Для чего используются словарные таблицы
Материалы букваря, виды и приемы работы с ними
Таблицы слогов-слияний(помогают осознавать роль новой буквы, ее место в слоге).
Виды слоговых таблиц: 1) с пропущенными слогами; 2) лучеобразные; 3) стрелочные; 4)цепочные.
Приемы работы: а) чтение слогов сверху вниз и наоборот; б) чтение слогов с твердыми мягкими согласными; в) чтение слогов со звонкими и глухими согласными; г) чтение слога и договаривание его до полного слова; д) последовательное чтение двух – трех слогов так, чтобы получилось новое слово; е) показ и чтение слога (слогов), услышанных в произнесенных словах.
Упражнения в чтении: 1)чтение с предварительным анализом по графическим пометам (Сколько слогов? Прочитайте слияние. Прочитайте первый слог, второй, слово в целом); 2) чтение и объяснение лексического значения; 3)чтение слов в прямом и обратном порядке; 4) выборочное чтение (имена людей, клички животных, названия растений и т.д.); 5)чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом; 6) чтение слов и подбор синонимов, антонимов; 7) чтение слов, являющихся ответом на вопросы типа “Что растет в лесу?”.
Различные приемы чтения слов помогут избежать их заучивания, будут способствовать сознательному, многократному прочтению.
Для работы со столбиками слов можно предложить пропедевтические задания, предполагающие элементарные наблюдения над фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими, словообразовательными признаками.
Если в колонках есть слова разных частей речи, необходимо использовать их для формирования у учащихся соответствующих морфологических умений: можно предложить детям поставить вопросы к таким словам:
с.53 космос с.82 единый с.84 лебеди
косили еловый белые
косилка ерши вишни
Можно использовать также слова-названия предметов для формирования у первоклассников практического представления о роде, числе имен существительных, формировать умение подставлять к каждому названию предмета слова он, она, оно, они; можно также провести первичное ознакомление с различением названий живых и неживых предметов по вопросам кто? что?.
Сознательным речевым действиям первоклассников, связанным с формированием у них грамматически правильной речи, будут способствовать упражнения в чтении предложений, сконструированных из слов и предметных рисунков, использованных вместо слов, которые дети еще не умеют прочитать. Слово, которое добавляет ученик в предложение в процессе его чтения вместо изображенного предмета или условного обозначения, что также символизирует слово, он должен поставить в необходимую грамматическую форму.
В отдельных случаях ученикам приходится дополнять предложения антонимичными, синонимичными формами, правильно сочетать глаголы с другими словами.
Связные текстыиспользуются для отработки навыка чтения и формирования элементарных умений анализировать текст. Приемы работы с текстом можно использовать такие:
1. Чтение по предложениям «цепочкой».
2.Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам.
3.Пересказ прочитанного.
4.Подбор заглавия к тексту.
5.Составление рассказа по аналогии с прочитанным.
6.Чтение текста и работа над выразительностью.
7.Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения.
8.Чтение текста после беседы по сюжетной картинке.
9.Чтение текста и лексическая работа.
Для работы с текстом обязательна подготовительная работа к восприятию; показательное чтение текста учителем; использование дополнительных материалов для индивидуального чтения; печатанье текста на доске; многократное прочтение как по слогам, так и целыми словами и предложениями; еженедельные 20-минутные занятия с детской книгой.
Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста и для работы по развитию речи. Упражнения для работы с сюжетными картинками: 1)ответы на вопросы (беседа); 2)составление предложений; 3)составление связных текстов
Серии сюжетных картинок используются для составления предложений к каждой, а затем для объединения предложений в связный рассказ.
Предметные картинкимогут быть использованы для звуковой работы (называют предмет, анализируют звуковой состав слова; называют предметы и сравнивают звучание слов, определяют наличие изученного звука), а также для лексической (называют предмет, объясняют его лексическое значение; наблюдают явление многозначности; сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, наблюдают над синонимами, антонимами).
Группы предметных картинокслужат для словарно-логических упражнений: 1)на различение родо-видовых понятий (как назвать одним словом?); 2)классификацию предметов (какой предмет лишний и почему?); 3)сопоставление слова со звуковой схемой; 4) обобщение (Чьи вещи? Где растут деревья?).
Схемы-моделииспользуются для аналитико-синтетической работы:
— проводится звуковой анализ слов с опорой на данную схему (можно предложить такие задания: соотнеси картинки и схемы; соотнеси схемы и слова; соотнеси картинки, схемы, слова);
— звуковой анализ и составление схемы;
— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;
— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;
— чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание предложений»;
— составление предложений по схемам.
Лента (таблица) букв может быть использована на этапе повторения, изучения новогоматериала, закрепления новых звуков и букв. Приемы работы с «лентой букв» на этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «лент букв» по плану:
— прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;
— прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;
— прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);
— прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;
— назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);
— какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:
— гласная: назвать звук; обозначает мягкость — твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;
— согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости — мягкости (если есть); парный — непарный, звонкий — глухой, назвать пару по звонкости — глухости (для парных).
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
Работая с лентой букв на этапе изучения нового материала, можно использовать такие приемы:
1. Определение места буквы на «ленте букв».
2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного.
На этапе закрепления и обобщения: для работы с лентой (таблицей) букв используются такие приемы:
1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами и отвечают на вопрос: Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2. Игра «Отгадайте букву».
1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.
2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.
С этой целью учитель может предложить ученикам индивидуальные карточки или таблицу на доске со словами, которые читались на предыдущих страницах букваря.
Задание: прочитайте сначала не спеша, а потом как можно быстрее.
Такие таблицы можно предлагать ученикам для чтения после каждой 5-6 изученной буквы. Отрабатывая чтение таким способом, будем работать над усовершенствованием навыка чтения, что важно в букварный и послебукварный периоды обучения.
В работе с первоклассниками большое внимание надо уделять разнообразным видам чтения: чтению вслух и молча, цепочкой, выборочно, хором, с интонацией. Тексты с диалогами можно читать в лицах, что позволит отрабатывать выразительное чтение повествовательных, вопросительных, побудительных предложений, предложений с восклицательной интонацией.
Для развития самостоятельности учащихся в чтении необходимо практиковать самостоятельное чтение вполголоса, во время которого каждый ученик сможет активно включиться в процесс чтения на уроке.
Образец выразительного чтения стихотворения или художественного прозаического текста учитель дает сам или использует ТСО.
Сознательность чтения формируется на основе выполнения разных заданий, построенных на материале букварных страниц:
1. Определите, к какому рисунку относится предложение.
2. Назовите действующих лиц, о которых идет речь в тексте.
3. Найти слова, которые передают названия изображенных предметов.
4. Рассказать, кто что делает в прочитанном тексте.
5. Прочитать начало сказки и подумать, как ее продолжить.
6. Составить предложения со словами, данными в столбиках.
7. Напечатать слова в тетради.
Первоклассникам надо также предлагать материал, который имеет коммуникативную направленность: короткие инструкции к игровым и учебным заданиям, тексты поздравлений, пожеланий, написанных учителем или одноклассниками, чтение подписей под серией картинок, аннотацию к книге, которую надо прочитать.
Такие задания помогут первоклассникам осознать важность и полезность навыка чтения.
Чтобы проверить навык чтения текста, необходимо предлагать варианты текстов, чтобы избежать заучивания их наизусть.
Таблицы по русскому языку «Словарные слова»
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 2 класса
СХЕМА РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОСЛОЖНЕНО (есть обращение, прямая речь, однородные члены)
НЕОСЛОЖНЕНО (нет обращения, прямой речи, однородных членов)
Схема разбора предложения во 2 классе
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. О ком или о чем говорится в предложении?
4. Что говорится о подлежащем?
5. Какая основа предложения?
6. Все ли главные члены присутствуют в предложении?
7. Есть ли в предложении второстепенные члены?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-800789
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой
2. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.
Состоит из 2-х блоков:
— понимание и употребление слов номинативного лексического значения;
— выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.
1-ый блок включает в себя 5 заданий.
Задание №1. Состояние номинативного словаря.
Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака).
Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Состояние глагольного словаря.
Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.
2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).
3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).
Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №4. Словарь числительных.
1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)
2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)
Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №5. Словарь предлогов.
Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай ( в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).
Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2-ой блок включает в себя 4 задания.
Задание №6. Лексические парадигмы:
1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).
Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы кто и что как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет; ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.
Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №7. Часть – целое.
Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.
Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
3. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
1.Исследование активного словаря:
1.1 Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
— части одежды: рукав, воротник, пуговица;
— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.4 Название профессий.
Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
Кто как голос подаёт?
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.6 Словарь прилагательных.
— Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
— называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1.7 Подбор антонимов:
Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
1. Исследование пассивного словаря.
2.1 Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»
— части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
— части одежды: рукав, воротник, пуговица;
— части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
— части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.3 Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.4 Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
6.Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.
Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.