Для чего изучают фонетику
Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка
Содержимое публикации
Егорова Ирина Анатольевна
учитель муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6
Центрального района Волгограда»
Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка
Фонетика – учение о звуках и звуковой системе русского языка. Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено в языке звуковой его стороной.
Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпичесих нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Как сформулировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.
Теоретической основой работы являются труды Львова М.Р., Рамзаевой Т.Г., Светловской Н.Н., Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик и др.
Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находиться в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т.е. у него недостаточно развит речевой слух, то етественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передачи своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.
Роль усвоения фонетических знаний велика:
1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.
2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов.
3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих – звонких согласных в слове.
4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонационного верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.п.
5. знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного его употребления в речи. Например, слова стоит-стоит, мука-мука – различаются лишь ударением или формы слов руки-руки, реки-реки.
Мягкие и твердые согласные обусловливают лексическое различие слов лук-люк, флаги-фляги.
Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1-2 классах.
Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фоентико-графических умений: умениями распознавать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие, согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие, умение делить слова на слоги, находить и выделять ударный слог, с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме, пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.
Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строением речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.
В начальной школе не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие, тем не менее, необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове. Дети усваивают, что услышанное или произнесенное слово состоит из звуков, они учатся проводить слого-звуковой анализ слов.
Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Необходимо с 1-го класса учить распознавать звук и букву: первое мы слышим, второе мы пишем. Буква – это графическое изображение звука. А звук можно изобразить с помощью опорных сигналов и схем.
Как же это осуществлять на уроках обучения грамоте? Работая по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Моя любимая Азбука» решила «оживить человечков». Вырезали из плотной бумаги фигурку довольно условного «человечка». Приготовили шляпу-цилиндр, шляпу – «звоночек», 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета. Такие «человечки» у каждого ребенка. Класс ожил!
Данные «человечки» можно использовать на любом этапе урока.
Например: тема урока «Согласные звуки д, д, буква д».
Для чего изучают фонетику
Поняв, как образуется звук с точки зрения всех этих характеристик, учащийся сможет его правильно воспроизвести. Конечно, не с первого раза, но после нескольких тренировок уже будут видны значительные улучшения.
Зачем знать английскую фонетику?
Ответ прост: чтобы научиться грамотно разговаривать по-английски. Бытует мнение, будто ставить произношение – это бесполезная трата времени. Сторонники этого утверждения считают, что эти знания никому не пригодятся и никогда иностранец не сможет правильно выговаривать слова.
Я не буду спорить, с этими «полиглотами», хоть и не согласна с их мнением. Я просто рекомендую тем, кто подошел к этапу постановки произношения, начать с изучения фонетики. Эти знания существенно облегчат вам этот нелегкий процесс, поверьте мне)
Изучение фонетики иностранного языка: А оно нам надо?
К нам поступают вопросы касательно разнообразных обучательских методик и правильных способов изучения иностранных языков. Некоторые из них, правда, носят характер “прива чювак как выучить весь англ за два дня для экза ну ты понел”, но это безусловные мелочи. Так вот, мне хотелось бы заострить внимание на некоторых не упомянутых ранее аспектах.
Иными словами, главный вопрос данной статьи звучит так: “Надо ли в ходе изучения английского языка уделять особое внимание правильному произношению, т.е. развивать фонетику, или же она, по большому счету, никому никуда не уперлась и только отнимает время?” Потому что вот, например, один мной уважаемый ученый и преподаватель, на вопрос, нужно ли тщательно изучать английскую грамматику, ответил кратко и афористично (как и подобает ученому): “Down with grammar!”, то есть, в общем-то, “На фиг грамматику!” Про нее, кстати, тоже нужно будет написать, не чужая тема, однако начнем все-таки с фонетики. Нужна она при изучении английского, или как?
Кстати, именно вот эта вот вялость и малоэмоциональность речи (у нас это обусловлено большим количеством слов в языке, делать мощное интонационное ударение на нужных словах и яростно артикулировать во избежание непонимания необходимости нет, слов много, и они не очень друг на друга похожи) и приводит иностранцев к мысли, что мы какие-то туповатые и вообще, может быть, даже не совсем гомосапиенсы. Говорят мало, да и не говорят, собственно, а так, бормочут что-то такое, какую-то кашу нечленораздельную. попробуй пойми! Вот так и возникают вековые культурные противоречия. Косвенно сюда же относится статичная мимика, характерная опять же для нас, и крайне нетипичная для тех же американцев, а также не слишком популярная у нас игра слов, на которой люди запада просто помешаны, но сейчас не об этом, сейчас о фонетике.
Зачем нужна фонетика
Гармоничное, плавно звучащее сочетание звуков придает речи особую выразительность и красоту. Зная законы фонетики, вы сможете избежать распространенных ошибок, которые приводят к неблагозвучию речи, к появлению труднопроизносимых и неприятных для слуха конструкций из слов. Неудачные с точки зрения фонетики фразы затруднят внимание, будут мешать восприятию текста. К примеру, оцените строку одного детского стихотворения: «Ах, почаще б с шоколадом…», такую фразу трудно произнести даже взрослому, не то что пятилетнему ребенку.
Фонетическая составляющая как бы создает вокруг слова ореол, который влияет на его значение, а также на впечатление от этого слова. Например, звучание слов «хрыч», «мямля» незаметно для слушателя вызывают неприятные эмоции, а «роза», «рано», «море» придают фразе напевность и красоту звучания.
Знание фонетики позволяет человеку управлять речью по своему усмотрению. Вы можете составить предложение так, что оно взволнует слушателя или читателя, вызовет в нем возмущение, а можете успокоить, внушить доверие и умиротворенность. Все это достигается при помощи различного сочетания слов и звуков. Особенно часто писателями используется аллитерация – повторение одних и тех же согласных для усиления эффекта.
Например, зная, что звук «р» в русском языке воспринимается как грубый, резкий звук, вы не станете его часто употреблять в любовном признании, но в призыве к действию или возмущении слова с этим звуком будут очень кстати. Сравните: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина…» (А.С. Пушкин) и «У взрослых дела. В рублях карманы. Любить? Пожалуйста! Рубликов за сто» (В.В. Маяковский).
При помощи звукоподражающих слов можно также передать характер звучания, например, фразы «И хруст песка, и храп коня» или «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь» сразу вызывают соответствующие ассоциации.
Каждый звук несет какую-то информацию, и повторение его в тексте будет оказывать на слушателя определенное влияние. Зная все правила фонетики и «подружившись» со звуками, вы сможете легко составить такой доклад, на котором слушатели не будут зевать, а полностью разделят все ваши мысли.
Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать
Наука о звуках речи.
Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.
Что изучает фонетика
Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.
Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].
Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].
Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».
Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.
Зачем нужна фонетика
Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).
Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.
Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].
Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».
Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Как разобраться в фонетике
Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.
Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.
Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.
Эти бы слова богу в уши (о фонетике в начальной школе)
«Современные программы обучения чтению, основанные на фонематическом методе, в первую очередь обучают звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. И только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. В толковых словарях содержатся разные определения фонемы, но все они сходятся в том, что фонема – это абстракция (или даже словесно оформленные слуховые галлюцинации). Таким образом, детей учат слышать абстракцию, что в принципе невозможно. Развивать ребенку фонематический слух и учить его слышать фонемы – то же самое, что учить ребенка вместо реальных предметов видеть их названия. Нормальный человек видеть привидения и слышать абстракции не может, и учить его этому вредно для его психики. По сути, развитие фонематического слуха означает, что ребенок перестает обращать внимание на многообразные звуковые нюансы, перестает дифференцировать звуки на слух, но начинает представлять себе речь в виде нескольких десятков приблизительных единиц, иногда очень далеких от реально произносимых звуков. В этом легко можно убедиться, наблюдая за общением наших детей.
Ложное мнение о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении грамотному письму, так утвердилось за последние 20 лет, что уже никто не подвергает его сомнению. Однако любой психолог, педагог или логопед может посетить школу, где обучаются глухонемые дети, у которых нет вообще никакого слуха, не только фонематического. Тем не менее, большинство из них учится грамотно, и работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано.
Есть и еще одна причина неграмотного письма. Это – неполноценный навык чтения. Методисты, разработавшие критерии оценки навыка чтения, возможно, не подозревали, что озвучивание и осмысливание – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего человека. При чтении вслух необходимо распределять внимание между озвучиванием и пониманием, что фактически невозможно на начальном этапе формирования навыка. Любой ребенок скажет, что читать молча – проще, так как тогда он полнее понимает прочитанное. Однако детям делать этого не дают, так как от них требуют читать вслух, а понимание не проверяется, ведь данной функции при педагогической проверке отводится четвертое место, а в первую очередь оцениваются скорость, безошибочность, выразительность. Если ребенок читает быстро, понимание не проверяется в принципе. Таким образом, дети обучаются проговаривать текст, не вникая в его содержание, то есть, сдают «технику чтения» не понимая того, что читают.
О полноценном беглом чтении можно говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. Тогда, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты. Значительно чаще у современных школьников в качестве смысловой единицы восприятия текста выступают словосочетания. В этом случае, смысл предложения воспринимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков, и навык чтения уже неполноценен. Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные, предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом и искаженно, не говоря уже об описаниях природы или душевного состояния героев. Следовательно, дети не читают не из-за засилья компьютеров и телевизоров, а, в первую очередь, из-за неправильно сформированного навыка чтения. Не умея правильно читать, дети не могут решать задачи, вникать в параграфы учебников с последующим изложением прочитанного своими словами, в результате чего страдает все обучение в целом.»