Для чего конкретно устанавливается пдв
Нормативы ПДВ как вид экологического норматива
Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).
Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.
Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.
Нормирование качества окружающей природной среды
Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
Рис. Схема нормативов качества окружающей среды
Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов
Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.
Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.
Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.
Для чего требуется соблюдать экобезопасность
Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:
Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.
Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.
Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.
После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.
Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора
Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).
Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.
Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.
Установление нормативов выбросов
В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.
Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. «.
Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:
Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ
Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.
Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.
Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.
Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.
Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).
Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как «АТП-Эколог» (расчет выбросов от автотранспорта), «Котельные», «Аккумуляторные работы», «Сварка» и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:
Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.
В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.
Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в «Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. » (1999 г.).
Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.
Для чего конкретно устанавливается пдв
Проект ПДВ представляет собой природоохранную документацию предприятия или организации, в рамках разработки которой промышленная площадка (объект негативного воздействия на окружающую среду) рассматривается с точки зрения создаваемого загрязнения атмосферного воздуха.
В проекте ПДВ составляется характеристика юридического лица как источника загрязнения атмосферы на основе инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которая как правило выполняется в рамках проекта), анализируются концентрации загрязняющих веществ на границе ближайших нормируемых территорий (жилые дома, санитарно-защитная зона и т.д.), определяются нормативы ПДВ, разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), формируется план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ.
Основной задачей проекта ПДВ является установление таких ПДВ, чтобы максимальная приземная концентрация по всем веществам, выбрасываемым юридическим лицом в атмосферу, не превышала санитарно-гигиенических нормативов (в том числе с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ формируемых сторонними предприятиями).
C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:
Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона « О внесении изменений в статью 14 Федерального закона « Об экологической экспертизе » и Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон « Об охране окружающей среды » и отдельные законодательные акты Российской Федерации » от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» от 09.12.2020 г. № 2055.
Согласно п. 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. При этом согласно п. 10 данного Положения, нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В настоящий момент разработка проекта ПДВ для предприятий I-III категории НВОС позволяет решить следующие задачи:
Разработку проекта ПДВ нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
При разработке проектов ПДВ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
Как происходит разработка проекта ПДВ инженером-экологом
Проект ПДВ разработать под силу как инженеру-экологу, так и ответственному за экологию сотруднику в компании. Достаточно хорошо разобраться в вопросе. Прежде чем приступить к работе, в расчетах и описании деятельности следует опираться на ряд входящей информации. Разработка проектов нормативов выбросов ПДВ начинается со сбора исходных данных. После перед экологом должны лежать следующие документы:
Поэтапная разработка проекта ПДВ
Первый этап: Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Второй этап: Систематизация общих сведений о предприятии. Третий этап: Определение перечня выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками предприятия в атмосферу.
Разработка ПДВ начинается с выезда инженера-эколога на объект для проведения инвентаризации источников выбросов. На месте он забирает подготовленный ответственным за охрану ОС на предприятии пакет общих сведений об организации.
Далее ему следует воспользоваться рекомендацией по оформлению и содержанию проекта ПДВ, которая была утверждена Госкомгидрометом СССР еще в 1989 году.
Разработка проекта ПДВ происходит поэтапно, следуя описанной структуре содержания тома из «Рекомендаций по оформлению». Разделы «Сведения об организации-исполнителе», «Аннотация», «Основные термины», «Введение», «Общие сведения о предприятии» являются описательной частью проекта, в которой систематизируется предварительно собранный материал.
Рис. Содержание проекта ПДВ
Рассмотрим подробнее некоторые разделы.
Во введении еще раз перечисляются организации, с чьей помощью выполнен расчет ПДВ. Указывается весь перечень действующих руководящих экологических документов, на основании которых были выполнены расчеты.
Общие сведения о предприятии (раздел II)
Приводится полное и сокращенное название природопользователя; форма собственности недвижимости; основной вид деятельности; режим работы; перечисляются соседствующие с предприятием компании; расстояние до ближайшей жилой застройки; определяется согласно СанПиНу класс опасности предприятия и ориентировочный размер СЗЗ.
На этом же этапе эколог нумерует и наносит на ситуационный план источники выбросов загрязняющих веществ, которые приведены в отчете об инвентаризации вместе с границей ориентировочной санитарно-защитной зоны.
Рис.Ситуационный план с нанесением ориентировочной СЗЗ предприятия, источников выбросов и расчетных точек
Четвертый этап. Изучение деятельности предприятия с точки зрения выбросов в атмосферу
Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы (раздел III)
Инженер берет материал из отчета об инвентаризации о перечне зданий и сооружений организации; перечисляет основные производственные процессы, при которых происходят выделения загрязняющих веществ.
В отдельном подразделе подробно описывается технологический процесс и перечисляются загрязняющие вещества. Наименования загрязняющих веществ из каждого источника выделения проектировщик берет либо из протокола лабораторного анализа либо из расчетов в специализированной программе.
Перечисляются все выявленные источники выбросов, для каждого источника называются способы определения объема выбросов загрязняющих веществ (инструментальный через лабораторию или расчетный с использованием программы).
В еще одном подразделе приводится описание установки очистки газа (при наличии ее на предприятии).
Далее инженер заполняет таблицу “Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу”. Для этого используются данные из документа “Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух (2008 год)”. Таблица состоит из семи столбцов, ее шаблон опять же берется из “Рекомендаций по оформлению…”.
Далее в еще одном подразделе раздела «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы» эколог рассказывает о перспективе развития предприятия на ближайшие 5,10,15, 20 лет. Для этого он интересуется планируемой реконструкцией и модернизацией производственного процесса у руководителя предприятия; расширении или наоборот сокращении производства. Указываются сроки наступления этих изменений.
Отдельно в разделе «Приложения» вкладывается копия документа, полученного от предприятия, где описываются планируемые изменения. Информация необходима, потому как наверняка нововведения повлекут за собой изменения, относящиеся к источникам выбросов, а значит, повлекут перемены в объеме выбросов загрязняющих веществ. Понадобится новая разработка нормативов ПДВ. Их нужно учесть в предложении нормативов, которые обычно приводятся на пять ближайших лет.
В подразделе “Характеристика аварийных и залповых выбросов” кратко описываются условия, при которых возможны такого рода выбросы. Если они возможны, создается и заполняется таблица “Перечень источников залповых выбросов” (шаблон приведен в “Рекомендациях по оформлению…”). Доказывается информация о наличии или отсутствии залповых выбросов документом “Общая информация о предприятии”, где помимо прочих сведений о предприятии приводится технологический процесс производства продукции. Документ должен быть подписан ответственным на предприятии лицом.
Теперь все данные о выбросах сводятся в единую таблицу.
Пятый этап: Произведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземной слое атмосферы. Шестой этап: Проведения анализа расчета рассеивания и предоставление выводов на основании анализа
Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ (раздел IV)
Наступает время перейти к написанию четвертого раздела тома – «Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ». Расчет рассеивания загрязняющих веществ выполняется, чтобы:
Для расчета рассеивания загрязняющих веществ в слое атмосферы эколог будет применять программу «УПРЗА-Эколог» (НПО «Интеграл»). Если в ходе инвентаризации выявлены источники выбросов, объемы которых можно рассчитать без лабораторных замеров, эколог применит специальную программу (например, «АТП-Эколог», «Котельные» и пр.).
В результате расчетов у эколога получается таблица и график рассеивания (см. рис.). В таблице для каждого загрязняющего вещества расписаны максимальные расчетные концентрации в долях ПДВ и в мг/м в кубе на границах производственной зоны и отдельно на границах ориентировочной санитарно-защитной зоны. Рядом для ориентира значения ПДВ, ОБУВ, ПДВ с/с, чтобы можно было сравнить фактические значения концентрации с нормативными. В этой же таблице расписаны источники выбросов, вносящий максимальный вклад в долю выбросов.
Рис. График рассеивания оксида железа от работы предприятия
На основании табличных данных проводится анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона. Положительным выводом должно быть то, что “уровень приземных концентраций на границе ориентировочной СЗЗ не превышает 0,1ПДК по всем ингредиентам”. Выводы описываются в подразделе “Анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона”.
Анализ дает право проектировщику написать в подразделе “Предложения по нормативам ПДВ” о том, что “на всех источниках по всем загрязняющим веществам предлагается установить норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) на уровне фактических выбросов с [указывается следующий год]”.
Седьмой этап. Оформление предложенных нормативов загрязняющих веществ в атмосферу
После оформляется таблица с ранее рассчитанными фактическими объемами выбросов предприятия на следующие пять лет (значения выбросов на все пять лет одинаковые для всех веществ, если в ближайшие пять лет не предусмотрена реорганизация производственной деятельности).
Рис. Таблица параметров выбросов ЗВ
Следующим шагом инженер-эколог проверят каждое загрязняющее вещество на “обязательность к нормированию”. Если какого-то вещества нет в “Перечне…”, то для него считается экологический норматив качества атмосферного воздуха (С) по существующей для этого формуле. В итоге таблица заполняется загрязняющими веществами, которые подлежат и не подлежат нормированию.
Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Когда на этапе расчета рассеивания загрязняющих веществ инженер-эколог обнаруживает превышение уровня опасных концентраций, ему необходимо предложить мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В случае, когда превышения концентраций загрязняющих веществ не выявлено, то никаких мероприятий не требуется. Об этом следует написать в подразделе.
Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ (раздел V)
По степени воздействия выбросов на атмосферный воздух хозяйствующие субъекты подразделяются на I, II, III, IV категории в зависимости от вклада их выбросов в формируемые в уровни концентраций загрязняющих веществ.
К какой категории воздействия относится предприятие, инженер определяет в программе «УПРЗА-Эколог». Программный расчет основан на автоматическом определении параметров (k, g).
Определив категорию, в проекте описывается, какие нужно применить регулирующие мероприятия в периоды НМУ (неблагоприятных метеорологических условий), приводящих к возникновению высокого уровня загрязнения атмосферы. Мероприятия нужны, чтобы с учетом прогноза НМУ предотвратить рост концентраций примесей в воздухе.
В зависимости от состояния атмосферы создаются разные условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города. Контролирующие органы рассылают предупреждения о грядущем наступлении одной из трех существующих степеней состояния атмосферы в период НМУ. Это означает для предприятий, что в момент наступления неблагоприятных условий, они должны перевести свой производственный процесс на один из трех режимов работы.
Это либо снижение производительности, либо сокращение работы установок и технологических линий, либо приостановка работы. Если предприятие относится к четвертой категории воздействия выбросов на окружающую среду, то подобных предупреждений оно не получает.
Восьмой этап. Разработка плана-графика контроля по соблюдению нормативов ПДВ
Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии (раздел VI)
С целью рациональной организации работ по контролю соблюдения нормативов выбросов в этом разделе проекта рассчитываются категории выброса определенного вещества из конкретного источника. На основании “Рекомендаций по основным вопросам воздухоохранной деятельности” и результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ, выполненной в программе “Эколог”, рассчитываются два параметра (Ф и Q) для каждого загрязняющего вещества, которые подлежит нормированию. По значениям и условиям рассчитанных параметров эколог определяет, к какой категории относятся вещества.
Значит, становится ясно, с какой периодичностью на предприятии необходимо будет замерять каждые из веществ. Полученные данные заносят в отдельную таблицу.
Результатом раздела является «План-график контроля нормативов выбросов на источниках выброса». Этот документ должен будет заверить директор организации и организовывать контроль нормативов выбросов с той периодичностью, которая указана для каждого источника.
В XVII разделе проекта инженер-эколог приводит все литературные источники, использованные в работе. Как правило, для разработки ПДВ в список войдет порядка 20 наименований литературы.
В последний XVIII раздел «Приложения» эколог прикладывает все исходные данные предприятия, которыми он пользовался в процессе разработки тома.
Рис. Разработка проектов нормативов ПДВ окончена. Время согласовывать
Оформив проект, инженер направляет его на утверждение директору предприятия. После документу предстоит пройти несколько стадий согласования. Результатом будут утвержденные Росприроднадзором и разработанные экологом нормативы выбросов для предприятия и разрешение на выброс ЗВ в атмосферный воздух на период до пяти лет включительно.
Наша компания оказывает услуги по разработке проектов ПДВ. Обращайтесь.