Для чего используются повторы в былинах

Функции лексического повтора в былинах

Один из способов подчеркнуть значение слова состоит в том, что нужное слово или группа их повторяется. Создатели былин широко пользуются этим приемом.

Просмотр содержимого документа
«Функции лексического повтора в былинах»

Функции лексического повтора в былинах

Один из способов подчеркнуть значение слова состоит в том, что нужное слово или группа их повторяется. Создатели былин широко пользуются этим приемом:

…Как сильноё могучее Иванище,
Как он Иванище справляется,
Как он-то тут, Иван, да снаряжается
Идти ко городу Еросо́лиму,
Как господу там богу помолитися,
Во Ердань там реченьке купатися,
В кипарисном деревце сушитися,
Господнёму да гробу приложитися…
«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9; 155].

Повторение такого рода усиливает значение и вес слова, придает резкость обозначаемому через повторение качеству или свойству. «Крепко-накрепко» обозначает полную ненарушимость данному слову при всех обстоятельствах жизни без всяких исключений; «на веки вечные» звучит сильнее, чем «навеки» и «навсегда», означает, что конца не будет никогда.
Повторение приобретает особую силу, когда повторяемые слова или группы их разделены по разным строкам. Конец строки создает естественную паузу, и, таким образом, между повторяемыми словами или словесными сочетаниями создается небольшая остановка. Повторяющиеся сочетания могут стоять в конце одной строки и начале следующей (так называемая палилогия), или оба повторяемых элемента стоят в начале строки (анафора). Повторение в конце строк (эпифора) как художественный прием русскому эпосу неизвестно.

От повторений, имеющих целью усилить удельный вес слова, следует отличать сочетания и соединения из слов, близких по значению или даже восходящих к одному корню, но имеющих уже иную цель.
Одна из разновидностей таких сочетаний состоит в том, что к глаголу добавляется дополнение одинакового с ним корня. Цель таких сочетаний состоит не в том, чтобы усилить значение слова, а в том, чтобы придать ему точность:

…Она едет-то ко городу ко Киеву,
Она кличет-выкликает поединщика,
Супротив себя да супротивника,
Из чиста поля да и наездника…

«Илья Муромец и дочь его» [9: 177];

…она ездит поленица по чисту полю
На добром коне на богатырскоем,
Она шуточки-то шутит не великие,
А й кидает она палицу булатную
А й под облако да под ходячее… [9: 178];

…Старый казак Илья Муромец:
«Здравствуй-ко, старый казак Илья Муромец!»
Как он его тут еще здравствует:
«Здравствуй, сильноё могучеё Иванище!
Ты отколь идешь, отколь бредешь,
А ты отколь еще свой да путь держишь?» –
«А я бреду, Илья Муромец… [9; 156];

…Он с Иванищем прощается, распрощается:

«Прощай-ко ты, сильное могучее Иванище!
Впредь ты так да больше не делай-ко,
А выручай-ко ты Русию от поганыих.

Поехал тут Ильюшенька во Киев-град…

«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9: 162].

Другой тип подобного рода сочетаний состоит в том, что к слову прибавляется другое, весьма близкое к нему по значению: в тую пору-времечко, закручинился и запечалился, знаю-ведаю, идет путем да и дорогою и другие. Такие сочетания очень характерны для эпоса и весьма многочисленны и разнообразны.

В тех случаях, когда в конце строк повторяются не только слова, но синонимические группы слов, мы имеем уже не только явление смыслового порядка, но порядка организации стихотворной речи. Ритмика и метрика былинного стиха здесь не могут быть изучаемы. Они составляют предмет особой дисциплины, но некоторые отдельные явления, связанные с ритмическим употреблением слов, все же необходимо кратко рассмотреть.
На повторение словесных групп в конце строк обратил внимание Белинский и дал им иное и более правильное толкование, чем это впоследствии было сделано в трудах некоторых ученых.

В.Г. Белинский чрезвычайно смело и убедительно отнес их к области рифмы и истолковал их как смысловые рифмы. Он пишет: «В русской народной поэзии большую роль играет рифма не слов, а смысла: русский человек не гоняется за рифмою – он полагает ее не в созвучии, а в кадансе, и полубогатые рифмы как бы предпочитает богатым; но настоящая его рифма есть рифма смысла: мы разумеем под этим словом двойственность стихов, из которых второй рифмует с первым по смыслу. » [1: 156]. Отсюда эти частые повторения слов, выражений и целых стихов.

Источник

С какой целью в былинах используются повторы?

с какой целью в былинах используются повторы

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Зачастую повторы связаны с усилением, но в некоторых литературных произведениях они могут быть связаны с кумулятивным сюжетом, когда важно повторять одни и те же конструкции несколько раз. В былинах повторы связаны ещё и с тем, что они не просто рассказывались или читались, а исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов, так что помимо усиления, повтор был ещё связан и с музыкальной конструкцией.

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Сборник назывался «Онежские былины».

План былины «Три поездки Ильи Муромца»

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

По плану пишем сочинение по шпаргалкам.

По первому пункту перечислите несколько особенностей, смотрите таблицу и привиедите пару примеров из текста. Для чего используются художественные приемы в былине

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Пункт два. былина состоит из зачина, основной части и концовки. Для чего нужен зачин в былине, о чем зачин предвещает.

Пункт три. Героический пафос. Напишите, что образ главного героя былины центральный, подвиги для чего совершает богатырь. Как обращение народа к былинным героям (Алешенька, Илюшенька) передает отношение народа к богатырям

Пункт четыре. Основные качества былинных героев. Перечислите эпитеты.

Пункт пять. сколько всего циклов былин, их отличия. О чем читатель узнает, читая новгородский цикл былин и киевский цикл былин.

Пункт шесть. Где происходит событие, как в былине описывается время эпитеты в былине. Вы как читатель, понимаете насколько сильным был русский богатырь с помощью художественных приемов, используемых в былинах.

И в конце завершаете сочинение, что авторами былин можно считать весь народ, используемая лексика передает быт древних русичей.

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Пункт семь. Ваше отношение к художественным приемам, для чего нужны гиперболы,

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Решает Илья Муромец испытать судьбу: по первой «дороженьке» поехал, повстречал разбойников, победил их всех, очистил путь.

Поехал по второй дороге и повстречалась ему красна девица. Только красота ее оказалась обманчивой, хотела девица сгубить нашего героя. Да не тут-то было. Илья хитрей оказался. И сам спасся и еще сорок добрых молодцев из плена коварной красавицы выручил. Вторую дороженьку очистил.

Вот такие удачные три поездочки сложились у нашего богатыря.

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

Для чего используются повторы в былинах. Смотреть фото Для чего используются повторы в былинах. Смотреть картинку Для чего используются повторы в былинах. Картинка про Для чего используются повторы в былинах. Фото Для чего используются повторы в былинах

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *