Для чего лужин пытается опорочить раскольникова в глазах семьи
«Преступление и наказание» Лужин
Итак, отвечаю по пунктам.
1. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» некоторую роль играет в построении сюжета. Лужин является духовным двойников Родиона Раскольникова потому, что он тоже совершил прсетупление, только нравственное. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления, в прошлом.
3.Столнкув Лужина с Соней, автор показал всю подлость души Лужина. Когда тот, пытаясь отомстить Раскольникову, подставляет Соню и считает себя героем. Хотя на самом деле совершил подлый поступок. Эгоист, с чёрной душонкой.
4.Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
5.Лужин придерживается «теории целого кафтана». Согласно этой теории, люди должны преследовать только свои личные интересы и «возлюбить одного себя»:
«. Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. «
6. Лужин, является двойником Раскольникова. Как говорилось ранее в пунктах выше, Лужин является духовным двойников Родиона Раскольникова потому, что он тоже совершил прсетупление, только нравственное. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов.
Клевета Лужина в романе «Преступление и наказание»
Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони Мармеладовой сторублевый билет, после чего, на поминках ее отца, прилюдно обвиняет бедную девушку в воровстве. К счастью за Соню вступаются ее мачеха Катерина Ивановна, Лебезятников, который видел как Лужин сам сунул купюру в карман девушки, и Раскольников, пояснивший мотивы поступка Лужина.
Предыстория
Конфликт с Раскольниковым
Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.
Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:
Но Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и встречает его холодно. Он упрекает гостя, что тот собирается жениться на Дуне только для того чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.
Письмо Лужина
Обидевшись на Раскольникова, Лужин пишет письмо, в котором убедительно просит не приводить сына на их следующую семейную встречу, иначе Пульхерия Александровна и Дуня могут пожалеть об этом («пеняйте уже на себя»).
Кроме того, рассчитывая поссорить Раскольникова с близкими, в своем письме Лужин вставляет колкое замечание по поводу Сони Мармеладовой. Лужин называет ее девицей «отъявленного поведения», намекая на ее непристойную профессию и упоминает о том что Раскольников, под предлогом похорон, отдал Соне 25 рублей, которые получил от матери (Родион действительно отдал те деньги, но не Соне, а ее матери Катерине Ивановне, оставшейся с тремя детьми без средств к существованию).
Ссора с Дуней
Не смотря на угрозу жениха, Дуня просит брата и его друга, Разумихина, явиться на их следующую встречу с Лужиным (Часть 4, глава 2). В ходе этой встречи Расскольников сообщает Дуне о 3 000 рублей (очень крупная сумма; около 300 зарплат) которые ей завещала покойная Марфа Петровна, и, следовательно, у девушки больше нет необходимости выходить замуж только из-за денег. Возмущенный тем, что Дуня и ее мать ослушались его указания по поводу брата, Лужин выходит из себя и предстает перед всеми в своем истинном облике. По мимо прочего, он упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж, хотя на самом деле взял его, чтобы сэкономить на их дороге до Петербурга:
В итоге Дуня с достоинством просит его уйти, дав понять, что на этом их отношения заканчиваются, но Лужин не теряет надежду. Поняв, что теперь нельзя удержать женщин только при помощи денег, он решает действовать хитростью. К тому же, Лужин желает отомстить Раскольникову.
Подлость Лужина
Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову.
Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее зайти (часть 5, глава 1). Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье, и дает ей 10 рублей:
Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).
Клевета Лужина
Позже Лужин является на поминки, как раз во время ссоры Катерины Ивановны с квартирной хозяйкой. Женщина просит рассудить их, но Лужин отказывается участвовать в их скандале, и говорит, что явился по личному делу. Он заявляет, что после того как Соня вышла из его комнаты, с его стола пропал сторублевый билет.
Катерина Ивановна заступается за падчерицу со словами: «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». Также она ругает Соню за то, что она вообще взяла деньги у Лужина:
Но у Соне в кармане действительно находят сторублевый билет. Раскольников в это время стоял в стороне «не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина». Соня испугалась и зарыдала.
У Лужина не было цели навредить самой Соне, и, добившись своей цели очернить ее репутацию, он постарался выставить себя в лучшем свете. Лужин заявил, что «готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну», и не будет заявлять в полицию.
Разоблачение
К счастью план Лужина потерпел провал — со словами «Как это низко» в комнату вошел его друг Лебезятников. Он рассказывает присутствующим что видел как Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи, но думал, что Лужин желает тайно помочь девушке. Но Лебезятников не может понять смысла этого поступка:
Свет на происходящее проливает Раскольников. Все это время он подозревал «какой-то мерзкий подвох», и наконец понял, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы посорить его с матерью и сестрой:
Защитники Сони
Обвинители Сони
Видео
Образ Лужина из романа Преступление и наказание
Характер
Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.
Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.
Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой». Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.
Автор подчеркивает, что Лужин «принадлежал к разряду людей». То есть герой – типичный представитель современного Ф. М. Достоевскому общества.
Петр Петрович Лужин — характеристика персонажа
Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.
Рекомендуем ознакомиться: Вычет На Второго Ребенка В 2021 Году
Характеристика Лужина
Лужин выходец из низов с мелкой, завистливой душонкой. Поднявшись со дна, он полюбил самолюбование и привык к денежному благополучию. Деньги — вот его единственная ценность в жизни. Не суть, как они добыты, не важно, чьи они — главное их наличие. Именно денежные знаки возвышают Лужина над ему подобными и равняют его с тем, кто ещё недавно был намного выше.
Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.
В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание»
Француз Пьер Шенал адаптировал роман для проекта, снятого в1934 году. А в 1935 году к экранизации приступил режиссер американского происхождения Джозеф фон Штернберг. Джин Локхарт воплотил в кадре Петра Лужина. В ленте 1956 года, созданной Жоржем Лампеном, роль Лужина досталась Бернару Блие.
Это нувориш, как сказали бы сейчас, поднявшийся «из грязи в князи» и чрезвычайно гордящийся этим. Человек невысокого образования, но достаточно острого ума смог пробиться высоко, считая себя равным тем, кто стоит выше по социальной лестнице, благодаря сколоченному состоянию. Те же, кто остался ниже уровня Лужина, воспринимаются им как недостойные. Его теория «целого кафтана» как нельзя лучше отражает сущность персонажа: чтобы собственный кафтан остался цел, не стоит размениваться на мелких людишек, а любить и блюсти только собственные интересы.
Образ жизни
Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.
Лужин и Дуня
Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.
Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.
Клевета Лужина
Значение образа
Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя – Родиона Раскольникова. Теория Лужина – доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин – темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.
Данная статья подробно рассмотрит образ Лужина, его значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Лужин».
Петр Лужин: характеристика и образ героя
Внешнее благородство Петра Петровича моментально испаряется при первой же конфликтной ситуации, а его поступок по отношению к Соне Мармеладовой (подлог крупной суммы и обвинение в краже оной) подчеркивает мелочность и подлость этого внешне привлекательного человека.
Характеристика персонажа
Лужин умеет произвести впечатление благородного господина и жену ищет только бедную. На первый взгляд, достойное устремление. Однако истекает оно из пресловутой теории «целого кафтана»: только бедная девушка, которую он облагодетельствует женитьбой, сможет раболепно служить ему, помня о былой нищете. Авдотья Романовна — идеальная кандидатура для Лужина: молода, красива, образованна. Только не эти качества привлекают его, а возможность за счет девушки возвыситься в петербургском обществе.
Рекомендуем ознакомиться: Транспортный Налог Хотят Отменить 2021
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Дуня Раскольникова и Лужин в романе «Преступление и наказание»
В начале романа «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников узнает из письма от матери, что его младшая сестра Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, который старше ее в два раза.
Дуню и Лужина познакомила Марфа Петровна Свидригайлова узнавшая, что ее муж влюблен в Дуню. Марфа Петровна так спешит выдать Дуню замуж, вероятно, не столько ради счастья девушки, сколько из мести Свидригайлову и ревности к Дуне:
Дуня собирается замуж за Лужина не по любви, а по расчету, чтобы спасти семью от нищеты, и помочь брату окончить учёбу в университете. Раскольников сразу понимает, что она идет на этот шаг не ради личной выгоды, а жертвует собой ради близких:
Узнав о помолвке героев, Раскольников отказывается принимать эту жертву со стороны своей сестры. Он выступает против ее брака с Лужиным, которого считает недостойным человеком:
Между Лужиным и Раскольниковым с первой их встречи возникает неприязнь. Лужин терпеть не может умного и проницательного Раскольникова, который видит его насквозь:
Чтобы убрать Раскольникова со своего пути и рассорить его с сестрой, Лужин пытается выставить его в невыгодном свете. Для этого подлец Лужин наглым образом клевещет на Соню Мармеладову, подругу Раскольникова, обвиняя ее в воровстве. Лужин надеется, что Дуня поругается с братом из-за «воровки» Сони:
Лужин также решает жениться на Дуне не по большой любви, а по расчету. Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности:
Наиболее точно это желание Лужина сформулировала Пульхерия Александровна в письме сыну (хотя сам Лужин позже сказал Раскольникову, что она извратила его слова):
Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий.
Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному».
Дуня высоко ценит себя, но состояние ее семьи настолько плачевно, что не оставляет ей выбора. Поэтому она принимает ухаживания Петра Петровича:
Лужин добился успеха в юридической сфере в провинции и теперь собирается открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Поэтому он, Дуня и ее мать приезжают в Петербург, чтобы здесь сыграть свадьбу и остаться жить.
Незадолго до свадьбы Дуня понимает, что ее жених Лужин — подлец и негодяй. После его клеветы на Соню Мармеладову и Родиона она больше не в силах терпеть его рядом с собой. Она признается, что готова была выйти замуж «за деньги», и разрывает помолвку с ним. Она сожалеет, что польстилась на его деньги:
На этом отношения Лужина и Дуни прекращаются. Спустя несколько месяцев, в финале романа, Дуня выходит замуж за верного друга брата — Дмитрия Прокофьича Разумихина.
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Тип: Анализ эпизода |
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – первый русский детективный роман. Но, наряду с детективным сюжетом, автор даёт развёрнутые психологические характеристики своих героев. Он настолько мастерски выписал внутреннее состояние загнанного в угол Раскольникова, что самого Достоевского всерьёз подозревали в убийстве.
Одни из самых ярких психологических картин в «Преступлении и наказании» появляются тогда, когда на сцену выходит следователь, занимающийся убийством старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Раскольников понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович заподозрит его в причастности к убийству. Поэтому герой каждый раз тщательно отовится к разговору.
Первая встреча двух противников состоится только в третьей части романа. И этим их разговором начинается напряжённейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алёны Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи.
С самого начала разговора Раскольников рассчитывает и взвешивает каждое своё слово. Автор постоянно отмечает, что он «пытался» быть ни в чём не виновным. Родион старается вести себя естественно, а сам пытливо за всем наблюдает: «Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тот час же попросил его сесть… и уставился в гостя, в немедленном ожидании изложения дела, с тем усиленным и уж слишком серьёзным вниманием, которое даже тяготит и смущает… ” Но Раскольников в коротких и связных словах, ясно и точно, изъяснил своё дело и собой остался доволен так, что “даже успел довольно хорошо рассмотреть Порфирия”.
Но с течением времени Раскольников начинает всё больше нервничать. У него начинает периодически появляться одна и та же мысль: «Знает!». Он чувствует себя все более неуверенно, и ему самому его игра уже не кажется такой забавной и успешной: «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли?»
Наконец, Раскольникову предоставляется передышка, когда Порфирий Петрович выходит приказать принести чаю. Мысли в голове Раскольникова проносятся, как молния, он начинает всех подозревать и презирать. Уже нельзя понять, здоров он или нет: «Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь не вежливо, Порфирий Петрович, ведь я ещё, может быть, не позволю-с. Встану да и брякну всем в рожу всю правду… А что, если мне только кажется. »
Теперь Раскольников не весел, как прежде, когда вошёл. Он всё более раздражается и уже не думает, что говорит. Родион совершенно выдаёт себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана.
Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения его статьи, а именно, утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников сначала нехотя, а затем всё более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».
Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: «Потому, согласитесь, если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнёт «устранять все препятствия, то тогда…» Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: «Фу, как это явно и нагло!».
Порфирий Петрович ещё раз пытается «подловить» своего гостя, когда спрашивает, не видел ли Раскольников красильщиков, когда последний раз приходил к старухе-процентщице. Но Родион почувствовал ловушку, вспомнив, что красильщики были в день убийства, и ловко вывернулся. Таким образом, Раскольников как бы победил, ничем не обнаружив себя, но он увидел перед собой сильного противника, который, кроме того, почти уверен, что нашёл преступника.
Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович. Непонятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или все происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою уже измученную предчувствиями жертву.
Одним из самых главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему,- опричь каторги».
Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Главный герой каждого из романов Достоевского — это неординарная, самодостаточная и в какой-то степени таинственная личность, остальные же герои являются своеобразным антуражем, раскрывающим внутренний мир главного героя, в этом и заключается основной принцип композиции всех романов Достоевского, и в частности, «Преступления и наказания».
Раскольников и его теория сильной личности раскрываются на фоне других сюжетных линий, рассказывающих о жизни его сестры Дуни и матери Пульхерии Александровны, семьи Мармеладовых, а также историй Лужина и Свидригайлова. Все они — «спутники» планеты Раскольников, которая то притягивает, то отталкивает всех на фоне обыденных человеческих отношений и жизненных ситуаций.
Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, их судьбы — это два возможных варианта развития жизненного пути главного героя. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет. Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед «по трупам». И в клевете Лужина особенно ярко раскрываются «специфические» свойства его характера (глава 3, часть V романа).
Суть клеветы состоит в том, что Лужин обвиняет Соню в воровстве сторублевой ассигнации, которую сам же ей незаметно подложил в карман ранее. Ко всеобщему удивлению заступницей Сони стала ее мачеха. «Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!» — кричит в истерике Катерина Ивановна. Бедная девушка, знавшая, что «уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно», все-таки надеялась, что своей скромностью отведет от себя беду. Спасение пришло совсем неожиданно в лице господина Лебезятникова, который стал свидетелем подлога. Раскольников раскрывает перед собравшимися причину клеветы. Получив отказ Евдокии Романовны выйти за него замуж, Лужин решил отомстить через Соню сразу и Раскольникову, и его сестре, которые благосклонно относились к Соне Мармеладовой, несмотря на ее «занятие», а ему — Лужину — отказали от дома. Однако справедливость восторжествовала, Соня была полностью реабилитирована, но душа ее претерпела страшное незаслуженное унижение.
Основное значение рассматриваемого эпизода состоит в том, что в нем с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический.
Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему (пусть даже ради высокой и светлой цели), человек, в первую очередь, встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Вскрывая истинное лицо своего «двойника», Раскольников еще на один шаг становится ближе к тому, чтобы понять ошибочность, тупиковость своей бесчеловечной теории. Кроме того, в данном эпизоде особенно ярко противопоставляются два антагонистических мира: с одной стороны, «униженные и оскорбленные» в лице Сони, с другой — богатые, господствующие и развратные в лице подлеца Лужина, которые идут к достижению цели, не гнушаясь никакими методами.
По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.
Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это – в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» – угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» – этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.