создание образа достоверности. Этому успешно способствовало повествование от лица очевидца. Также интерес к устному слову представителей среднего класса обусловливался выходом на литературную авансцену авторов-разночинцев. В частности, в русле устремлений эпохи оказались Н.С. Лесков и П.И. Мельников-Печерский. Оба писателя по-разному синтезировали в своем творчестве такие явления, как:

Художественные открытия этих писателей, в том числе и в сфере стилизации, оказались весьма востребованными на новом культурном витке, в начале 20 века.

На рубеже 19-20 столетий стилизация обретает особые черты, не востребованные до этого. Обновление стилизации происходило не только по линии способа обращения с объектом, но также и по линии расширения спектра объектов. При этом особо популярной стала не стилизация не индивидуально-авторских стилей, а стилей определенных эпох, обычно, давно минувших. Художники, устремляясь мысленно в прошлое, воспринимали и воссоздавали эпоху с позиции стилизации, через внешние атрибуты, но при этом стремились в отдаленных эпохах найти ответы на волнующие вопросы современности.

Источник

Стилизация

Полезное

Смотреть что такое «Стилизация» в других словарях:

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Литературная энциклопедия

Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов

стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия

стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

стилизация

Смотреть что такое «стилизация» в других словарях:

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Литературная энциклопедия

Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов

стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия

стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Стилизация

Стилиза́ция (франц. stylisation, от style — стиль)

в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к С. в литературе сов. исследователь М. М. Бахтин писал, что «. стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения» («Проблемы поэтики Достоевского», 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в которой чужой стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения «местного колорита» или выражения народного сознания (фольклорная С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т.д. Объектом С. оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетических и идеологических оценок (например, Классицизм). Широкое распространение С. совпадает с возникновением историзма (в предромантической и романтической эстетике). В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от собственной сложности (например, обращение к «наивным» внеэстетическим формам восприятия мира — Примитивизм). Литературная С. родственна таким явлениям, как Сказ (имитация речевой манеры персонажа) и Пародия (ироническое переосмысление чужого стиля).

С. как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы более или менее отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля искусства, послужившего прототипом: таковы, например, С. древнерусской архитектуры в предреволюционных постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного искусства 17—18 вв. в живописи и графике А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Судейкина, в балете «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина либо, напротив, обращение к «грубому», «варварскому» началу, к фольклорной стихии в картинах М. Ф. Ларионова, «Скифской сюите» С. С. Прокофьева, балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к прошлому оказывается органичным обновлением образной системы («Классическая симфония» С. С. Прокофьева, «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного искусства, мультипликационного кино и т.д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное искусство часто обращается к С. старинных или экзотических образцов мебели, фарфора.

Особую роль сыграла С. в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органической «театральности» народного и старинного театра (балаган и Комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театральных систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Учёные записки ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127; Троицкий В. Ю., Стилизация, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Мейерхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891—1917, М., 1968.

С. М. Александров (литература), Т. М. Родина (театр), А. М. Кантор.

в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С. — закономерный метод ритмической организации целого в декоративном искусстве (См. Декоративное искусство), где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. для Орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории Дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (например, «обтекаемые» формы промышленных изделий 1930—40-х гг.). В Станковое искусство С. вносит черты декоративности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *