Для чего используют метанол в авто
Пить нельзя – нюхать можно: о безопасности метаноловой «омывайки»
Скоро 15 лет, как незамерзающая жидкость на основе метанола находится вне закона, и мы вынуждены пользоваться дорогим и пахучим изопропилом. Разбираемся, в чем причина запрета и какую жидкость лучше выбрать.
Для начала вспомним про основные компоненты незамерзающих жидкостей для омывателя. Это вода, поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые отвечают за очистку стекла, красители, «отдушки»-ароматизаторы и температурные модификаторы — этиловый, метиловый или изопропиловый спирты, а также моноэтиленгликоль, не дающие жидкости замерзнуть и отвердеть.
Наилучший термомодификатор — этиловый спирт, он же этанол, он же «пищевой» или «водочный» спирт. По всем показателям (безопасность, себестоимость, температура замерзания) он превосходит метиловый и изопропиловый, но в России акцизный сбор на его использование столь велик, что отечественные производители «незамерзаек» от него отказались. Как исключение иногда в продаже встречаются «премиальные» этаноловые «незамерзайки» по цене порядка 1 500 рублей за 5-литровую канистру.
Опасный метанол?
Немногим уступает этанолу по техническим критериям метиловый спирт, он же метанол, он же древесный спирт. Метанол в РФ не облагается акцизами и по оптовой стоимости относительно дешев (от 12 до 17 тысяч рублей за тонну, в зависимости от производителя и условий поставок), имеет низкую температуру замерзания (— 97,8°С) и, в отличие от изопропилового спирта, не имеет ярко выраженного запаха.
Однако в России с 2007 года метанол для использования в качестве компонента автомобильных жидкостей запрещен — такие составы нельзя ни производить, ни импортировать в РФ. Между тем в странах ЕС, в частности, близких нам Финляндии и Эстонии, метаноловые «незамерзайки» производятся и продаются без ограничений.
Правда, в оправдание запрета у нас ссылаются не на европейский опыт, а на некие «отечественные реалии» и «определенные слои общества», употребляющие суррогаты алкоголя и способные по неведению и привычке из 90-х выпить стеклоочиститель, не зная, что в них метанол.
Однако токсичность паров у метанола одинакова с легальным изопропиловым спиртом. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/куб.м, у изопропилового спирта 10 мг/куб.м, а у этилового спирта, для сравнения, этот показатель равен 1000 мг/куб.м. По классификации, и изопропиловый спирт, и метанол относятся к третьему классу опасности (самый опасный — первый, наименее опасный — четвертый).
Если у вас остались сомнения, предлагаем вашему вниманию цитату из официального постановления Минздрава 14-летней давности:
. Использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране.
Вместе с тем, учитывая низкий уровень культуры и гигиенического образования части населения, пренебрежение к факторам, наносящим вред здоровью, и соблюдению санитарных требований в области гигиены труда, увеличение в последнее время «социально сниженных лиц» без определенного места жительства и руководствуясь статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановляю:
1. Организациям и предприятиям запретить с 01.07.2000 производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол.
Главный санитарный врач РФ Г. Г. Онищенко
Постановление Минздрава РФ от 23.05.2000 N 4
Тем не менее во многих публикациях в Сети нагнетаются страх и истерия по поводу содержащих метанол «незамерзаек», говорится о «крайней опасности вдыхания непахнущих ядовитых паров» и предлагается выбирать «незамерзайку» по запаху — чем он сильнее, тем метанола меньше. Оставим эти советы на совести авторов, а читателям со всей авторитетностью заявляем, что если метаноловую жидкость использовать по ее прямому назначению, никакого вреда она не нанесет.
Впрочем, советовать покупать контрафакт на улицах и подпольно ввозить его через границу из Финляндии не будем. Чисто теоретически, если у вас в багажнике найдут канистру с метаноловой «незамерзайкой», вас могут осудить по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности». Товар есть? Есть. Перевозка осуществляется? Да. Тем не менее на практике автомобилистов, предпочитающих не ограничивать себя из-за алкогольных пристрастий маргиналов, полиция не трогает. А уж какие у них взаимоотношения с продавцами метанола, остается только догадываться.
Немного конспирологии
Есть мнение, что запрет на производство метилового спирта в России — это результат работы нефтяного лобби. Сторонники данной теории говорят, что изопропиловый спирт в промышленной химии получают методом сернокислотной гидратации пропилена. А вот пропилен, в свою очередь, является побочным продуктом нефтепереработки.
И теория выглядела бы стройно, если бы не любопытный факт: основным сырьем для производства метанола является синтез-газ, который добывают путем пиролиза природного газа. Конечно, от экспорта нефти российский бюджет получил в прошлом году 191 млрд долларов, а от газа — лишь 28 млрд… Но всё равно запрет метаноловой «незамерзайки» как результат победы «Роснефти» над «Газпромом» выглядит как-то странно. Пожалуй, что дело всё-таки в привычках люмпенов, массовый падеж которых государству не нужен.
Легальная вонючка
Сейчас в РФ можно законно производить и импортировать в страну только «незамерзайки» на основе изопропилового спирта. С технической, экономической и потребительской точек зрения он наихудший из всех спиртов, используемых для «незамерзаек». Изопропил имеет самую высокую температуру замерзания (— 89° С) и для получения жидкости с порогом в — 30° С его доля должна быть 50%, то есть половина от объема канистры.
При этом изопропил имеет достаточно высокую оптовую стоимость — примерно в пять раз дороже метилового. Себестоимость «честной» изопропиловой «незамерзайки», таким образом, оказывается достаточно высока, при том что кроме спирта тут к стоимости добавляются различные присадки-ароматизаторы, призванные перебить присущий изопропилу резкий запах. Кстати, безопасность для здоровья этих «отдушек» — тоже под большим вопросом.
По магазинам
Благодаря нашему законодательству, на российском рынке «незамерзаек» образовалось как бы два полюса. На одном — дорогие изопропиловые жидкости стоимостью 400-600 рублей, реализуемые на АЗС, в престижных супермаркетах, дилерских автосервисах и т. п. На другом — продаваемые на рынках, трассах или через Интернет дешевые «незамерзайки» на метаноле ценой 100-200 рублей, производимые фактически подпольно.
Таким образом, выложив 500 рублей за 5-литровую канистру — 30° С потребитель получает полностью легальный продукт, где относительно гарантируется соблюдение порога застывания жидкости и применение в ней качественных ПАВ и красителей, которые не будут разъедать пластики и резину в магистралях стеклоомывателя. Но всё равно дышать придется пахучим изопропиловым «лимоном» или «сосной».
С другой стороны, у содержимого подпольно сделанной метаноловой баклажки за 150 рублей никакого едкого запаха не будет. Но какие ядреные ПАВ намешали туда и водой из какой канавы разбавляли — этого не знает никто. Не гарантируется и соблюдение порога замерзания.
Кстати заметим, что замерзание жидкости раньше заявленной температуры — это одна из самых неприятных «засад». Зимние «омывайки» достаточно редко замерзают в лед и рвут магистрали (если только совсем «паленка»), однако получившаяся снегообразная масса хоть и не выведет систему из строя, но и пользоваться омывателем тоже не даст. Особенно долго растворяется такой «снег» в длинных магистралях омывателей фар и стекла задней двери.
Метанол, этанол, изопропил: какую незамерзайку покупать этой зимой
Роспотребнадзор подтвердил свою позицию относительно зимних стеклоомывающих жидкостей для автомобилей: при производстве незамерзаек разрешено использовать только изопропиловый спирт, нетоксичный для человека. Готовый продукт рекомендуется покупать только в специализированных магазинах, а то, что продается на обочинах магистралей, находится вне закона.
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, легальная омывайка должна иметь этикетку с информацией о производителе с указанием адреса, название продукции, ее состав, соответствие техническим условиям, сроки годности и описание мер предосторожности.
Жидкость, которая продается на обочинах дорог и в сомнительных магазинах без чеков, изготавливается подпольно на основе метилового спирта. Метанол является сильным ядом, поэтому его использование при производстве стеклоомывающих жидкостей в России запрещено с 2000 года. Тогда главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко мотивировал запрет случаями отравления при приеме незамерзайки вместо пищевого алкоголя.
Незамерзаек на базе пищевого этилового спирта сейчас не делают, так как на этанолосодержащие продукты в России действуют высокие акцизы и такая жидкость получилась бы слишком дорогой. Большая часть жидкостей, продающихся в магазинах и на заправках, изготавливается на основе изопропилового спирта. Такая легальная омывайка продается по цене от 300 до 600 руб. за 4-5-литровую емкость против 100–150 руб. за запрещенную метанольную.
Легальная незамерзайка стоит дороже, но плохо пахнет и хуже чистит стекло. Даже в материалах Роспотребнадзора говорится о том, что изопропиловый спирт имеет неприятный, резкий запах, напоминающий ацетон, однако не является токсичным для человека. Для того чтобы перебить неприятный запах, в незамерзайку добавляют специальные отдушки, которые не избавляют от запаха полностью, но увеличивают цену продукта. Кроме того, изопропиловый спирт замерзает при более высокой температуре, поэтому его концентрация в товарной жидкости должна быть выше.
По данным Роспотребнадзора, ежегодно в России регистрируется более тысячи случаев отравления метанолом, и все они связаны с сознательным приемом внутрь метанолосодержащих веществ. Чаще всего эти инциденты происходят на заводах нелегальной омывайки, куда сырье поставляется без маркировок под видом технического спирта. При этом никаких сведений о наличии пострадавших в результате штатного использования автомобильного омывателя нет.
В большинстве стран, включая европейские и американские, выпускаются именно метанольные незамерзайки — считается, что там никто не станет пить их вместо пищевого алкоголя. Однако стоимость жидкостей там намного выше, чем в России, а технология производства может заметно отличаться. При этом на канистрах с жидкостью на основе метанола обязательно указываются знаки предупреждения о ядовитом содержимом и описываются меры предосторожности.
Метиловый спирт действует на нервную систему и особенно опасен для органов зрения. Малые дозы раздражают слизистые оболочки дыхательных путей и глаз, более крупные приводят к головокружениям, ухудшению зрения, заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Симптомы отравления могут появляться не сразу, а в период от 6 до 30 часов.
При подозрениях на отравление метанолом необходимо сразу вызвать скорую помощь, промыть глаза и рот чистой водой и попытаться вывести из организма метанол. Для этого нужно заставить пострадавшего пить как можно больше воды и дать ему сорбенты, например активированный уголь. Существует и народная рекомендация выпить водки, так как содержащийся в спирте этанол является конкурентным антидотом метанола и способствует выведению метанола без его окисления. Достаточной для человека средней комплекции дозой врачи считают не более 100 г водки в сутки.
Помимо приказа Геннадия Онищенко от 2000 г., в России действует еще один приказ главного санитарного врача 2007 г., который прямо запрещает производство и оборот любых автомобильных жидкостей на основе метанола. Кроме того, запрет на метанол с 2019 г. содержится и в Техническом регламенте Таможенного союза.
Специалисты не раз предлагали наладить выпуск денатурированного метанола со вкусом, делающим невозможным его употребление внутрь: у профильных фирм уже есть ряд подобных разработок. Однако для выпуска таких омываек требуется соответствующая законодательная база, а менять ее пока никто не собирается.
Альтернативные виды горючего для двигателей внутреннего сгорания — Метанол и Нитрометан
Метиловый спирт, метанол CH3OH
Метанол является очень ядовитым веществом, но все-таки используется в ряде спортивных автомобилей, в случае если регламентом разрешено использование этого вида топлива. Мощность двигателя при использовании метанола будет выше на 7-9 % без каких-либо переделок, кроме добавления топлива до достижения стехиометрического состояния смеси. Стехиометрическая смесь метанола с воздухом составляет 6,4 к 1, что более чем в два раза меньше, чем при использовании бензина – 14,7 к 1.
Октановое число метанола – 111 по исследовательскому методу! Метиловый спирт обладает большим, чем любой из бензинов, октановым числом, что позволяет уверенно использовать степени сжатия, превышающие 15:1, в то время как средний бензиновый мотор имеет степень сжатия около 11.5:1. Индикаторный КПД за счет уменьшенных тепловых потерь выше на несколько процентов. Учитывая возможность повышенной степени сжатия и улучшенный КПД, суммарная мощность двигателя может быть выше на 20-30 % по сравнению с бензиновым двигателем.
Стоимость литра метанола около 20 руб, только купить его не так-то просто и продается в основном цистернами.
Нитрометан CH3NO2
Нитрометан CH3NO2 — температура горения 4000 º С. Так как в его составе имеется кислород, то при исп ользовании его в двигателе внутреннего сгорания требуется гораздо меньше поступающего кислорода из воздуха, чтоб получить ту же самую мощность, чем от бензина. На практике это выглядит так: Чтоб сжечь килограмм бензина, нужно 14, 7 килограмм воздуха, чтоб сжечь килограмм нитрометана, нужно всего лишь 1, 7 килограмма воздуха. То есть нитрометана в цилиндре одного и того же объема можно сжечь в 8, 7 раза больше, чем бензина. Но нитрометан имеет меньшую плотность энергии – 11,3 МДж/кг вместо 42–44 МДж/кг у бензина. В итоге всех этих расчетов получается, что н а нитрометане двигатель будет иметь мощность в 2, 3 раза выше, чем на бензине.
В связи с этим нитрометан применяют лишь в соревнованиях самых мощных драгстеров, Top Fuel Dragster, где время работы двигателя на максимуме ограничивается 5 секундами. Также данный вид топлива используют в моделизме, как присадку для микродвигателей, использующих калильное зажигание. Стоимость нитрометана от 500 до 2500 руб за литр.
Впрыск метанола (водо-метанола)
Впрыск метанола (водо-метанола) служит для уменьшения температуры поступающего в двигатель воздуха, увеличения октанового числа топлива и увеличения угла зажигания. Все вышеперечисленное способно исключить детонацию двигателя. Так, при использовании водо-метанола октановое число 98-го бензина увеличивается до 116.
Увеличение мощности зависит от типа двигателя, на котором устанавливается впрыск водо-метанола. Мощность увеличивается также, как она бы увеличилась при переходе на гоночный бензин с октановым числом 116.
В отличие от впрыска закиси азота, которым управляет водитель, система впрыска водо-метанола полностью автономна. Электроника сама решает, когда и в каком количестве подавать метанол в двигатель. От водителя требуется лишь периодически заправлять баллон смесью. Качественные системы впрыска водо-метанола оснащены системами безопасности, которые защищают мотор в случае выхода из строя системы подачи водо-метанола.
Помимо увеличения мощности и исключения детонации система впрыска водо-метанола делает выхлоп автомобиля более холодным, а также продлевает жизнь свечам зажигания, очищает клапаны и камеры сгорания.
Для системы подойдет несколько типов жидкостей. Это может быть чистый метанол, дистиллированная вода, водо-метанольная смесь любой пропорции, этанол изопропанола (чистый или смешанный с дистилированной водой). Возможно даже использование дешевого зимнего омывателя стекол. Однако система должна быть настроена на конкретный тип жидкости, заливать каждый раз что-то новое не получится.
Метанол как альтернативное топливо
Автомобили FFV производились в основном для снижения зависимости США от сырой нефти, а также благодаря возможности понижения выбросов окиси углерода и озонообразующих выбросов.
Хотя для производства метанола можно использовать разнообразное сырье, сегодняшняя экономика предпочитает получать его на базе природного газа. Метанол, таким образом, производят путем парового риформинга природного газа с образованием синтез-газа, который впоследствии подается в реактор в присутствии катализатора. В данном процессе получается метанол и водяной пар.
При использовании его в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания метанол обладает химическими и физическими характеристиками, аналогичными этанолу.
Метанол также может использоваться для производства метил-трет-бутилового эфира, кислородсодержащего соединения, которое при смешивании с бензином повышает его октановое число и дает в результате чище сгорающее топливо.
Физические и химические характеристики метанола предлагают некоторые преимущества при использовании его в качестве альтернативного топлива, такие как относительно низкие производственные затраты и более низкий риск воспламенения по сравнению с бензином.
С другой стороны, из метанола можно получать водород, и исследователи в настоящее время находятся в поиске способов преодоления препятствий для использования метанола в качестве источника водородного топлива для будущих транспортных средств, работающих на топливных элементах.
Ведущие технологические компании мира, такие как, Casio, Panasonic, Toshiba и Sony уже приступили к производству топливных элементов и аккумуляторов для сотовых телефонов, ноутбуков, работающих на метаноле.