Для чего изучают историю в чем состоят особенности
5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ
Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?
Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате «волны», поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке «поднимать» все материалы начиная с 5-го класса?
В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: «Для чего мы изучаем историю?» и в ответ слышу знакомое всем: «Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!». Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: «А ещё?».
Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:
Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.
История учит тому, что все люди разные
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
История учит критически мыслить
Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.
Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.
История учит сопереживать
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.
И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!
Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов
Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.
Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате». Понимая, что такое «холодная война», не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме «Салют-7», даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.
Такая же ситуация с книгами. Когда я читала «На Западном фронте без перемен», мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если «выйти за рамки» сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.
Зачем современному человеку изучать историю
История для многих людей ассоциируется с перечнем событий, происходивших в прошлом. Для кого-то они не являются важными, а кто-то может не верить, что подобное вообще происходило.
Первая книга по истории была написана Геродотом. Ранее ее изучение было увлекательным процессом, потому что человек мог задумывать о происхождении того или иного события. Даже сегодня многие люди живут, основываясь на опыте прошлого. В качестве примера стоит привести политиков, которые перед принятием важного решения полагаются на опыт предыдущей власти, чтобы избежать их ошибок. Многие творческие личности специально изучают древние произведения, чтобы вдохновиться новыми идеями.
Так, на сайте https://www.istmira.com/ можно ознакомиться с материалом, который касается истории России и мировой истории. Публикации заинтересуют не только специалистов, но и просто любознательных личностей.
Огромное количество изобретений нельзя было бы реализовать, если бы они не отображались в исторических книгах. К примеру, огромное количество лекарств, которые человек успешно использует, имеют древние корни. Основное их отличие от современных аналогов из прошлого заключается в более совершенной форме получения.
Отдельного внимания заслуживает история нашей страны. На пути своего развития Россия имела немало побед и поражений, и именно из них формируется ее история. При изучении прошлого, которое описывается в истории, нужно осознавать роль нашего государства в мировых масштабах.
Стоит отметить то, что черпая историческую информацию из одного источника сложно в точности отобразить события, которые происходили в действительности. Это взгляд определенного автора. Очень много фактов так и остаются неизвестными или искажаются. Поэтому при изучении истории важно уметь анализировать и мыслить, чтобы сформировать свое мнение.
Еще одной важной причиной, по которой необходимо изучать историю, касается возможности сформировать картину мира, чтобы понять, почему и как все происходит в обществе. Только изучение и анализируя сведения от разных авторов можно сформировать свою точку зрения.
Статья: Зачем нам изучать историю? Ответ учителя.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зачем нам изучать Историю?
А вот зачем изучать Историю?
Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.
Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.
Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов
Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому — Патрик Генри
История повторяется, это один из ее недостатков — К. Дарроу
История — неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан
Всеобщий закон — закон законов — это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? — У. Уитмен
Отними у народа историю — и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. — Йозеф Геббельс
История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики — Индира Ганди.
На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.
Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени — тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.
Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.
Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.
Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика.
Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.
Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.
Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.
Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий
Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!». Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.
Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.
Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.
Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.
В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.
Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории «Супертехнологии против меди и камня «.
Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.
Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основы исторического знания
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого должны были трудиться, используя природные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объединялись в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновременно существовали и взаимовыгодные связи, сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное место в его жизни занимали проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы».
Правда, существует один давно известный афоризм: «История учит тому, что она ничему не учит». И действительно, изучая историю, несложно заметить, что новые поколения людей часто совершают ошибки своих предшественников. Наверное, так происходит из-за самоуверенности каждого нового поколения, подкрепленной чувством превосходства над некогда жившими людьми: ведь люди в прошлом не знали многое из того, что знает любой современный человек. Однако нельзя забывать, что человечество во все времена решало, иногда удачно, иногда нет, задачи не менее сложные, чем те, что стоят перед нами сегодня.
С другой стороны, несомненно, и то, что неиспользование «уроков истории» может происходить и из-за недостаточного знания истории. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его специальности. Известны слова русского мыслителя Николая Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».
Проблема достоверности исторических знаний. В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Знать все, конечно же, невозможно. Поэтому события, прежде всего нуждаются в расположении по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать конкретные события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
Но в истории, в отличие от многих других наук, имеется и своя «ахиллесова пята». Объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о прошлом проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) здесь во многом неосуществимы. Так можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, современный историк не может открыть «всей правды», ведь машина времени еще не изобретена. Но «вся, правда» недоступна и любой другой, даже самой точной, науке, поскольку мир бесконечен, так же как бесконечен и процесс его познания.
Между историками идут споры по множеству проблем. Нередко совершаются открытия, иногда принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки становятся основой учебной литературы по истории.
Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, сознательно созданное людьми, и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими источниками является также и «прошлое в настоящем» — например, языки, на которых говорят ныне народы мира (большинство из них сложилось в глубокой древности), существующие
и поныне обычаи и традиции, географические названия и т.д.
При разработке какой-либо темы историк стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников принято учитывать их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:
4) устные (фольклорные);
6) кино- и фотодокументы;
Понятно, что многие источники трудно отнести к какой- либо одной форме. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде.
Тем не менее, форма источников во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого. Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных памятников в их историческом развитии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.). Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. В этом случае историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.
Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники написаны либо мертвыми (не существующими ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (древнегреческий, латинский), другие были расшифрованы только в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский). Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии.
Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.
С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени.
При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их значимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие более подробно разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения.
Процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания.
Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?
В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определялась господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма).
Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю.
Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы, формы.
Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы.
Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития общества часто используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.
Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескьё делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.
Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным.
Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.
Критерии определения локальных цивилизаций лежат, прежде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтому даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо- мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.
Сочетание подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана и проблема периодизации истории.
Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление на историю Древнего мира, историю Средних веков, историю Нового времени и историю Новейшего времени.
В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности (в западной литературе этот период обозначают не совсем, как представляется, корректным термином «предыстория», популярным сейчас и среди некоторых российских историков).
1. Для чего изучают историю? В чем состоят особенности истории как науки?
2. Что такое исторические источники? Перечислите и кратко охарактеризуйте их виды.
3. Какие науки помогают историкам извлекать информацию из исторических источников? Составьте схему, показывающую процесс работы историка.
4. В чем состоят особенности формационного и цивилизационного подходов? Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода.