Для чего используют штатив
Все, что нужно знать о штативе
Для начала, давайте разберемся с преимуществами и особенностями использования штатива для съемок.
Зачем мы используем штатив?
Во-первых, штатив применяется в съемках для того, чтобы повысить резкость и глубину резкости в изображениях. Это получается за счет того, что штатив удерживает камеру в статичном состоянии, предотвращая вибрации, когда вы снимаете на длинной выдержке.
Если вы снимаете с большим и тяжелым объективом, наверняка руки быстро устанут. Штатив в таком случае служит в качестве опоры и стабилизатора. Со штативом вы можете понижать ISO, при этом качество будет оставаться высоким.
Со штативом значительно удобнее выстраивать композицию кадра, так как камера устойчива, а горизонт гораздо проще выровнять.
Разумеется, без штатива совершенно невозможно снимать панорамы и HDR фото, которые требуют очень ровного удерживания камеры в одном положении, или в повороте. Съемки на таймере, или ночью так же невозможны без штатива. Точно так же, его использование предпочтительно при съемке макро, использовании внешней вспышки, отражателей и других аксессуаров и в общем-то, во многих других случаях.
Из чего состоит штатив?
Как правило, конструкция штатива весьма проста и очевидна, но давайте рассмотрим ее в подробностях.
Самые бюджетные штативы, как правило не допускают замены головки и наконечников, а у некоторых из них нет центральной штанги. В более дорогих вариантов, напротив, практически все части можно менять, а головка штатива продается отдельно, так что можно приобрести одну или несколько сменных.
Что стоит учитывать при работе со штативом?
Есть и вещи, которые могут показаться неудобными, когда вы снимаете со штатива, но настоящий фотограф, как правило, с ними мирится. Тем не менее, посмотрим на некоторые из них. Штативы добавляют вес и объем ко всему вашему фотобагажу. Путешествовать с ними не всегда просто, хотя есть и удобные варианты чехлов и креплений на рюкзаки. Штативы не так просто использовать, если вы снимаете на оживленной улице или в городе. Стоимость штатива, конечно, тоже скажется на общих тратах на фотооборудование. На установку штатива всегда требуется время, а пользоваться штативом тоже нужно уметь, иначе можно повредить камеру.
9 факторов хорошего штатива
Перед тем, как покупать свой первый штатив, обязательно обратите внимание на 9 основных факторов, которые отличают один штатив от другого, и которые окажутся очень важны, когда вы непосредственно перейдете к съемке.
Какой вес выдерживает штатив
Менять штатив с каждой обновкой окажется слишком дорого и неудобно, поэтому обязательно учитывайте этот показатель.
Если ошибиться в подборе штатива, он может попросту сломаться, повредив и камеру, и объектив. В идеале, штатив должен выдерживать в 1.5 или 2 раза больший вес, нежели у вашей аппаратуры на данный момент. При этом, помните и о том, что иногда вам придется надавливать на камеру и, соответственно на штатив, что тоже добавляет тяжести.
Высота штатива
Если вы приобретете штатив с головкой в комплекте, то высота штатива с головкой должна находиться на уровне подбородка. Если штатив со сменной головкой, то без нее его высота должна быть на уровне плеча.
Высота важна еще и в случае, если вы планируете путешествовать со штативом. Он должен помещаться в машину и багаж.
Вес и конструкция штатива
Удобнее всего, когда штатив без головки весит около 2 кг.
Ноги штатива
Наконечники ножек
Центральная штанга
Центральная штанга есть не у каждого штатива. Она позволяет просто контролировать высоту штатива и, соответственно, камеры. Это довольно удобно, особенно при съемках пейзажей.
Однако, есть у центральной штанги и опасные моменты. По сути, она не так устойчива как ноги штатива и создает эффект монопода, помещенного на штатив. Это несколько противоречит концепции. При съемке на тяжелый телеобъектив штанга может создать нежелательные вибрации, поэтому для такой фотографии больше подойдет штатив без нее. Если вы выбираете штатив со штангой, всегда смотрите, насколько высоко она выдвигается.
Штативная головка
Шаровая головка позволяет только закреплять и ослаблять крепеж. Она удобна и позволяет легко поворачивать камеру. Карданная головка предназначена для очень тяжелых телеобъективов (300мм+). Такие головки подходят для спортивных съемок и очень удобны.
Быстрый съем
Устойчивость
Ну вот мы и подошли к последнему пункту, который, однако, очень важен. Тяжелый штатив вовсе не обязательно более устойчив или крепок. Вам придется снимать в различных условиях, на различных поверхностях и в различную погоду. И все это штатив должен обязательно выдерживать, при этом, удерживая камеру в ровном положении. Проверить это можно только на практике, но всегда перед съемкой старайтесь убедиться в том, что камера стоит ровно и все ноги штатива имеют упор.
Штатив. Виды и устройство. Материал изготовления и как выбрать
Штатив – это специализированная опора, предназначенная для фиксации в заданном положении различных оптических приборов. Его используют для установки фотокамер, видеокамер, осветительного, измерительного и геодезического оборудования. Применение штатива исключает вибрацию закрепленной техники, что улучшает качество ее работы.
Как устроен штатив
Классическая конструкция штатива представляет собой треногу. Рассматривая ее конструкцию сверху вниз, можно отметить главные детали:
Устанавливаемое на штатив оборудование закрепляется на его головке. На ней имеется специальная крепежная площадка, обычно с выступающим винтом, который и вкручивается в корпус фотоаппарата, теодолита или камеры. Сама голова устанавливается на центральной штанге, представляющей собой длинную трубку.
Наличие штанги дает возможность регулировать высоту поднятия головки. При этом сама голова в зависимости от конструкции может поворачиваться в нескольких положениях. С ее помощью устанавливается наклон оборудования по горизонтали и вертикали.
В качестве опор штатива используется 3 ножки. Наличие трех опорных точек полностью исключает покачивание устанавливаемого оборудования даже при расположении треноги на рельефную поверхность. Чтобы ноги не складывались больше заданного положения, их удерживают распорки. Они придают конструкции жесткость. Также в треногах имеется система фиксаторов. Они позволяют регулировать высоту центральной штанги и ног.
Обычно ножки штатива заканчиваются резиновыми упорами. Такое оборудование предназначено для установки на пол в студии, асфальт или грунт. Если штатив используется только в полевых условиях, к примеру, при геодезической съемке, то ноги должны иметь заостренные наконечники.
Виды штативов
В зависимости от конструкции штативы разделяют на три группы:
Монопод
Это подставка с одной опорной ногой. Она не может обеспечить абсолютную надежность закрепления устанавливаемой аппаратуры, поэтому при ее применении многое зависит от профессионализма оператора. Монопод расшатывается под воздействием ветра или других факторов. Он применяется преимущественно только с видео аппаратурой. При использовании совместно с фотоаппаратами позволяет лишь слегка улучшить выдержку.
Главным преимуществом монопода является его мобильность. Он достаточно легкий, при этом позволяет делать съемку более качественной. На монопод часто ставят видеокамеру и микрофон для приближения к снимаемому объекту под труднодоступным ракурсом. При этом сам оператор в это время может находиться на одном месте, меняя положение съемочной техники дистанционно.
Профессиональные фотографы и видеооператоры для уменьшения вибрации устанавливают монопод в пол. При этом наклоняются всем телом, расставив ноги, и упираются в штатив. В результате получается три точки опоры.
Трипод
Это классическая тренога с тремя складными точками опоры. Благодаря этому она обеспечивает самую надежную фиксацию установленного оборудования. Тренога используется профессиональными фотографами, применяется для крепления лазерного уровня, теодолитов и прочего геодезического инструмента. Благодаря использованию трипода, можно закрепить оптический прибор или измерительный инструмент в заданном положении, опираясь при этом практически в любую поверхность. В зависимости от применяемых наконечников на ногах, треногу можно располагать на песке, каменистой почве или просто на ровном полу фотостудии.
Мини-штатив
Это маленькое устройство, обычно применяемое с фотоаппаратами. Оно отличается мобильностью. Миниатюрные штативы позволяют фиксировать фотокамеру в заданном положении. Поскольку они очень короткие, то устанавливаются на различные возвышения. Их можно поставить на стол, лавку, крышу автомобиля, различные ограждения.
Также к мини устройствам можно отнести штативы струбцины. Они еще более легкие, но очень узкоспециализированные. Такие фиксаторы представляют собой основание в виде струбцины с винтовым креплением для различного оптического оборудования. Струбцина закрепляется на устойчивых поверхностях, после чего на нее ставится необходимая техника. Ее можно подцепить к ветке дерева, спинке лавки, забору и т.д.
Материалы изготовления и их особенности
Штативы изготавливают из различных материалов, что в конечном счете влияет на их эксплуатационные качества. Чаще всего применяется:
Стальные штативы самые дешевые. Они весьма надежны, но имеют недостаток – большой вес. Их применяют для студийной предметной фотосъемки, к примеру, товаров для интернет-магазинов. В этом случае фотоаппарат устанавливается в одном положении, поэтому совершенно нет никакой разницы тяжелый штатив или легкий. Также стальные треноги подойдут для крепления телескопа.
Более популярными являются алюминиевые штативы. Они прочные и легкие, при этом обеспечивают такую же устойчивость. Их используют профессиональные фотографы делающие выездные фотосессии. На них также устанавливают лазерные уровни. Алюминий обладает достаточной устойчивостью к механическому воздействию, он не боится коррозии и не нуждается в покраске.
Пластиковые штативы относятся к дешевому сегменту. Их недостаток заключается в низкой механической прочности. Они быстро царапаются, могут ломаться при деформации ножек. Такое оборудование можно использовать для установки фотокамер, но оно малопригодно для измерительной техники.
Деревянные штативы относятся к оборудованию премиум-сегмента. Казалось бы, дерево уступает металлу и пластику, но в определенных случаях оно многократно их превосходит. Деревянные треноги используются для установки точного геодезического оборудования, такого как оптические нивелиры, электронные тахеометры и антенны GPS приемников. Они изготовляются из древесины хвойных пород с прямым расположением волокон. Благодаря этому готовые штативы обладают устойчивостью к тепловому воздействию и вибрациям. Они не меняют свои параметры под влиянием высоких и низких температур. Это особенно важно, если требуется провести точное измерение. Чтобы предотвратить разбухание дерева от влаги, треноги защищают фиберглассовым покрытием.
Углепластиковые треноги самые дорогие. Они обладают только преимуществами. Такие штативы нормально переносят резкие колебания температуры и воздействия влаги. Они достаточно крепкие чтобы не сломаться во время транспортировки, а главное весят очень мало. Их легко переносить, они не деформируются под тяжелым оборудованием. Углепластиковые треноги выбирают для мобильности. При этом их покупка для установки телескопа совершенно нецелесообразна, поскольку такое оборудование используется в одном месте и не перемещается.
Критерии выбора штатива
Покупая штатив нужно ориентироваться по целому ряду критериев, соответствие которым позволит выполнять дальнейшую работу с комфортом. В первую очередь нужно руководствоваться такими параметрами:
Рабочая высота один из важнейших параметров. Она определяется расстоянием от крепежной площадки до поверхности, на которую устанавливается трипод. В технических характеристиках каждого устройства треноги или монопода указывается показатель минимальной и максимальной рабочей высоты. В большинстве случаев верхняя предельная высота не должна превышать рост человека, который пользуется штативом. Это обусловлено сложностью установки и настройки оборудования на высокой треноге.
Также важным параметром является вес и габариты штатива в сложенном состоянии. Нужно руководствоваться способом переноски. Если планируется передвигаться пешком, то потребуется легкая тренога. Для перевозки в авто она может быть тяжелой. Чем компактней штатив в сложенном состоянии, тем легче его транспортировать.
Очень важным параметром является рабочая нагрузка, на которую рассчитана тренога. Не рекомендовано устанавливать на нее более тяжелое оборудование, чем рекомендовано производителем. При перегрузке страдает в первую очередь фиксатор положения ножек и центральная штанга. Если устанавливать на обыкновенный трипод видеокамеру или телескоп весом 100 кг, то сломается механизм складывания.
Одним из важнейших параметров является тип головы и используемой на ней резьбы. Что касается резьбы, то она может быть 1/4” и 3/8”. Первая встречается часто. Она обычно применяется для установки легких фотокамер. Более мощной является резьба 3/8”. Она используется для закрепления тяжелого оборудования. Это может быть камера с профессиональным длиннофокусным объективом и т.д.
Что касается головок, то они могут быть обычные шаровые или с 3D регулировкой. В первом случае оборудование фиксируется в зависимости от поворота шара. Он позволяет проводить регулировку в разных направлениях, но это сопровождается определенными сложностями. Если оборудование тяжелое, то недостаточно зажатая специальным винтом головка будет сдвигаться и сбивать настройки. Шаровая головка подходит только для легких фотоаппаратов. 3D голова имеет несколько зажимов, каждый из которых отвечает за свое отдельное направление. При ее использовании можно вращать оборудование с миллиметровой точностью.
Техники фотосъемки, для которых точно понадобится штатив
Содержание
Содержание
Штатив — один из основных инструментов фотолюбителя. Среди аксессуаров в арсенале фотографа он появляется одним из первых. Сегодня основной причиной покупки треноги чаще всего становится запись видеороликов для социальных сетей. Если надоест вести личный блог, штатив откроет доступ к множеству техник фотографии. Поговорим о самых необычных из них.
Фризлайт — искусство замораживать свет
Это понятие пришло из английского языка, в дословном переводе означает «заморозить свет». Результаты действительно выглядят так, будто источники освещения оставили за собой застывшую в воздухе траекторию.
Чтобы создать свой фотошедевр в этом стиле необходимы:
При съемке используют ручной режим с установкой длинной выдержки (от нескольких секунд) и минимальной светочувствительности. Пока матрица открыта, на ее поверхность падает абсолютно весь свет, попавший в объектив. Этим и объясняются шлейфы, которые оставляют за собой источники света.
Четкая картинка получится только если фотоаппарат будет полностью неподвижен. Для этого используют штатив и пульты дистанционного управления или таймер отсроченного спуска затвора (чтобы нажатие кнопки не приводило к размытию кадра).
При съемке фризлайта необходимо учитывать ряд особенностей:
В темноте сложно понять, на чем сфокусирована камера. Для облегчения фокусировки используйте фонарик. Для этой техники необходима ручная наводка на резкозть.
В светлой одежде вы будете заметнее для камеры. Из-за чего на фотографии возможно появление нежелательного силуэта или блика светоотражающего элемента.
Спланируйте фото заранее. Сделайте несколько тренировочных кадров, чтобы скорректировать настройки камеры и понять, сколько времени необходимо для создания рисунка.
Экспериментируйте с разными источниками света. Чем сложнее источники, тем интереснее выглядит результат.
Чтобы сфотографировать человека на фоне фризлайта, понадобится дополнительный импульс света. Это может быть встроенная вспышка второго фотоаппарата или более мощный (внешний) вариант.
Ночная пейзажная съемка
Этот жанр требует гораздо большей концентрации и терпения, а каждому удачному снимку здесь предшествует длительная подготовка.
Перед съемкой:
Посмотрите прогноз погоды. Идеальные погодные условия: отсутствие облаков, ветра и осадков. Если что-то из этого в прогнозе, оно может помешать съемке.
Держитесь подальше от населенных пунктов. Они станут источниками светового загрязнения.
Продумайте композицию кадра. На фоне ночного неба особенно интересно выглядят деревья, скалы, силуэты людей.
Поэкспериментируйте с настройками камеры. Помните, что широко открытая диафрагма увеличивает количество света, попадающего на матрицу, но уменьшает глубину резкоизображаемого пространства. А чрезмерно высокая светочувствительность испортит кадр большим количеством шума.
Для аcтрофотографий лучше использовать полнокадровые камеры (из-за большего размера матрицы) и широкоугольную оптику в диапазоне от 12 до 24 мм. Кроме штатива понадобится утяжелитель для дополнительной стабильности, средства дистанционного спуска затвора и фонарь.
Отдельной категорией астрофотографий можно считать снимки с траекторией движения звезд. Получить такой кадр можно двумя способами: склейкой серии снимков с выдержкой 20–30 секунд, или одним кадром с выдержкой от 30 минут.
В первом случае серию кадров придется объединять программно. Для этого отлично подойдут StarStaX или Startrails. Обе утилиты совершенно бесплатны и имеют весь необходимый функционал для получения конечного результата за пару кликов. Достаточно лишь загрузить изображения и выбрать один из режимов. StarStaX имеет девять режимов объединения кадров, у Startrails их два.
Во втором случае камера должна иметь режим «Bulb». В котором диафрагма остается открытой до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора.
Требования к качеству штатива при съемке ночного неба повышаются. Камеру нужно удерживать неподвижной по несколько часов. Время выдержки при фризлайте куда короче (обычно не более 60 секунд).
Превращаем воду в туман
Еще один пример использования длинных выдержек для получения необычного эффекта от вполне обыденных вещей — съемка воды. В результате получаются атмосферные кадры, на которых создается ощущение наполнения водоема туманом. Особенно эффектно выглядят фотографии горных рек или больших массивов воды во время отливов и приливов.
При съемке днем, для компенсации избытка солнечного света, пригодится нейтральный серый фильтр (ND). Без него не получится установить необходимую длину выдержки, избежав переэкспонирования кадра.
Снимая днем на длинных выдержках, в объектив попадает избыточное количество света. Это приводит к пересвечиванию снимка и может безвозвратно испортить его. Задача ND-фильтра — уменьшить количество света, проникающего к матрице. Есть модели с фиксированным затемнением (плотностью) и переменной плотности. Вторые удобны своей универсальностью (одним пременным можно заменить сразу 2–3 фиксированных).
Степень затемнения обозначается в стопах или кратах. Стоп — уменьшение светового потока вдвое, каждый раз считается от предыдущих настроек. Краты показывают увеличение выдержки, необходимое для выравнивания экспозиции, относительно первоначального значения.
Съемка панорам
Часто задуманный сюжет целиком не помещается на фото. Причина кроется в неподходящем фокусном расстоянии или слишком большой области пространства, которую необходимо поместить в кадре. Проблема решается склейкой панорамы из нескольких снимков.
Большинство камер обладают автоматическим режимом, позволяющим получить готовый результат через несколько секунд после съемки. Кроме простоты, назвать какие-либо плюсы данного способа сложно. А недостатков хватает: полное отсутствие контроля над процессом, отсутствие возможности склейки панорамы из нескольких рядов, ограниченный набор настроек камеры.
Снимая панорамы со штатива, фотограф получает возможности:
При съемке панорам штатив выполняет сразу несколько функций:
Для того, чтобы получить панорамное фото, необходимо:
В случае, если вы снимаете панораму звездного неба, делайте несколько снимков одного кадра. Это поможет убрать цифровой шум матрицы. Максимальная допустимая выдержка считается по формуле: «Выдержка ≤ 500/ФР». Например, на камере с кропом 1.5 и объективом с фокусным расстоянием 24 мм, выдержка должна быть не длиннее 14 секунд. В противном случае, звезды на фото будут иметь шлейф.
Склейка HDR-снимка осуществляется все в том же Lightroom. Актуальные версии программы позволяют объединять кадры сразу в HDR-панораму. В зависимости от разрешения исходных файлов, такой режим может потребовать значительных ресурсов ПК.
Метод трудоемкий и помимо фотографий требует время для их обработки. Однако, результатом станет детализированное изображение с большим разрешением и превосходным динамическим диапазоном, что открывает хорошие возможности для цветокоррекции.
Брекетинг по фокусу
Техника позволяет увеличить глубину резкоизображаемого пространства за счет съемки серии снимков с небольшим изменением дистанции фокусировки и последующим их объединением в редакторе. По методике получения таких снимков есть отдельный материал.
Таким способом часто получают снимки предметов, габариты которых целиком не помещаются в фокус. Техника нашла применение и в пейзажной фотографии, когда необходимо сохранить резкозть переднего плана и фона одновременно.
В данном случае использование штатива необходимо для сохранения единой точки расположения камеры. В противном случае, программа не сможет качественно объединить отдельные снимки.
Штатив открывает большие возможности для предметной съемки, съемки макро, портретов. Однако, такие жанры неплохо обходятся и без этого инструмента. В статье приведены техники, которые не смогли бы существовать без штатива. Они нестандартны и их результатом становятся необычные кадры, которые на каком-то этапе появляются в работах большинства людей, увлекающихся фотографией.