Для чего колядуют на рождество
Как правильно колядовать на Рождество 6 и 7 января и Старый Новый год, что нужно говорить – стихи, песни, обряды, костюмы
Звездарь, мехоноша, коза, медведь, Ирод, три царя – это, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся персонажи традиционных рождественских праздников. Без этих ряженых в старину не обходилось ни одно празднование Рождества. Да и сегодня компании взрослых и детей, отправляясь колядовать 6 и 7 января, с удовольствием примеряют на себя эти колоритные костюмы. А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки – весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, как правильно колядовать и щедровать, что нужно говорить, а также найдёте слова самых популярных и красивых песен и традиционных стихов.
Как и когда правильно колядовать 6-7 января на Рождество и Старый Новый год
Не секрет, что долгие десятилетия религиозные традиции в нашей стране были под запретом. Но, несмотря на это, большинство из них, в том числе и щедровки с колядками, дошли до наших дней практически в своем первоначальном виде. Правда, далеко не все современные дети и взрослые хорошо с ними знакомы. К примеру, вопрос о том, как и когда правильно колядовать и щедровать – 6-7 января на Рождество или на Старый Новый год – остаётся одним из самых актуальных. На самом деле, в разных регионах нашей страны и ближнего зарубежья время дня и ночи, когда колядуют и щедруют, может разниться. Это связано с местными традициями и народными обычаями. Тем не менее, числа и праздники, когда можно колядовать и щедровать, являются общими для всех. Поэтому, чтобы вопрос о том, когда и как колядовать/щедровать правильно – на Рождество (6-7января) или на Старый Новый год (13-14 января) больше у вас не возникал, запомните:
Когда можно колядовать и щедровать
В большинстве регионов колядовать, а не щедровать, начинают вечером 6 числа после появления на небосклоне первой звезды. Ряженые ходят по домам, поют песни, прославляющие рождение Спасителя, и желают хозяевам благополучия и процветания. Взамен ряженые получают сладкие угощения и денежные вознаграждения за свои песни. Утром 7 января девушки и дети рождествуют – поют обрядовые песни о рождении Иисуса Христа. В отличие от колядников, они не наряжаются в костюмы, кроме народных, и не песен про Коляду. В ночь на Старый Новый год молодые парни и девушки ходят щедровать с песнями. Они также поют песни о благополучии в наступающем году (щедровки) и получают угощения за свои старания. А утром 14 января принято не щедровать, а посевать – ходить по домам и щедро обсыпать хозяев зерном и монетами. Такой обряд сопровождается специальными стихами и символизирует процветание и богатый урожай в новом году. Традиционно посевать, как и щедровать, ходят мужчины, так как считается, что мужчина, переступивший первым порог хозяйского дома в новом году, приносит удачу. Именно так выглядят основные моменты в те праздничные дни, когда можно щедровать со стихами и песнями.
Как на Рождество правильно колядовать и что нужно говорить?
Представление о том, как правильно на Рождество колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев. Но есть и ряд общих традиций, которые характерны для рождественского колядования/щедрования вне местных обычаев. Например, колядники должны ходить по домам группами минимум из 3 человек. Самый главный колядник – звездарь. Традиционно звездарем назначают самого голосистого члена группы, который отлично знает колядки, щедровки и рождественские стихи. Кроме того, что он исполняет роль основного «запевалы», на его плечи возлагают и еще одну почетную миссию – ношение звезды. Звезда символизирует добрый знак рождения Иисуса и провозглашает его появление в этом мире. Кроме звездаря, среди колядников обязательно должен быть звонарь и мехоноша. Первый несет большой колокольчик и тем самым оповещает хозяев, что к их двору подходят ряженые. Мехоноша в свою очередь несет большой красивый мешок для гостинцев – сладостей и денег, которыми поющих одаривают люди.
Что нужно говорить колядникам, какие слова и стихи
Прежде чем приступить к стихам и песням, по традиции колядники должны спросить у хозяев дома разрешение на колядование. В старину отказать ряженым на Рождество считалось недопустимым, но сегодня многие могут запросто отказать колядникам. Поэтому спросить сначала разрешение будет правильнее всего простой фразой: «Вечер добрый! Можно поколядовать?». После одобрения хозяев можно начинать колядовать – петь песни и читать традиционные короткие стишки. По окончании выступления хозяева одаривают поющих гостинцами, а те в свою очередь благодарят хозяев за щедрость добрыми пожеланиями мира и процветания. Теперь, когда вы знаете, как колядовать на Рождество правильно и что нужно говорить (стихи, песни), обязательно используйте свои знания на практике 6 января.
Накануне Рождества. О разумности возрождения некоторых церковных традиций
Приведем один из самых типичных образчиков новгородской колядки:
Приходила коляда
Накануне Рождества:
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога!
В других колядках встречаются и более пространные пожелания:
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата! [3]
Может быть, употребление рождественских тропарей, кондаков и ирмосов вне храма таит в себе опасность их расцерковления и лишает церковное пение и богослужебное слово литургичности? Отнюдь нет. Псалмы тоже читаются верующими вне храма, целый ряд треб совершается на дому, на кладбище, в больницах. Можно ли тут говорить о каком-то расцерковлении? Наоборот, все перечисленное следует считать актом воцерковления русской жизни с ее обычаями, призывом к постоянной памяти о Боге. Христославие – одна из форм такого призывания, благая весть миру об Еммануиле.
Отечественная традиция строительства вертепов имеет свою интересную историю. Вертеп представлял собой конструктивное сооружение из несколько уровней. В верхних рядах разыгрывались евангельские сюжеты, в нижних – бытовые истории. Поскольку рождественские «ящики» изготавливались народными мастерами, то русские вертепы, в отличие от итальянских презепе, не выглядели столь натуралистично. Но делались достаточно большими. Материалы были подручные: обычное дерево, гипс, камень, металл, раскрашенное папье-маше, терракота, древесная кора, пробковое дерево и др. Несмотря на русскую климатическую особенность, изготовление в те годы рождественских скульптур из снега или льда нам не известно. Куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее, с появлением одноэтажных вертепов, кукловод управлял куклами уже сверху (при помощи прута). Тексты вертепных пьес от поколения к поколению передавались устно, обрастая добавлениями, но и претерпевая сокращения. За несколько столетий в них отразилось множество языков и обычаев. Необходимо отметить трепет, с которым наши предки относились к празднику Рождества. И, несмотря на некоторый отрыв вертепного театра от церковной жизни, как упоминалось выше, разыгрываемое действо воспринимались глубоко и серьезно. Поэтому сцена в вертепе мыслилась не как развлечение, а как икона. Она освящала сюжетный смысл. Никогда и никто из исполнителей не дерзал произносить слов от имени Богородицы или Богомладенца.
Вертеп являлся совокупной художественной частью народных Святок и почти всегда соединялся с разными формами «христославий»: хождением с рождественской звездой, исполнением ритмизованных диалогов катехизирующего характера, декламированием школьниками назидательных стихотворений, называвшихся «рацеями», пением духовных стихов.
В заключение хочется заострить внимание на смысле первой строки праздничного тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И если не руководствоваться светом разума, готовясь к празднику Рождества, легко скатиться во тьму безумия при возрождении некоторых наших давних традиций, не говоря уже о заимствовании инославных. Будем помнить об этом.
[1] Стоглав. Казань, 1911. С. 122.
[2] Происхождение слова «коляда» среди ученых по сей день вызывает споры. Самое распространенное толкование: это измененное лат. kalendae (календа) – первоначально – первое число каждого месяца, позднее – обозначение январских календ (с 14 декабря по 1 января) как точки отсчета года. В Средние века данное слово обозначало и святочные игрища. На Русь оно пришло из Византии вместе с «отреченными книгами». Существуют и другие толкования. Например: 1) от «кол ед» – вокруг идущий; 2) от «кол еда» –круговые яства; 3) от «колоды» – зажженный пень (а таковой был связан с обрядом календ); 4) от «коло ладо», «коладу». Н.И. Костомаров считал, что в основе названия слово «коло» – колесо. Но было ведь и божество с именем Коляда: «Коляда – старый солнечный бог, покровитель мира, дружбы и согласия. Колядовать, колдовать – молиться Коляде. Колядки. Колдун – жрец Коляды. Коляда, вероятно, есть другое имя бога Коло либо что-то весьма близкое Коло (около). У украинцев – Колодый (“дый”– бог, “коло” – солнце), чей символ – колода. Коляда – праздник зимнего солнцеворота» (См.: О русском Православии // http://lugvran.greenline.ru/part7.htm).
[3] Традиционный фольклор Новгородской области. Л., 1979. С. 135.
[5] Токарев С.А. Маски и ряжение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 192.
[6] На вопрос «Что не хватает вам в жизни?» показателен ответ популярного актера Сергея Маковецкого, сыгравшего отрицательные роли во многих фильмах режиссеров Киры Муратовой, Алексея Балабанова, Александра Прошкина и др.: «Мне не хватает жизни. Я не живу, я существую в иллюзорном мире» (Радио России. Передача «Отзвуки театра». 25 ноября 2007 г.). Стало быть, маски метафизически в какой-то степени все-таки прирастают к коже?
[7] Юрков С.Е. Гротеск в мифологическом сознании русского Средневековья // Смыслы мифа: Мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. СПб., 2001. C. 300.
[8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994 Т. 4. С. 161.
[9] Юрков С.Е. Гротеск в мифологическом сознании русского Средневековья. C. 300.
[10] Жизнь невозможно опутать паутиной схем – встречаются и колядки по-христиански добрые, светлые, красивые, но в них нет главного – прославления новорожденного Богомладенца и Его Матери. Содержание таких колядок все равно целиком мирское, душевное, а не духовное.
[11] Фокин Петр. Рождество Христово // Литовский курьер. Вильнюс, 2007. № 1 (612).
[13] Мельников П.И. (Андрей Печерский). В лесах. Саранск, 1993. А.Н. Веселовский, правда, находил обычай колядовать по своему происхождению христианским, но ученые давно отвергли данную точку зрения как ошибочную. Известный этнограф Михаил Драгоманов, например, не мог «принять, что в колядках нет следов дохристианского культа, ибо он слишком очевиден во множестве колядок, как и в других обрядовых и периодических русских песнях, с коими мы считаем особенно необходимым сравнивать колядки» (См.: Драгоманов Михаил. Ученая экспедиция в юго-западный край // Вестник Европы. 1877. Март. Ст. 85–109).
[14] Кстати, каноничность почти до такой же степени характерна для фольклорного творчества, как и для церковного.
[15] «Если принимать знаменитое, но очень спорное свидетельство Еразма Изопольского, видевшего в Ставищах вертепную сцену, с датой 1591 г., появление вертепной драмы у восточных славян можно отнести к XVI веку», – пишет М.Г. Давидова в своей статье «Вертепный театр в народной культуре» (http://www.byelorussia.rbcmail.ru/04.htm).
[16] Вертеп: Рождественская традиция Италии // www.museum.ru/N 29169.
[17] Давидова М.Г. Вертепный театр в народной культуре.
[18] Вертеп устойчиво традиционным оставался в Италии и Польше, в то время как на севере и востоке Европы в новое время символом праздника становилась рождественская ёлка.
[19] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285.
[20] Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 11. С. 20.
Коляда и колядки: о чем поют на Рождество?
Колядки — это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!
Колядки и Рождество
Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.
Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии
Русские народные колядки — колядуют все!
Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.
Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.
В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.
Язычников в дом не пускать
На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».
Уже в прошлом
Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь.
К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки — это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.
Читайте также:
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю. Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Пока идут Святки, нужно успеть рассказать еще об одном традиционном обряде — колядовании. Вот вы когда-нибудь колядовать ходили? Мы ходили, это было до такой степени давно, что я даже помню плохо. Точно помню, что весело было, и точно помню, что чуть котят не накалядовали =) Но не об этом речь сегодня.
Мне хочется вспомнить этот обряд, немного обновить статью и слегка расширить информацию. Появились новые вопросы, нашлись на них ответы — хочется поделиться.
Что такое колядование
* Друзья, на тему зимних славянских праздников на этом сайте написано несколько статей, и скорее всего, они вам будут интересны. Так как один праздник тесно связан с другим:
Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.
Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.
Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Время колядования
Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).
Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила «Ночь перед Рождеством».
Кто такие ряженые?
Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.
Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:
нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);
очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);
а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.
Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.
Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:
Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.
Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.
Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.
Обряд колядования на Руси
В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.
В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.
Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.
После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:
Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!
Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.
Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла. коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.
Колядование после Крещения Руси
Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.
Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:
колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);
обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);
Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.
колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;
«язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;
конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.
И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.
В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.
Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.
В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.
Святочные колядки
Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.
По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.
Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:
незамужним девушкам желали счастливый брак;
хозяину дома — благополучие и достаток;
Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.
Колядование в наши дни
С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:
— Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.
Тут я начинаю слегка удивляться.
— Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.
И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:
— Так это ж Хеллоуин.
Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина, напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и. святочные колядушки (даже при определенном сходстве). Ах, ладно.
С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.
И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.
Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)
P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.