Для чего классному руководителю необходима информация о посещении кружков учениками
Памятка для классного руководителя
П а мятка классному руководителю
1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
1.2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Б) Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:
• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии;
• тренинги общения с привлечением школьного психолога;
В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
А) Индивидуальная работа классного руководителя.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
— особенности мышления, умение выделять главное;
— самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
— знание пройденного ранее учебного материала;
— а также особенности его учебной мотивации, в частности:
— осознание необходимости учебной деятельности;
— мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:
— отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
— пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;
— отсутствие интереса к предмету;
— проблемы, связанные с волевой сферой;
Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совмест-ной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.
Б) Работа с классным коллективом
В) Участие в общешкольных делах
Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
1.4. Организация досуга
— формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
— досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
— участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);
— организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
— укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
— участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
— организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
— организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.
В) Участие в общешкольных и районных делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:
— в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях;
— в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
2. Документация классного руководителя
2.1. Рабочий дневник
Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
На каждом из этих листов следует записать:
— каким образом изучался ребенок;
— какие проблемы наиболее актуальны для него;
— способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.
В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:
1. Способы изучения коллектива класса.
2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.
3. Планы разрешения этих проблем.
2.2. Материалы исследования
Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).
3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:
— проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;
— проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;
— взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).
3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.
Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.
3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
— включать ребенка в значимую для него деятельность;
— демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;
— предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;
— учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).
Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.
Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:
«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.
Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.
Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»
4. Памятка родителям
2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
Памятка классному руководителю
Организация регламента деятельности:
Работа с родителями:
Деятельность классного руководителя
Работа с учителями, работающими в классе
координация деятельности учителей,
организация индивидуального подхода к каждому учащемуся,
привлечение учителей к работе с родителями.
проведение малого педсовета (1 раз в четверть),
индивидуальная постоянная работа с каждым учителем, привлечение к участию в родительских классных собраниях,
посещение уроков своего класса.
Работа с учениками
Осуществление индивидуального подхода в учебном процессе.
Организация учебного процесса и учет результатов учебного труда.
Развитие познавательных интересов.
Организация общественно-полезного труда.
изучение возрастных и индивидуальных особенностей сложившегося уровня мышления,
формирование мотивации учения отдельных учеников и классного коллектива.
работа с дневниками,
проведение классных собраний,
работа с классным активом,
организация помощи в учебе,
заполнение итоговой документации (личных дел, аттестатов).
привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах,
организация разнообразных экскурсий,
проведение интеллектуальных игр, классных часов и т. п.,
участие во внеурочной развивающей деятельности (предметные недели, олимпиады, экскурсии и др.).
организация работы на закрепленной за классом пришкольной территории,
организация работы на УОУ,
участие в экологических субботниках,
организация генеральных уборок класса и участие в общешкольных,
организация участия в работе школьного лесничества.
Работа с родителями
постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;
обучение родителей тому, как помочь ребенку в учебе;
привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.
привлечение к участию в родительских субботах.
План работы классного руководителя по разделам
Введение. Характеристика класса. Задачи.
Содержание деятельности, направленной на решение поставленных задач:
Содержание тетради классного руководителя
Памятка по работе с дневниками
Дневник учащегося – это один из основных документов, подтверждающий принадлежность учащегося к данной школе и отражающий его текущую успеваемость; это своего рода посредник между учениками, учителями, классным руководителем и родителями.
Первые страницы дневника (ФИО учителей, расписание занятий, кружки и факультативы, дополнительные занятия и консультации) заполняются в течение первых 2-х недель сентября (т.е. до 15 сентября).
Расписание пишется на две недели вперед.
Заполнение должно быть четким, аккуратным и своевременным.
Классный руководитель обязан регулярно проверять дневники и выставлять текущие оценки по предметам (5-8 кл. – 1 раз в неделю, 9-11 кл. – 1 раз в две недели).
Один раз в месяц и перед родительской субботой классный руководитель обязан сделать выписку всех текущих оценок с начала четверти на отдельном листочке и вклеить в дневник.
Классный руководитель должен строго следить за обратной связью со стороны родителей (подпись родителей должна стоять всегда).
Классный руководитель постоянно фиксирует в дневнике опоздания учащегося и пропуски уроков без уважительных причин, обязательно выясняя последнее.
По окончании четверти классный руководитель своей рукой выставляет итоговые четвертные оценки, общее количество пропущенных уроков и опозданий за четверть в сводную ведомость дневника. На первой неделе после каникул обязательно проверяет наличие подписи родителей под четвертными оценками.
Памятка по окончании четверти
По окончании четверти (в субботу, на 6-м уроке) проводится итоговый классный час, на котором необходимо обсудить следующие вопросы:
Проверка классных руководителей
Классный руководитель в пространстве внеурочной деятельности
в пространстве внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Новый стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить», «научиться жить всем вместе».
В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Настоящий классный руководитель – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Классный руководитель ведёт внеурочную деятельность в рамках классного коллектива: это дни именинника, диспуты, походы, экскурсии, спортивные состязания в рамках класса, конкурсы, совместные мероприятия с родителями и т.д.
Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.
Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны для самого классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности как сейчас говорят.
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности, которую организуют педагоги-организаторы. Общешкольные досуговые, познавательные и спортивные мероприятия неотъемлемая часть внеурочной деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Большое значение во внеурочной деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, танцора, певца, актера и т.п. Неуспевающий ребенок в учебе, успевающий в творчестве. Какова же роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Прежде чем говорить о роли, надо сказать о цели.
На основе опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы в работе классного руководителя по организации внеурочной деятельности :
1. Подготовительный этап (май – сентябрь)
а) Проведение анкетирования родителей. В результате выявлены желаемые направления внеурочной деятельности.
б) Анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителями школы предлагаются возможные программы кружковых занятий.
в) Использование возможностей учреждений дополнительного образования.(ДК, сельская библиотека)
г) В сентябре классными руководителями проводится родительское собрание, на котором проходит презентация всех программ внеурочной деятельности.
В результате родители вместе с учащимися по желанию выбирают кружки и секции.
д) Так как внеурочная деятельность включает в себя занятия не только в школе, но и вне ее, то собирается информация о посещении учащимися учреждений дополнительного образования.
е) Обработав результаты выбора, было составлено расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания кл.рук. учитывает, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого кл.рук. просчитывает нагрузку на каждого ученика.
ж) Итогом подготовительного этапа является: для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью.
2. Основной этап (октябрь – апрель).
Основная функция классного руководителя на данном этапе – контроль , который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.
Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. Если учащиеся не посещают кружки по каким-либо направлениям, то классный руководитель производит следующие корректирующие действия: данные учащиеся привлекаются к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренные планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в «Журнале учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения, так, например, при проведении праздника «Здравствуй, рыженькая осень!» стихи рассказывали учащиеся, посещающие кружки «Детская риторика» и «Послушные звуки», участники кружка «Серебряные нотки» исполнили «Осеннюю песенку», ребята из театральной студии показали сказку и т.д.;
во-вторых, ведение совместно с учащимися Портфолио, куда включаются материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) деятельности.
3. Заключительный этап (май)
Анализ результатов внеурочной деятельности:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
На основе этого кл.рук. разработывает индивидуальные маршруты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в следующем учебном году.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.
К тому же, там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.
Творческое объединение в системе дополнительного образования детей – это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико, а также профориентации подростков – выбор специальности.
Внеурочная деятельность, является значительным стимул к развитию, обогащает образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.
Роль школьного дополнительного образования необходимая и неотъемлемая часть внеурочной деятельности, способствующая гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать, как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.
В заключении хочу сказать:
«Ребенок – росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Красота души учителя России – уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России.»