Для чего лиса так расхваливала ворону
Урок литературного чтения. И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Предмет: Литературное чтение.
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Выразительное чтение басни.
чтение басни учащимися (3 чел.);
— Какие строчки басни стали крылатым выражением?
(Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?
— Какой порок И.А. Крылов высмеивает в этой басне? (невежество)
3. Работа на маках.
Поработаем в парах на маках и найдём соответствие: из каких басен И.А.Крылова взяты эти выражения
4. Постановка темы и цели урока. Слайд 2.
(портрет И.А. Крылова)
Что вы знаете о писателе? Расскажите. Стихотворение о Крылове читает ученик
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
5. Работа по теме урока.
2) Восприятие прослушанной басни.
— Понравилась вам басня?
— Какая же история приключилась с Вороной?
— Откройте учебник. Найдите басню. Прочитайте самостоятельно басню и отметьте слова, значение которых вы не знаете
3) Словарная работа
4) Беседа по содержанию басни
— Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
— Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
— Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
— А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
— Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
— А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
— Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
— Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей.Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
— Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
— Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
7) Инсценировка басни
-Сейчас вы увидите инсценировку этой басни. Обратите внимание на то, как ребята будут стараться показать особенности характера героев басни.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.
Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
Появляется Ворона с большущим куском сыра и тяжело взгромождается на ель.
Сей же час
Ворона с ним на елку вознеслась
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Опять Лиса близехонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
И снова сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
От пуха до пера,
Голубушка, ты лучше, чем вчера!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие коготки! Какой носок!
А что за диво этот голосок!
Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица,
Ты на меня за прошлое сердиться.
Тебя заслышав, соловей смутится.
Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Обсуждение. Кому удалось точнее показать характер героя. Какими средствами он это показывал?
-В чём различие этих басен?
-Научилась ли Ворона отличать лесть от истины?
Сегодня мы познакомились ещё с одной басней
7. Рефлексия деятельности на уроке
«Особенно мне понравилось на уроке. «
Обратная связь: Если урок был интересным, а если вы скучали и ничего нового не узнали.
10. Домашнее задание
Выучить басню И.А. Крылова наизусть; Разгадайте кроссворд в Началке Семинфо.
Урок чтения и развития речи в 4-м классе. И.А. Крылов. «Ворона и лисица»
Цель урока: познакомить с произведением.
1) определять специфику басни,
2) ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения,
3) осознавать сущность поведения героев,
4) корригировать и развивать навыки соотносительного анализа при работе с басней.
5) воспитывать интерес к чтению.
Словарь: взгромоздиться, пленить, царь-птица, вещунья, лесть, льстец.
Оборудование: рисунки животных, портрет И. А. Крылова, пословицы, тест.
1. Организация начала урока.
На доске рисунки лисицы, вороны. Кто из героев встретится в нашем произведении? Что вы знаете о лисе из сказок? А какая ворона?
Чей портрет вы видите на доске? Какой жанр использует Иван Андреевич Крылов в своих произведениях?
2. Подготовка к усвоению новых знаний.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
К какой басне Крылова относится она? (“Лебедь, Щука и Рак”)
“У страха глаза велики”. (“Мышь и Крыса”)
Что такое басня? (Это небольшой рассказ с нравоучением)
Выберите выражение, которое вы можете сказать, если вам надо кого- то упрекнуть в беспечности. (“Ты все пела…”)
— Если вам надо сказать, что одну работу делают по-разному. (“Лебедь рвется ….”)
Как сказать о том, что кому-то лучше обратить внимание на свои недостатки, чем указывать на чужие? (“Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться”).
Как басня влияет на нашу речь?
Прочитайте полюбившиеся вам басни. Что общего между ними? (Во всех этих произведениях действуют звери, птицы, рыбы, но осуждаются пороки людей)
3. Изучение нового материала.
На этом уроке вы познакомитесь с басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Наша задача – выяснить, какой же недостаток людей осуждает автор в своем произведении? Что советует помнить постоянно? Прослушайте басню и ответьте на вопрос. Какая история приключилась с вороной?
4. Физминутка.
5. Словарная работа.
Объясните значения слов:
Какими строчками из басни можно заменить словосочетания? Выборочное чтение.
Хитрит, заискивает (вертит хвостом), смотрит пристально, не отрываясь (глаз не сводит), утратила способность правильно рассуждать (вскружилась голова), каркнула очень громко (во всё горло), исчезла, скрылась (была такова).
5. Закрепление знаний.
6. Чтение по ролям.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом хитрую и умную Лису.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Почему же Лисе удалось обмануть Ворону? Прочитайте первые три строчки басни.
Эти строки являются моралью басни. Что же такое мораль? Обратимся к толковому словарю. Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми. О чем предупреждает своих читателей И.А. Крылов?
Что советует помнить постоянно? (Пока будут любители лести, будут и льстецы. Какие пороки людей осуждаются в этой басне? (Лесть, честолюбие)
8. Контроль и проверка знаний.
1. Кто написал басню “Ворона и Лисица”?
а) Иван Иванович Хемницер;
б) Александр Ефимович Измайлов;
в) Иван Андреевич Крылов;
4) Лев Николаевич Толстой.
2. Определите мораль басни И. А. Крылова “Ворона и Лисица”.
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
2) “Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”
3) “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться”.
4) Лесть гнусна, вредна.
3. Закончи четверостишие.
“Голубушка, как хороша!”
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки, какой …
4. Найди лишнее слово:
5. Какая пословица подходит к басне.
а) Правда в огне не горит, в воде не тонет.
б) На языке мед, а под языком лед.
в) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
г) Старый друг лучше новых двух.
9. Подведение итогов.
Сделайте вывод: Чему же учит нас Иван Андреевич Крылов в своей басне?
Вспомните, какое задание на уроке было самым интересным на уроке?
Класс: 3
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
I. Мотивация учащихся (слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.
Стадия вызова. (слайд 2)
Приём «Корзина идей»
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Эзоп Лафонтен Крылов
Др. Греция Франция Россия
VI век до н. э. XVII век XIX век
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.
Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Учитель: Как вы думаете, кто такие баснописцы?
– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.
(Слайд 3)
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?
– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)
II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова
Учитель: Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.
(Слайд 4) Фильм о И.А.Крылове. (для запуска фильма желтая кнопка, время показа 1мин 16 сек)
Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.
(Слайд 5) Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).
1. | Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. | да |
2. | Он родился в городе Самаре. | нет |
3. | Его семья жила бедно. | да |
4. | Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. | да |
5. | Он работал продавцом. | нет |
6. | Крылов выучил несколько языков. | да |
7. | Он начал писать в 16 лет. | нет |
8. | Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. | да |
9. | В первой книге Крылова были рассказы. | нет |
10. | Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. | да |
III. Знакомство с басней
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?
(Слайд 6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
(Слайд 7)
Стадия осмысления
а) Первичное знакомство с басней.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)
– Понравилась вам басня?
– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)
Словарная работа (слайды 8-9) (по щелчку мыши появляется значения слов)
Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Физкультминутка. Игра «Если нравится тебе»
Ребята поют песню и показывают движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай всё.
б) Повторное чтение басни учащимися («жужжащее» чтение.)
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
д) Работа над моралью басни.
Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
IV. Проверка и оценивание ЗУНКов
Учитель: Прочитайте басню от имени одного из главных героев.
– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.)
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10)
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.
(Слайд 11) по щелчку появляются в правильной последовательности цепочки слов
V. Стадия рефлексии: (cлайды 12-13)
а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)
(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)
б) Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …
VI. Домашнее задание (слайд 14):
а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;
И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Презентации к уроку
УМК: “Начальная школа XXI века” (под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Авторы учебника: Л.А. Ефросинина; М.И. Оморокова.
Тема урока: “И.А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Знакомство с произведениями И.А. Крылова (выставка книг)
– Рассмотрите книжную выставку.
– Как вы думаете, с произведениями какого автора мы будем работать сегодня на уроке?
– Прочитайте высказывание Крылова:
“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать…”
– Как вы понимаете, что такое “порок”?
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным миром басен
И.А. Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.
3. Знакомство с биографией И.А. Крылова
(Рассказывает подготовленный ученик)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.
4. Работа с толковыми словарями С.Ожегова и В.Даля
(Работа в 2 группах)
– Что же такое басня? (ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое же определение дают С.Ожегов и В.Даль.
Басня (по С.Ожегову) – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
– Сравните эти два определения.
– Что общего? Чем отличаются?
– Составим из двух значений своё определение басни.
(Слайд 3, продолжение)
– Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идёт о людях.
– Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?
– С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
5. Повторение изученных басен
Игра “Мораль сей басни такова…”
– Угадайте, в какой басне такая мораль и назовите её героев?
– Вставьте пропущенные слова.
– Какими стали эти выражения?
– Молодцы! Хорошо знаете басни И.А. Крылова.
6. Сообщение темы урока
– Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”
7. Работа над новыми словами
– Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.
Лесть – угодливое восхваление
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, наверху чего-либо.
Пленить – покорить чем-либо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал – так раньше говорили о чем-либо, случайно добытом или полученном.
Всё не впрок – не на пользу
8. Знакомство с новой басней
– Послушайте басню И.А.Крылова “Ворона и Лисица” в исполнении актёра театра И.Ильинского.
– Попробуйте понять, какая история приключилась с Вороной.
9. Восприятие прочитанного текста
– Какая же история приключилась с Вороной?
– Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.
Хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом
Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит
Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Каркнула очень громко – во всё горло
Исчезла, скрылась – была такова
Трудно дышать – дыханье спёрло
10. Повторное чтение басни
– Прочитайте басню ещё раз и попробуйте разделить басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть.
11. Работа с текстом басни
– Назовите главных героев басни.
– Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)
– С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.
– Какое выражение употребляет И.А. Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?
– Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
– Проследите по тексту, какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия Вороны?
Взгромоздилась
Собралась
Призадумалась
Держала
Вскружилась
Каркнула
– На что они указывают?
– Какой предстает Ворона?
– Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?
– С какого момента начинается развиваться действие басни?
– Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?
12. Подготовка к выразительному чтению
– Почитайте, как Лисица льстила Вороне.
– Как Лисица обращалась к ней?
– Как называла Ворону?
– Что говорила о её красоте? О её голосе?
– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите её по внешнему виду.
– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?
– Прочитайте ещё раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к “ангельскому голоску”.
– Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
– Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?
– Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?
– Как же прореагировала Ворона на лесть? Как об этом написал Крылов?
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Сравните поведение Вороны и Лисицы.
– Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?
– Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
13. Выразительное чтение басни
– Проведём конкурс чтецов и по вашим впечатлениям выберем лучшего чтеца.
(3-4 ученика участвуют в конкурсе)
14. Работа над моралью басни
– Найдите мораль басни.
– Как вы понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: “И в сердце льстец всегда отыщет уголок”?
– Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А. Крылов? О чём он советует помнить постоянно?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
– Какие строки из басни “Ворона и Лисица” стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы?
(В сердце льстец всегда отыщет уголок)
15. Подведение итога урока
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?