Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Увеличительные приборы

Общий признак всех живых организмов

Клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.

Самый распространенный увеличительный прибор — лупа — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Рис.1 Ручная и штативная лупы

Устройство микроскопа

Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ — смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Рис.2 Световой микроскоп

Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.

Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.

Приготовление микропрепарата

Оборудование, необходимое для работы с микроскопом:

Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука

При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.

Правила работы с микроскопом:

1. С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливают на расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
2. Препарат помещают на предметный столик.
3. На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается через окуляр).
4. Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
5. После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
6. Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он должен храниться в чистом шкафу отдельно.

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология Строение растительной клетки

Источник

Урок по биологии по теме увеличительные приборы для 5 класса

Выбранный для просмотра документ увел приборы.ppt

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Историческая справка Роберт Гук (16 век)

Историческая справка Антони ван Левенгук (17 век) Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов

Ручная лупа увеличительное стекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа

Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.

Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.

Что мы можем увидеть в микроскоп?

Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)

Дробление яйцеклетки Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса

Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)

4. Положите на предметный столик готовый микропрепарат. Закрепите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа

Домашнее задание П.6 Подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия и использовании микроскопа. Подготовиться к лабораторной работе.

Выбранный для просмотра документ урок по теме увел. приборы.docx

Урок по теме «Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)» для 5 класса

— познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа;

— научить работать с лупой и световым микроскопом;

— сформировать понятие о клетке и клеточном строении.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Метапредметные: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.

Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.

Деятельность учащихся: знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

I. Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса (исторический факт)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

II. Изучение нового материала.

1.Демонстрация учителем увеличительных приборов (лупы, штативной лупы и микроскопа) и рассказ об использовании их в биологических исследованиях.

2. Лабораторная работа «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений. (Выполнение работы по инструктивной карточке на с. 31 учебника, оформление работы в тетради (задание 21).)

3. История открытия клеточного строения организмов. (Рассказ учителя.)

4. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним. (Объяснение учителя, демонстрация микроскопа и приемов работы с ним.)

5. Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». (Выполнение работы по инструктивной карточке на с. 33 учебника, оформление работы в тетради (задание 22).)

III. Закрепление знаний и умений.

Беседа об устройстве светового микроскопа. Отработка умений последовательности действий при работе с микроскопом.

ЗАДАНИЕ: разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора»

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.

1. Увеличительный прибор.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

IV. Рефлексия (нарисуй смайлик!)

В учебнике изучить § 6 «Устройство увеличительных приборов». Ответить на вопросы в конце параграфа; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33 учебника. В рабочей тетради выполнить задание 23.

Источник

Конспект урока Биология, 5 класс Урок 4. Увеличительные приборы

Урок 4. Увеличительные приборы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Урок посвящён изучению принципов работы различных увеличительных приборов

2. Узнаете о цели применения увеличительных приборов для биологических исследований.

Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив

Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.

Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.

Обязательная и дополнительная литература по теме

1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019

2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.

3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.

4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.

5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.

6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.

7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.

Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.

С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса : Установите соответствие:

Источник

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 4. Увеличительные приборы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив

Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.

Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.

Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.

С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Установите соответствие:

Источник

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

История появления

Создание увеличительных приборов произошло в древние времена. Первые устройства появились в Египте еще до нашей эры. На основании полученных сообщений становится понятным, что изготовлены они были из горного хрусталя. Такое открытие сделали археологи во время раскопок. После изучения полученной информации стало ясно, что изображение они увеличивали в 1500 раз.

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

История появления первой трубы связана с Галилео Галилеем. Он сумел сделать аппарат, который являлся прототипом современного микроскопа. Устройство увеличивало рисунок в 300 раз. В XVII веке ученый Торе умел изготавливать лупы с увеличением в 1500 раз. Наконец, Левенгуку удалось изобрести микроскоп. С его помощью можно было изучать строение клетки или какую-то часть ткани микроорганизмов.

Современные оптические приборы основаны на первых простых микроскопах. Их назначение связано с проведением исследований в области биологии или других наук.

Линза и лупа

Основным элементом в любом оптическом приборе является линза. Она представляет собой стеклянный материал выпуклой или вогнутой формы. Падающие на стекло лучи преломляются и сходятся в одной точке. Это позволяет видеть объект в увеличенной форме.

Линза вставляется в оправу, которая бывает 3 видов:

Такое устройство называется лупой. Ей можно пользоваться, если не требуется рассматривать микроскопические ткани, поскольку изображение увеличивается только в 25−30 раз.

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Существует несколько вариантов таких изделий:

Кроме основных видов, часто встречаются комбинированные варианты. Например, к карманной лупе еще добавляется шнурок.

Современный микроскоп

Чтобы понять, какие увеличительные приборы используют современные ученые, нужно ознакомиться с их устройством. Такие аппараты называются микроскопами. Они обладают большим увеличением. С их помощью можно рассматривать бактериальный состав живых организмов. В состав аппарата входят узлы:

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

Конструкция таких микроскопов является простой, поэтому и увеличение они дают только в 300 раз. Если посмотреть на фотографию сложных устройств, то видно, что такие аппараты состоят из большого количества деталей. При этом они увеличивают рисунок линий тканей в несколько тысяч раз.

Применение аппарата в школе

На биологии в 5 классе такие аппараты используются для исследования строения микроскопических тканей. В задачу учащихся включается требование подготовить прибор для работы. Для этого используются составляющие:

Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Смотреть картинку Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Картинка про Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология. Фото Для чего используют увеличительные приборы 5 класс биология

На основное стекло с помощью пипетки наносится капля воды. Берется изучаемая живая ткань, отпрепарируется иглой в виде тонкой пленки и укладывается в каплю воды. Сверху ткань накрывается покрывным стеклом. При помощи фильтровальной бумаги убирается лишняя вода. Также нельзя допускать присутствие воздуха.

Исследование проводится со следующими тканями:

Вся полученная информация оформляется в виде доклада. В нем следует подробно описать результаты проведенного опыта, изобразить с помощью рисунков полученные сведения и поставить свою подпись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *