Для чего культура речи современному человеку
Для чего нужна культура речи современному человеку? Как вы думаете.
На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, «засоряет» чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью.
С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть. С помощью слов поэты разных эпох и государств делились своими мыслями, переживаниями с другими людьми. Особенно ярко это проявлялось в русском языке и литературе. Это один из самых сложных языков в мире, полностью освоить который дано далеко не каждому. На «великом и могучем» писали свои бессмертные произведения гениальные поэты девятнадцатого века – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой; продолжили писатели двадцатого века – А. А. Ахматова, А. И. Солженицын и т. д. Их произведения считаются образцом и символом культуры речи, несмотря на то, что некоторые слова уже вышли из употребления.
С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Сейчас бытует мнение, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык. По-моему, это не так. Ведь любые чувства, мысли, эмоции, переживания всегда можно изложить, используя красивую, емкую и четкую речь.
Я считаю, что культура речи – это способность человека рассказать о состоянии своей души с помощью огромного количества слов, которые есть в нашем языке.
Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова.
Зачем нужна культура речи
Статья посвящена культуре речи. Особое внимание уделено таким понятиям, как «литературный язык», «языковая норма», «чистота языка» и др. Данный материал можно использовать для подготовки к уроку или факультативу по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«Зачем нужна культура речи»
Зачем нужна культура речи?
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие,
его моральный облик,
его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Задумаемся над тем, что стоит за словами Д.С.Лихачева? Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его секреты. А может ли любой из нас сказать, что овладел в совершенстве культурой речи родного языка? Думается, что не каждый может этим похвастаться. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать её, бороться за чистоту языка, противостоять её порче. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим». Почему же необходима культура речи, какие понятия тесно связаны с этим термином?
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
наиболее уместное. Правильность речи, ее точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность являются принятыми в языковедении критериями хорошей речи.
Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей языковой структуре, чем реже повторяются в ней одни и те же элементы. Богатство речи определяет все прочие коммуникативные качества речи.
Точной может считаться такая речь, в которой мысли и чувства говорящего передаются ясно, полно и вместе с тем достаточно лаконично.
Таким образом, культура речи в современном обществе просто необходима, она помогает быть общительным, правильным в своих поступках, действиях, речи. Но появиться сама по себе, без соответствующих знаний, умений и навыков культура речи не сможет. Это все приходит как результат труда. Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Культурой речи должны овладеть все, так как с ней легко идти по жизненному пути и преодолевать все поставленные задачи.
Эссе на тему»Зачем нужна культура речи?»
Зачем нужна культура речи?
Величайший англоязычный писатель, один из лучших драматургов мира Вильям Шекспир с присущей ему мудростью советует нам: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее». Я полностью согласна с мнением английского поэта и считаю, что высокая речевая культура способствует достижению поставленных человеком коммуникативных задач, предполагает высокий уровень развития его общей культуры.
Действительно, зная законы общения в целом, и законы, нормы, правила использования средств языка в частности, человек способен добиться многого. Он ощущает себя значительнее, что придаёт ему уверенности в своих силах, помогает влиять на мысли и чувства других людей. Приятный собеседник пользуется вниманием и почётом у окружающих, ему верят, за ним идут, он легко налаживает контакт с разными людьми.
Следовательно, переоценить значение правильности речи невозможно. Тогда почему проблема культуры речи остро стоит во все времена? Особенно актуальна она в наше время, поскольку халатность современного общества по отношению к языку, речи вызывает серьёзные опасения. Ни для кого не секрет, что бахвальство развязностью в языке, манерах, одежде – весьма распространённое явление 21 века. Молодёжь, люди среднего возраста не придерживаются норм культуры речи, так как не видят в этом необходимости, ведь их «и так понимают». Мы, конечно, знаем, что зачастую за показной бравадой, грубостью скрывается обычный человеческий страх, боязнь быть не понятым и не принятым обществом. О них немецкий философ Готхольд Лессинг сказал: «Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее, выдают те, которых недостаёт». Таким людям невдомёк, что подобным поведением ничего не добиться, что так они только отталкивают от себя других. Значит, долг каждого культурного человека – разъяснять данным представителям общественности недопустимость такого стиля общения, на своём примере показывать, как с помощью речевой этики достигнуть желаемого. Воспитывать в других любовь к родному языку, стремление к самосовершенствованию, в первую очередь, в отношении своей речи.
Я считаю, что наша речь – важнейшая часть нашего общего хода жизни. По тому, как человек говорит, мы можем определить не только уровень его образованности, культуры, мышления, но и степень его психологического самообладания. Тут невольно приходит на ум изречение великого древнегреческого философа Сократа, которое я часто привожу на уроках своим ученикам: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»
«Наша речь,- по мнению Д.С.Лихачева, – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». В своих «Письмах о добром и прекрасном» публицист поднимает важнейшие нравственные проблемы. Не оставляет он без внимания и вопрос о культуре речи. Письмо девятнадцатое «Как говорить?» посвящено именно лингвоэтике. Российский филолог убеждает читателя: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Эти слова профессора должны стать девизом современного общества. И взрослым, и детям необходимо каждый день, каждую минуту своей живой речи уделять внимание искусству говорения, чувствовать сопричастность с культурой родного языка и своего народа. Доказано, что по-настоящему сильный, выдержанный человек никогда не станет ругаться, употреблять жаргонизмы, повышать голос, потому что он знает: его слово и без этого весомо.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: культура речи – необходимое условие успешного общения. Владение нормами литературного языка открывает для человека широкие перспективы, характеризует его как образованную, развитую, духовно богатую личность. Однако хорошая речь не может появиться сама по себе. Она является результатом упорного труда, получения знаний, умений и навыков. Значит, необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной. А начинать учиться правильности речи нужно, конечно, со школьной скамьи. Как сказал педагог-новатор В.А.Сухомлинский: «В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом».
Некоторые аспекты культуры речи в современном обществе
……Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа”.
Константин Паустовский, статья “Поэзия прозы”
Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева, Н.В. Новикова и другие) справедливо говорят о том, что русский язык — наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы, а в последнее время политики, обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы. Специалист любого ССУЗа, вуза, технического, гуманитарного, должен быть грамотным и владеть языком.
Проанализировав работы последних лет, взяв за основу один из материалов Т.Г.Винокур, (из цикла бесед о русском языке на “Радио Россия”), мы выделили несколько наиболее важных, на наш взгляд, аспектов культуры речи. Автор вышеназванной работы назвала эти аспекты “заповедями”. Разрешите с ней согласиться, что у “заповедей очень много соавторов: радиослушатели, педагоги, другие информанты… Одним словом, это коллективные выводы”.
Один из самых важных аспектов, как нам кажется, стараться избегать многословия, стараться это делать во всех случаях жизни. В официальной, публичной речи, например. Очень часто выступающий вредит себе, когда он говорит больше и дольше, чем того требует тема или чем в состоянии воспринять слушатели. В бытовой, разговорной речи то же самое (анекдоты о болтливой теще, о том, как муж пропускает мимо ушей трескотню жены, и так далее). Английские ученые-психологи доказали, что мужчины в общей сложности, говорят больше. Но они говорят всегда на определенную тему. А женщины любят поговорить просто так, как будто ни о чем. Вот на этом примере можно выделить еще один из аспектов: всегда нужно знать, зачем ты вступаешь в разговор, какова цель твоей речи.
Без причины никто никогда ни о чем не говорит. Другое дело – что это за причина? Она может не осознаваться, превращаться в привычку, в потребность, которая реализуется чисто автоматически. У бесцельной на первый взгляд болтовни цель очень простая: это общение, сам процесс общения. Желание вступить в контакт или поддержать сложившиеся отношения, тут много вариантов. А попутно здесь видится еще одна цель, еще одна задача: высказаться, поделиться с кем-то своими мыслями. А поделиться– значит вступить в общение. Круг замыкается.
Но нас интересует вербальное общение (общении при помощи речи). В нашем сознании общение и речь неотделимы друг от друга. Легче всего высказаться при помощи слов. Подтверждение можно найти у Фета: “О, если б без слова сказаться душой было можно…”. Очень важно то, что слова имеют смысл только тогда, когда они обращены к кому-то. Причем этот кто-то может быть не обязательно конкретным живым лицом – человеком. Это может быть воображаемый адресат, может быть, наконец, сам говорящий, обращающийся к самому себе.
Важен сам процесс речи как процесс общения. Для такой речи многословие не обязательно выступает как отрицательное качество. Любые наши разговоры по душам, разговоры для разговоров, просто чтобы поговорить отличаются тем, что нам хочется поговорить с толком, с расстановкой (разговоры в гостях, на прогулке, в очереди, в поезде, где-то в общественных местах).Ведь без таких разговоров общество не существует.
Именно такими разговорами общество людей отличается от иных живых существ. Сообщество людей – оно без таких разговоров для общения не существует. И в такой речи, цель которой – общение, очень много вариантов, очень большая амплитуда колебаний. Вот, например, ее начальная, простейшая точка, так называемый речевой этикет: обращение, приветствие, прощание, благодарность. Это начало, интродукция, вступление в общение. А вот усложненная, высшая точка – это беседа. Иногда бывает беседа как искусство.
Трудно требовать соблюдения первого аспекта – немногословия. Значит, важность аспекта – избегать многословия – зависит от цели речи. А знать эту цель, вступать в разговор, отдавая себе, отчет в том, зачем ты вступил в разговор, – это второй аспект.
Избегайте речевого однообразия; выбирайте речевые средства, сообразуйте с ситуацией речи. Помните, положение обязывает, в разной ситуации тебя слушают разные люди и в разной обстановке нужно себя вести и говорить по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Это относится и к постоянным ролям (например, профессия – преподаватель), и к переменным (тот же преподаватель, но в ВУЗе и дома). То есть тот, кто не умеет выбирать слова, согласно обстановке, приближать к ней свой речевой опыт, приближать его к предмету, о котором он говорит, к людям, с которыми говорит, – тот, на наш взгляд, не владеет культурой речевого поведения. Это очень важный аспект. Мы с вами знаем, что есть студенческий молодежный жаргон, что не все говорят всегда нормативно, литературно, чисто. Но можно ли, например, возмущаться, что студенты между собой, в своей среде пользуются так называемым молодежным жаргоном? Ведь если они говорят так между собой, может это не так плохо. Это не очень эстетически полноценно, но это их приватное, частное дело. А вот если тот же студент обратится к профессору: “Здорово, шеф, я сегодня сваливаю” или что-нибудь подобное, – это уже будет наглостью, и пошлостью, и вообще нелепостью. Любой жаргон – это нормальное явление в обществе. Общество всегда неоднородно и не может не иметь социально-групповых особенностей употребления языка. Употребление языка не может быть однообразным, поэтому и надо избегать однообразия, как говорится в четвертом аспекте культуры речевого поведения, чтобы всегда быть понятым и всегда понимать других.
Профессия накладывает очень чувствительный отпечаток на речь человека. Об этом замечательно сказал Бернард Шоу: “Профессия есть заговор для непосвященных”. Музыканты называли себя лабухами, студенты называют лекцию парой. Это все понять постороннему не всегда легко. Или даже не постороннему. Что это – общая речь или профессиональная?
Следующий наш аспект гласит: умейте находить общий язык с любым собеседником. К этому умению непременно нужно стремиться. Вопрос о том, как этому научиться, очень сложный, и о нем нужно специально говорить. Нельзя заранее враждебно относиться к чужому способу выражения. Это вызовет непременно, как мы говорим, коммуникативную неудачу, то есть не состоится полное и настоящее взаимопонимание.
Соблюдать культуру речевого поведения – это значит соблюдать норму, а норма языка, норма поведения – это само по себе явление обобщающее и в чем-то усредняющее. Оно не всегда совпадает с индивидуальными вкусами. И тот человек, чья культура выше и, следовательно, чей речевой опыт богаче, разнообразнее, такой человек легче найдет способ быть понятым и быть тактичным в случае несогласия с каким-либо способом выражения. Важно только при всем уважении к собеседнику, при всей благожелательности, которую мы все, единодушно сейчас рекомендуем, все же не заигрывать с ним, не принимать предлагаемые им, навязываемые им способы общения, если вы их считаете не отвечающими культуре речевого поведения.
Это так называемый синдром подражания, который связан с желанием найти общий язык, – явление более широкое. Это необычайно прилипчивое свойство, особенно у детей или у людей впечатлительных. В детстве действительно подражаешь каждой новой подруге или актеру, который понравился в кино или в спектакле, первой учительнице и другим.
Следующий аспект: следуйте высоким образцам, умейте их отличить (то есть отличить высокий образец от речи весьма средней, которой не следует подражать). Ищите образцовую речь, ищите свой идеал культуры речевого поведения. Полезно видеть разницу между культурой самого языка и культурой речевого поведения. Для этого аспекта это очень важно. Культура языка учит пользоваться правильным нормативным языком. Что значит владеть культурой языка? Уметь склонять числительные, знать, что нужно говорить звонит, есть, а не кушать, помнить, что глаголы одеть и надеть имеют разные оттенки значения, что предлог благодаря управляет не родительным, а дательным падежом, что нужно быть в ладах с орфографией и многое-многое другое. Это основа основ, и следующий наш аспект: владейте культурой языка. Это основа культуры речевого поведения.
Считается, что настоящей культуре речевого поведения никакой учебник не научит, хотя есть много учебно-методических пособий: специальных руководств, словарей, грамматик, а также каких-то других изданий справочного характера. Но мы с этим не согласны.
Благодаря учебным, справочным пособиям по “Русскому языку и культуре речи” можно самостоятельно продвинуться к главной задаче культуры речевого поведения: не только пользоваться правильным языком, но уметь правильно пользоваться языком. Вы чувствуете разницу? Пользоваться правильным языком и правильно пользоваться языком во всех обстоятельствах жизни. Второе вытекает из первого. Вот, например, знаменитый глагол кушать. Чем он сам неправильный? Сам по себе он совершенно правильный. Но культурный человек, умеющий правильно пользоваться языком, далеко не всегда его употребит. Может он употребит этот глагол кушать в обращении, к маленькому ребенку, и то не всегда. Иными словами, успех общения целиком зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством – языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Без сомнения, наше повседневное использование языка – оно объективно играет гораздо большую культурообразующую или же культуроразрушающую роль, чем это принято думать.
Следующим аспектом является: помните, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Именно он сейчас предан полному забвению и нуждается во всенародном обсуждении, или, как сейчас принято говорить, референдуме. У нас получилось пустое пространство: от хамства мы сразу хотим перейти к милосердию, и минуем при этом обычную вежливость. Невежливость – это слишком серьезная болезнь, и лечить ее нужно кардинально. А лечить кардинально может нам помочь лишь изменение общей нравственной ситуации в нашей жизни. Изменение же это, в свою очередь, зависит от слишком глубоких причин. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества, – об этом надо кричать во весь голос. Тем более что положение здесь все-таки не совсем безнадежное, потому что ситуация все же меняется. И меняется она не всегда к худшему.
Из последнего аспекта “вытекает” следующий: владейте нормами вежливого общения. Здесь очень важно соблюдать такую заповедь речевого этикета: умейте не только говорить, но и слушать. Нет ничего более тягостного, чем человек, который слышит только самого себя, который глух к желаниям и нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя. Важно отдавать себе отчет в том, что отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы общения и, следовательно, речевого поведения. Ответить можно не только словом, но и жестом, улыбкой. Но ответить необходимо. Последний аспект является одним из самых интересных. На первый взгляд он даже противоречит всем предыдущим. Мы его сформулировали так: отстаивайте право нарушить любую из заповедей, если это нарушение поможет Вам добиться особой выразительности речи, поможет наилучшим образом выполнить задачу, ради которой Вы вступили в разговор.
Небрежная, нарочито грубая, приблатнённая речь недвусмысленно говорит о приземлённом восприятии окружающих говорящим, о том, что он слепо и неразборчиво подражает современной языковой моде низкого пошиба. Нечего говорить и о внутреннем такте, душевной мягкости, о хорошем, тонком языковом вкусе.
Нередко довольно одного оброненного слова, неверно поставленного ударения, чтобы составить представление о культурном уровне человека, о его отношении к товарищам и коллегам.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Список использованной литературы
Культура речи в современном обществе
Многие пожилые и зрелые люди все чаще замечают деградацию молодежи. С особым знанием дела могут говорить жильцы домов, во дворе которых слышно общение подростков. Если прислушаться к представителям будущего поколения, то можно прийти в ужас от количества сленга, ненормативной брани и манеры общения. Поэтому основной проблемой статьи является культура речи в современном обществе.
Под культурой речи следует понимать совокупность правил и общепринятых норм письменных и устных основ языка конкретной страны. Правильное понимание и соблюдение культурных норм прививается с детства. Ребенок не знает правил, он наблюдает и воспроизводит окружающую обстановку. Если родители между собой не используют литературную речь, то и малыш не видит смысла воспроизвести ее.
Чтобы развивать культуру необходимо прививать малышам любовь к чтению, читая Пушкина, Агнию Барто, Корнея Чуковского и других детских писателей.
Признаки нарушения культуры речи
Очень мало людей, которые разговаривают правильной речью. Технический прогресс часто приводит к регрессу в общении. Люди начинают искажать родной язык даже при переписке в социальных сетях, допуская типичные оплошности.
Основные ошибки, коверкающие правильную речь:
Увы, взрослые люди смогут улучшить культуру своей речи, осознав существование проблемы. Для этого им придется ознакомиться с правилами русского языка, этикета, культуры делового общения. Чтение классической литературы поможет обогатить словарный запас.
Таким образом, искоренить проблему отсутствия культуры в речи можно только начать с себя и детей. Единомышленники обязательно найдутся.