Для чего используют историзмы в произведениях
Историзмы: примеры использования и значение
Что такое историзм?
В различные исторические эпохи он звучал по-разному. Из-за постоянного развития лексический состав сильно изменился. Как пример возьмем документы Древней Руси. Простой обыватель вряд ли сможешь понять, о чем написано в тексте. Слишком много непонятных слов, а знакомые слова имеют абсолютно другое значение. Благодаря научно-техническому прогрессу, в лексике появилось большое количество новых понятий, которые обогащают словарный запас языка. Также увеличить активную лексику можно, если заимствовать иностранные слова, чтобы добавить многообразия словарному запасу. Это правило работает и наоборот. Некоторые слова перестают использоваться, ведь многие предметы исчезли из обихода. Вот и из обихода уходят слова, которые описывали эти предметы. Эти слова называются историзмами. На картинке ниже пример историзмов.
Что такое архаизм?
В чем разница между ними?
Разница достаточно большая. Одна маленькая деталь поможет определить, что перед вами находится, историзм или все-таки архаизм. У второго существуют общеупотребимые синонимы. Конечно, эти два понятия достаточно условны. Слова выходят из употребления по разным причинам. В некоторых случаях они возвращаются в активную лексику через длительный временной промежуток. Вот пример слов-историзмов, которые вернулись в оборот через некоторое время: лейтенант, министр, офицер и т.д. Ученые-лингвисты создают специальные словари, в которые заносят такие слова.
Еще одно важное различие между архаизмами и историзмами заключается в том, что у архаизмов выделяются 3 степени устаревания. Их специально выделяют лингвисты для отслеживания старости словарного запаса языка.
Примеры слов-историзмов и архаизмов в русском языке и их значения
Историзмы можно разделить на несколько категорий, в зависимости от того, какому историческому периоду принадлежит лексика. Примеры историзмов в русском языке:
Посмотрим же на примеры слов-архаизмов:
Вот также примеры слов, которые стали историзмами, но потом вернулись в активную лексику:
Роль историзмов и архаизмов в литературных произведениях
Какую культурную роль играет устаревшая лексика?
Употребление такой лексики писателями расширяет у читателя представление об историческом периоде и русской культуре. Благодаря этому человек получает дополнительные знания. Эти знания помогут сформировать полноценную личность, которая умеет знакомиться с миром при помощи языков. Человек учится широко мыслить, быть духовно и нравственно крепким, эстетически воспитанным, любить и уважать историю нашей страны.
Вывод
Специальная лексика играет большую роль в русском языке. С ее помощью мы можем воссоздать атмосферу прошлого, чем часто пользуются писатели в своих произведениях. Ее роль трудно переоценить. Ведь эти слова описывают исторические предметы, которые мы никогда не увидим. Именно поэтому это и считается «пассивной лексикой», ведь достаточно трудно услышать историзмы и архаизмы. Их можно считать историческим достоянием нашего языка, поэтому нужно беречь. Даже несмотря на то, что эта лексика вышла из активного употребления, большинство людей знает ее и, встречая в литературных произведениях, понимает. А без использования архаизмов и историзмов в литературе произведения теряют торжественность и самобытность. В этой статье мы рассмотрели примеры историзмов и архаизмов, которые помогли нам разобраться, что это такое и какая между ними разница.
Историзмы – что это такое простыми словами, какими они бывают и зачем вообще историзмы нужны в языке
Названия предметов, которые ушли в прошлое.
Историзмы – это названия предметов, которых сейчас уже нет. Предмет перестал использоваться, а вместе с ним перестало использоваться и слово, которое его называло. Например, вот были раньше опричники, сейчас их уже нет. Слово «опричник» мы употребляем только тогда, когда говорим о тех людях из прошлого. Это полноценный историзм.
Или носили раньше пираты треуголки (как Гектор Барбосса на картинке), сейчас уже не носят (хотя пираты, по идее, остались) – треуголка стала историзмом.
В языке бывает и другая ситуация. Когда предмет остается, но название у него меняется. Например, раньше была выя, а сейчас – шея. Если предмет никуда не делся, то слово, которое раньше его называло – это архаизм.
Сколько лет может быть историзмам
Сколько угодно. Предметы могут устаревать буквально на глазах. Например, я помню, как лет 15 назад мои родители пользовались дискетами для хранения электронных документов. Сейчас этих дискет нет, вместо них флешки или, в крайнем случае, диски. Дискета ушла в прошлое, а слово, которое ее называет, стало историзмом.
Зачем нужны историзмы
Слова-историзмы не пропадают из языка полностью. Они пополняют так называемый «пассивный словарный запас». То есть не используются нами регулярно, но могут нам встретиться, например, в художественном тексте.
Если мы достаточно образованные люди, то мы эти слова поймем. Ну, а если нет – можно будет подсмотреть в сносках или просто загуглить.
Основная функция историзма – номинативная. Мы используем историзм, когда надо назвать вышедший из употребления предмет. В учебниках истории и в художественной литературе на исторические темы полно историзмов.
Кроме номинации эти лексемы нужны для создания определенного колорита в произведении. Если мы хотим описать человека из эпохи Ивана Грозного, логично, что он будет разговаривать не так, как мы с вами. У него в речи обязательно будут историзмы, которые во время его жизни были обычными общеупотребительными словами.
Самый замечательный пример в этом случае – фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Вспомните, как своеобразно звучит речь царя, попавшего в современную Москву. Вместо слов «товарищ», «гражданин» или им подобных, которые были приняты в советскую эпоху, царь говорит: «Боярин, отправляй меня назад!», «А боярыня твоя где – в церкви что ли?», «Чей холоп, спрашиваю?», «Смерд!»
Полезные материалы по теме статьи
У меня уже выходила статья про лексику и лексическое значение слов. Я постарался там все объяснить простым языком, почитайте.
Другие похожие статьи, которые могут вам пригодиться, чтобы не путаться в лексических терминах:
В рубрике Образование я постепенно буду публиковать новые материалы по русскому языку. Я стараюсь писать их так, чтобы всем всё было понятно. Подпишитесь на рассылку сайта, чтобы ничего не упустить.
Дорогие мои. Если эта статья кажется вам сложной, непонятной, поверхностной или вы видите в ней какие-то еще недостатки – скажите мне об этом в комментарии. Я всегда просматриваю комментарии своих читателей и стараюсь делать тексты лучше.
Историзмы
Историзмы — это устаревшие слова, называющие исчезнувшие предметы и явления объективной действительности.
Историзмы — это устаревшие слова, которые характерны для определённой исторической эпохи. Эти слова активно не употребляются в современной речи, а используются только в исторических трудах, мемуарах, в исторических хрониках, в произведениях литературы о прошлом, в публикациях старых газет и журналов.
Объекты и понятия, которые они когда-то обозначали, с течением времени исчезли из обихода или стали неактуальными в современной жизни:
Слова-историзмы сохранились в пассивном составе лексики русского языка как память о прошлом. У историзмов нет и не может быть синонимов, в чем заключается главное отличие историзмов от архаизмов.
В современном русском языке некоторые историзмы сохранились только в составе устойчивых выражений:
Чтобы понять, что значат устаревшие слова «лясы», «баклуши», «канитель» и «бирюльки», следует обратиться к историческому прошлому. Эти слова обозначают исчезнувшие предметы, названия которых сохранились в русском языке благодаря именно фразеологизмам.
В составе фразеологизма «точить лясы», что значит «пустословить», «болтать», историзм «лясы» обозначает фигурные деревянные столбики, которые украшали перила крыльца.
В устойчивом сочетании «тянуть канитель», которое употребляется в речи для обозначения нудного, хлопотного дела, историзм «канитель» обозначает тонкую серебряную или золотую нить для вышивания. В старину вышивание канителью было кропотливым занятием, занимавшим много времени.
А баклушами называли мелкие чурочки, на которые раскалывали осиновый чурбан, чтобы из них вырезать ложки, поварешки и прочие мелкие деревянные вещи. Изготавливать баклуши считалось лёгким делом. Вот почему словосочетание «бить баклуши» приобрело значение «бездельничать».
Старинная игра в бирюльки заключалась в том, чтобы специальным крючком доставать одну деревянную фигурку, то есть бирюльку, за другой, причём не задевая остальных.
Примеры историзмов
По значению историзмы можно разделить на несколько семантических групп:
Историзмами являются не только слова, которые были общеупотребительными несколько веков назад. Достоянием истории являются предметы и понятия, обозначенные в современном русском языке относительно недавно устаревшими словами. С этой точки зрения имеются в виду, например, слова времён существования СССР, которые называли исчезнувшие понятия, связанные со становлением и развитием советского государства, а затем пополнившие пассивную лексику русского языка. К примеру, общеупотребительным словом «кулак» обозначают кисть руки с согнутыми и плотно сжатыми пальцами. В 20-е годы прошлого столетия словом «кулак» называли зажиточного крестьянина, нанимавшего батраков на сельскохозяйственную работу. Это слово стало производящим для глагола «раскулачить» и существительного «кулачество». С исчезновением социального слоя кулачества эти слова стали историзмами. Среди историзмов советской эпохи отметим слова:
Видеоурок «Устаревшие слова»
Историзм в литературе
Историзм в литературе это художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита. Проблема историзма приобретает особый характер, когда речь идет об историческом жанре, т.е. о романе, поэме, драме, в которых ставится цель воссоздать человеческую жизнь прошедших времен. В этом случае писатель неизбежно сталкивается с требованиями историзма и сознательно стремится их осуществить. Но в более скрытом и часто неосознанном виде историзм выступает как неотъемлемое свойство любого подлинно художественного произведения, ибо он есть прежде всего способность схватить ведущие тенденции общественного развития, проявляющиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах. Подлинно художественное произведение всегда глубоко современно; оно воссоздает существеннейшие черты своего времени вне зависимости от того, какой теме посвящено — большим историческим событиям своей эпохи, интимной жизни личности или даже бытию человека среди природы. Но органичная современность истинного искусства есть не что иное, как выражение историзма художественного освоения жизни, способности художника охватить жизнь в ее движении и развитии, изобразить ее как превращение прошлого в будущее, — иначе и нельзя воплотить настоящее.
Художественный историзм
Художественный историзм качественно отличается от историзма в науке. Задача художника состоит не в том, чтобы сформулировать закономерности исторического развития, а в том, чтобы запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей. Показать внешнее воздействие исторических событий на человеческие судьбы можно в простом документальном очерке; роман, ограничивающийся этой задачей, не будет подлинно художественным, ибо искусство призвано воплотить конкретно-историческое содержание в целостном образе человека. Для этого вовсе не обязательно изображение больших событий эпохи. Даже интимная лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, И.Ф.Анненского, А.А.Блока подлинно исторична; в лирических образах, созданных этими поэтами, отчетливо выразился конкретный смысл той или иной эпохи русской истории.
Подлинно художественные произведения, начиная с древнейших эпопей, всегда передает исторический смысл своего времени. Даже мифологические образы гомеровского эпоса, в которых отношение человека к природе и обществу отразилось в иллюзорной форме, вовсе не исключают художественного освоения исторического содержания эпохи. Вместе с тем, почти вся литература — за исключением комических и «низких» жанров (комедия, фарс, сатира, мениппея, фацеция, шванк и др.) — вплоть до 18 века обращена преимущественно в прошлое, основывается на преданиях предшествующих эпох. Античная трагедия, средневековый эпос, поэма и драматургия Возрождения и классицизма немыслимы без эстетического требования «эпической (или трагической) дистанции» и, как правило, воссоздают события давно прошедших времен. Но это вовсе не значит, что они могут быть поняты как исторические жанры в современном смысле этого слова. Вплоть до Нового времени человечество не обладало подлинно историческим мышлением и знанием. Даже гений У.Шекспира не мог воссоздать в трагедиях, написанных на материале «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и средневековых хроник, подлинные конкретно-исторические коллизии рабовладельческого и феодально-родового общества; точно так же не следует искать в этих трагедиях изображения реального облика далеких времен, хотя многие отдельные черты и сам ход событий они воспроизводили верно.
Обращение литературы к прошлому было обусловлено прежде всего принципиально возвышенным и «поэтическим» характером искусства слова в до-буржуазную эпоху: создание высокой поэзии начиналось с выбора «высокого», освященного временем и преданием, предмета. Н.Буало, например, так мотивировал необходимость изображения старины: «Преданья древности исполнены красот. Сама поэзия там в именах живёт Энея, Гектора, Елены и Париса…» (Поэтическое искусство). Обращение к прошлому не имело целью верно изобразить это прошлое; теоретики и поэты спорили лишь о том, в какой степени можно изменять известный (нередко из легенды) ход события (суждения по этому поводу есть у Аристотеля, Горация, П.Корнеля).
Вместе с тем поверхностна вульгарно-социологическая формула, согласно которой классицисты, например, попросту «переодевали» современников в древние костюмы. Конечно, Корнель и Ж.Расин осваивали в своих «исторических» трагедиях коллизии современности. Но обращение к прошлому было не простым «переодеванием». Оно давало определенную перспективу, позволяло подняться над мелочами и частностями и увидеть стержневой поток современного общественного развития. И если классицизму присуща художественная абстрактность, т.е. недостаточность историзма, то это обусловлено не перенесением действия в прошлое, а самой природой классицистического искусства. Это ясно выступает при сопоставлении классицистической драмы с шекспировской. Обращаясь к преданиям прошлого, Шекспир не столько «переодевает» своих современников, сколько выводит их на широкий простор истории. Он не воссоздает прошлое, но все же в полной мере связывает настоящее с прошлым и, схватив, таким образом, само движение истории, заглядывает в грядущее, обнажает скрытые в современном человеке и обществе возможности. Поэтому творчество Шекспира проникнуто глубочайшим историзмом. В то же время черты реальной жизни Англии рубежа 16-17 веков только проступают сквозь лики его трагических героев.
Через два столетия проблема историзма предстанет в английской литературе совершенно в ином виде. Выделится собственно исторический жанр — прежде всего в творчестве В.Скотта; достигнет высокого уровня и роман о современности, в котором запечатлен реальный облик страны и эпохи (Д.Дефо, Г.Филдинг, Т.Дж.Смоллетт, О.Голдсмит, Л.Стерн, У.Годвин). Проблема историзма в воссоздании прошлого поставлена уже в книге Г.Лессинга «Гамбургская драматургия» (1767-69). Значительные элементы такого историзма есть в драмах Ф.Шиллера (особенно в трилогии о Валленштейне) и И.В.Гёте. Большую роль в становлении историзма сыграла литература романтизма, остро поставившая проблемы национального своеобразия исторического развития. Наиболее отчетливо он формируется в творчестве Скотта. Переход к буржуазному образу жизни, ранее всего совершившийся в Англии, дал писателю возможность ощутить смену эпох, кардинальное различие социальных отношений, быта, психологии Средневековья и Нового времени. После Скотта начинается интенсивное развитие действительно исторической литературы; создаются исторические повествования и драмы Пушкина, П.Мериме, Н.В.Гоголя, У.Теккерея, Г.Флобера, Ш. Де Костера, действительно воссоздавших прошлое и в его историческом содержании, и в его неповторимом облике. Становление исторического жанра имело значение для литературы в целом, ибо привело к осознанию самого понятия историзма. Его идея является главной идеей предисловия О.Бальзака к его «Человеческой комедии», где говорится, что именно «Скотт возвысил роман до степени философии истории…». «В наше время, — писал Пушкин, — под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» («Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», 1830).
Не следует думать, что это торжество историзма в литературе о прошлом и о современности означало полное «превосходство» (с данной точки зрения) писателей 19 века над Шекспиром. Шекспировский историзм сохранил «превосходство» в том смысле, что Шекспир как бы слил воедино прошлое и современность; это определяло непревзойденную историческую грандиозность его образов. Между тем в литературе 19 века осуществилась типичная для этого времени «специализация». Чтобы «сравняться» с Шекспиром, необходим был новый синтез; в 19 веке уникальным образцом явилась в этом отношении эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-69). Прошлое и современность выступают здесь также в нераздельном единстве. Характерно, что исходным пунктом «Войны и мира» явился замысел романа о современности, о вернувшемся из Сибири декабристе; лишь потом художник погрузился в события начала века. Повествование Толстого «конгениально» Шекспиру по размаху историзма.
Образование историзмов
Под историзмами понимают категорию лексики. Это слова, которые устарели и используются довольно редко в современном обиходе, своеобразное отражение былых дней и традиций.
Подобные определения все еще нужны для более узкой группы ученых или писателей. Одни изучают древние предметы и должны вносить их в каталоги под оригинальным названием, другие используют историзмы, чтобы погрузить читателя в атмосферу старины.
Более подробная информация
Любой язык постепенно видоизменяется, поскольку он является своеобразным живым организмом. Он не исчезает вовсе, но приобретает новые формы, постоянно трансформируется. Так и современный русский язык сильно отличается от того, которым пользовались наши предки. В своем непременном развитии он имел много ступеней.
Ученые выделяют три основных ступени исторического развития:
В каждую из этих исторических эпох язык звучал совершенно по-разному. Это очевидно, поскольку он постоянно совершенствовался. Для примера можно найти и попробовать почитать документы, которые были составлены еще в Древней Руси. Если эти сведения прочитает современный человек, то он не сможет понять, что там написано, или поймет, но с большим трудом. Это объясняется тем, что в документах использовались различные непонятные слова, а знакомые нам словосочетания могут и вовсе иметь другое значение.
Научно-технический прогресс никогда не стоит на месте, а потому в лексике однажды появляется множество новых понятий, которые со временем обогащают язык. Также увеличение лексики достигается из-за заимствований слов из других языков. Таким образом, многообразие словарного запаса постепенно увеличивается. Это правило работает и в обратном порядке. Если некоторые слова перестают использоваться в обиходе, то их называют историзмами.
Этот процесс неизменный, а потому с уверенностью можно сказать, что спустя несколько веков многие современные слова, которые используем мы сейчас, тоже станут историзмами.
Понятие архаизма
Есть еще один термин, который люди часто путают с историзмом. Речь идет об архаизмах. И это неудивительно, ведь у них есть одна общая деталь, хотя эти понятия сильно отличаются друг от друга.
Общая черта — архаизмы и историзмы довольно часто используют в старых произведениях, указывая на древние вещи. Но и отличия между определениями существенные:
В качестве примера можно привести слово «злато». Оно всем известно по различным детским сказкам. Это архаизм, поскольку со временем металл не перестали использовать, но изменили название — золото. Если бы слово было историзмом, то предмет просто бы исчез из употребления человеком.
В случае с архаизмом всегда существуют общеупотребительные синонимы. Слова довольно часто перестают использоваться по разным причинам. Иногда они могут вернуться в активную лексику на довольно продолжительный промежуток времени. Чтобы доказать это, можно изучить несколько историзмов, которые долгое время не использовались, но после снова вошли в активный речевой оборот:
Чтобы ознакомиться со всеми примерами, можно найти в обычной или онлайн-библиотеке специальные словари, которые составляют ученые-лингвисты.
Группы архаизмов по степени устаревания:
Также стоит отметить, что существует еще разница между архаизмами и историзмами. У второго есть несколько степеней устаревания. Лингвисты выделяют три разновидности, чтобы отслеживать старый словарный запас изучаемого ими языка.
Можно сделать вывод, что различные слова могут на определённый промежуток времени уйти из активного состояния и перейти в пассивное или же исчезнуть вовсе.
Перемещение в пассивное состояние означает, что слово пойдет по двум направлениям:
Не стоит путать архаизмы и историзмы, ведь различия между ними коренные. Они обозначают предметы старины, но сильно отличаются по назначению.
Примеры не употребляемых больше слов
Чтобы понять, что такое историзмы, нужно изучить несколько категорий, которые существуют в русском языке. Значение слова будет зависеть от того, к какому периоду в истории принадлежит конкретная лексика.
Примеры историзмов:
Этот краткий список — лишь несколько примеров историзмов, которые являются особо яркими представителями понятия. Но также в специальном словаре можно найти ещё тысячи подобных словосочетаний.
Примеры слов, которые сначала стали историзмами, но после снова начали использоваться в активной лексике языка:
Из этого можно сделать вывод, что историзмы возвращаются в обиход только после того, как понятия снова начинают активно использовать. Подобное еще происходит, если создается нечто новое, связанное с ушедшим в прошлое понятием или похожее на древний предмет. Такие слова уже сложно назвать историзмами. Примеры: мичман, благотворительный вечер.
Важно упомянуть историзмы в контексте художественных и научных работ. Их часто используют в различных учебниках по истории, в литературе и в качестве научных терминов.
Роль в литературе и исторических книгах
Историзм часто используют деятели литературы. Применяя определённую лексику, можно глубже погрузить читателя в описываемую среду, создать атмосферу определенного исторического периода. Ни один поэт не брезгуют подобной лексикой при составлении стихотворений.
Писатели прибегают к подобной лексике, чтобы расширить у читателя представление конкретно о периоде, который он описывают. Также это способ более ярко изобразить русскую культуру прошедших дней. Таким образом, человек может получить не только удовольствие от прочитанного произведения, но и освоить новые знания.
При описании былых времен в учебниках истории нельзя обойтись без упоминания древних вещей, что активно использовали предки. Поэтому и историки часто прибегают к этому принципу, используя историзмы.
Но важно отметить, что специфическая лексика должна обязательно поясняться в сносках для современного читателя. Иначе использование историзмов будет нести нулевую просветительскую функцию. Частить с ней также не следует, ведь читатель будет отвлекаться от основного текста.
Применение специфических терминов помогает сформировать полноценную личность. Человек через учебники и художественную литературу сможет познакомиться с миром прошлого через историзмы. Любой человек должен уметь широко мыслить, а также духовно и умственно развиваться. Этическая воспитанность и любовь к истории своего государства — это то, о чём никогда не должен забывать ни один гражданин.
Устойчивые выражение
Даже если устаревшие слова уже не употребляются в русском языке, они могут быть сохранены в устойчивых выражениях. Таким образом, можно заметить, что некоторые историзмы дошли и до современного мира.
В качестве примера нужно вспомнить слово «баклуши». Многие используют словосочетание «бить баклуши», которая означает бездельничество. Также используя устойчивое выражение «точить лясы», человек подразумевает то, что некто болтает без умолку.
Существует множество подобных устойчивых выражений, предложений с историзмами, которые сохранились до наших дней и несут в себе историзмы.
Различные виды лексики играют особую роль в формировании русского языка. Используя историзмы, можно погрузиться или воссоздать атмосферу прошлых лет, чем часто пользуются различные писатели в создаваемых ими произведениях.
Роль историзмов в русском языке трудно переоценить. С помощью этих слов можно описать исторические предметы, которые современный человек уже может не увидеть за стенами музеев. По этой причине историзмы принято относить к категории пассивной лексики, поскольку их достаточно сложно услышать.
Историзмы можно считать достоянием русского языка, а потому нужно относиться к ним с уважением и беречь, не забывая о них насовсем. Несмотря на то что многие слова уже не используются в русском языке, большинство людей знает их значение, поскольку встречают в литературных произведениях и понимают их. Без использования специальной лексики литература потеряет свою самобытность и торжественность. Поэтому значение историзмов нельзя недооценивать.