Для чего используют динамические испытания
Динамические испытания грунтов
Для проектирования фундаментных конструкций, кроме характеристик предполагаемого сооружения, необходимо иметь исходные данные по условиям эксплуатации указанного здания. Один из видов работ, проводимых в этих целях – динамические испытания грунтов.
Область применения
Динамическое зондирование грунтов применимо в отношении следующих категорий почв:
Проведение подобных геологических изысканий позволяет определить структуру грунтов, для подбора оптимального места для возведения объекта.
Что собой представляют динамические испытания
Динамический метод испытания грунтов – инженерные изыскания, позволяющие определить структуру и свойства почв, в зависимости от времени прохождения зондом установленных параметров, вбиваемого с заданным усилием, определенного расстояния.
Данная методика значительно эффективнее статической проверки, при которой во время забивания к образцу прикладывают возрастающую нагрузку, для замера времени, необходимого на преодоление установленного расстояния.
При динамическом способе, заранее определено число ударов, с приложением фиксированного усилия. Статика позволяет установить лишь показатели плотности, без определения прочих характеристик, эта методика требует использования мощного оборудования.
При зондировании динамическим методом можно оценить, на какой глубине залегают слои с разной плотностью, местонахождение границ между ними. Это позволяет установить достаточные характеристики забивания свайфундамента при строительстве здания, с учетом установленных параметров грунтов.
Предусмотрено применение следующих видов динамических испытаний грунтов:
Различие между указанными разновидностями – характер нагрузки, прилагаемой к зонду.
Работы проводят в полевых условиях, непосредственно на месте планируемого строительства и разделяют на следующие этапы:
В процессе погружения зонда, штанги наращивают, вставляя сменные элементы, и проворачивая колонну по часовой стрелке.
По итогам вычислений, строят графическую зависимость, определяющую показатели слоев почвы на разной глубине.
Используемое оборудование
Испытания грунта динамическим методом предполагают использование следующего оборудования:
Предусмотрено применение легкой, средней или тяжелой установки, в зависимости от характеристики исследуемого грунта.
Чем регламентируется
Порядок проведения работ, виды испытаний, характеристики задействованного оборудования регламентированы положениями ГОСТ 19912-2012. Требования к применяемому оснащению изложены в приложениях к данному нормативу. Также документ содержит форму журнала, который необходимо вести при проведении изысканий, пояснение терминов и определений, используемых при объяснении содержания методики исследования свойств грунтов.
Преимущества и недостатки
Для динамического испытания характерно присутствие следующих преимуществ:
Учитывая перечисленные особенности, данная методика проверки лишена недостатков, не считая необходимости покупки специализированного оборудования и обучения специалистов.
Испытательная лаборатория «Микро» обладает всем необходимым для проведения испытаний. Заказ можно оставить на сайте компании, после чего с заказчиком свяжется сотрудник, чтобы обсудить и согласовать детали, предоставит консультацию об условиях оказания услуг.
Современное оборудование, квалифицированный персонал в штате организации, гарантируют получение достоверных результатов, для определения возможности возведения сооружения на участке, требуемых характеристик фундаментных конструкций.
Статические и динамические испытания кранов
Испытания кранов
При проведении полного технического освидетельствовании кран должен подвергаться:
Рассмотрим проведение испытаний на примере кранов мостового типа.
Для проведения статических и динамических испытаний Владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы в «Паспорте контрольного груза».
Готовятся контрольные грузы на 10% и 25% превышающие грузоподъемность крана. Подойдет как неделимый, так и собранный из нескольких частей груз. Поверенными весами проверяется вес грузов и сверяется с данными, указанными в «Паспорте контрольного груза». Испытание магнитных и грейферных кранов может быть проведено с навешенным соответственно магнитом или грейфером. Для крюковых кранов готовятся стропы соответствующие весу поднимаемого груза.
Статические испытания крана проводятся нагрузкой на 25% превышающей грузоподъемность, указанную в паспорте крана (паспортную грузоподъемность) и имеют целью проверить конструкции крана к готовности выдерживать заявленные нагрузки.
Порядок проведения статических испытаний мостового крана:
*Статические испытания козлового крана и мостового перегружателя проводятся так же, как испытания мостового крана; при этом у крана с консолями каждая консоль испытывается отдельно.
Кран считается выдержавшим статические испытания, если по истечению 10 минут не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов крана.
При обнаружении трещин, остаточных деформаций и других повреждений, явившихся следствием статических испытаний крана грузом, кран не допускаться к работе. Определение возможности дальнейшей работы крана выясняется специализированной организацией после уточнения причин деформации.
Динамические испытания крана проводятся грузом на 10% превышающей грузоподъемность, указанную в паспорте (паспортную грузоподъемность) и имеют целью проверить действия (работоспособность) механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях кранов производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия (не менее трех раз) всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм в отдельности. А затем при совмещении рабочих движений механизмов, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
Кран считается выдержавшим динамические испытания, если после их завершения не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов крана.
При обнаружении трещин, остаточных деформаций и других повреждений, явившихся следствием динамических испытаний крана с грузом, кран не допускаться к работе. Определение возможности дальнейшей работы крана выясняется специализированной организацией после уточнения причин деформации.
Грузоподъемные краны не выдержавшие испытания считаются не прошедшими техническое освидетельствование, и к работе не допускаются.
Разрешение на дальнейшую работу крана выдается лицом, проводившим освидетельствование.
Статические и динамические испытания кранов
Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка — в положение отвечающему наибольшему прогибу моста. На крюк подвешивают груз и поднимают его на высоту 100 – 200 мм и выдерживают в течение 10 минут.
По истечении 10 минут груз опускается, проверяется отсутствие остаточной деформации моста. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана. При статическом испытание определяется надежность тормоза механизма подъема (в течение 10 минут груз не должен опуститься на землю).
Кран выдержавший статические испытания допускается к динамическим испытания.
Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют проверку действия его механизмов.
При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.
8. Приводы механизмов грузоподъемных машин
В зависимости от типа, назначения и характера работы грузоподъемной машины механизмы ее снабжают различными приводами:
· от двигателя внутреннего сгорания,
1. Ручной привод применяют в ручных лебедках, талях, при ремонтно-монтажных работах и в технологическом оборудовании, работающем краткогремснио с небольшими нагрузками. Передаточное число всех ручных приводов механизмов определяют отношением момента груза Мгр к моменту рукоятки Мрук-
2. Электрический привод наиболее часто применяют. Это объясняется следующими его особенностями:
1) возможность установки самостоятельного электродвигателя к каждому механизму грузоподъемной машины, что значительно упрощает конструкцию и управление механизмами;
2) высокая экономичность эксплуатации электропривода по сравнению с другими типами приводов;
3) безопасность и простота управления электродвигателями, простота конструкции и надежность работы различного рода предохранительных устройств, постоянная готовность к действию;
4) возможность работы со значительными кратковременными перегрузками.
Для крановых механизмов, работающих при повторно-кратковременных режимах, применяют преимущественно двигатели трехфазного тока серии МТ с контактными кольцами (с фазовым ротором) и серии МТК с короткозамкнутым ротором.
Различают длительный, кратковременный и повторно-кратковременный режимы работы электродвигателей.
При длительном режиме электродвигатель может работать неограниченно долго с полной нагрузкой, не перегреваясь. При кратковременном режиме период работы электродвигателя настолько мал по сравнению с паузами, что он успевает охладиться до температуры окружающей среды.
3. Паровой привод, для которого необходимы паросиловые установки с самостоятельным паровым котлом, в настоящее время практически не находит применения в грузоподъемных механизмах вследствие больших размеров и массы, низкого к. п. д., а также других причин.
4. Вместо парового привода в передвижных кранах широко применяют привод от двигателей внутреннего сгорания.
Используют карбюраторные и дизельные двигатели, работающие на жидком и газообразном топливе. Преимуществами этого типа привода являются постоянная готовность к работе, относительно небольшие размеры и масса, высокий к. п. д. (по сравнению с паровой машиной).
К недостаткам этого типа привода относятся:
а) невозможность пуска двигателя внутреннего сгорания под нагрузкой, что вызывает необходимость установки фрикционных муфт, отключающих двигатель от механизма при пуске;
б) необходимость установки реверсивных муфт и дополнительных тормозов, так как у двигателя внутреннего сгорания постоянное направление вращения.
Обычно все механизмы грузоподъемной машины обслуживаются одним двигателем внутреннего сгорания через систему зубчатых передач и муфт, причем привод к каждому механизму должен быть снабжен реверсивным устройством.
5. Гидравлический привод грузоподъемных машин (гидропривод) обеспечивает высокую эксплуатационную надежность, широкий диапазон регулирования скорости, плавность движения элементов машины, устранение перегрузки, большую компактность. Все это приводит к тому, что в последнее время гидропривод получает все большее применение в самых различных грузоподъемных машинах и особенно в передвижных кранах.
Недостатками гидропривода являются:
— сложность подачи рабочей жидкости к приводу передвижной установки;
— ухудшение работы гидропривода при низких температурах;
— большие гидравлические сопротивления при наличии трубопроводов;
— необходимость в тщательном наблюдении за состоянием уплотнений.
6. В пневматическом приводе сжатый воздух подается в рабочий цилиндр, поршни которого приводят в действие исполнительные механизмы. Воздух подается обычно от компрессорных установок или от основных воздушных магистралей предприятия при помощи гибких шлангов. К недостаткам пневматического привода следует отнести ограниченность радиуса действия передвижных установок вследствие наличия воздухопроводного шланга и снижения к. п. д. установки при работе с грузами меньше номинальных.
Пневматический привод еще не нашел широкого применения в подъемно-транспортных машинах, и его используют при работах во взрывоопасной среде, когда применение электрооборудования становится опасным, а также на предприятиях, где имеется подвод сжатого воздуха для нужд основного производства, например в литейных цехах.
9. Государственная система надзора за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений (Гостехнадзор РФ). Классификация ГПМ по режимам работы.
За эксплуатацией и изготовлением подъемно-транспортных устройств установлен специальный государственный технический надзор, регламентируемый специальными правилами.
Все подъемно-транспортные устройства, попадающие под действие этих правил, разделяются на две группы.
К первой группе относятся:
а) краны всех типов, за исключением перечисленных ниже;
б) одноковшевые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием;
в) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
г) подъемники клетевые;
д) строительные шахтные подъемники, снабженные клетью (кабиной);
Ко второй группе относятся:
а) краны всех типов с ручным приводом;
6) стационарные поворотные краны с машинным приводом, у которых поднятый груз не перемещается вдоль фермы (балки);
в) стреловые краны (с машинным приводом) с постоянным вылетом без грузовой тележки;
г) краны мостового типа и консольные краны, управляемые с земли или неподвижной площадки;
д) деррик-краны грузоподъемностью менее 1 т;
е) кабельные краны с неподвижными опорами;
ж) переносные стрелы с машинным приводом;
з) электрические и ручные тали и лебедки, предназначенные для подъема грузов или людей;
и) автопогрузчики и штабелеукладчики;
к) телескопические вышки;
л) строительные мачтовые и двухстоечные подъемники;
м) шахтные строительные подъемники грузоподъемностью до 250 кг включительно, установленные в трубчатых строительных лесах;
н) лебедки для подъема рабочих (маляров, штукатуров и т. п.) на фасады зданий;
о) все остальные подъемные механизмы, не отнесенные к первой группе.
Подъемные устройства второй группы регистрации в Инспекции не подлежат, и техническое освидетельствование их после монтажа перед пуском в работу возложено на администрацию предприятия.
Тара (ковши, контейнеры, бадьи), предназначенная для транспортировки грузов подъемными устройствами, подлежит лишь периодическому осмотру технической администрацией предприятия.
Техническое освидетельствование заключается в детальном осмотре технического состояния подъемного устройства и его отдельных узлов, а также статическом и динамическом испытаниях грузом.
Техническое освидетельствование должно производиться лично представителем администрации, являющимся ответственным по надзору за этими механизмами в присутствии лиц, обслуживающих данный механизм.
Технический осмотр подъемного устройства включает проверку соответствия его требованиям правил государственного технического надзора, состояния отдельных деталей и узлов, наличии и исправности действия предохранительных и блокировочных устройств и ограждений, состояния защитных заземлений.
Испытание подъемных устройств пробным грузом производится сначала статическое, а затем динамическое.
С целью усиления контроля за безопасностью эксплуатации подъемных устройств введен контроль за содержанием находящихся в эксплуатации кранов, подъемных механизмов и вспомогательных при них приспособлений, осуществляемый путем проведения периодических обследований предприятий, где эксплуатируются зарегистрированные в органах надзора грузоподъемные машины.
Такие обследования производятся не реже одного раза в год без предупреждения администрации предприятия о времени обследования.
Исправность действия каждой грузоподъемной машины, зарегистрированной в органах надзора при обследовании, проверяется в течение года не менее одного раза, тогда как грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах надзора, а также вспомогательные грузозахватные приспособления проверяются в выборочном порядке. Результаты подобных проверок подъемных устройств, а также вспомогательных приспособлений, оформляются актом, где указываются вскрытые недостатки и предписываются сроки их устранения.
Все чалочные канаты и цепи, а также другие съемные вспомогательные приспособления перед допуском их в эксплуатацию и периодически, в процессе эксплуатации, должны быть осмотрены и испытаны.
Испытание чалочных цепей и канатов производится только статическое двойной нагрузкой, а траверсы, клещи и другие вспомогательные приспособления испытываются нагрузкой на 25%, превышающей их номинальную грузоподъемность. Испытание производится в течение 10 минут.
О результатах испытания делается запись в книгу вспомогательных подъемных приспособлений с обязательным указанием, на какой срок и при какой предельной рабочей нагрузке разрешается применение каждого приспособления.
Кроме периодических освидетельствований и проверок подъемных устройств требуется организовать систематический надзор и наблюдение за техническим состоянием их в процессе эксплуатации.
На всех предприятиях, где имеются подъемные устройства, администрация должна назначить из числа инженерно-технических работников ответственное лицо по надзору за этими устройствами. Назначение ответственного лица должно быть оформлено приказом.
Надзор за подъемными устройствами включает в себя освидетельствование и испытание как самих устройств, так и вспомогательных при, них приспособлений, а также организацию наблюдения за ними.
Наблюдение за подъемными устройствами и вспомогательными при них приспособлениями поручается квалифицированным слесарям и монтерам, которые в сроки, установленные графиком, производят детальный осмотр всего крана или механизма и проверку исправности его действия. О результатах осмотра должна быть сделана краткая запись в особом журнале периодических, осмотров.
Слесари и монтеры, которым поручено наблюдение за подъемными устройствами, предварительно должны пройти специальное обучение, сдать испытание в квалификационной комиссии и получить о том удостоверение. За каждым из этих слесарей и монтеров должны быть закреплены определенные краны и приспособления.
Лица, ведущие наблюдение за порученными им подъемными устройствами и вспомогательными при них приспособлениями, являются ответственными за исправное состояние их и производят весь текущий ремонт вверенного им оборудования, а при необходимости более крупного ремонта сообщают об этом ответственному лицу по надзору.
Важное значение в системе мероприятий по технике безопасности имеет правильная эксплуатация подъемных устройств. Поэтому к управлению подъемными устройствами с машинным приводом, а также к работам по зацепке грузов к крюку могут быть допущены только лица, прошедшие специальное обучение, выдержавшие испытание в соответствующей квалификационной комиссии и имеющие о том надлежащее удостоверение.
К управлению ручными подъемными устройствами можно допускать рабочих без специального обучения лишь после инструктирования и проверки их знаний и практического навыка ответственным лицом по надзору за кранами и подъемными механизмами.
Динамические испытания
Смотреть что такое «Динамические испытания» в других словарях:
динамические испытания — Испытания динамической нагрузкой по действующим нормам. [ГОСТ Р 52064 2003] Тематики подъемно транспортное оборуд. прочее … Справочник технического переводчика
динамические испытания — 27 динамические испытания Испытания динамической нагрузкой по действующим нормам Источник: ГОСТ Р 52064 2003: Подъемники с рабочими платформами. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
динамические испытания — [dynamic tests] испытания материалов при скоростях деформирования и приложения нагрузки, существенно превышающих скорости при обычных статических испытаниях. В России динамическим принято считать нагружение при перемещении активного захвата со… … Энциклопедический словарь по металлургии
Динамические испытания фундамента — – испытания, проводимые с целью определения модулей главных и побочных коэффициентов динамической податливости фундамента и установления соответствия их техническим требованиям. [РТМ 108.021.102 85] Рубрика термина: Теория и расчет… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
динамические испытания на сгиб — Испытания, при которых нагрузка на образец непрерывно записывается как функция времени и (или) прогиба образца до образования трещины. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
Динамические испытания фундамента — Испытания, проводимые с целью определения модулей главных и побочных коэффициентов динамической податливости фундамента и установления соответствия их техническим требованиям Источник: РТМ 108.021.102 85: Агрегаты паротурбинные энергетические.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Динамические испытания на изгиб — Instrumented impact test Динамические испытания на изгиб. Испытания, при которых нагрузка на образец непрерывно записывается как функция времени и или прогиба образца до образования трещины. (Источник: «Металлы и сплавы. Справочник.» Под… … Словарь металлургических терминов
Испытания динамические — – испытания динамической нагрузкой по действующим нормам. [ГОСТ Р 52064 2003] Рубрика термина: Виды испытаний Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
испытания авиационной техники — Рис. 1. Испытания модели самолёта в аэродинамической трубе. испытания авиационной техники комплекс работ, проводимых в процессе создания, производства и эксплуатации летательного аппарата и его составных частей с целью проверки их… … Энциклопедия «Авиация»
испытания авиационной техники — Рис. 1. Испытания модели самолёта в аэродинамической трубе. испытания авиационной техники комплекс работ, проводимых в процессе создания, производства и эксплуатации летательного аппарата и его составных частей с целью проверки их… … Энциклопедия «Авиация»
Динамические испытания.
В процессе динамических испытаний усилия к исследуемой детали или узлу прикладываются импульсно.
Основными видами динамических испытаний являются:
Практически вся продукция машиностроительных предприятий в ходе реальной эксплуатации и доставки потребителю подвержена вибрационным воздействиям. Для подтверждения надежности и долговечности продукции при воздействии указанных нагрузок проводятся вибрационные испытания.
Для проведения испытаний используются специальные стенды, которые позволяют воздействовать на изделия с требуемой частотой и амплитудой колебаний. Имитируя транспортные (эксплуатационные) частоты продолжительностью соответствующей времени транспортировки можно определить прочность и надежность изделия при перевозках или эксплуатации. Как правило, в процессе испытаний исследуется дополнительно широкий диапазон частот для определения резонанса. При резонансе частота вынужденных и собственных колебаний изделия совпадают, и нагрузки резко возрастают. Если в процессе испытаний выявляется, что частота транспортных или эксплуатационных колебаний близка к резонансным характеристикам изделия, то внося конструктивные коррективы, меняются амплитудно-частотные характеристики изделия.
В качестве датчиков при проведении используются:
— для определения напряженно-деформированного состояния – тензометрические датчики;
— для определения уровня перегрузок –акселерометрические датчики (датчики ускорений).
Для проведения ударных испытаний используется специальное оборудование – копровые установки. Эти установки имеют вертикальную подвижную платформу, ускорители, основание на которую платформа падает с требуемым ускорением и систему крэшеров, которые позволяют имитировать фронт нарастания нагрузок при ударе. Испытываемое изделие устанавливается на платформу, вместе с изделием она сбрасывается на основание с системой крешеров с расчетным ускорением.
В качестве датчиков при проведении используются:
— для определения напряженно-деформированного состояния – тензометрические датчики;
— для определения уровня перегрузок –акселерометрические датчики (датчики ускорений).
Для экспресс имитации воздействия влажности и температуры испытываемых изделием в процессе эксплуатации проводятся климатические испытания. Как правило, в течение полугода имитируется десятилетний срок эксплуатации. Испытания проводятся в специальных камерах.
В процессе испытаний визуальным способам определяется состояние покрытий и поверхностей изделия. Могут проведены в последующем дополнительные испытания для оценки климатических воздействий на технические параметры изделия.
В реальной эксплуатации изделие испытывает несколько видов воздействия параллельно и последовательно. Для исследования воздействия комплекса факторов проводятся комплексные испытания. Это наиболее сложные и дорогостоящие испытания. Требуют предварительных изучений и исследований порядка и продолжительности воздействия на изделие отдельных факторов. По результатам исследований разрабатывается программа испытаний.
17. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции
Основные характеристики инноваций как основного движущего фактора в глобальной конкуренции рассмотрены М. Портером. Вот его основные соображения.
Повсюду в мире компании, добившиеся лидерства в международных масштабах, используют стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако, хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы деятельности – характер и эволюция всех успешных компаний – оказываются в своей основе одинаковыми.
Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся «новыми» – идеи, которые буквально «витали в воздухе», но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки.
Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания.
Если конкуренты реагируют медленно, такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными.
На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. Так, например, как только вырос международный интерес к безопасности продукции, шведские компании – такие, как Volvo, Atlas Copro и AGA имели успех на рынке, предугадав благоприятные возможности рынка в этой сфере. В то же время инновации, которые являются своеобразными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах. Например, притягательность мощного оборонного рынка США отвлекла внимание американских компаний по производству материалов, инструментов и механизмов от привлекательных мировых коммерческих рынков.
В процессе внедрения новшеств и внесения улучшений большое значение имеет информация – информация, которая либо недоступна конкурентам, либо они ее не ищут. Иногда инновации являются результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. Чаще инновации появляются в результате целенаправленных усилий, из открытости и поиска верных решений без ослепленности какими-либо предположениями или шаблонным здравым смыслом.
По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению. Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, при вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы.
За исключением очень небольшого числа случаев инновации являются результатом необычных усилий. Компания, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель очень неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия. В действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.
После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно повторить. Корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов; бразильские компании сформировали технологические процессы и разработали дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими особые виды кожаной обуви.
Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.
В силу каких причин конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям? Почему они неустанно следуют по пути улучшений, ведут поиск все более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху?
Ответ на эти вопросы лежит в четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей. Вот эти атрибуты:
1) условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли;
2) состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг;
3) родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне;
4) устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.
Эти факторы обусловливают возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать (рис.1). Каждая из вершин приведенного на рисунке ромба – и весь он в целом – иллюстрирует существенные составляющие для достижения успеха в конкуренции в международных масштабах: доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли; информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они задействуют свои ресурсы и квалификацию сотрудников; цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании; и, что очень важно, испытываемое компанией давление, вынуждающее ее делать вложения и осуществлять нововведения.
В том случае, если обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта – в некоторых случаях просто в силу большего усилия и обязательств, – компании получают конкурентное преимущество. Когда обстановка внутри страны обеспечивает лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства, компании также получают конкурентное преимущество. И наконец, если обстановка внутри страны вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, компании не только получают конкурентное преимущество, но и наращивают с течением времени существующие преимущества.
Рис.1. Детерминанты конкурентных преимуществ страны («Ромб Портера»)
С общепринятой точки зрения, казалось бы, что внутренняя конкуренция – это нечто совершенно излишнее: она приводит к дублированию усилий и мешает компаниям достигать больших масштабов производства. Правильное решение с этой точки зрения состоит в том, чтобы выбрать одну или две лидирующие национальные компании, осуществляющие масштабное производство и имеющие достаточную силу для противостояния иностранным конкурентам, и гарантировать для них необходимые ресурсы и поддержку правительства. В действительности, однако, национальные лидеры оказываются в своем большинстве неконкурентоспособными, даже если они получают крупные субсидии и мощную защиту своего правительства. Во многих ведущих отраслях, в которых есть только один лидер в масштабах страны, таких как аэрокосмическое агентство или центр телекоммуникаций, правительство сыграло большую роль в разрушении конкуренции.
Статическая эффективность имеет существенно меньшее значение, чем динамическое совершенствование, которое необычайно стимулируется внутренней конкуренцией. Внутренняя конкуренция, как и любая другая конкуренция, приводит к возникновению давления на компании, вынужденные вводить новшества и совершенствоваться. Местные конкуренты вынуждают друг друга снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также создавать новые продукты и процессы. Однако в отличие от конкуренции с иностранными компаниями, которая имеет тенденцию к тому, чтобы быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и становится достаточно самостоятельной. Находящиеся внутри одной страны конкуренты вовлекают в свою деятельность достаточно активную наследственную вражду; они борются не только за раздел рынка, но и за людей, техническое совершенство и, что, возможно, имеет самое большое значение, за «право похвалиться результатами». Успех одной из национальных конкурирующих компаний доказывает другим, что достижения в данной области возможны, и часто привлекает новых участников в данную отрасль промышленности. Компании часто приписывают успех, достигаемый иностранными конкурентами, существованию для них некоторых «особых» преимуществ. В случае своих внутренних конкурентов для проигравшей компании таких психологических поблажек нет.
Концентрация в географическом плане усиливает внутреннюю конкуренцию.
Еще один выигрыш от внутреннего соперничества заключается в давлении, которое оно создает для постоянного совершенствования источников конкурентного преимущества. Присутствие внутренних конкурентов автоматически отменяет виды преимущества, которые приходят из простого существования в конкретной стране – факторные издержки, доступ или привилегированный доступ к местному рынку или же издержки для иностранных конкурентов, которые осуществляют импорт на этот рынок. Компании оказываются вынужденными выходить за пределы названного выше, получая в результате больше устойчивых преимуществ. Более того, внутренняя конкуренция будет вынуждать компании с большей ответственностью относиться к получению поддержки от правительства. Менее вероятно, что компании будут замыкаться на правительственные контракты или поддерживать протекционизм в своей отрасли. Вместо этого каждая отрасль будет искать и извлекать из этого выгоды более конструктивные формы правительственной поддержки, такие как помощь в освоении внешнего рынка, инвестиции в определенные образовательные структуры или другие специальные факторы.
Как это ни парадоксально, именно сильная внутренняя конкуренция заставляет компании выходить на внешний рынок и добиваться на нем успеха. В частности, в случае крупномасштабной экономики местные конкуренты вынуждают друг друга обращать пристальное внимание на внешний рынок, повышать эффективность своей работы и рентабельность. После проверки жесткой внутренней конкуренцией самые сильные компании оказываются способными достигать успеха за границей.
Каждая из четырех названных составляющих успеха определяет соответствующую точку на ромбе конкурентных преимуществ страны; действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных. Например, требовательность покупателей не приведет автоматически к появлению улучшенной продукции, если качество людских ресурсов не даст компаниям возможности добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями. В целом слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать возможности данной отрасли прогрессировать и обновляться.
Вместе с тем позиции в ромбе обладают также свойством взаимного усиления; они составляют систему. Два элемента, внутренняя конкуренция и географическая концентрация, особенно сильны в превращении ромба в единую систему – внутренняя конкуренция в связи с тем, что она стимулирует совершенствование по всем остальным ключевым позициям, а географическая концентрация – по причине порождения и усиления взаимодействия между четырьмя отдельными факторами.
Роль внутренней конкуренции иллюстрирует работу ромба как системы с внутренним усилением. Жесткая внутренняя конкуренция стимулирует развитие специфических массивов особых факторов, особенно в том случае, если все конкуренты располагаются в одном городе или регионе.
Внутренняя конкуренция способствует также возникновению родственных и поддерживающих отраслей промышленности. Например, японская лидирующая на мировом уровне группа производителей, работающих с полупроводниковыми технологиями, стимулировала развитие занимающих лидирующую позицию производителей полупроводникового оборудования.
Эти эффекты могут срабатывать во всех направлениях: иногда поставщики мирового класса становятся новыми участниками в отрасли, в которую они осуществляют поставки. Или же очень искушенные покупатели могут сами превратиться в индустрию поставщиков, особенно когда они имеют необходимые навыки и видение того, что новая отрасль будет иметь стратегическое значение. Японская робототехническая отрасль (например, Matsushita и Kawasaki) сначала разработала роботы для внутреннего применения, а затем уже начала продавать роботов в другие страны. На сегодняшний день названные компании являются сильными конкурентами в робототехнической отрасли. В Швеции Sandvik перешла от производства специальных сталей к производству бурильных молотков, а SKF – от специальных сталей к шариковым подшипникам.
Другим эффектом системного характера ромба является то, что страны достаточно редко имеют только одну конкурентоспособную отрасль; вернее, правило ромба формирует окружение, которое поддерживает кластеры конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособные отрасли не разбросаны в экономике бессистемно – они обычно связаны друг с другом вертикальными (покупатель- продавец) или горизонтальными (общие потребители, технология, каналы) связями. Не рассредоточиваются такие группы и физически: они тяготеют к концентрации в географическом плане. Одна конкурентоспособная отрасль помогает возникновению другой в процессе взаимного усиления. Например, японские компании, выпускающие бытовую электронику, перенесли свой успех в области полупроводниковых технологий на производство плат памяти и интегральных схем. Успехи японских компаний, выпускающих компьютеры laptop, которые контрастируют с достаточно ограниченными успехами в других сегментах, отражают силу в производстве других компактных портативных изделий и ведущие знания и опыт в области жидкокристаллических дисплеев, завоеванный в изготовлении калькуляторов и часов.
Как только кластер сформировался, возникает взаимная поддержка всех отраслей в группе. Преимущества распространяются вперед, назад и в горизонтальном направлении. Агрессивное соперничество в одной отрасли распространяется на другие отрасли в пределах кластера – посредством передачи технологии, развития рыночной позиции и диверсификации действующих компаний. Вход на рынок из других отраслей внутри кластера подстегивает модернизацию, стимулируя научно-исследовательские подходы и содействие введению новых стратегий и навыков. Через каналы поставщиков и потребителей, контактирующих с множеством конкурирующих компаний, происходит свободное распространение информации и инноваций. Взаимосвязи в пределах группы, часто достаточно неожиданные, ведут к осознанию новых путей ведения конкурентной борьбы и новых возможностей. Такой кластер становится средством поддержания разнообразия и преодоления узости взглядов, инерции, недостаточной гибкости.
Преимущества кластеров в нововведениях и росте производительности по сравнению с изолированным местоположением могут быть более важными, чем выгоды в текущей производительности, хотя здесь существуют также определенные риски. Некоторые характеристики одного и того же мастера, которые повышают текущую производительность, оказываются даже более важными для нововведений.
Входящие в кластер фирмы часто оказываются способными более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей. Что касается текущих потребностей покупателей, фирмы в составе кластера получают выгоду от концентрации компаний, знающих нужды покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения, от наличия фирм в родственных отраслях, концентрации специализированных структур сбора информации, а также требовательности заказчиков. Входящие в кластер фирмы часто могут распознавать тенденции покупательского спроса быстрее, чем конкурирующие с ними отдельные фирмы. Например, компьютерные компании в Кремниевой долине и Остине быстро и эффективно учитывают потребности и вкусы заказчиков, и вряд ли кто-то может сравниться с ними в этом отношении.
Участие в кластере предоставляет также преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы или возможностям осуществления поставок. Входящие в кластер фирмы быстро узнают о прогрессе в технологии, о доступности новых компонентов и оборудования, о новых концепциях в обслуживании и маркетинге и т.п. и постоянно следят за этими вещами, поскольку эти задачи облегчаются постоянными взаимоотношениями с другими членами кластера и личными контактами. Членство в кластере делает возможным непосредственное наблюдение за деятельностью других фирм. В противоположность этому изолированная фирма имеет худший доступ к информации и вынуждена при этом больше платить; для нее возрастает также необходимость выделять ресурсы на достижение нового знания в пределах своей собственной структуры.
Потенциальные преимущества кластеров в осознании необходимости и создании возможностей для инноваций очень велики, в не меньшей степени важными оказываются предоставляемая ими гибкость и способность к быстрому реагированию на эту потребность. Нередко фирма в пределах кластера может значительно быстрее находить источники для новых компонентов, услуг, оборудования, а также других требуемых при введении инноваций элементов, независимо от того, что эти элементы собой представляют – новую производственную линию, новый процесс или новую модель снабжения. Местные поставщики и партнеры способны и действительно оказываются вовлеченными в процесс обновления, этим обеспечивается лучшее соответствие поставляемой ими продукции нуждам фирм. Новый, специализированный персонал легко набрать для заполнения возникающих при использовании новых подходов специальных вакансий непосредственно в данной местности. Полезная в процессе нововведений взаимная дополнительность легче достигается, когда участники расположены вблизи друг от друга.
Входящие в кластер фирмы могут экспериментировать при меньших издержках, а также могут не брать на себя больших обязательств, пока окончательно не убедятся в том, что новое изделие, процесс или услуга будут приносить выгоду. В противоположность этому фирма, полагающаяся на получение ресурсов из удаленных источников, вынуждена уделять значительно больше внимания заключению контрактов, обеспечению отгрузок, получению требуемой технической поддержки и сервисного обслуживания, а также согласованию деятельности с большим количеством других структур, а фирма, полагающаяся на интеграцию по вертикали, сталкивается с инерцией. Сложности в торговле, связанные с инновациями, снижают ценности внутренних капиталовложений, при этом возникает необходимость поддержания существующей продукции и процессов во время развития новых.
Эти и другие обусловленные инновациями преимущества усиливаются непосредственным давлением – давлением конкуренции, давлением, направленным на выравнивание, и постоянно проводимым сравнением, существующими в концентрированных в географическом отношении кластерах. Сходство основного окружения, в котором существуют фирмы (например, стоимость рабочей силы, сходные вспомогательные средства), наряду с наличием большого числа конкурентов, заставляет их творчески подходить к вопросу о своем отличии. Отдельным фирмам в кластере достаточно сложно оставаться ведущими в течение длительного времени, но множество фирм развивается быстрее, чем это происходит в похожих фирмах, расположенных в других местах.
Список литературы
2 Байнев В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт : Монография / В.Ф. Байнев, В.В. Саевич; Под ред. В.Ф. Байнева – Мн. : Право и экономика, 2007. – 180 с.
5 Производственные технологии: учеб. пособие / Н. П. Сычев, С. А. Хмель, А. В. Руцкий. – Минск: Равноденствие, 2004. – 153 с.
6 Производственные технологии. Общие основы: учебно-практическое пособие в 2 ч. / М. В. Самойлов [и др]. – Минск: БГЭУ, 2005. – Ч.2. – 88 с.
7 Производственные технологии: учеб. пособие / Под ред. Д. П. Лисовской. – Минск: Выш. шк., 2005. – 479 с.
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав