Для чего казакам оселедец
Оселедец и усы: что они значили для запорожских казаков
Длинная прядь волос на бритой голове — «оселедец» («селедка») и невероятной длины усы были визитной карточкой запорожских казаков. Порой, усы были такими длинными, что их обматывали вокруг ушей. Остричь это богатство считалось равносильно смерти. Почему?
Славяно-тюрки
Как отмечает в своей монографии «Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века» Е.М. Белецкая, казаки издавна отличались своеобразным внешним видом. По словам Белецкой, основными отличительными признаками казака являлись так называемый оселедец и длинные усы. Эти признаки свидетельствуют о славяно-тюркском синтезе: длинные усы и оселедец на выбритой голове имеют буквальное сходство с внешностью русов, описанной византийским автором Львом Дьяконом на примере князя Святослава Игоревича. Да и само слово «казак» (как, впрочем, и «есаул» и «атаман») имеют тюркское происхождение.
И.Ф. Быкадоров, автор издания «История казачества», сообщает о том, что чуб-оселедец и длинные усы и в самом деле были принадлежностью народов степной полосы. Поэтому подобный внешний вид Святослава Быкадоров объясняет слиянием типичных черт руса-славянина и тюрка. Известно, что князь пользовался седлом вместо подушки, ездил верхом, употреблял в пищу конину. Несмотря на то, что далеко не все, что делал Святослав переняли казаки, но, например, характерная прическа и усы при отсутствии бороды стали их визитной карточкой. Впрочем, эту «визитную карточку» еще надо было заслужить.
«Такой выйдет козарлюга!»
Некоторые уже вышедшие в отставку казаки позволяли себе отращивать бороды. Служилые же носили только усы, а бороды брили. Юные казаки вообще не имели право ни на ношение оселедца, ни на ношение растительности на лице. Марина Рыблова, автор издания «Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI-первой трети XIX века», утверждает, что казаки начинали отращивать усы только после того, как поступали на службу. При этом за усами тщательно ухаживали. Если верить Дмитрию Яворницкому, автор книги «История запорожских казаков. Быт запорожской общины», усы расчесывали гребнем и чернили. «Вот это как нафабрит их (усы), такой выйдет козарлюга!» — писал историк.
Усы, как и оселедец, отращивали всю жизнь. Понятно, что носить, к примеру, длинную прядь на голове было не очень удобно, поэтому, как утверждает Марина Куракеева на страницах издания «Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков», ее убирали за левое ухо. Бывало, что оселедец вырастал до таких размеров, что его обматывали вокруг левого уха, затем на затылке пропускали за правое. И даже после этого кучерявый конец еще спускался на плечо. Точно так же дело обстояло и с усами. Тот же Яворницкий сообщал о том, что длинные усы казаки убирали за уши, как и чубы. Причем, после такой манипуляции, по словам историка, усы все равно свисали ниже ушей.
Самый храбрый
По мнению Льва Бердникова, автора книги «Русский Галантный век в лицах и сюжетах», усы (как и борода, и длинное платье) в Перовскую эпоху стали своеобразным символом протеста против европеизации страны, которую внедрял в России царь. Впрочем, казакам разрешили носить на лице растительность. Тем не менее, как считает Марина Куракеева и оселедец, и усы у казаков были прежде всего знаками удальства и храбрости. И это действительно так. А прилагательное «усатый» стало чуть ли не синонимом прилагательного «храбрый». Подтверждением тому может служить поговорка «Усом не дрогнул, не сробел», приведенная в известном словаре Владимира Даля.
Неудивительно, что Александр Терещенко в своем труде «Быт русского народа» писал о том, что именно тот, кто носил самые длинные усы и являлся в глазах окружающих самым храбрым. Впрочем, Терещенко добавлял, что среди донских и волжских казаков, особенно славившихся своими усами, считалось, что самые длинные усы мог отрастить только один человек – атаман. Не зря в одной из казачьих песен есть такие слова: «Большой усище и всем атаман». Авторитет избранного атамана и в самом деле признавали все без исключения казаки. Ему, по словам Михаила Астапенко, автора издания «История казачества России», подчинялись беспрекословно, говоря: «Куда наш атаман взор кинет, туда мы свои головы бросим!».
«Оселедець»: у кого запорожцы переняли обычай носить эту прическу
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
komitetzaprava
komitetzaprava
Она гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече князя с императором Цимисхием:
Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец «сарматской» прической. ))
В этом отношении польский «сарматский» оселедец не имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом распространения «сарматской» моды в Речи Посполитой манеры носить оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать так:
Казацкая старшина, к слову говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных.
Теоретически в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит. Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус казака: чем длиннее, тем круче. А «некомбатанты», например писари, вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи прическа «под горшок».
Третья «народная» гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В принципе, она коррелирует с предположением о том, что «чупрына» была знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.
Казачий чуб
Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые интересные факты из “жизни” казачьего чуба.
Называли такой чуб – оселедец. Но это не только дань моде. Молодёжь не могла носить такую причёску. И даже молодые воины, прошедшие всего несколько сражений, тоже не имели чуба. Казаки объясняли наличие чуба с левой стороны тем, что за правым плечом стоит ангел, поэтому на правой стороне головы порядок. А за левым плечом – черт, благодаря которому матерые взрослые казаки за свою боевую жизнь имели так много прегрешений перед господом, что и молитва не спасёт.
Донские казаки считали, что не избежать им попадания в ад. Вот и придумали они отрастить оселедец, чтобы бог, если смилостивится над казаком, мог уцепиться за чуб и вытащить грешника из ада. У казака чуб должен спадать именно налево, чтобы мог сбрасывать периодически нечисть с левого плеча. По длине чуба и его ухоженности можно было судить о статусе казака.
Оселедец показывал, что его носитель – настоящий воин, помнит о боге и осознает все свои грехи. Поэтому часто, когда казак попадал в плен, ему состригали чуб, чтобы он не мог ждать помощи от бога.
Интересное видео по теме Казачий чуб
Смотрите также:
Казачья езда галопом. Что такое казачий галоп? Казачий галоп является одним из способов казачьей верховой езды наиболее применимое при казачьей атаке называемой казачья лава, потому…
Описание одежды Донских казаков и казачек Казаки донских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей,…
Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак.
Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.
Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия.
Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
По другой версии, чупрына — это сарматская прическа
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов