Для чего изучать краеведение

Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

в учебно-воспитательном процессе

Автор: О.Н. Перова, учитель истории и обществознания

ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,
КАК ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!

1. Пояснительная записка

Именно историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Велика роль исторического краеведения в школе в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, только благодаря этому разделу истории можно воспитать в молодом поколении чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

Включение исторического краеведения в систему изучения истории нашей Родины способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных категориях, этапах развития страны. Местный материал дает возможность учителям показать и объяснить учащимся отличия, особенности в исторических явлениях.

В историческом краеведении почетное место отводится изучению жизни людей и каждого человека как творца истории. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности как учащихся, так и самого учителя.

Взаимосвязь научного и школьного краеведения состоит в использовании одних и тех же источников: документальных материалов местных архивов, экспедиций, памятников археологии и этнографии краеведческих музеев, краеведческой литературы, периодической печати, воспоминаний участников или очевидцев исторических событий, ветеранов труда и войны.

В нашей школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя, и выпускники, давно покинувшие стены школы. И мне, как выпускнице МОУ Туртапинской средней общеобразовательной школы, уроженке села Туртапка, учителю Муниципального образовательного учреждения Туртапинской средней общеобразовательной школы в настоящее время, краеведческая работа знакома, интересна и необходима.
Считаю, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются основой краеведческой работы:

История Родины в событиях в моем селе;

История Нижегородской области;

Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития;

История Выксунского района — как все начиналось.

Родная школа. Её история и традиции.

Мой дом. Родословная семьи.

Каково же содержание краеведческой работы?

Выделю два направления работы с учениками.

— это организация и проведение уроков по краеведению в 5—9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, таким образом, чтобы, завершая курс краеведения, ребята имели представление обо всех шести самых важных краеведческих темах, названных выше.

Дополнительная образовательная программа ОДО Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.

Цель дополнительной образовательной программы:

приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

развивать навыки учебно-исследовательской работы;

развивать активность и самостоятельность учащихся.

В работе исторического кружка участвуют дети с 10 – 16 лет.

Занятия проводятся и в школе, и в кабинете истории, и в школьном краеведческом музее.

Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, области; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.

Подведение итогов реализации программы ОДО осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы ОДО, проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.

Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы.

Прежде всего, хочу отметить, что данная деятельность носит системный характер. Работа планируется, задания обсуждаются на педсовете, на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей. Из года в год тематика поисковых заданий расширяется. Например:

1- 4 классы – «Обряды села Туртапка»;

9 класс – «Ветеран живет рядом»;

А работы прошлых лет представлены следующими темами:

Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов.
А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки, так как интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы, возраста и состояния здоровья опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого.
Учащиеся помнят, что во время интервью записывать информацию следует за опрашиваемым, чтобы не сделать фактических ошибок, и, конечно, помнят, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов. Я, как учитель, напоминаю классным руководителям о требованиях к собранному материалу:

— правдиво отражать историческую действительность;

— дополнять школьную программу;

— связывать учебный материал с жизнью;

— прививать учащимся чувство патриотизма;

— формировать историческое мышление;

— формировать навыки творческой работы.

Затем материалы исследовательской и поисковой работы систематизируются, и учащиеся каждого класса отчитываются о проделанной работе на ежегодной апрельской конференции.

Практическая значимость участия в поисковой деятельности заключается в том, что она несет не только обучающий, но и воспитательный характер, формирует лучшие качества: принципиальность, честность, гуманность и целеустремленность.

Существенно и то, что поисковая работа дает возможность ребенку научиться легко и без комплексов общаться на любом уровне.

Накопленный материал используется классными руководителями для проведения бесед, уроков мужества, он интересен для любой аудитории.

В оформленных альбомах дети видят своих пап и мам, знакомых, которые учились здесь, их учителей, узнают о знаменательных событиях из жизни села и школы и т.п. Это вызывает у детей восторженное чувство сопричастности к событиям и гордости за школу и свою семью.

Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, и которые связаны с их родными людьми. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, я ищу возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношение это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события.

Поисковая работа имеет успех, и мы пришли к выводу о том, что организуемая деятельность носит положительный воспитательный результат.

Не секрет, что краеведческий музей МБОУ Туртапинской основной школы, основателем которого был Силаев Владимир Леонтьевич, знают во всей области. Школьный краеведческий музей открыт в Туртапке в 1965 году. Постепенно под руководством Владимира Леонтьевича он стал центром духовной жизни всех сельчан от мала до велика. Шестидесятые годы – это время постоянной поисковой работы, походов, экскурсий, экспедиций. По мере накопления материала возникла необходимость создания пяти разделов. По каждому из них разработаны экскурсии.

Деятельность музея многообразна. Его работа не замыкается в стенах школы: связана с населением, с научно-исследовательскими учреждениями, государственными музеями и архивами.

Изучая со школьниками историю села, знакомлю их не только с прошлым, но и современным состоянием села. А история возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. При организации краеведческой работы с детьми использую разные формы и методы работы.

1.Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории.

Использую несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

— краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока;

— краеведческое дополнение основных вопросов.

На уроках — лекциях рассказываю ребятам об истории края, села, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится.
4. Уроки- экскурсии.

Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы — все это пробуждает интерес к истории. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя.
Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, представляю, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее определяю цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме.
Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:

Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тому, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к важным историческим событиям, а история жизни самого обычного человека становится яркой и запоминающейся.

Тогда и история становится более понятной и близкой. Становится ясно — история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, историй сел и городов, стран и континентов.

Кто-то грубо скажет — «деревня».
И презрительно смеривши взглядом,
Пройдет мимо, наивно веря,
Он — то лучше, красивей «фасадом».

А я твердо уверена в том,
Что мои земляки — это сила.
Ведь на них же держится дом,
Да и в целом — моя Россия.

В каждой улице здесь — история,
И в семье каждой свой роман,
Своя сага, своя хронология,
Загляни и поймешь все сам.

Здесь умеют любить по-русски,
И по-русски умеют жить,
Приглядись и пойми, посочувствуй,
Не порви жизни тонкую нить.

Говорят, умирает деревня,
Ее участь уже решена.
Если мы растворимся во времени,
Как же выживешь ты, страна?

Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть деревня- малая Родина,
Твое детство, твой мир, твой кров.

Источник

Статья на тему «Зачем нужна краеведческая работа»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зачем нужна краеведческая работа?

Сторонка моя дальняя…

16 лет назад я приехала в село Новоипатово работать в школе учителем математики. Думала, ненадолго здесь задержусь, но осталась навсегда. Что меня поразило в новоипатовской школе? Краеведческая работа: ей занимались практически все учителя вместе с учениками этой маленькой сельской школы. У себя на родине, в той школе, которую заканчивала я, ничего подобного не было. Может потому, что поселок был основан в 1930 году, а может еще почему, но краеведением, ни учителя, ни учащиеся в моей родной школе не занимались. А здесь ведь есть где развернуться! Село Новоипатово старое, основано еще в далеком 1732 году, как много интересного можно написать! Вот и я увлеклась этой работой – поиском, анализом, написанием рефератов по краеведческой тематике. Благо писать было о чем и о ком. Зачем мне это?

Во-первых. Я приехала в это село гостьей, и осталась здесь жить и работать. Хотелось лучше знать и понимать жителей села, хотелось, чтоб они меня приняли – село кержацкое, до 1970 года в нем проживали лишь русские люди. И до сих пор те, кто жили когда-то в селе, возвращаются сюда вновь и вновь, купят дом и остаются жить уже навсегда.

Во-вторых. Это интересно – собирать материал по крупицам из архивных материалов, из давних подшивок газет, но самое главное и важное – знакомиться с прошлым своей малой родины по воспоминаниям старожилов села. Я иначе взглянула на то, что их окружает, внимательнее вгляделась в односельчан, увидела в них незаурядных людей, осознала красоту и величие их труда. И сегодня и триста лет назад жизнь на селе нелегкая – работа от зари до зари, без выходных и праздников. Каждый односельчанин замечателен по-своему: тот валенки катает, этот одним топором деревянное «кружево» плетет, кто-то половики ткет, кто-то строчит-вышивает, кто-то фотографией занимается, а кто-то церковь восстанавливает…Руки-то какие золотые!

В-четвертых. Вовлекаешь в эту кропотливую работу своих учеников, учишься вместе с ними человеческому опыту у односельчан. Не все учащиеся должны заниматься этой работой, потому как все они разные, и кому-то нравится часами слушать бабушек и дедушек и записывать всё, а кто-то увлечен другим. Но обязательно результат нашего труда представляется на школьных краеведческих конференциях, лучшие работы едут на районную краеведческую конференцию. Рассказывая о своей проделанной работе, ученики испытывают главное чувство- чувство Родины, выраженное в преданности своему селу и людям, которые всегда рядом – своим односельчанам.

В-пятых. Благодаря увлеченным, неравнодушным людям к прошлому, а значит и к настоящему, нашей малой Родины, наши краеведческие работы печатаются. Приятно видеть краеведческую работу, написанную вместе с учеником, напечатанной в книгах, изданных небольшим тиражом.

«Лики и тайны «земли туманной»»: Летопись города Сысерти. Изд.2-е, испр. и доп.- Екатеринбург, 2006г – руководитель проекта В.В.Иванова: включает в себя материал собранный Гиздуллиной Екатериной и мной «Как рапортовали усатому дьяволу».

Ещё один проект «Столетия у классной доски: история народного образования Сысертского городского округа.- Екатеринбург, 2013.- руководитель проекта В.В.Иванова: содержит в себе:

«Новоипатовцы отличались характером», собранный и обработанный мной материал о становлении и развитии образования в нашем селе;

«Жизнь рядом с детьми» немого дополненный материал Орловой Татьяной о Суминой А.В.;

«Приехали временно, оказалось – навсегда» материал Нины Маниной собранный и обработанный в 2002 году вместе со мной об учительской династии Юдиных, которые до сих пор трудятся в нашей школе.

Помимо перечисленных работ в фондах школьного краеведческого музея нашей школы хранятся краеведческие работы и других учеников, собранные по крупицам вместе со мной, обработанные и рассказывающие о «Хранительнице фольклора», «Особенностях национальной культуры нерусского населения села Новоипатово», «Национальные блюда татар и башкир села Новоипатово», «Но имя это русское, Сережа…», «Устабика (о мусульманской вере)», «Здравоохранение в Новоипатово: когда? где? кто?».

Прав наш знаменитый земляк Павел Петрович Бажов: «…Мира не узнаешь, не зная края своего».

Родина, родители, родня, родник, народ, род – вот что самое главное, самое дорогое, потому что связано с местом, где ты родился, где рос, бегал босиком, купался в речке, где все-все – твое, напоминает тебе о самом себе, хранит память о том, как ты стал Человеком.

Источник

Краеведение

Это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Виды краеведения

Общее, или комплексное, краеведение предусматривает всестороннее изучение ряда вопросов, касающихся различных направлений: истории, географии, литературы, археологии, этнографии, культуры и др. Эти направления и составляют виды отраслевого краеведения со своими целями и задачами.

Географическое краеведение

Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход.

Функции географического краеведения:

В процессе географического изучения территории необходимо:

Историческое краеведение

Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Краеведческие исследования могут охватывать большие хронологические рамки и исторические периоды или, напротив, ограничиваться событиями одного конкретного этапа местной истории, жизни и деятельности отдельных людей, участвующих в исторических событиях.

Историческое краеведение использует вспомогательные исторические дисциплины, которые делятся на две большие группы:

Археологическое краеведение

Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам. Археологическое краеведение предусматривает изучение объектов, сохранившихся в земле, на земле и под водой, характеризующих развитие материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма.

По изученным материальным остаткам археологии реконструируют социальную жизнь изучаемого общества, восстанавливают давние торговые пути, духовную культуру древних народов. Большинство найденных археологами предметов размещено в экспозициях краеведческих музеев, где они сосредоточены в отдельных археологических отделах.

Литературное краеведение

Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме. Кроме того, объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати и т. д.

Основные задачи литературного краеведения:

Организационные формы краеведения

Обычно выделяют три основные организационные формы краеведения: государственное, общественное, учебное.

Все организационные формы краеведения находятся в тесной взаимосвязи, так как используют одни и те же источники, изучают одни и те же объекты и используют одинаковые методы познания (метод исследования, метод наблюдения).

Государственное краеведение

Пути и методы государственного краеведения, а также объекты вытекают из задач развития той или иной отрасли знания; изучение осуществляется в плановом порядке. Государственное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны и находится в ведении исполкомов, краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов и библиотек. Все эти учреждения в своей деятельности опираются на массовое самодеятельное движение краеведов-любителей.

Важнейшую роль в государственном краеведении играют краеведческие музеи и библиотеки, где пропаганда знаний о стране ведётся путём проведения экскурсий, организации выставок и чтения лекций для населения, издания книг, брошюр, плакатов. Большое значение имеют и статистические организации, где можно получить достоверные данные о наличии трудовых, природных ресурсов, показатели о населении страны. И, наконец, существенное место в государственном краеведении занимают печать, радио и телевидение.

Задачами государственного краеведения являются сбор, научная обработка и сохранение материала, разработка теории краеведения, создание новых экспозиций и музеев, проектов по возрождению культурных ландшафтов и деревни.

Общественное краеведение

Общественное краеведение представлено народными музеями, добровольными сообществами, кружками при домах культуры и включает труд краеведческих товариществ и местных краеведов-любителей.

В качестве задач общественного краеведения можно назвать следующие:

Учебное краеведение

Школьное краеведение характеризуется комплексным изучением природных, экономических и социальных условий родного края. Под руководством краеведческих организаций учащиеся участвуют в экспедициях и экскурсиях, принимают участие в обследованиях памятников природы и древности, проводят анкетный опрос населения, изучают историческое прошлое населённых пунктов, экономику края. Собранные в походах и на экскурсиях экспонаты и коллекции служат основой для создания школьных краеведческих музеев и уголков.

В школьном краеведении сложились две основные формы:

Программное учебное краеведение ставит следующие задачи:

Основные источники краеведения

Источники краеведения можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные, устные, звуковые.

Письменные источники — это летописи, воспоминания путешественников, архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т. д.

Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес — как источник по истории определённой территории и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

Категория вещественных источников весьма разнообразна. Сюда входят:

Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники выдающимся людям и др.

Особый интерес для краеведов, изучающих аспекты языка, представляют разделы о собственных именах, географических названиях. Изучение собственных имён и фамилий даёт обширный историко-краеведческий материал, позволяет проследить миграционные процессы, происходящие в обществе, родословную человека. Имена предков, так же как и имена современников, по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей, историю страны, перемены в её духовной жизни. Важным направлением краеведческой работы может стать собирание и изучение памятников устного народного творчества.

Методы краеведческого исследования

Независимо от научного направления краеведческой работы в ней могут применяться следующие методы: литературный, картографический, статистический, полевые исследования, анкетирование, археологические раскопки, археологический поиск.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории. В качестве печатных источников используется научная, научно-популярная литература, учебники, статистические справочники, брошюры, периодическая печать, архивные и музейные документы. Для успешного ведения этой работы в библиотеках, школах создаются каталоги краеведческой литературы и альбомы тематических статей областных, городских и районных газет, устраиваются периодические выставки и стенды. Основная задача литературного метода — научить самостоятельно работать с книгами, справочниками,периодической печатью, документальными источниками.

Картографический метод

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краеведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод

Этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Статистический методов краеведческой работе является объективным и точным критерием для выражения многих географических процессов и явлений.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

При организации полевых исследований разрабатывается программа, которая включает следующий круг вопросов: выбор объекта, цели и конкретные задачи исследования, формирование поисковых групп и распределение конкретных обязанностей между ними, предварительное ознакомление с территорией исследуемого участка, порядок и содержание поисковой работы на местности, научная обработка материалов, обобщение и оформление результатов работы.

Визуальный метод

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка изучаемых предметов и явлений (например, наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород).

Метод анкетирования

Метод анкетирования в краеведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др. Чтобы анкетирование действительно помогло исследовать данный регион, необходимо хорошо подготовиться — заранее наметить план беседы, вести её целенаправленно, уточняя факты и события, стремясь найти конкретные ответы на вопросы.

Археологические раскопки

Археологические раскопки — основной метод изучения археологических памятников.

Основным средством учёта и первичного изучения археологических памятников служат археологические разведки. Наиболее перспективный метод выявления археологических объектов — личный осмотр местности, то есть сплошное и детальное её обследование. Большое значение имеет также опрос местных жителей. Во время археологической разведки широко применяют киноаппаратуру и фотоаппаратуру, являющуюся наиболее точным средством фиксации. Собранный материал тщательно упаковывают и снабжают этикетками с подробным изложением всех обстоятельств находки.

Все методы краеведческих исследований применяются независимо от научных направлений краеведческой работы и используются не в отрыве друг от друга, а в совокупности, в различных сочетаниях между собой.

Принципы краеведения

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений, на которых строится работа по изучению края и использованию знаний о нём. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включает руководящие идеи, законы и закономерности.

Принцип научности заключается в точном обосновании объектов, явлений, процессов окружающей действительности. Кроме того, научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

С принципом научности непосредственно связан принцип систематичности и последовательности, который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению края, так и их особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов. Последовательный сбор и накопление разнообразных сведений о крае в соответствии с основными этапами его развития облегчает работу, помогает лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Принцип комплексности вытекает из самого определения краеведения как комплекса научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Плановость краеведения предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края. Плановое изучение края должно быть связано с современностью, конкретными практическими задачами.

Принцип региональности базируется на учёте конкретных особенностей края и характеризует краеведение как научную дисциплину.

Принцип массовости предполагает активное участие народных масс в изучении и популяризации знаний о крае. Массовость является отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

Принцип объективности рассматривает историческое краеведение с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы его общественно-политического развития; позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон независимо от отношения к ним.

Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Данный принцип отражает необходимость рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учётом перспектив изменения и развития.

Проблема границ краеведения

История краеведения

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности.

Библиотечное краеведение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *