Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Увеличительные приборы
Общий признак всех живых организмов
Клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.
Самый распространенный увеличительный прибор — лупа — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).
Рис.1 Ручная и штативная лупы
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ — смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Рис.2 Световой микроскоп
Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
Оборудование, необходимое для работы с микроскопом:
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
1. С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
2. Препарат помещают на предметный столик.
3. На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через окуляр).
4. Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
6. Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен храниться в чистом шкафу отдельно.
Строение растительной клетки
Урок по биологии по теме увеличительные приборы для 5 класса
Выбранный для просмотра документ увел приборы.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Историческая справка Роберт Гук (16 век)
Историческая справка Антони ван Левенгук (17 век) Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов
Ручная лупа увеличительное стекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа
Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.
Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.
Что мы можем увидеть в микроскоп?
Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)
Дробление яйцеклетки Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса
Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)
4. Положите на предметный столик готовый микропрепарат. Закрепите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа
Домашнее задание П.6 Подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия и использовании микроскопа. Подготовиться к лабораторной работе.
Выбранный для просмотра документ урок по теме увел. приборы.docx
Урок по теме «Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)» для 5 класса
— познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа;
— научить работать с лупой и световым микроскопом;
— сформировать понятие о клетке и клеточном строении.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Метапредметные: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.
Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.
Деятельность учащихся: знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
I. Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса (исторический факт)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
II. Изучение нового материала.
1.Демонстрация учителем увеличительных приборов (лупы, штативной лупы и микроскопа) и рассказ об использовании их в биологических исследованиях.
2. Лабораторная работа «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений. (Выполнение работы по инструктивной карточке на с. 31 учебника, оформление работы в тетради (задание 21).)
3. История открытия клеточного строения организмов. (Рассказ учителя.)
4. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. (Объяснение учителя, демонстрация микроскопа и приемов работы с ним.)
5. Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». (Выполнение работы по инструктивной карточке на с. 33 учебника, оформление работы в тетради (задание 22).)
III. Закрепление знаний и умений.
Беседа об устройстве светового микроскопа. Отработка умений последовательности действий при работе с микроскопом.
ЗАДАНИЕ: разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора»