Для чего изучать менеджмент
Что такое менеджмент и для чего он необходим в организации
Иллюстративное фото: Prapass Pulsub / Getty Images
Nike, Alibaba.com, General Electric и множество других компаний достигли невероятного успеха благодаря эффективному управлению. Так что такое менеджмент и почему он так необходим для повышения результативности работы предприятий?
Что такое менеджмент
Эффективное управление предприятием состоит из:
Менеджмент: для чего он необходим организациям
Одна из основных целей искусства управления — достижение поставленных задач в максимально короткие сроки при наиболее высокой производительности. При эффективном управленческом процессе руководство компании задействует в работе фирмы каждого сотрудника, мотивируя его «выкладываться на полную», чтобы получить максимальную пользу.
Например, существует проектная организация, которая занимается моделированием и построением мостов и дорог. В этой компании четыре главных отдела, у каждого из которых разные обязанности: 1) финансовый; 2) проектный; 3) отдел по внешним экономическим связям; 4) отдел по внутренним экономическим связям.
Президенту компании, которому они подчиняются, сложно уследить за выполнением поставленных задач. То, что у компании есть позитивный результат, еще не означает: производственная деятельность организации максимально эффективная.
Иногда руководители отделов не выполняют свои задачи, оправдываясь тем, что «забыл», «задача была поставлена не так» и тому подобные вещи. Для того чтобы избежать подобных случаев и повысить эффективность работы компании, президент вводит электронное управление проектами. Оно состоит в том, что у всех сотрудников на компьютерах стоит программа, в которой они ведут свои проекты, и они видны всем.
Теперь никто из подчиненных не может сказать: «Забыл, не понял». Его задачи и процесс их выполнения доступны каждому для просмотра и комментирования. Президент в любое удобное для него время может проконтролировать работу подчиненных.
Другой пример. Рабочий день в компании начинается в восемь часов утра. Но некоторые сотрудники очень любят опаздывать без видимой на то причины. Поскольку в компании работает большое количество людей, уследить за каждым невозможно.
Поэтому руководство вводит электронные карты, по которым в конце месяца считываются пропущенные часы работы и начисляется штраф. При этом, если сотрудник ежедневно в течение месяца не опаздывал, он получает небольшую денежную премию.
Итог — повышена эффективность производительности и увеличилась мотивация сотрудников. Прав Джастин Менкес: «Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти».
Источник фото: efvet.org
Для того чтобы увидеть идеальный пример эффективного управления, стоит прочитать книгу Джека Уэлча (генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год) «История менеджера». Примечательно, что его методом пользуются большинство управленцев.
Метод прост — разделить бизнесы на категории. Как это сделал Уэлч: на салфетке нарисовал три круга, в которые вписал направления своих бизнесов. То, что выходило за рамки трех кругов, требовало реформирования или же от этих предприятий стоило избавляться. Это Уэлч и сделал, таким образом увеличив эффективность компании.
Виды менеджмента
Ученые и бизнесмены выделяют несколько подходов к классификации менеджмента. Это обусловлено тем, что компании имеют разные направления, поэтому один вид классификации не может подойти под все организации. К предприятию, занимающемуся предоставлением услуг, классификация менеджмента по производству товаров вряд ли подойдет.
Источник фото: thestaffingstream.com
Таким образом, зная, что такое менеджмент, можно повысить результативность работы организации. Именно поэтому, чтобы компания была успешной, ею должны руководить профессионалы — менеджеры.
Главная задача менеджера — повышать эффективность работы организации, прогнозировать различные ситуации, а также регулировать и контролировать работу подчиненных.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Для чего изучать менеджмент
С этого вопроса я начну серию статей по проект менеджменту.
Практически все время, чаще всего неосознанно, мы занимаемся созданием личных правил, либо занимаемся оптимизацией уже существующих.
Мы все ежедневно выполняем множество очевидных для нас действий о большинстве которых мы даже не задумываемся. Наша социально-культурная среда не поощряет размышления об очевидном. Нам кажется, что задумываясь об очевидных вещах мы все усложняем, и да, технически это действительно так, но чаще всего усложнение является необходимым условием для развития.
Продолжим. Ты одеваешься и собираешься вызвать такси. Сколько времени ты тратишь на то, чтобы одеться? Много? Мало? Часто ли ты опаздываешь на работу? Может быть ты уже сформировал правило, согласно которому каждый вечер ты выбираешь в чем с утра пойдешь на работу? Ты вызываешь такси до того как начинаешь одеваться или после? Видишь ли ты разницу? А может быть, ты едешь не на работу а в институт, и вместо такси используешь автобус который по расписанию подъезжает к твоей остановке ровно в 8:35?
Таким образом, если приглядеться к нашим действиям, и при этом постараться не задумываться о том что «важно», а что «нет», мы можем узнать о себе очень много интересного. Это называется самоанализ, или самопознание, не суть.
Короче, друзья, суть в том, что все те умственные процессы, которые протекают в нас и которые в результате формируют наше поведение совершенно для нас очевидны, вне зависимости от того, пытаемся ли мы их вообще осознать или нет.
Теперь, по поводу «усложнения жизни».
У всех нас есть какие-то важные задачи, краткосрочные и долгосрочные цели, в направлении которых мы движемся. Что будет дальше? Ну, вероятно, раз у нас есть цели, которые мы считаем реальными, значит мы представляем когда мы их достигнем. А можем ли мы достичь их раньше? Можем ли улучшить «качество» нашего пути, чтобы, двигаясь к этим целям, заодно получить больше удовольствия от самого пути, чем от того, что ждет нас на финише? Может имеет смысл придумать ряд промежуточных целей, чтобы путь стал интереснее и полезнее? Ведь жизнь одна, и второго шанса у нас нет.
Вот именно ради этого для человека имеет смысл задуматься о своих действиях. Начиная от самых тривиальных и заканчивая действиями связанными с работой, мы можем «взять под контроль» все происходящее, и. оптимизировать. Ежедневную рутину можно оптимизировать так, чтобы больше о ней не задумываться. Какие-то тривиальные задачи можно оптимизировать так, чтобы завершать их быстрее. Для работы и учебы можно очертить свод правил, так, чтобы успевать и то и другое, и при этом еще и сохранять время на массу других вещей. Для всего этого нужно лишь сделать первый шаг – развить в себе привычку задумываться над своими действиями гораздо больше, чем обычно, вне зависимости от того насколько «очевидными» они для нас кажутся.
А что, если оставить все «как есть» и просто жить «не задумываясь»? Здесь все проще. Чем меньше ты осознаешь происходящее с тобой, тем менее ты ответственен за свою жизнь. Ты можешь прожить с таким подходом всю жизнь, однако круг происходящего с тобой будет ограничен однотипными ситуациями. Твой круг друзей, которые как и ты решат «просто жить», не позволит тебе выйти из него и затянет тебя на годы, пока в какой-то момент, который безусловно у тебя возникнет, ты не задумаешься и скажешь «А ведь все могло быть иначе» (Драма, куда без нее ☺). Все новые ситуации будут появляться в хаосе твоей жизни, и принудительно «точить» твой характер, твое поведение, твое отношение к миру и его восприятие. Таким образом, ты прежде всего должен определиться, хочешь ли ты менять себя сам, «на своих правилах», или тебя устраивает вариант где за тебя это делает жизнь? Во втором варианте ты, по сути, соглашаешься стать неизвестным результатом череды событий, которые, чаще всего, будут происходить с тобой по случайному стечению обстоятельств. Это, конечно, тоже опция. Абсолютное большинство людей живет именно так. Но может быть, как бы пугающе это не звучало, ты бы хотел взять ответственность за свою жизнь, ведь вернуться к варианту «не задумываться», ты можешь всегда?
Собственно, этот блог, и его статьи, предназначены для таких людей, которые не против задуматься, и которые предпочитают больше контроля и ответственности за свою жизнь.
Как же все эти философские, патетичные речи связаны с менеджментом? Все просто.
Менеджмент – это наука изучающая управление интеллектуальными и материальными ресурсами. В контексте нашей жизни, мы управляем нашими интеллектуальными и материальными ресурсами каждый день, не говоря еще и о том, что мы живем в определенных, временных рамках. По сути, мы занимаемся менеджментом больше, чем всем остальным вместе взятым, и единственная разница между нами, это степень того, насколько мы это осознаем и насколько мы воздействуем на наши мысли и поведение.
Навыки менеджмента заложены в нас с раннего детства. Мы определяем то, какие слова и в какой поочередности нужно сказать конкретным людям для получения их одобрения, или вызова гнева. Именно осознанный подход к своей жизни может позволить нам действительно получать удовольствие от жизни не беспокоясь о том огромном кол-ве неопределенностей, окружающих наши жизни.
Вернемся к вопросу этой статьи.
Зачем изучать менеджмент?
Что же касается этого блога, то статьи, которые я здесь разместил рассказывают о менеджменте IT-проектов, связанных с разработкой программного обеспечения.
Ввиду того, что стиль статей довольно прост (гораздо проще, чем эта статья), я рекомендую прочтение всем, вне зависимости от сферы, где вы работаете.В этих статьях вы увидите много разных подходов к решению задач, и, будучи внимательным читателем, сможете адаптировать эти знания применительно к вашему ремеслу.
Менеджмент. Краткое руководство для начинающих менеджеров и опытных подчиненных
Современный менеджмент включает в себя целый ряд дисциплин, которые объединяют в себе самые различные функции, от менеджмента рисков до управления ресурсами и маркетинга. Сегодня же мы взглянем на менеджмент проекта в рамках IT-компании в общем, опишем главные функции менеджера (каждая из которых включает тысячи подфункций и еще больше всевозможных задач) и опровергнем несколько устойчивых и вредных мифов. Эта статья для начинающих PMов, а также для тех, кто вырос в менеджера из программиста.
Контрольный вопрос: чем менеджер отличается от подчиненного? На самом деле, основное отличие – это ответственность за результат. Менеджер отвечает за результат всей команды. На этом фоне ни решение задач, ни зарплата не является основной отличительной чертой между подчиненным и менеджером.
Теперь поговорим о функциях менеджера. Всего их пять:
Основная задача менеджера – планирование процесса в целом. Давайте возьмем самое простое: к примеру, начинается какой-то стартап и задача менеджера – спланировать, что должно происходить и в какие сроки. «Когда мне нужно снять офис? Когда мне следует нанять команду? Когда необходимо выполнить ту или иную задачу?» Детальный план определяет полноту и легкость реализации, увязывает организационные вопросы с задачами, которые ставит проект. Насколько правильно вы проранжируете задачи, настолько эффективно вы сможете контролировать течение проекта.
Следующая функция менеджера – это:
Грубо говоря, сюда всходит все, кроме людей. Нам нужно позаботиться о рабочих местах, материалах, технике. Любой грамотный менеджер обязан создать все условия для выполнения задачи, в первую очередь позаботиться об элементарном бытовом удобстве рабочего места своих подчиненных. Далее следуют формализация процессов и политик внутри компании, удобство коммуникации с клиентами, которые временами могут вынести мозг самому стойкому программисту, качественно формализованные задачи и разумные сроки их выполнения. Пример показательной организации — знаменитые офисы Google, где все, включая распорядок рабочего дня, призвано сделать человека в офисе более счастливым, чем у себя дома.
Как показывает практика, качественная организация быта прямо влияет на производительность и настроение в компании, сколько бы человек в ней не насчитывалось, и поэтому не стоит игнорировать потребности коллег. Зачастую выгоднее купить хороший кофе и арендовать комфортный офис, чем искать новых квалифицированных сотрудников и обучать их специфике работы.
Далее идет:
— А если у меня есть выбор между одним очень хорошим кандидатом и тремя не очень, но которые вместе выполнят ту же работу, которую обычно выполняет один хороший, но за меньшую сумму. Как я должен поступить в данной ситуации?
— Все зависит от ваших задач. Если проект длительный, и я беру только одного человека, то в случае его болезни вы сами понимаете, что происходит: его задачи банально некому выполнять. То есть, все зависит от ваших проектов и конкретных задач.
Из лекции Ивана Печерского (Astound, Web Development Manager)
Контрольный вопрос: насколько объективным должен быть менеджер при подборе людей в команду?
На первый взгляд, может показаться, что менеджер должен быть максимально объективным, эдаким перстом справедливости. Ни в коем случае. Забудьте, что такое объективность. Всегда пользуйтесь субъективными критериями при выборе специалистов. Задавайте себе вопрос: «Смогу ли я работать с этим человеком?» или «Насколько долго я смогу с ним работать?». Если вы уже на начальном этапе видите, что вы с человеком, как говорится, на разных волнах, он, вероятно, не нужен вам и вашей команде. Если вы чувствуете, что готовы с ним работать год, два, десять – это отличный выбор.
Каждый из нас уникален, и вы как менеджер — не исключение. Поэтому и команду вы подбираете уникальную, под себя.
Если вы пришли в уже существующую команду, в первую очередь узнайте о своих новых коллегах побольше. И не только из технических интервью — поговорите с ними о том, чем они живут, что им нравится, составьте о них взвешенное субъективное мнение. Если вдруг среди ваших подчиненных будут те, с кем у вас явно какие-то «непонятки», формализуйте ваши отношения с самого начала. Договоритесь “на берегу”, пообщавшись искренне и открыто. Скажите человеку, чего вы от него требуете, и чего он может требовать от вас.
Итак, мы собрали команду, что дальше?
Людей нужно направлять, согласно вашим итоговым целям. Вы получаете от команды ожидаемый результат, а люди, в свою очередь, получают возможность развития и дальнейшего роста.
Направление может быть краткосрочным или долгосрочным. Если нужно, чтобы Петя Пяточкин починил забор к завтрашнему обеду — это задача для краткосрочного направления. Мы должны убедится, что человек понимает задачу и помнит о сроках, мотивировать его, помочь найти причину, почему ему лично будет полезно выполнить эту задачу (изучение новых технологий, например), обеспечить его всеми необходимыми данными и инструментами для ее выполнения, а по завершении — дать обратную связь, подчеркнув успех или указав на недостатки.
Долгосрочное направление — это когда мы наставляем на путь истинный мальчишку-джуниора, планируя через несколько лет увидеть его синиором или, к примеру, архитектором. Здесь мы не можем просто сказать «эй, делай все, чтоб стать архитектором к семнадцатому числу!» Это так не работает. Нужно следить за его прогрессом, давать ему правильные задачи, которые будут его развивать в нужном направлении, предоставляя ему возможности для реализации себя в роли эксперта.
Последняя функция менеджера – это:
На этой функции «валятся» все начинающие менеджеры. Мы привыкли, что контроль – это постоянный поводок, тяжелый взгляд Большого брата, поминутные отчеты и другие малоприятные вещи.
Контроль должен быть незаметным и базироваться на постоянном, но неинвазивном наблюдении. Отчетность, естественно, важна. Она позволит заглянуть в прошлое и проанализировать возможные ошибки. Насколько хорошо мы спланировали работу и подобрали персонал, настолько хорошо у нас получится его контролировать. Подчиненные должны сами говорить об определенных сложностях, предупреждать вас об изменениях, выдвигать идеи по улучшению. Вы должны знать, чего ожидать от вашей команды, вы должны уметь прогнозировать результат.
Все функции менеджера взаимосвязаны и работают в совокупности друг с другом. Правильно налаженные, они способствуют созданию здоровой рабочей атмосферы в команде и торжеству здравого смысла в процессе работы над проектом.
Краткие комментарии к популярным тезисам о менеджерах и менеджменте:
1. Менеджер должен заниматься всей работой сам.
Менеджер может и должен делегировать часть своих задач подчиненным. На самом деле это то, что должен уметь каждый уважающий себя менеджер. Умение построить доверительные отношения в команде, вычислить того, кто хочет расти по менеджерскому пути, и отдать ему часть своей работы — крутой лайфхак для менеджера. Так вы освобождаете часть своего времени, позволяете членам своей команды учиться и расти быстрее, и повышаете собственные шансы карьерного роста — ведь любом случае вас не переведут выше прежде, чем вы подготовите себе замену. Профит.
2. Менеджер не должен никому доверять.
Неправильно. Доверие — результат ваших коммуникационных усилий. Организуйте доверительное общение с членами команды и наслаждайтесь благами делегирования задач и уверенностью в том, что все выложатся по максимуму. Не смог — вакансии на «свободная касса!» есть всегда.
3. Менеджер всегда должен быть объективным.
Ни менеджер, ни сварщик, ни СЕО не способен быть абсолютно объективным, так как сам является субъектом и подчинен непростым, но объяснимым химическим процессам в собственном организме. Не пытайтесь быть лучше своей природы, человек не бывает объективен на 100 процентов, увы. Постарайтесь выжать максимум из собственной субъективности — подберите идеальную команду, найдите уникальную схему работы со своими персоналом — так есть шанс получить лучший результат, чем если мерить всех по условно «объективной» линейке.
4. Менеджер всегда защищает свою команду.
Нет, нет и еще раз нет. Если ваша команда сделала что-то не так, вы должны дать ей это понять, иначе она будет постоянно прикрываться вами. Тут, конечно, как и в любой ситуации, лучшим советчиком будет здравый смысл. Во многих случаях действительно стоит прикрыть команду (если она того стоит, что опять же, зависит от менеджера). Но иногда случается, что правила и сроки оговорены, все в курсе дела, и вот какой-то дятел прощелкал все на свете, и проект валится. Менеджер может создать условия для работы, но увы, он не всегда способен превратить дятла в гения продуктивной разработки. Соответственно, если команда (или отдельные ее части) накосячили — им нужно дать об этом знать и назначить некий «штраф».
5. Менеджер никогда не должен отступать.
Менеджер должен объективно оценивать свои силы и силы своей команды, так как отвечать в любом случае ему лично.
6. Менеджер – самый лучший учитель.
Менеджеры – плохие учителя. Они требуют результата, и у них обычно нет времени учить. Поэтому не стоит пытаться совместить в себе функции и певца, и жнеца — достаточно будет, если вы сможете хорошо выполнять свои прямые обязанности.
Полезная литература.
Управление людьми:
«Человеческий фактор: успешные проекты и команды» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«22 закона управления людьми» Георгий Огарев
Управление проектами:
«Вальсируя с медведями» Тимоти Листер, Том ДеМарко
«Deadline. Роман об управлении проектами» Том Демарко
Менеджмент — что это такое? Виды, задачи, функции, цели, специалисты
Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу подчинённых.
Содержание
Что это такое
Понятие «Менеджмент» пришло к нам из английского языка, и если переводить дословно, оно означает «умение руководить». Любопытно, что слово знакомо практически каждому россиянину, однако, далеко не каждый способен объяснить, в чём заключается суть менеджмента.
Согласитесь, что ни одно предприятие не способно функционировать без управления, иначе рабочий процесс носил бы хаотичный характер. Искусство управления выделилось в обособленную науку не так давно, но характер деятельности знаком человеку буквально с первобытных времён.
Необходимость управления неразрывно связана с разделением труда, и человек это осознал ещё в тот момент, когда его речь не была членораздельной. Почему социум не может жить без управления? Так жить проще и это единственный путь к порядку и цивилизации. Со временем каждый человек стал выполнять отведённую ему роль. Охотиться на мамонта, вести хозяйство, строить дома проще вместе, но с тем учётом, что каждый член коллектива будет заниматься своим делом.
Человек развивался, менялось его восприятие, и строгие социальные рамки становились неотъемлемой нормой общества. Так постепенно возникло осознание того, что управление – это не набор команд и установок, это полноценная отрасль науки, имеющая свою специфику и разновидности.
Если привязывать появление менеджмента к конкретной дате, то стоит упомянуть 1911 год, когда на свет появилось творение Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Более ста лет назад менеджмент был выделен в обособленную науку, сложную, но постижимую для тех, кто желает познать психологию управления.
Менеджментом принято называть совокупность действий и мер относительно управления подчинёнными на предприятии для достижения поставленных целей.
В данном случае, говоря о целях, мы имеем в виду увеличение дохода компании, повышение уровня престижа, увеличение объёмов производства. Грамотный управленец обязан «от» и «до» знать основные принципы управления персоналом, именно поэтому менеджмент является той базой, которая соединяет руководителя и подчинённых.
«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:
Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто ещё называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации. Кроме того, менеджмент является отраслью науки, позволяющей в ВУЗах выпускать отменных менеджеров, в которых страна нуждается, особенно в кризисный период.
Как может помочь менеджмент
Новички, желающие, открыть собственное дело с нуля, ошибочно считают, что менеджменту не стоит учиться, и уж тем более тратить на это много времени. На самом же деле, неважно, сколько людей у вас находится в подчинении – два или двести, базовые навыки управления персоналом необходимы везде.
С первого взгляда может показаться, что давать указания и следить за рабочим процессом проще простого, но это заблуждение. Хороший руководитель становится «универсальным солдатом», который разбирается в любом вопросе, связанным с отраслью его деятельности. Чтобы давать указания, необходимо уметь показать на собственном примере, как именно нужно выполнить работу.
Опытный управленец всегда просчитывает ситуацию наперёд, он предвидит возможные ошибки и постарается оптимизировать расход сил, средств и времени. Представьте себе, что организация меняет своё место расположения. Чтобы переезд прошёл максимально безболезненно, необходимо выделить основные этапы переезда, отсортировать документы, вещи и инвентарь. Менеджер без должного опыта не придаст значения процессу переезда с одного помещения в другое, чем лишь усложнит работу коллектива.
Менеджмент преследует основную цель – наладить рабочий процесс, добиться максимальной работоспособности коллектива. Нередки случаи, когда компанию, погрязшую в долгах и рутине, спасал грамотный менеджер, который полностью проанализировал рабочий процесс, нашёл в нём недостатки и устранил их. С лучших менеджеров берут пример, их заработная плата существенно выше, чем у рядового сотрудника, так как они способны вести за собой толпу, мотивировать и обучать.
Предлагаем рассмотреть основные виды менеджмента, каждый из которых применим к конкретной ситуации, возникшей в ходе производственного процесса.
Знакомство с каждым из них обеспечивает управленцу доступ к базовым методам управления персоналом в той или иной ситуации.
Стратегический менеджмент
Стратегическое планирование деятельности компании позволяет обозначить дальнейшие ориентиры и способы развития. Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия, прописывается детальный план действий, который должен быть реализован в определённые сроки.
Суть стратегического менеджмента заключается в том, чтобы различными путями принести дополнительный доход компании. Это может произойти за счёт увеличения числа продаж, привлечения новых технологий, увеличения объёма реализуемой продукции, ребрендинга и прочее. Управленец, желающий вывести компанию на новый уровень дохода, должен проанализировать все имеющиеся возможности и выбрать оптимальный вариант для увеличения прибыли.
Это сложная задача, требующая много времени и сил, однако, она способна существенно повлиять на дальнейшую деятельность компании и её положение на рынке. Как только план будет разработан и утверждён, необходимо донести до каждого из сотрудников, какой спектр полномочий он имеет, какие задачи ему необходимо выполнить.
Финансовый менеджмент
Этот вид подразумевает работу с материальным потенциалом компании, а так же его эффективным распределением. Финансовый менеджмент обычно касается деятельности финансового директора, он координирует все процессы, связанные с выделением средств и поступлением новых денег в общую казну предприятия.
Финансовый директор должен объективно оценивать финансовые возможности компании, а так же разрабатывать детальный план по распределению бюджета. Эксперт в области финансов должен постоянно проводить антикризисную политику, независимо от положения дел в компании. В его обязанности входит поддержание финансовой стабильности организации и предупреждение опасных ситуаций.
Информационный менеджмент
Мы живём в эпоху новейших технологий, позволяющих бесперебойно получать доступ к информации, соответственно, не удивительно, что информационный менеджмент выделился в отдельный вид. Если руководство желает иметь прогрессивную компанию, оставляющую конкурентов позади, то необходимо обеспечить работников фирмы всем необходимым программным обеспечением.
За счёт ПО работа сотрудников становится более эффективной, они имеют возможность получать доступ к новой информации, анализировать и выполнять оперативно поставленные перед ними задачи. Менеджеры, ориентированные на работу в данной сфере, обладают набором специфических навыков, которые существенно влияют на продвижение бизнеса.
В круг обязанностей менеджера входят следующие пункты:
Производственный менеджмент
Пожалуй, одно из самых востребованных сегодня направлений в менеджменте, ориентированное на производственный потенциал компании. Знание основных принципов производственного менеджмента позволяет увеличить количество продаж, объём производимой продукции, укрепление позиций компании по отношению к конкурентам.
Любой коммерческой организации крайне важно иметь грамотного руководителя, способного правильно организовать работу предприятия, распределить обязательства среди работников, а так же задать вектор деятельности. Крайне важно иметь представления о всех нововведениях в сфере менеджмента, применять инновации в процессе построения рабочего процесса, так как эффективное распределение труда напрямую влияет на уровень продаж и доход.
Какие задачи способен решить производственный менеджмент?
Производственный менеджмент представляет собой всеобъемлющий контроль за основными направлениями деятельности компании, от работы каждого из сотрудников по отдельности, до комплексного производственного процесса.
Риск менеджмент
Каждый предприниматель отдаёт себе отчёт в том, что ни одна компания в мире не функционировала бесперебойно. В любом случае может возникнуть «острый» момент, связанный как с внутренними, так и внешними процессами. В таких ситуациях крайне важно иметь заранее выстроенный план выхода из кризисной ситуации, который можно применить для улучшения всех показателей компании. Кроме того, в условиях мирового кризиса и нестабильной ситуации на рынке, крупным фирмам не обойтись без эксперта по риск-менеджменту.
Чем отличается этот специалист от других менеджеров? Он постоянно находится на чеку, анализируя положение дел компании и просчитывая все возможные риски, с которыми она может столкнуться на пути своего функционирования. Эксперт делает прогнозы, предупреждает руководство об опасности, позволяя выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями для компании.
Как на практике работает риск-менеджер?
Риск-менеджер – это одна из важнейших фигур в компании, поскольку он помогает избежать стрессовые для компании ситуации и даже предотвратить факт банкротства.
Экологический менеджмент
В России сфера экологического менеджмента пока развита довольно-таки слабо. Отечественные предприятия пока больше заботятся о прибыльности, построении слаженного коллектива, конкурентной способности, но не задумываются о том уроне, какой может быть нанесён окружающей среде. В Европе и США более щепетильно относятся к данному вопросу и экологическое сознание там развито сильнее.
Деятельность компании в сфере экологического менеджмента помогает проанализировать, оказывает ли негативное влияние производимая продукция, рационально ли используются природные блага. Грамотная работа эксперта позволяет выявить пути решения накопившихся проблем. К примеру, можно заключать контракты на утилизацию отходов, совершенствовать методы производства продукции, снижая количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Экологический менеджмент позволяет найти альтернативные способы работы предприятия, тем самым регулируя его взаимоотношение с контролирующими органами, уберегая от штрафных санкций.
Примечательно, что «рождение» экологического менеджмента принято связывать с проведением в 1992 году саммита в Рио-де-Жанейро. Главы государств сошлись на мнении, что в 21 веке необходимо крайне осмотрительно относиться к вопросам экологии и антропогенной деятельности. Экологический менеджмент стал одним из основополагающих направлений дальнейшего развития цивилизованных стран.
Теперь пришло время понять, какие же цели преследует менеджмент и почему ни одно успешное предприятие сегодня не обходится без базовых знаний менеджмента. Что вы лично подразумеваете под словом «цель»? Многие из нас ежедневно размышляют о целях в жизни, но какова же цель любой коммерческой организации?
Целью можно считать конкретный результат деятельности предприятия. Это отправная точка, от которой компания начинает свой долгий путь становления и продвижения. Цели менеджмента ровным счётом такие же, как и цели любой коммерческой организации, независимо от её рода деятельности и масштабов.
Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.
Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. Мы сейчас говорим об общих целях, присущих практически всем организациям, специализирующимся в сфере продаж, однако, каждое предприятие уникально и имеет свои внутренние цели, задачи.
Цели позволяют компании, как можно дольше продержаться на рынке, а их смена и трансформация продлевает жизнь предприятию, вносит коррективы и позволяет переходить от одного спектра работ к другому. Руководство, осознающее, какие цели поставлены перед ним, обеспечивает благоприятные пути их достижения, налаживает климат в коллективе, эффективно распределяет материальные и человеческие ресурсы.
По времени исполнения, можно выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели более детализированы и конкретизированы, в то время как долгосрочные цели более туманны и абстрактны.
Задачи и функции
Цель поставлена, теперь следует разобраться с путями её достижения. Давайте более детально разберём основные функции и задачи менеджмента.
Основные задачи менеджмента:
Важно понимать, что перечисленные задачи имеют обобщённый характер и каждая отельная организация добавляет к этому перечню несколько позиций, в зависимости от сферы и внутренних задач.
Полное осознание важности менеджмента невозможно без знакомства с базовыми функциями, каждая из которых дополняет наше представление о менеджменте.
Знание базовых задач и функций позволяет управленцу правильно расставить приоритеты и выстроить сильную конкурентоспособную компанию.
Субъекты
Кого можно считать субъектами менеджмента?
Субъект менеджмента – это человек или коллектив людей, объединённых управленческими воздействиями, направленный на достижение базовых целей организации.
Когда мы говорим о субъекте менеджмента, мы имеем в виду исключительно реальных людей, вовлечённых в процесс работы фирмы. Каждый из них, посредством возложенных обязательств, влияет на реализацию определённых задач. Говоря простым языком, любой человек является субъектом управления. Мы сами управляем своей жизнью, принимаем решения о переезде, поступлении на учёбу, работу, службу.
Если говорить в более узком смысле понимания понятия «субъект менеджмента», то речь идёт непосредственно о менеджерах, то есть тех людях, что осуществляют управление над социальными объектами. Менеджеры могут быть руководителями разных уровней, выполнять разные функции, в зависимости от сферы применения собственных навыков.
Нелишним будет упомянуть и об объекте менеджмента, чтобы осознать, как выглядит полная картина.
Итак, объект менеджмента – это всё то, на что направлен процесс управления. Объектом может быть цех, производство, рабочий персонал и прочее. Объект иерархичен, он имеет структурное направление, многослойность. Субъект воздействует на объект, приводя в движение все основные процессы и механизмы, лежащие в основе производства.
Какой специалист занимается менеджментом
Мы с вами разобрались в сути понятия, затронули основные цели, задачи и функции, теперь пришло время разобраться с ключевым персонажем – менеджером. Кого можно назвать менеджером, какими качествами он обладает, и какие обязанности входят в его работу?
Менеджер – это человек, занимающий руководящую должность и занимающийся управлением подчинёнными на разных уровнях. Менеджеры бывают разных уровней, в зависимости от объёма выполняемой работы, сегмента производства, количества подчинённых во владении конкретного управленца.
Менеджмент имеет свою иерархию, где представлены менеджеры высшего, среднего и низшего звена. Высшее звено составляют руководители крупных компаний, в то время как менеджеры среднего и низшего звена отвечают за отдел, цех, бригаду.
Руководителей высшего звена принято называть ТОП-менеджерами и в западных странах их труд оценивают в десятки раз больше, чем работу рядового сотрудника. В руках ТОП-менеджеров сосредоточены решения о развитии компании, её стратегические цели, а так же ключевые вопросы касательно производства, финансов, рабочего коллектива, инноваций и прочего.
Менеджеры высшего уровня задают темп рабочему процессу, а менеджеры низших звеньев трудятся над воплощением поставленных целей в жизнь. Менеджеры много общаются с подчинёнными, это профессия требует высокого уровня коммуникабельности, знания базовых принципов психологии, умения расположить к себе и повести толпу.
Менеджерами можно называть и управляющих, и управленцев, ведь каждый из них идёт к намеченной цели, но на разных уровнях. Если говорить о практической части работы менеджеров, то они составляют некую сеть на производстве или каркас, за счёт которого компания благополучно функционирует. Умения руководителя напрямую влияют на эффективность работы организации, поэтому крайне важно сегодня распознать талантливого менеджера, способного минимизировать затраты предприятия и существенно повысить её доход.
Примеры лучших менеджеров в истории человечества вдохновляют и доказывают, насколько важна роль управленцев и какое влияние они имеют не только на работу предприятия, но и мировое устройство. Под руководством ТОП-менеджеров заключаются сделки, на кону которых, стоят миллиарды, а весь мир, затаив дыхание, наблюдает за выверенными решениями известных управленцев.
Первый о ком стоит упомянуть – легендарный Стив Джобс. Один из основателей «яблочной» компании сумел довести её прибыль трёх тысяч процентов! Джобс всегда говорил, что, в первую очередь, необходимо иметь высокие цели и идти к ним, невзирая на все преграды и трудности. Кроме того, по мнению Джобса, в производственном процессе не бывает ненужных или пустяковых деталей, ведь каждая из них составляет важную часть единого механизма.
Пример ещё одного легендарного управленца – Юн Чен Ен, являющийся гендиректором Samsung Electronics. Благодаря талантливому руководителю, акции компании взлетели на 1400%, а его принципами строгой экономии и внедрении новейших технологий, пользуются до сих пор. Создатель Amazon Джефф Безос считается одним из самых богатых людей на планете, благодаря грамотному продвижению собственной компании. Безос утверждает, что тому причиной стала любознательность и желание развиваться, чему он всегда учит и своих подчинённых.
Каждый из великих ТОП-менеджеров прошёл сложный путь к успеху и выделил свой особый «рецепт», помогающий им в работе. Единого мнения о том, каким должен быть идеальный управленец, не существует, но мы выделили основные критерии, присущие эффективному менеджеру.
Как найти хорошего менеджера
Успешный менеджер, способный привести компанию к успеху, кто он? Это человек, имеющий не только базовые теоретические знания о структуре менеджмента, это тонкий психолог, искусный оратор, трудолюбивый и открытый к диалогу управленец. Занимать такую должность должен человек с острым умом, желанием постоянно развиваться и добиваться поставленных целей. Кроме того, важно быть объективным и беспристрастным.
Мы подобрали список тех качеств, которыми обязан обладать успешный менеджер:
Когда все критерии собираются воедино, можно говорить о том, что перед нами пример удачного современного менеджера, на которого можно положиться в кризисный период. Наличие слаженного управленческого аппарата – залог его успешного функционирования, поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к процессу подбора менеджеров.
Хороший менеджер на вес золота, многие зарубежные компании высоко оценивают труд управленцев и готовы платить за него больше, чем конкуренты.
Искусство управлять – одно из самых тонких и востребованных, поскольку в руках менеджера сосредоточено влияние на все основные процесса, происходящие в ходе работы компании.
Советы
Вывод
Менеджмент является фундаментом в построении бизнеса, поэтому каждый управленец обязан ознакомиться с базовыми знаниями и применять их на практике. Основы менеджмента были заложены ещё задолго до оформления направления в отдельную отрасль знаний и сегодня без них невозможно повысить эффективность работы предприятия, вывести его на более высокий уровень дохода. Знание основ менеджмента позволяет «выращивать» грамотных управленцев, а компании процветать и развиваться.
«Эксперты считают менеджмент одной из самых востребованных наук 21 века. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, статья помогла вам разобраться в основах менеджмента? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью!