Для чего используют ассонанс в стихах
Ассонанс.
АССОНАНС — повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка. Примером замечательного употребления ассонанса служит следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган» Пушкина — отрывок:
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Еще быстрее; только год
Меня любила Мариула, —
Однажды, близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали
и т. д.
Во всем этом отрывке звучит «у», придавая стиху унылую напевность.
Но гармонизацией, конечно, не исчерпывается значение ассонанса. Умелое расположение ассонансов, подобно аллитерации, выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы. И с этой стороны ассонанс еще более, чем аллитерация, может усилить смысловое или чисто звучальное значение слова. С другой стороны ассонанс становится порой важным ритмическим моментом (см. ритм). Так, в силлабическом стихосложении (см. стихосложение), где число гласных имеет основное значение, ассонансы подчеркивают ритм, закрепляя его рисунок.
При характеристике ассонансов следует принимать во внимание различную долготу разных гласных, от которых ассонансы получают своеобразную окраску. Надо, однако, иметь в виду, что чисто эмоциональное воздействие известного звука не является чем-то постоянно присущим ему, а зависит от его окружения. Так, ассонанс на «у» не всегда будет иметь унылую напевность, как в приведенном примере из «Цыган».
Встречаясь в краесозвучии, ассонанс представляет разновидность приблизительной рифмы, например, сочетания: «поезд» и «пояс» или (вместе с аллитерацией) «синими» и «имени» — в этом примере ассонирует «и», аллитерируют «н» и «м». Такого рода приблизительные созвучия весьма распространены в современной поэзии и вытесняют точную рифму. Этот процесс внешне ознаменовывает ту настроенность, которая царит в разорванной душе современных поэтов и которая мешает им пользоваться таким средством полной гармонизации стиха, как рифма.
Я. Зунделович.
Под ассонансом понимают особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения приема ассонанс. Во-первых, ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит.
Например,
«Унаших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.» (М.Ю. Лермонтов)
Во-вторых, ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
В эпоху Средневековья ассонанс являлся одним из наиболее часто применяемых способов рифмования стихов. Впрочем, и в современной поэзии, и в поэзии прошедшего столетия достаточно легко можно найти множество примеров применения литературного приема ассонанса. Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии, является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
«Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Звукопись Лекция 6
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)
3.Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
Ассонанс в литературе
Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.
Что такое ассонанс?
Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.
Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.
Здесь в а м не р а вн и на, здесь кл и мат и ной —
И дут лав и ны, одн а за о дно́й,
И здесь за к а мнеп а дом ревет к а мнеп а д…
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:
Так возникает неточная рифма:
Ночь капель считает, как ле ка́ рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыс ка́ лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…
Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».
А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:
Б у ря на небе вечернем,
Моря сердитого ш у м —
Б у ря на море и д у мы,
Много м у чительных д у м.
Б у ря на море и д у мы,
Хор возрастающих д у м —
Черная т у ча за т у чей,
Моря сердитого ш у м.
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.
Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.
Примеры в стихах
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
Ассонанс и диссонансная рифма
Ассонансом называют созвучие слов, в которых совпадают ударные гласные, но нет совпадения согласных: ни опорной, ни тех, что находятся в послеударной части слова. В ассонансе возможно совпадение неударных гласных, ударные же должны совпадать обязательно. Например:
Ассонанс был предшественником рифмы в европейской поэзии в эпоху раннего Средневековья. Ассонансными стихами написано немало различных произведений, например, знаменитая «Песнь о Роланде» (XII век):
Хребет высок, и высоки деревья.
Четыре глыбы мраморные блещут.
Граф на траве простерся без движенья.
Давно следит за ним один неверный.
Прикинулся он мертвым, лег на землю,
Испачкал кровью и лицо и тело.
К Роланду он кидается поспешно.
Смел этот нехристь и могуч сложеньем,
Обьят смертельной злобою и спесью.
Он молвит, тронув графские доспехи:
«Племянник Карла побежден в сраженье.
Сей меч со мной в Аравию уедет».
Роланд открыл глаза при этой речи. (пер. Ю.Корнеева)
Здесь окончания всех строк – ассонансы на ударную гласную «е». Начиная с XII века, ассонансы постепенно вытесняются строгими точными рифмами, а уже в XIII веке отступают на задний план. В русской поэзии ассонансы широкого распространения не получили, хотя известны попытки использования этих форм в эпоху Серебряного века:
В суровую серую ночь
Иду я раздумчиво по лесу
Знакомой глухою тропой
К родному широкому озеру (Ю.Верховский, 1917).
Тем не менее, русские поэты обычно останавливали выбор либо на рифмованном, либо на белом стихе. Видимо, это связано с тем, что стихи с регулярной рифмой возникают в России под сильным европейским влиянием и сравнительно поздно, во второй половине XVI века, когда ассонанс уже уступил рифме свое место в европейской поэзии.
Эффект диссонансной рифмы особенно усиливается при значительности самого рифменного созвучия, например, если данные рифмы – паронимы, или. Если рифмы дактилические, с длинным послеударным созвучием. Впрочем, возможны диссонансные рифмы всех типов. В русской поэзии они относительно редки. Некоторое распространение они получили лишь в эпоху Серебряного века. Вот шуточное стихотворение Игоря Северянина – на одних диссонансных рифмах, составляющих единую цепь, в которой последовательно используются в качества ударных гласных пять основных гласных звуков русской речи:
В двадцать лет он так нашустрил:
Проституток всех осёстрил,
Астры звездил, звёзды астрил,
Погреба перереестрил.
Оставалось только – выстрел.
Известен также опыт Шершеневича – его последняя книга стихов посвящена диссонансной рифме, и даже в заглавие одна такая рифма вынесена: «Итак, итог». В современной русской поэзии диссонансные рифмы время от времени появляются, но остаются сравнительно редкими. Для примера – в английской поэзии ХХ века диссонансная рифма стала одной из наиболее типичных форм. В русской так не случилось, вероятно, потому, что у нас очень широко применяется неточная рифма, возможности которой далеко не исчерпаны.
Ассонанс — это единство гласных
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня мы поговорим о таком термине, как АССОНАНС, который широко используется в литературе. Он позволяет добавить тексту художественной выразительности.
Ассонанс — что это и примеры из поэзии
Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетания. В результате текст становится более выразительным и мелодичным.
Сам термин имеет французские корни, и в переводе «assonance» означает «созвучие». Исходя из определения, можно легко догадаться, что чаще всего ассонанс можно встретить в поэзии.
Один из ярких примеров ассонанса можно встретить в знаменитом «Бородино» Михаила Лермонтова:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В этом отрывке идет постоянное повторение звука «У». Благодаря этому текст имеет особую мелодичность, будто слова переливаются одно в другое.
Другие примеры ассонанса:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.Блок)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все. (А.Барто)
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит. (С.Маршак)
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.Пушкин)
Ассонанс в этих примерах не только помогает придать стихотворению большую выразительность. Он еще и рисует перед читателями конкретный образ.
Например, в отрывке Самуила Маршака благодаря постоянному повторению звука «О» да еще и в сочетании с согласной «Р» мы отчетливо представляет себе гром, о котором пишет автор.
А у Агнии Барто повторение звука «Ю» в сочетании с мягкой «Л» рождает ассоциацию с чем-то нежным и приятным.
Ассонанс в прозе
В прозе этот литературный прием встречается гораздо реже. А все потому, что постоянное повторение одной и той же гласной может оттолкнуть читателя. Может возникнуть ощущение, что автор постоянно «окает» или «акает».
Хотя достойные примеры можно встретить. Например, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»:
Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке.
Благодаря постоянному повторению звука «О» автор усиливает трагичность момента, ведь речь идет о молодых девушках, которым суждено погибнуть на войне. Кстати, и в самом слове «война» присутствует этот звук, что также помогает еще больше нагнетать обстановку.
Ассонанс в фольклоре
Мы в начале статьи написали, что сам термин «ассонанс» имеет французские корни. Но на самом деле в русском фольклоре издревле использовался этот прием.
Так, например, в пословицах и поговорках постоянно можно видеть повторение гласных звуков.
Мели, Емеля – твоя неделя
Мал золотник, да дорог
Рука руку моет
Подобное построение слов делает поговорки более точными, и они легко запоминаются.
Примеры в рекламе
Естественно, прием, который придает словам большую выразительность и делает их запоминающимися, не мог пройти мимо рекламщиков. Ассонанс нередко можно встретить и в названиях брендов, и в слоганах.
Например, в названии пива «Золотая бочка» постоянно слышится звук «О». А в его рекламном слогане «Надо чаще встречаться» в каждом слове присутствует гласная «А».
Вместо заключения
Есть в литературе и другой прием, который также основан на повторении звуков – только согласных. Называется он АЛЛИТЕРАЦИЯ. Опять же чаще всего его используют в поэзии. Например, его просто «обожал» Владимир Маяковский:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Звук «Б» в этом отрывке имеет прямую ассоциацию с игрой на барабане, что заметно усиливает этот образ.
Подробнее об аллитерации вы можете прочитать в отдельной статье на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Прочитал примеры ассонансов, но не особо произвели они впечатление, я люблю поэзию, когда в ней используется высокий слог, а вот такие трюки я совсем не воспринимаю.