Для чего изучают географию в школе
Зачем нужно изучать географию в школе?
География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле с имеющейся природой, продуктами и даже возможностями лечения.
География в школе
География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.
Существуют следующие значения географии:
Почему нужно учить географию?
Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы, как живут различные насекомые, животные и птицы и многое другое.
К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.
Как это пригодится в жизни
Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.
Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.
Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.
Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.
Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.
Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.
Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.
Презентации по географии
Такие презентации способствуют осознанию и восприятию учениками постигаемых материалов, расширяют кругозор, прививают любовь в данной науке и родному краю. Скачать презентации по географии на этом сайте.
Данный материал является одним из важных и интересных этапов в закреплении изученного материала или в проверке домашнего задания после прохождения определенной темы. Благодаря презентациям ученики начинают развивать умения работать с всевозможными информационными географическими источниками, анализировать данные и аргументировать свое мнение. Скачать и пользоваться презентациями может любой. В них может быть анализ различных карт, составлены схемы, присутствовать слайды с текстовым сопровождением, музыкальные видео файлы. Все зависит от тематики.
Зачем мы учим детей географии?
С.В. РОГАЧЕВ
Зачем мы учим детей тому или иному предмету? Пока для каждого, кто разрабатывает содержание предмета, для каждого, кто пишет учебники, для каждого, кто преподает, в этом вопросе не будет полной ясности, предмет в школе не будет эффективным. Мало того. Чтобы преподавание предмета имело успех, необходимо, чтобы четкий и убедительный (и не казуистический, а идущий от сердца, продиктованный разумом и вызванный реальной потребностью) ответ на вопрос «Зачем?» был предоставлен ученикам и их родителям.
Реальная же ситуация такова, что ученики отвечают на вопрос для себя так: «Есть в расписании, вот и учим». Похожим образом, без затей, решают проблему и родители: «Надо, чтобы сдать на аттестат (или в вуз), вот и учи». Перед началом этого учебного года ведущий одной из вечерних радиопередач на «Радио России» поставил этот вопрос для обсуждения в прямом эфире: «Зачем мы отдаем детей в школу? Чему мы хотим, чтобы их научили?» Обычно этому ведущему бывает множество звонков слушателей, абоненты стоят в очереди. В этот раз не было ни одного.
В конце сентября, когда уже улеглось общественное волнение из-за бесланских событий, та же проблема в передаче снова была поставлена на обсуждение.
И опять — ни одного звонка по теме. Ведущий вынужден был признать, что столь провальной, не вызвавшей интереса темы у него в передаче еще не было. Симптом тревожный: общественность отучили размышлять о целях образования. О школе люди приучились думать как о каком-то неизбежном зле, как о зимних простудах или о смерти: «Не миновать, так что толку и задумываться о смысле».
Не многим глубже вдаются в суть проблемы и учителя. В своих разработках уроков (мне пришлось прочитать сотни, если не тысячи разработок разных авторов) учителя обычно выделяют специальную рубрику: «Цель урока». Кто-то с них это требует, и требует из благих, верных в общем-то побуждений. Но что же обычно фигурирует в этой рубрике? Допустим, тема урока «Строение земной коры». Тогда цель урока обозначается так: «Познакомить учащихся со строением земной коры». (Иногда добавляется еще какая-нибудь общеметодическая цель, вроде «Развить навык пользования схемами» или «Развить умение работать в группе».) А если тема «Черная металлургия мира», то цель будет: «Рассказать учащимся о географии производства черных металлов» и т.п. Таким образом цель подменяется темой, содержанием урока. Получается, что учитель как бы верует (не убежден, а именно верует) в то, что дети не смогут прожить полноценную жизнь без великого знания о строении земной коры и черной металлургии мира и в трансляции именно этого, программой предусмотренного содержания и состоит высокая цель обучения.
Но задайте повзрослевшему, 30—50-летнему человеку вопрос о «гранитном» и «базальтовом» слоях. Сколько вы получите удовлетворительных объяснений? Задайте тот же вопрос серьезным геологам и геофизикам. Кто из них не поиронизируют над тем, как изложена в школе эта, наукой еще далеко не полностью исследованная тема? Через десяток лет, когда в настоящую серьезную жизнь войдут наши сегодняшние десятиклассники, возможно, представления о земной коре претерпят серьезные изменения, возможно, на Земле не будет уже мартенов и домен, которые с таким тщанием изучались. Возможно, уже не США, не Китай и не Южная Корея будут главными сталеварами, да и вообще, может статься, уже не металл будет конструкционным материалом № 1.
А если даже — допустим и такое — черная металлургия не претерпит никаких серьезных изменений, то все равно — у многих ли взрослых людей останутся в памяти эти «миллионы тонн» и «типы ориентации»? И главное: многим ли эти знания реально потребуются в жизни? А те, которым они потребуются при реальной практической работе (где ставки будут миллиардными), разве они вынесут их из школьного учебника, со школьного урока?
Так зачем же мы учим всему этому?
Самый распространенный ответ, который дают учителя и авторы учебников, — такой же школьнический, как и у детей перед расписанием: «Ведь это же будут спрашивать при поступлении в вуз. А там такое спрашивают!» И делают страшные глаза. А, дорогие коллеги, если при поступлении в вуз будут спрашивать ряд из ста восьмизначных чисел, мы будем в школе заучивать этот немыслимый ряд?
Не будем переворачивать все с ног на голову. Не вуз должен диктовать требования к школьному образованию, хотя он и может формулировать свой заказ. (И если в вузе работают понимающие люди, они не будут требовать от школьников знания главных стран — плавильщиков меди или всех железорудных месторождений России; этому в вузе как раз и должны научить, если готовят специалистов соответствующего профиля). Напротив, вуз должен отбирать лучших, исходя из школьной программы, которая, в свою очередь, должна строиться, исходя из целей обучения, которые общество (родительское сообщество + государство с его интересами) и должно осознать и предначертать.
Но кому общество поручило (делегировало) это осознание и предначертание? По-хорошему, это должен быть ареопаг, собрание людей со зрелой гражданской позицией, высоким интеллектуальным авторитетом, хорошим вкусом, практическим опытом и житейской мудростью. Соответствуют ли этому идеальному образу составители действующих программ и разрабатываемых уже дольше 1/10 века проектов стандартов или тестов ЕГЭ? Кто как. Вероятность того, что среди этих людей окажется человек умный, одаренный, понимающий суть и цель выполняемой им работы, такая же, как в любой случайной выборке. К ключевым постам по формированию содержания всеобщего образования отдельные личности приходят в силу совершенно случайного движения биографий, вне зависимости от того, имеют ли они к этому серьезные способности и призвание. Формируя контент географического образования для наших детей, они не обременяют себя осознанием предметных целей; исходят не из желаний родителей, не из потребностей общества, не из заказа потенциальных работодателей. Они ведут себя как прилежные референты, сцеживая в школу адаптированные отжимки из научного знания и научного видения мира.
Их мало занимает то, что упорядоченная структура географической науки складывалась веками и гигантскими интеллектуальными трудами. Что люди, формировавшие науку, шли путем от реально наблюдаемого к поиску причин и моделированию скрытого. Что школьник, чтобы превзойти эту мудрость, должен сам совершить некоторое интеллектуальное восхождение по аналогичному пути. Да нет, вываливай на него сразу базальтовый слой и земное ядро, которое никто не видел и многие века еще (а может быть, и никогда) не увидит. Чего там стесняться, наука же.
Денис Иванович Фонвизин, ослепленный идеями Века Просвещения, в свое время оказал медвежью услугу нашему учебному предмету. Высмеяв г-жу Простакову и ее сына Митрофана за отсутствие мотивации к изучению географии, он создал нам своеобразную презумпцию невиновности. Получилось, что география может предлагать на образовательном поле что ей угодно, а попробуй усомнись в необходимости этого — сразу попадешь в простаковы, а то, того хлеще, в скотинины. Между тем, так ли плохи Скотинин и Митрофан, если отвести от них острие авторского отношения? Перечитайте пьесу (она есть в любой школьной библиотеке) и вы увидите, что названные персонажи — в современных понятиях — крепкие фермеры, свиноводы, поставщики свинины, сала и щетины на внутренний рынок. И именно на таких, как они, держится та самая экономическая география, о которой вещают нам идеологи застарело больной школьной географии.
А то что эти фермеры не знают, что на «животноводство приходится 70% в товарной продукции сельского хозяйства Германии», не мешает им самим быть животноводами и удачливыми селекционерами («у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою»).
И если мы вчитаемся в знаменитый диалог Стародума и Простаковой, мы (если не будем принимать во внимание явно выраженной позиции Фонвизина) не найдем в их споре победителя. Ведь и аргументы Простаковой, положа руку на сердце, достойны уважения:
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили.
Стародум неопровержимых аргументов не привел, да — в своей просвещенной спеси — и не искал. Если использовать доказательную методологию Стародума, то — в применении к приведенным выше примерам со строением земной коры и металлургией — на недоуменной вопрос современной Простаковой следовало бы ответить так: «А вот случится вашему Митрофану скважину бурить — тут ему и пригодятся знания из школьной программы», «А вот станет он главой «Северстали» — будет знать конъюнктуру мирового рынка черных металлов». Искусственность и неубедительность ответов такого типа не нужно и комментировать.
Любое знание или умение, транслируемое школой, должно представлять некоторую ценность для ученика, и эта ценность должна быть осознана всеми участниками образовательного процесса. Черная металлургия нужна в программе только в том случае, если мы с уверенностью можем утверждать, что человек, изучивший соответствующий раздел учебника, будет в жизни чем-то духовно, нравственно, интеллектуально и, наконец, материально богаче не изучившего, будет более полезен для общества и счастлив сам*. Можем ли мы утверждать это? Если нет, не будет трагедии расстаться с этим элементом содержания. Если да, дайте ясное объяснение почему. Ответы на эти «почему?» и должны были бы составить содержание рубрик «Цель урока» в разработках уроков. Вразумительных ответов на эти «почему?» так недостает в концепции географического образования для средней школы.
Нам не след брать пример с Простаковой, но и Стародумово мышление «прадедовского поколения» в реальной жизни показывает свою несостоятельность. Заимствовав в XVIII—XIX вв. немецкую модель географического образования, мы благополучно донесли ее в основных репрессивно-дисциплинарных чертах до века XXI. Показателен в этом отношении крик души, прозвучавший в одной из родительских анкет, присланных из города Жуков Калужской области учителем О.В. Желниной: «Программы по географии составлены так, что предмет успешно усваивается детьми послушными, но география-то больше всего в жизни нужна непослушным!»
Немецкая скучно-дисциплинированная география дошла до наших дней стараниями составителей программ и учебников, прилежно и преемственно реферирующих своих предшественников (теперь выковываются новые образовательно-репрессивные инструменты — тупые топоры нелигитимных стандартов и ЕГЭ). За все эти годы никто всерьез не задумался над главным вопросом: «Зачем?». Не то чтобы совсем не задумывались, успокоительные ответы находили: «Отцы учили и вы учИте». Некоторые, действительно крупные ученые в 30—40-е годы выдвигали заслуживающую уважения практичную, на первый взгляд, мотивировку: «Чтобы правильно планировать развитие и размещение народного хозяйства», но исходили они при этом из романтической и заведомо обманчивой посылки о том, что каждый человек в социалистическом обществе причастен к управлению страной и ее производительными силами.
Нетрудно оправдывать необходимость географии тем, что она нужна обществу в целом, но куда труднее ответить на вопрос, зачем она — в нынешнем ее тоскливом виде — нужна каждому в отдельности взятому ребенку — субъекту обучения и главному потребителю образования.
Так для чего же мы учим детей географии? Можно выдвинуть ряд мотивов общего характера: «Для развития личности», «Для воспитания патриотизма», «Для формирования доброго отношения к природе». Это теплее, это уже горячо. Все это верные императивы, но они очень расплывчаты. На них же могут претендовать и другие школьные предметы. В воспитательную область «патриотизм» глубоко заходят история и литература. «Природу» от наших «посягательств» будут отстаивать биологи. А литераторы справедливо отметят, что вклад школьной биологии и, тем более, географии в воспитание любви к природе, пожалуй, меньше, чем один «Белый Бим. » Гавриила Троепольского. Химики же аргументированно объяснят, что для рационального использования природного сырья и охраны природной среды от загрязнения куда важнее их продуманные технологии, чем эколого-географические ахи и охи.
Попытаемся выделить те задачи преподавания географии, которые являются специфически географическими и которые мы можем адресовать каждому человеку**, более или менее нормально развивающемуся и идущему по пути естественной социализации в современном мире. Сводка этих задач дана в матрице на с. 6—7.
Исходя из этих задач, важность которых трудно оспорить в силу их естественной простоты, нам необходимо сегодня переосмыслить содержание географического образования. Каждый гран современного содержания нужно взвесить на ценностных весах целесообразности.
В матрице, собственно, дан ключ к тому, как нужно строить стандарт образования: не путем скидывания в него оглавлений учебников (написанных, кстати, самими составителями стандартов), а путем осознания функционального значения нашего предмета для растущего человека — развивающейся личности.
* Интересно, проводили ли люди, взявшиеся лепить стандарты, мониторинг судеб школьного образовательного контента в судьбах сограждан? А вдруг выяснится, что дети, прогулявшие или проболевшие некоторую тему, став взрослыми, окажутся в среднем счастливее, удачливее и полезнее для общества, чем послушно внимавшие?
** Поясним еще раз. Ценность любой науки для общества и для человечества в целом — это одно; ценность предметного образования в общеобразовательной школе — совсем другое. Поэтому в матрице мы не касаемся тех множественных услуг, которые география как научная и прикладная сфера может оказать учреждениям, фирмам и человечеству в целом по защите от оползней, оптимальному размещению ларька, прогнозированию уровня Мирового океана, разработке карт и предсказанию погоды.
От редакции. Матрица общечеловеческих задач преподавания географии в школе предлагается в качестве материала для обсуждения. Подумайте, пожалуйста, каких позиций в ней, на ваш взгляд, не хватает. Какие позиции кажутся вам излишними. Как можно было бы нарастить матрицу, например, в сторону введения колонки с более обобщающими целями или колонок конкретизации задач. Попытайтесь соотнести позиции матрицы с современной программой и учебниками. Сделайте свой вывод и определите свои предпочтения.
В следующем месяце в рамках конкурса «Я иду на урок географии» будет объявлен конкурс, основанный на критической работе с этой матрицей.
Мир вокруг нас, или В чём важность географии
Урок 5. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мир вокруг нас, или В чём важность географии»
С самого момента своего появления на планете человек вынужден был взаимодействовать с окружающей средой. И чтобы удовлетворить свои потребности, необходимо было её изучить. Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.
Первоначально познания сводились к методу проб и ошибок. Затем в ходе наблюдений и сопоставления фактов человек начал описывать явления, анализировать закономерности их появления, изучать причины их возникновения. Так формировалась наука.
Но любая наука или область знаний приносит пользу не только обществу, государству или бизнесу, но и любому человеку.
Каждый из вас наверняка хоть раз задумывался: «Для чего мы вообще изучаем географию? Зачем нужна эта наука, такая далёкая от нас?»
Давайте в этом разбираться вместе. Для начала вспомним, что такое «география».
География – это наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. По-гречески «гео» означает «земля», «графо» – «пишу». Следовательно, слово «география» в переводе означает «описание земли».
География всегда играла одну из ведущих ролей в жизни человека. Это одна из древнейших наук, значение которой трудно переоценить. На разных этапах развития человеческого общества она помогала человеку решать самые насущные проблемы.
Развитие географии в значительной степени определялось потребностями человека, поэтому она всегда имела большое практическое значение.
Познание людьми окружающего мира в той или иной степени связано с путешествиями. На путь дальних странствий искателей новых земель толкали прежде всего практические потребности: освоение плодородных земель, развитие торговли с дальними странами, завоевательные походы.
Даже первобытные люди не оставались долго на одном месте. Исчерпав природные ресурсы, они снимались с насиженного места и отправлялись на поиски новых земель.
Такие постоянные передвижения с места на место положили начало географическим знаниям, представлениям о животных и растениях.
Изображения на камне, бивне мамонта или шкуре убитого животного были первыми географическими сведениями о Земле.
Когда появились первые цивилизации, возникла необходимость в установлении торговых связей. Купцы зачастую играли роль первооткрывателей. Они поставляли на родину не только редкие товары, но и ценные сведения об устройстве окружающего мира.
Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.
С появлением письменности возникли описания соседних территорий и стран. Моряки и охотники, купцы и воины, исследователи и путешественники первыми открывали тайны окружающего мира. Учёные обобщали полученные данные и записывали их.
Накопление человеком знаний о своём окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний.
Считается, что первым термин «география» употребил древнегреческий учёный Эратосфен, живший в третьем веке до нашей эры.
До ХХ века география была описательной наукой и давала ответы только на вопросы «что?», «где?», «когда?».
После того как исчезли белые пятна с земной карты, ведущей задачей географов стало познание законов, по которым существует природа, и современное общество людей. Даже сегодня в географии есть место поразительным открытиям.
Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты. Скважины, пробуренные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений.
Современная география даёт ответы на вопросы «как?» и «почему?». Её основная задача сегодня – не описание Земли, а изучение взаимосвязей между природой и человеком, его деятельностью в пределах планеты и на отдельных территориях.
География превратилась из науки, изучающей нашу планету, в систему наук. Основные из них – физическая география (наука о природе Земли), экономическая и социальная география (наука о расселении людей и их взаимодействии с природой).
Современная география ведёт изучения в области сельского хозяйства, международных отношений, решает глобальные проблемы и постигает влияние человека на окружающую его природу.
Ведь длительное время считалось, что природа не изменяется. Однако это ошибочное мнение. Разрушаются старые горы и возникают новые, исчезают леса и озёра, появляются болота и пустыни. Там, где когда-то были огромные морские просторы, сейчас может быть суша, и наоборот.
В последнее время человек начал нарушать равновесие в природе, уничтожая животных и растения, изменяя рельеф Земли. Одна из главных задач современной географии – предвидеть последствия деятельности человека.
Чтобы пользоваться благами природы, надо знать законы, по которым она развивается, понимать процессы, происходящие на планете.
Как и любая наука, география имеет множество доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды.
Например, внедрение ветровых и гидроэлектростанций в Новой Зеландии, чтобы не использовать электростанции на угле.
Ещё одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия. Здесь для отопления и обогрева домов используется энергия вулканов и гейзеров.
А Испания является одной из стран-лидеров по солнечной энергии. Эти государства показывают яркий пример, как можно использовать свои географические преимущества.
География – действительно удивительная наука, которая приносит пользу всему человечеству и развивает другие области. Но чем же география полезна обычным людям?
Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте.
Моряки, пилоты и штурманы должны уметь пользоваться географическими приборами, работать со сложными картами, определять своё положение на местности.
Простой человек сегодня много передвигается и активно путешествует, поэтому ему нужны хотя бы начальные навыки работы с картами и элементарные знания названий стран и континентов.
Например, мечта посетить водопады Игуасу и Алтай – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Познания в географии дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.
Кроме того, на карте мира встречаются схожие названия: Швеция и Швейцария, Парагвай и Уругвай, Ирак и Иран.
Слишком часто туристы путают Австрию и Австралию. У австрийцев даже есть популярный девиз: «В Австрии кенгуру нет!». Уличные знаки, майки, сумки, кепки и значки с таким слоганом весьма популярны у них.
А в аэропорту австрийского города Зальцбурга установлено информационное табло для тех, кто перепутал Австрию с Австралией!
Человек постоянно сталкивается со стихийными явлениями – извержениями вулканов, землетрясениями, наводнениями. Именно география изучает их. Даже простой сбор статистики о землетрясениях позволяет определить, какие территории являются сейсмоактивными, а какие нет. Эти знания учитываются строителями при строительстве объектов.
Глубокие исследования природных явлений позволяют прогнозировать их заранее, что даёт возможность подготовиться к будущей катастрофе, например, вовремя эвакуировать население.
Неразрывно связана с географией и современная техника. Она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации.
Например, GPS-спутники пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Затем они расшифровываются и помогают ориентироваться в пространстве.
Сегодня мы живём в мире, где страны и народы переплетены друг с другом как никогда сильно. Люди путешествуют по всему миру, а многие крупнейшие компании являются транснациональными. В связи с этим важно знать культурные, языковые, религиозные, политические особенности тех или иных стран.
География помогает понять особенности взаимоотношений между странами – почему одни государства конфликтуют, а другие находятся в союзах. Не случайно многие специалисты по международным отношениям говорят, что «география определяет политику».
В изучении географии вам могут помочь разнообразные источники географических знаний.
И это не только учебники, карты и атласы. Это специальная географическая, научно-популярная и художественная литература; словари и справочники; туристические карты и буклеты; средства массовой информации, где часто публикуются сообщения о современных географических событиях и явлениях; Интернет; а также объекты природы, где проводят непосредственные наблюдения и исследования – степи, леса, горы, реки. Всё, что нас окружает, и есть источник географических знаний.
Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи современной географии – знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.
Возможно, кто-то из вас захочет стать географом, чтобы приобщиться к разумному, рациональному использованию природных богатств, их охране и воспроизведению.