Для чего крестят ребенка

Зачем крестить ребенка — вопросы и ответы

Узнайте все самое интересное и полезное о крещении детей, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Зачем вообще нужно Крещение

Еще задолго до первых самостоятельных шагов детям предстоит сделать первый шаг к христианской жизни – принять святое Крещение. Отвечают на вопрос, зачем крестить ребенка, и принимают решение о таком ответственном событии родители и восприемники.

Крещение символизирует духовное рождение. Путем троекратного погружения в воду таинственным образом происходит очищение от грехов. На крещаемого сходит благодать Святого Духа и обновленный человек соединяется со Христом и Церковью.

Зачем крестить ребенка

Многие задаются вопросом, зачем крестить ребенка, ведь он не может сам дать на это согласие. Якобы тем самым взрослые навязывают ему веру и образ жизни. Но с того времени, как человек рождается в мир, родители несут ответственность перед Богом не только за его тело, но и за душу. Лишая ребенка Крещения в младенчестве, отец и мать отлучают его от Церкви на неопределенный срок. Тем самым лишают радости Евхаристии, чистоты исповеди и красоты богослужений. А главное, если в период взросления случится несчастье и ребенок умрет некрещеным, родители до конца своих дней будут чувствовать свою вину.

Детей крестят по вере родителей и восприемников, чтобы они имели возможность с младенчества жить в лоне Церкви. Чтобы они участвовали в Таинствах, привыкать жить во Христе и иметь возможность войти в Царство Небесное.

Итак, нужно ли крестить ребенка в младенчестве? С православной точки зрения, конечно да. Ведь ожидая осознанного решения ребенка о Крещении, родители серьезно рискуют. В случае скоропостижной смерти чада его душа его будет лишена Царствия Небесного. Кроме того, ребенок воспитывается с младенчества в вере и это избавит его от многих ошибок. Родители делятся с младенцем важнейшим в жизни – своей верой и радостью бытия с Богом.

В каком возрасте нужно крестить ребенка

Таинство Крещения младенцев может проводиться в любой день после рождения чада. Со времен Ветхого Завета существует традиция крестить детей на 8-й или 40-й день после рождения. Раньше на 8-й день младенцам нарекали имена, мальчикам совершали обрезание. На 40-й день ребенка приносили в храм. Его посвящали Господу и приносили жертвы за дарованное чадо.

Если жизни ребенка угрожает опасность, крестить можно и нужно в любой день и не обязательно в храме. Позвать священника можно и в больницу и домой.

При крещении на 8-й день мать ребенка еще не может присутствовать из-за телесной нечистоты после родов. Поэтому в большинстве случаев Крещение проводится на 40-й день. Над женщинами читается специальная молитва об очищении и разрешительная о дальнейшем участии в таинствах Церкви. Только после этого мама сможет присутствовать на торжественном событии вместе со всеми.

Можно прибегнуть к таинству Крещения и позже. Но если родители хотят воспитать нравственную, духовно развитую личность, то нужно обязательно крестить ребенка.

В чем смысл крещения ребенка?

Часто можно слышать выражение, что дети как ангелы, они безгрешны. Тогда в чем смысл крещения младенцев? Во время Таинства Крещения на ребенка сходит благодать Святого Духа. Его нарекают христианским именем, он обретает молитвенную поддержку Церкви и заступничество святого, который был выбран во время крещения. Дети с малых лет приучаются к послушанию, общению с Богом через молитвы, единению с Ним через Таинство Евхаристии. Даже в случае несчастья дети, освященные Таинством Крещения, остаются под защитой Господа и молитвенным покровительством Церкви.

Крещеные чада, воспитанные родителями в православной вере, вырастают целостными личностями. Они знают, что всегда с ними рядом, кроме родителей земных, и Отец Небесный, Который в большей мере заботится о них и всегда услышит и поможет.

Где проводится Крещение

Если жизни ребенка ничего не угрожает, Таинство Крещения проводится в любом храме. Лучше выбрать храм, который ближе к дому, куда родители смогут потом приводить ребенка на причастие.

В исключительных случаях Крещение может проводится дома, в больнице или другом заведении, где находится ребенок. К таким случаям относятся тяжелая болезнь, угрожающая жизни ребенка, заболевания, с которыми невозможно посещение храма и подобные ситуации.

В какие дни можно крестить ребенка?

Крещение может совершаться в любой день, независимо от постов и праздников. Обычно в каждом храме свой распорядок для данного таинства. Поэтому день для крестин лучше выбирать по согласованию со священником. Если мама хочет присутствовать при торжественном событии, нужно подождать 40 дней после родов и попросить батюшку прочитать положенные молитвы.

Каким именем крестить детей?

По церковным традициям имя ребенку выбирают по святцам. Можно взять имя любимого святого семьи или желаемого покровителя для вашего ребенка.

Если имя выбрано европейское или необычное, нужно спросить у батюшки, каким православным именем лучше крестить в таком случае.

Крестные родители

Крестных обычно выбирают из близкого круга друзей или родных. Но многие забывают, что на восприемников возлагается большая ответственность по христианскому воспитанию чада. Они в ответе за спасение душ своих крестников. Поэтому крестными должны быть верующие люди, воцерковленные, которые не понаслышке знают, что такое религиозная жизнь и смогут научить этому маленького христианина.

Крестными родителями одного ребенка не могут быть супруги или пара, которая собирается вступить в брак. Супругам разрешается быть восприемниками у разных детей одних родителей, если крестины проходят в разное время.

Согласно церковным традициям у мальчиков восприемником должен быть мужчина, у девочек женщина. Обычно выбирают двух крестных, но не запрещается приглашать только крестную или только крестного.

Сейчас во всех храмах обязательно перед Крещением проводить беседы с восприемниками. Время встречи со священником для таких бесед лучше уточнять в храме, где будут проводиться крестины.

Что нужно для крещения ребенка?

Во-первых выбрать храм и уточнить дни проведения таинства Крещения.

Выбрать крестных родителей и договориться с батюшкой о беседах перед Крещением.

Купить все необходимое: крестик, нарядную сорочку и полотенце, чепчик (для девочек), свечи, можно купить икону святого, по имени которого крестится ребенок.

Приготовить бутылочку с водой или пустышку.

Сменную одежду по сезону для переодевания после Крещения.

Источник

Как христиане объясняют необходимость крещения?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Крещение – первое из церковных таинств, с которым встречается человек, уверовавший во Христа. Крестившись, он становится членом Церкви, получает возможность непосредственно общаться с Богом, принимать Его благодатную помощь. Но почему все это возможно только при условии крещения? Давайте разбираться.

Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения?

Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа.

Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя.

Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься?

Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека.

Для чего крестят ребенка. Смотреть фото Для чего крестят ребенка. Смотреть картинку Для чего крестят ребенка. Картинка про Для чего крестят ребенка. Фото Для чего крестят ребенка

Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9).

«Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?

Крещение – это исполнение, практическое выражение веры во Христа. Конкретный шаг, совершая который, человек не просто декларирует свое согласие с евангельскими истинами, но заключает личный завет со Христом, вступает с Ним в союз.

Что делают девушка и юноша, если любят друг друга и хотят всю жизнь провести вместе? Вступают в брак, приносят взаимные обещания любви и верности друг другу, так? Вот и отношения христианина с Богом чем-то напоминают такой брачный союз. И даже много чем. Недаром Сам Господь в Священном Писании уподобляет Свои отношения с верующими браку. В книгах Ветхого Завета Он неоднократно сравнивает израильский народ, уклонившийся от Него в язычество, с распутной женой (например, в книге пророка Осии). А Новый Завет часто рисует Христа в образе Жениха, вступающего в брак с Церковью.

В чинопоследовании крещения есть момент, когда священник спрашивает человека, над которым совершается таинство: «Сочетаваешися ли Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»), – совсем как на церемонии бракосочетания. И тот должен ответить: «Сочетаваюся» («Сочетаюсь»), – и «Верую Ему, яко Царю и Богу». Вера человека во Христа как Царя и Бога и, что еще важнее, его вера Христу – вот что свидетельствуется фактом крещения. Как писал живший за границей известный русский священник и богослов Александр Шмеман (1921-1983), слово «вера» в его греческом варианте – πίστις (а Евангелие изначально написано по-гречески) – означает не столько «согласие разума с набором правил и предписаний», сколько – и прежде всего – «доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому дóлжно повиноваться и за кем дóлжно следовать, что бы ни случилось».

Вот такая вера как беззаветная преданность Христу и «запечатлевается крещением», говоря словами святителя Филарета Московского. Поэтому невозможно представить себе человека, который искренне верует во Христа, но по каким-то причинам избегает крещения.

Но ведь в словах Христа о «рождении от воды и Духа» не упоминается непосредственно о крещении?

Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится.

Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βάπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7).

Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет?

Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки».

В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей.

Апостол Павел пишет об этом так: Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6: 11). Умирает, говоря словами апостола Павла, ветхий человек. А рождается человек новый, наделенный, как писал протопресвитер Александр Шмеман, даром жить жизнью Самого Христа, верить Его верой, желать того, чего желает Он.

Подкрепляемый благодатным даром, полученным в крещении, человек способен на деле двигаться к Царству Небесному, что на практике означает – исполнять заповеди Христовы: превозмогать собственный эгоизм, переступать через требования своего «Я» и на первое место ставить Бога и ближнего. Крещеный человек способен жить поперек правил, ставших со времени грехопадения «естественными» для мира сего. И он может по-настоящему захотеть той жизни – жизни не для себя, а для Бога, которую предлагает ему Христос и продолжением которой является Царствие Божие. А вот человек некрещеный сил для всего этого не имеет. Им просто неоткуда взяться.

То есть крещеный человек становится святым?

Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.

Для чего крестят ребенка. Смотреть фото Для чего крестят ребенка. Смотреть картинку Для чего крестят ребенка. Картинка про Для чего крестят ребенка. Фото Для чего крестят ребенка

«Крещеный и помазанный [Духом Святым в таинстве Миропомазания. – Прим. ред.] имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нем в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих», – писал святитель Симеон Солунский (конец XIV – XV век). Так что крещение – абсолютно необходимое, хотя и не единственное условие спасения человека от греха.

Но ведь в крещении прощаются все грехи?

Да, после крещения человек начинает жизнь «с чистого листа», все его прошлые грехи изглажены и забыты. Но то грехи – конкретные поступки, слова или мысли, нарушающие заповеди Божии. Иначе обстоит дело со страстями – «искривлениями» человеческой души, внутренними предрасположенностями к дурным поступкам. Внешне они могут быть незаметными и до поры никак не проявляться, но именно они и подводят человека к совершению конкретных грехов. Может быть, человек ни разу ничего не украл, но очень неравнодушен к деньгам, сребролюбив. И в какой-то критической ситуации эта его страсть может «выстрелить», привести к совершению греха. То же и с другими страстями.

Страсти, к сожалению, остаются с человеком и после крещения. Но с благодатной помощью Божией теперь он может с ними бороться и даже мало-помалу их преодолевать. В этом помогают церковные таинства – прежде всего Покаяние (исповедь) и Причащение Святых Христовых Таин – Его Тела и Крови. Но возможность прибегать к этим таинствам открывается для человека только после того, как он принял таинство Крещения. Все таинства совершаются исключительно в Церкви, ведь она – тело Христово, пространство, где Бог может действовать в согласии с людьми (а не «поверх» их воли). А членами Церкви мы становимся как раз в крещении.

Обязательно ли перед крещением проходить подготовительную беседу? Тем более, что крестят сейчас в основном малышей, которые все равно не могут в такой беседе участвовать

Многое зависит от конкретной ситуации. Если крестить ребенка хотят родители, которые сами постоянно ходят в храм, причащаются и живут активной церковной жизнью, то священник, может быть, и не станет настаивать, чтобы они непременно пришли на огласительную беседу. Но в большинстве случаев требуется, чтобы священники, диаконы или миряне-катехизаторы готовили людей к крещению – проводили беседы с теми, кто желает креститься, или с родителями и крестными готовящихся к этому таинству детей. Это нужно как раз потому, что крещение – не самодостаточный акт, который совершил – и дело с концом. Крещение – только начало пути, следуя которым, человек преобразовывает свою жизнь в согласии с Евангелием и только тогда начинает по-настоящему искать Царствия Небесного, встречи с Богом. Очень часто люди представляют себе крещение как угодно, но только не в этих категориях. И, если не рассказать им, что такое крещение на самом деле, для чего оно нужно, то может получиться, что они так и не начнут двигаться по этой дороге и не достигнут цели. Недаром в древней Церкви процесс оглашения мог занимать сорок дней (а иногда и еще больше).

Маленькие дети, конечно, не могут осознанно участвовать в огласительных беседах. Но и крестят их не по их собственной вере, а по вере их родителей и восприемников – крестных папы или мамы. Ответственность за то, чтобы ребенок, когда вырастет, узнал о смысле крещения и вошел в жизнь Церкви, берут на себя взрослые. Точно так же, как они берут на себя ответственность за ребенка и во всем остальном, начиная с заботы о его пропитании и заканчивая его воспитанием.

А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?

Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле.

В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа.

В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа».

Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…

Страдания могут отрезвить человека и привести его в Церковь, это случается сплошь и рядом. Но сами по себе они не могут заменить собой крещение.

А если человек жил праведно и делом исполнял заповеди – может, даже не зная, что они христианские?

О таких людях Церковь не выносит суждения, предоставляя их на суд Божий. Притча о Страшном суде, которую рассказал Господь ученикам незадолго до Своей смерти, оставляет надежду на спасение для тех, кто не знал Самого Христа, но делом исполнял Его заповеди: кормил голодных, посещал больных, одевал убогих, – словом, отдавал себя ближним. На Страшном суде эти праведники спрашивают у Христа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25: 37-40). Конечно, это не означает, что эти люди спасутся вне Церкви. Просто Господь Иисус Христос – Глава Церкви, Он может ввести в свою Церковь любого человека одному Ему известным образом, а не только через таинство крещения.

Не принимали крещения и жившие до Христа ветхозаветные праведники – Ной, Авраам, Моисей, Давид, – тем не менее, Церковь почитает их в лике святых. Однако с людей, живущих в христианскую эпоху, когда любому доступно Евангелие, спрос, очевидно, уже совсем иной. Потому вряд ли имеет смысл тратить много времени и сил на рассуждения об участи некрещеных праведников – так, будто с нашей собственной участью полная ясность. Повторим еще раз: факт крещения сам по себе не делает человека ангелоподобным существом, человеку предстоит еще долго и мучительно бороться с грехом, падать и вновь подниматься, выстраивая свою жизнь в согласии с Евангелием. Поэтому актуальным для нас остается совет апостола Павла: Каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим 14: 12,13).

Источник

Крестины

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Для чего крестят ребенка. Смотреть фото Для чего крестят ребенка. Смотреть картинку Для чего крестят ребенка. Картинка про Для чего крестят ребенка. Фото Для чего крестят ребенка

Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.

Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?

Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.

Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.

Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.

Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.

Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.

Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.

Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.

Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.

Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.

А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.

Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.

Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.

Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.

Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.

Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.

Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.

Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *