Для чего используют звуковые повторы в речи 5 класс

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Источник

Урок по русскому языку по теме «Звукопись. Тропы речи»

Цель: повторение изученного в 5-7 классах о звукописи, тропах речи; использование знаний на практике при анализе текстов.

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

I. Организующий этап

Слово учителя о теме урока, целях, об эпиграфе, к которому вернемся позже.

II. Какие мудрые мысли вы нашли и записали в домашней работе?

1. Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).

2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).

3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет… (Н. Браун).

4. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин).

III. Что такое звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.
Вернемся к эпиграфу. Какие звуки повторяются? Громыхание грозы, шепот и шорох морского гравия. Как называется это явление? Аллитерация и ассонанс. Что такое аллитерация? Это повторение одинаковых или сходных звуков. Ассонанс – это повторение гласных звуков.

IV. Следующий этап урока – четыре времени года в звукописи. Мы поговорим о том, что можно слышать весной, летом, осенью, зимой; отметим ассонанс и аллитерацию. Итак,

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят… (Ф. И. Тютчев)

Непрерывное повторение ут, у напоминает гул потока, бл, гл – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.

Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
журч, руч, урч – журчание воды;
жуж, шм, – жужжание.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. А. Некрасов)

Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; у – напоминает свист ветра.

Веселым треском трещит затопленная печь.
тре, тре, ч, щ – напоминает треск дров в печи.

V. Важнейшее качество художественного текста – его выразительность. Выразительность же зависит от присутствия в языке определенных средств, которые способны придавать речи это качество, это изобразительно-выразительные средства.

1. Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в нем какое-либо свойство, качество. Это образное определение предмета или действия; слова, использованные в переносном значении. Эпитет – поэтическое определение.

Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
Эпитет может указывать на:

1) величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («весенние мечты»);
3) цвет («рудо-желтый песок», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»);
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («мой первый друг, мой друг бесценный»).

2. Олицетворение – это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Олицетворения используются при описании явлений природы окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)

Назовите олицетворения, найдите прием звукописи.

3. Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)

4. Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака; открытое сопоставление.

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера сруи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер, услал дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

VI. Мир насекомых – самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный, интригующий и любопытный, дает множество ассоциаций с миром человеческой жизни. Среди вечных лирических сюжетов, переходящих из одной поэтической книги в другую, это и мотыльки, и пчелки, кузнечики, муравьи, бабочки и шмели. Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Последний шмель». (Текст стиха, размноженный на ксероксе, перед учениками)

VII. Человек и природа, умение видеть и ценить красоту, ответственность каждого из нас за свои поступки – темы, актуальные для сегодняшнего времени. Перед нами текст Соколовой о рябинке. Чтение текста учеником (выразительность, интонация).
Тема текста?
– Рябинка.
Основная мысль?
– Каждый человек отвечает за свои поступки, и все мы вместе в ответе за происходящее на Земле; что же останется после нас.
Стиль?
– Художественный в сочетании с разговорным.
Тип речи?
– Повествование и описание с элементами рассуждения. Какие художественные и языковые средства использует автор для описания деревца, участников действия?

(Ученики в своих тетрадях делают записи, потом зачитывают).

1. Рябинка, деревце – уменьшительно – ласкательные суффиксы, веточка.
2. Олицетворения: рябинка пристроилась на обочине, тянулась к свету и поднялась, мотая головой; гроздья смеялись; ветки протягивали листья.
3. Эпитеты: рябинка долговязая, угловатая, милая, кудрявая, богатая; тонкие ветки; тяжелые пышные богатые гроздья, ярко и празднично окрашенные; добрые длинные склеенные листья. Люди: бездушные люди.
4. Сравнение: рябинка долговязая, как подросток; листья склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
5. Метафоры: деревце запылало, как костер; каждая ягода дрожала в капле воды; на рябинке горела одна – единственная яркая кисть.
6. Использование диалога, реплики действующих лиц характеризуют их. Можно много говорить на эту тему, но для нас этот урок – еще одна ступенька к полному анализу художественного текста, а в будущем – и к ЕГЭ.

VIII. Подведение итогов урока

– Ребята, о каких языковых явлениях мы говорили сегодня на уроке?
– Зачем в художественных текстах используется звукопись? Тропы речи?

IX. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок

X. Домашнее задание

Сделать анализ любого стихотворения о природе русского поэта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *