Для чего изучать биологию в школе
Зачем человеку нужно знание биологии
Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?
Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.
Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Для чего изучать биологию в школе
Окончила школу экстерном. Выпускница кафедры анатомии и физиологии человека и животных БГУ. Правнучка советского биолога, философа и энтомолога, профессора А.А. Любищева. Специалист по подготовке к ЕГЭ.
Как начался ваша педагогическая деятельность? Почему вы выбрали этот путь?
Я выросла в среде, где главным богатством человека являются знания. Прадедушка — Александр Александрович Любищев — был известным учёным, исследовал процессы эволюции, занимался систематикой. Дедушка и папа — врачи, мама — музыкант. И все они преподавали.
Передавать знания — так же естественно, как и получать.
В старших классах школы я с удовольствием помогала подтягивать знания младшеклассникам, в студенческие годы занималась репетиторством. После университета работала в частной школе и в компании, которая готовит школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Во время пандемии коронавируса я со своими учениками часто прибегала к платформе «Фоксфорда». И с радостью приняла предложение его домашней школы вести курсы по биологии.
Вы окончили школу экстерном и не понаслышке знаете плюсы и минусы домашнего обучения. Каковы они?
Действительно, я с седьмого класса была на домашнем обучении, а программу 10 и 11 классов прошла ускоренно (хотелось выделить год на подготовку к университету).
Мой экстернат не был похож на современный: почти всё пришлось изучать самостоятельно, по учебникам. В этом плане «Экстернат Фоксфорда» с его прекрасными преподавателями и информативными занятиями, конечно, находка для старшеклассников.
Исходя из своего опыта, могу выделить следующие преимущества домашнего обучения:
Что касается минусов домашнего обучения, мне кажется, главным является нехватка общения. Важно заранее продумать, где ребёнок будет встречаться со сверстниками. Это могут быть спортивные секции, музыкальная школа, кружки по интересам и так далее.
Домашнее обучение предполагает самостоятельность. Как можно её выработать?
Раньше большинство людей переставали учиться, когда выпускались из института, но в 21 веке образование становится непрерывным процессом. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать квалификацию, а порой и по несколько раз менять сферу деятельности. Любое обучение должно быть осознанным и приносить удовольствие.
Если понимаешь, зачем учишься, проявлять самостоятельность нетрудно. Поэтому прежде всего поставьте перед собой цель, и всякий раз оглядывайтесь на неё — «Всё ли я сделал, что мог? Приблизился ли я к своей цели?».
Следующий шаг — поработайте над самодисциплиной. Составляйте списки дел на день. Задачи в todo-листе должны быть посильными, конкретными и измеримыми: не просто «выучить биологию», а «посмотреть занятие №2 по курсу биологии и выполнить пять заданий к нему».
Старайтесь отслеживать, сколько времени у вас уходит на ту или иную задачу, и в последующем закладывать его в расписание. Отдельно следите, какую часть дня занимают социальные сети, компьютерные игры, просмотр передач. Возможно, стоит ограничить такое времяпрепровождение, чтобы достичь своей цели?
Для чего современному человеку биологические знания? Зачем этот предмет изучать в школе?
Биология — это наука о жизни. Без изучения биосферы, частью которой является человек, трудно выжить, даже в столь технически развитом мире, какой есть сейчас.
Сфера применения биологических знаний обширна. Это и наука, и медицина, и бизнес и даже быт.
Школьный курс биологии может рассказать вам о вашем теле, научить правильно питаться, отличать безопасных насекомых от опасных, а главное — любить и оберегать природу.
Уроки биологии могут заложить фундамент вашей будущей профессии. Например, коронавирус показал, насколько важна и востребована может быть медицина. У меня многие ученики в этом году утвердились в желании стать врачом. А в медицинский без биологии не поступишь.
Конечно, как в любом предмете, в биологии есть скучные вещи, которые нужно либо просто вызубрить, либо попытаться запомнить с помощью мнемотехники.
Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?
Самое большое удовлетворение мне приносят не оценки, а психологические и социальные успехи ребёнка. В моей практике были ребята с полным отсутствием мотивации. Из-за проблем со здоровьем, буллинга и по другим причинам они не хотели заниматься даже один урок, не говоря уже о том, чтобы осваивать новые знания в последующей взрослой жизни.
Поэтому для меня победа, когда я вижу, что после наших занятий в глазах ребёнка загорается огонёк познания, он начинает верить в себя, не боится отвечать на вопросы и задаёт свои.
Нынешнее поколение — удивительное! Они честны, открыты и от этого немного ранимы. Важно научить ребёнка критическому мышлению, чтобы он не потерялся в потоках информации и следовал к своей цели.
Чем вам нравится заниматься в свободное от работы время?
Очень люблю музыку. У меня есть музыкальное образование, в свободные минуты с удовольствием играю на фортепиано. Меня это расслабляет и вдохновляет одновременно.
Люблю вместе с семьёй кататься на велосипеде, играть в настольный теннис. А ещё у нас с соседями целое сообщество по настольным играм.
Люблю мультфильмы Хаяо Миядзаки и, конечно же, книги. Причём совершенно разные. Например, из последнего прочитанного осталась под большим впечатлением от романа про историю рабства американского писателя Алекса Хейли — «Корни».
А тем, кто любит природу, настоятельно рекомендую прочитать роман «Серенгети не должен умереть». Авторы — Бернхард и Михаэль Гржимеки, отец и сын, которые всю жизнь занимались спасением животных. Это очень трогательная история, основанная на реальных событиях.
Что вы пожелаете детям и родителям, которые только переходят на домашнее обучение?
Всё новое — страшно. В начале пути все сомневаются, это нормально.
Ребятам пожелаю просто стараться. Ведь для освоения базового курса по биологии не нужны суперспособности — достаточно вашего желания. Если вы будете внимательно слушать, делать записи во время занятий и задавать вопросы в чате всякий раз, когда что-нибудь непонятно, у вас обязательно всё получится.
А родителям желаю верить в своих детей и поддерживать на каждом этапе обучения.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Учим биологию: для чего это нужно
Биология — один из обязательных школьных предметов.
Школьники не всегда понимают, для чего им приходится тратить свое время на изучение того или иного предмета, к примеру, для чего нужно учить биологию. В этом возрасте еще нет понимания того, что образованный человек должен иметь широкий кругозор и цельное представление о мире.
Однако изучение биологии нужно не только для этого.
Для чего же учат биологию
Наука биология включает в себя несколько разделов, из которых в школе изучают ботанику, зоологию, анатомию и экологию.
Школьный курс биологии позволяет ознакомиться с основами строения и жизнедеятельности растений, животных и человека.
Даже для тех, кто не планирует связывать свою жизнь с биологией как профессией, вопросы, которые изучают в рамках предмета, приносят немало пользы:
На чисто бытовом уровне, благодаря знаниям, полученным на биологии, мы можем отличить полезные растения от ядовитых, знаем, как оказать первую помощь при небольших травмах, чем вывести пятна с одежды, в зависимости от происхождения этих пятен и можем примерно понять, что написано в инструкциях к лекарственным препаратам.
Таким образом, полученные на уроках биологии знания помогают нам понимать, в каком мире мы живем, и как нужно вести себя, чтобы обеспечить свое здоровье и безопасность. И, что немаловажно, эти знания подаются нам в виде стройной и логичной системы, построенной по принципу «от простого к сложному».
Безусловно, в отсутствие уроков биологии мы тоже немало узнаем о мире из личного опыта или благодаря тому, что говорят нам родители. Даже маленький ребенок знает, что не стоит обмакивать пальцы в чашку с горячим чаем или играть с острым ножом. Но такой способ получения знаний не оптимален: он занимает много времени, не всегда эффективен и часто связан с риском (когда мы пробуем все на себе). И, конечно, системного взгляда на мир в этом случае не получить, ведь все знания будут ограничиваться лишь личным опытом, а весь пласт исследований, проведенных тысячами людей до нас, будет от нас скрыт.
С чего начать учить биологию
Изучать азы биологии начинают с 1-го класса школы в рамках курса «окружающий мир». Затем, в средних и старших классах, проходят все основные разделы биологии. Сначала изучают ботанику (науку о растениях), затем — зоологию (науку о животных), а в старших классах — анатомию (науку о человеке).
Такой порядок изучения логичен. В биологии работает принцип «что в малом, то и в большом». Поняв особенности жизнедеятельности растений, проще изучать строение и функционирование животных.
Поэтому при самостоятельном изучении предмета целесообразно использовать эту же схему.
Для изучения биологи пригодятся учебники. Однако не менее важно (а иногда и более, особенно, если речь идет о подростках) использовать в образовательном процессе научно-популярную литературу, написанную живым и ярким языком. Такое чтение позволяет по-настоящему увлечься предметом и дает стимул изучать его дальше.
Вот несколько примеров таких книг:
Как учить биологию самостоятельно
В случае с биологией сама жизнь помогает нам постигать эту науку. Нас окружают живые организмы, за которыми мы можем постоянно наблюдать. Достаточно наличия интереса, чтобы начать изучение. Благо, литературы в жанре нон-фикшн сейчас предостаточно.
Вам также может быть интересно:
Важно отметить, что биология достаточно сильно пересекается с химией и это еще одна из причин зачем учить химию.
Топ-6 способов быстро выучить биологию:
В любом случае, как по биологии нужно готовиться правильно, как и нужно готовиться к поступлению в вуз в целом.
Для каких профессий нужна биология
И все-таки биологию прицельно учат, чтобы освоить соответствующую профессию. Причем ситуация может развиваться разными путями:
Всем известно, что без знания биологии не обойтись врачам, психологам, биологам, экологам, агрономам, лаборантам, фармацевтам, но есть и другие профессии, требующие биологии в сочетании с другими дисциплинами, например:
На самом деле, профессий, связанных с биологией, сейчас настолько много, и они настолько разнообразны, что лучше проконсультироваться со специалистом по карьерному ориентированию, который поможет сделать правильный выбор перспективной профессии в соответствии с вашими способностями и интересами.
Наиболее перспективны на сегодняшний день именно междисциплинарные специальности. Важно осваивать их сейчас, чтобы быть в авангарде профессии. Но в вузах СНГ новые программы вводятся не так оперативно, как хотелось бы; наши учебные заведения предпочитают придерживаться проверенных путей.
За новой перспективной профессией лучше отправляться за рубеж, тем более, там не нужны ЕГЭ при поступлении, а, к примеру, в ФРГ можно учиться в вузе бесплатно.
Что требуется от абитуриента:
Биология как учебный предмет в средней школе.
Цель обучения биологии
Ответ на вопрос: зачем учить биологию? – важнейший элемент программы по биологии. Определение цели обучения – это одна из главных проблем методики учебного предмета.
Учителю необходимо знать основные цели биологии в целом и по каждому курсу, это помогает правильно определить цели отдельных тем и уроков. Цели обучения биологии в современной общеобразовательной школе предполагают:
В концепции биологического образования в 12-летней школе названы цели и задачи конкретного биологического образования:
Однако главнейшая цель общего образования школы нового типа XXI века – всестороннее развитие личности ученика. В этом процессе биология как учебная дисциплина считается одним из важнейших компонентов общего образования подрастающего поколения.
Содержание школьного предмета «Биология»
Содержание образования – это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру.
Учебный предмет – это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе.
Содержание учебного предмета биологии – это отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию её структуры.
В содержании учебного предмета выделяют три основные компонента: основы научных знаний, умения (прикладные знания) и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности (оценочные знания).
В основу содержания курса биологии положены ведущие биологические идеи: идея эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи биологических систем, взаимосвязи строения и функции, связи теории с практикой. Вокруг этих ведущих научных идей группируются специальные понятия, конкретные факты, практические области приложения научных знаний, составляющие содержание конкретных разделов и тем.
Второй составной частью биологического образования являются прикладные вопросы применения научных знаний в практических целях. Экспериментальная часть программы представлена внеурочными работами (фенологическими наблюдениями, летними заданиями), демонстрационными опытами, лабораторными и практическими работами, экскурсиями. Она учит ставить опыты, проводить наблюдения над биологическими объектами, применять биологические закономерности для объяснения гигиенических правил, агро- и зоотехнических приемов.
Третьей составной частью содержания учебного предмета являются знания и умения, направленные на формирование оценочных суждений, норм поведения, отношений к реальной действительности, касающихся природы, общества, человека. Этот компонент деятельности пока не нашел отражения в программе.
Необходимо ещё положительное отношение к усвоенным знаниям и умениям, личная убежденность в их истинности. Важнейшим фактором воспитания учащихся является формирование их потребностей. Эмоций и мотивов в единстве со знаниями, умениями и творческими способностями.
Школьный курс биологии изучается на трех уровнях: базовом, профильном и углубленном.
Профильное и углубленное обучение имеет конечной целью подготовку учащихся для поступления в высшее учебное заведение. Программы профильного и углубленного изучения биологии включает в себя полностью программы базового уровня. Однако содержание отдельных тем существенно расширяется и углубляется за счет введения дополнительного материала теоретического и практического характера. Для этих видов обучения предусмотрен ряд курсов по выбору.
Учитель должен выполнять программу, но при этом он обладает свободой при распределении времени, о том какие вопросы и в какой последовательности лучше изучать, что повторять; как преподавать.
Творческий учитель биологии должен компенсировать упущения и пробелы программы и учебников.
Школьный курс биологии сейчас находится в стадии реконструкции. Разрабатываются и апробируются новые подходы к отбору изучаемых вопросов и их структурной компановке. Эта работа проводится на базе стандарта биологического образования для средней школы (Бiялогiя: праблемы выкладання. 2000. № 4).
В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательности изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях её организации.
Изучению биологии предшествует пропедевтический курс природоведения, который в свою очередь, опирается на знания учеников начальной школы о предметах и явлениях окружающей природы, элементарные сведения об организме человека.
В 7 классе учащиеся узнают о растениях, как живом организме; знакомятся с многообразием растений, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах; об уровнях организации органического мира – клеточном, тканевом, организменном. Изучение этого курса подготавливает учеников к восприятию материала о животном мире.
Изучение животных в 8 классе готовит школьников к освоению курса «Человек и его здоровье»; возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью.
Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология». В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, её возникновение, развитие и зависимости на примере представителей всех царств органического мира.
Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования:
Внутрипредметные и межпредметные связи биологии
Природа и не подозревает, что люди её разделили между различными научными институтами, и продолжает существовать сама по себе, будучи единой.
В процессе обучения биологии необходимо устанавливать преемственные (внутрипредметные) связи между разделами курса на основе использования ведущих идей современной биологии и последовательного развития общебиологических понятий.
Целостность курса усиливает также система межпредметных связей.
В природе нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления. В последнее время наиболее значимые научные открытия начали появляться на стыках наук. Это привело к появлению интегрированных наук (биохимия, биофизика, биогеография) или комплексных наук (экология).
Межпредметные связи – это дидактическое условие. Обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.
Межпредметные связи также помогают усилить объяснительный элемент в процессе обучения, способствуя формированию научного мировоззрения учащихся.
В учебном процессе межпредметные связи учащиеся обычно не усматривают. Задача учителя целенаправленно включать их в содержание биологического образования и в процесс обучения. Отражение этих связей должно быть с одной стороны научно, а с другой – доступно. Установление межпредметных связей не должно уводить учителя от изучения главного – биологического содержания, предусмотренного программой курса
Практическая польза биологии или зачем учить биологию?
Биология это наука о живых существах на Земле. Так как часто детям не объясняют в школе, чем окажется, полезен конкретный предмет, успехи в обучение не всегда радуют, так как нет достаточной мотивации. Очень важно понять, как биология может оказаться полезной в реальной жизни и тогда школьники будут более заинтересованы в изучении этой науки. Помогут изучать лучше предмет материалы по биологии, которые весьма интересны и содержат много полезной информации. От выбора материалов для процесса обучения зависит и успех в обучение. Качественные и интересные материалы могут оказать той самой мотивацией, так как некоторые дети хотят учить биологию даже из интереса, не обладая достаточными знаниями о практической пользе предмета.
К ряду материалов по биологии относятся книги, энциклопедии, научные статьи и т.д. Можно посетить музеи и экспозиции по теме, так чтобы наглядно увидеть много чего. Экскурсии это тоже необходимая часть в процессе изучения биологии, потому что природу необходимо учить не только по книгам, но также в живых условиях. Биология это объемная наука и вмещает информацию обо всех живых существах на планете. Для того, чтобы жить в этом мире необходимо обладать знаниями о нем, так как знания являются ключом к достижениям. В то же время биология подразумевает изучение строения тела человека, что также очень полезно знать.
Ботаника изучает растения, зоология изучает животных и т.д. и вся эта информация это биология, которую должен знать каждый. Насколько углубленные будут знания в области биологии, каждый решает для себя, но хотя бы базовыми знаниями должен обладать каждый. Биология пригодится всем, так как, даже проживая в городе, каждый сталкивается с проявлениями природы. Биология объясняет процессы, которые происходят в живых организмах, и помогает понять, как устроена жизнь на планете. Также биология необходима, для того чтобы изучать другие науки, которая с ней связаны. Это очень интересная дисциплина и можно привлечь любого школьника к ее изучению, важно при этом организовать как можно больше практических уроков, которые наглядно демонстрируют некоторые вещи и способствуют пониманию материала.
Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: