Для чего люди ходят в мечеть
Можно ли христианам заходить в мечеть
Мусульманские храмы представляют собой уникальные здания, настоящие жемчужины архитектуры, покоряющие своей красотой. Внутренняя отделка настолько красива и утонченна, что порой просто захватывает дух. Неудивительно поэтому, что количество представителей иных конфессий, в том числе и христиан, желающих посетить мусульманские храмы, неуклонно растет. Можно ли христианам заходить в мечеть? Ответ на этот вопрос вы узнаете из данной статьи.
Мирное сосуществование мусульман и немусульман, толерантность по отношению друг к другу – эти незыблемые принципы всячески поощряются в исламе, поэтому посещение мечети немусульманами, если это делается с целью налаживания диалога и взаимопонимания, может только приветствоваться и поощряться. Лучшим доказательством того, что религия Ислама – это, в первую очередь, религия, построенная на принципах стремления к конструктивному диалогу, является сама мусульманская история на протяжении многих веков ее существования.
Но при рассмотрении данного вопроса некоторыми учеными-богословами приводятся слова Аллаха о том, что «многобожники – в скверне», и о предписании не входить им «в Запретную мечеть», делая вывод на основании этого, что многобожникам ходить в Священную мечеть, которая находится в Мекке, не разрешается.
Эту точку зрения разделяет и большая часть мусульманских ученых. Но это не касается иудеев и христиан – представителям этих религий при необходимости можно входить в храм и на его территорию.
Ибн Хаджар в своей книге «Фатх-уль-бари» упоминает о разногласиях, которые по этому вопросу возникают: так, если ханафитские ученые всегда придерживались позиции, по которой немусульманам следует разрешать заходить в храм, то ученые-маликиты выступали за полный запрет. По мнению шафиитских ученых, в данном вопросе следует делать различие между входом в храм в Мекке и другие.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод: христиане могут входить, но только если есть на то разрешение мусульман, но в Священную Мечеть в Мекке заходить они не могут. В том, что немусульмане заходят в мечеть, ничего плохого быть не может при условии, что цель их посещения не противоречит законной шариатской цели и имеет уважительную причину: христиане и представители других религий могут посещать мечеть с целью прослушивания уроков или утоления жажды.
Разрешение для входа в мусульманский храм они могут испрашивать только в том случае, если имеют веский повод туда войти, весомую причину. Если же разрешение получено, то христианин должен помнить, что он находится в священном месте поклонения, то есть вести себя там христианский верующий должен соответствующим образом, соблюдая правила приличия.
Можно ли православным заходить в мечеть
Относительно того, можно ли православным христианам ходить в мечеть, на это счет существует ряд правил и предписаний, которые следует соблюдать православному в мечети. Мусульмане считают дом Создателя лучшим местом для совершения молитв, сюда приходят в священный день в пятницу, каждую неделю месяца, чтобы совершить джума намаз. Имамы встречают у входа каждого входящего и объясняют, что и как следует делать и как себя вести. Имам совершает молитву вместе с верующими.
Посещающий мусульманский храм христианин должен знать, что кроме имама здесь также находится муэдзин, который следит за соблюдением расписания намазов и призывает верующих к молитве, а также человек, который убирает помещение, и сторож. Территория храма всегда огорожена, и это зона священная: мусульманское учение считает мечеть домом Создателя, именно поэтому верующие приходят помолиться именно сюда, чтобы стать к Всевышнему ближе и избавиться от грехов.
Правила посещения мечети
Православному христианину, желающему зайти в мечеть, следует помнить некоторые правила, которые распространяются без исключения, на все мечети, будь то мечеть Кул Шариф в Казани или мечеть в Стамбуле, или другая мечеть в любом городе:
Если представители разных конфессий, будь то христианство или какая-то иная религия, желающие посетить мечеть, будут соблюдать эти простые правила, то в храме всегда будет спокойно и умиротворенно, и посетители смогут насладиться красотой и величием мусульманской храмовой архитектуры, а верующие спокойно и сосредоточенно помолиться, не отвлекаясь на гостей мечети.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Поведение гостей Всевышнего
Этика посещения мечети.
В Священном Коране Всевышний говорит: «Воистину мечети принадлежат Аллаху и поклоняйтесь одному Аллаху» (Сура Джинны аят 18).
Почему столь велико значение мечети, ведь Всевышний для молитвы сделал пригодной всю землю?
Этика пребывания в мечети:
2. Строить и оберегать мечети. В хадисе сказано: «Тому, кто воздвигнет мечеть ради Аллаха размером с гнездо птицы или же меньше, Всевышний построит дом в Раю». Если нет возможности построить мечеть, есть возможность бережно относиться к имуществу мечети, что-то сделать для мечети. Но к большому сожалению, некоторые думают, что в мечети порядок должен наводить только завхоз или другие работники. Мы часто видим халатное отношение к мечетям со стороны прихожан.
4. Вхождение в мечеть. Заходить в мечеть желательно с правой ноги, произнося: Бисмилляхи Аллахумма салли аля Мухаммад. Аллагьумма ифтах ли абваба рахматик.
5. Совершение двухракаатной молитвы (тахийят-намаз). Намерение для этого намаза делается следующим образом: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно совершить любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за тахийят. Его необходимо совершить прежде, чем сядешь, а если нет возможности совершить намаз, то произнести: Субханаллахи вальхямду лиллахи валя иляха илля-ллаху валлаху акбар вала хавла валя куввата илля биллахиль алиййиль-азим.
6. Очищение обуви. Надо посмотреть, не грязная ли твоя обувь. Почистить её перед входом в мечеть и поставить в надлежащее место. Ни в коем случае не позволять себе пачкать мечеть своей обувью.
7. Воздержание от чеснока, лука, сигарет. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто употребил чеснок, лук или же редьку, пусть не приближается к нашей мечети, воистину ангелы брезгают от того же, от чего брезгают люди».
8. Остерегаться повышать голос в мечети. Надо остерегаться этого, даже если читаешь Коран. Ты не должен создавать помех поклонению других людей. Был случай при сподвижнике Умаре. Он стоял в мечети и сказал другим: «Приведите ко мне этих двух людей!». Он тогда был правителем. К нему привели людей, говорящих громко в мечети, и он спросил: «Откуда вы?». Они сказали: «Мы из Таифа». Он сказал: «Если бы вы были местными, я бы вас наказал за то, что повышали голос в мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)».
А некоторые мусульмане к сожалению ведут себя в мечети как в переговорочном пункте. И это грубейшее нарушение этики.. И ещё: бывают моменты, когда человек читает так громко молитвы, во время намаза, что даже впереди стоящему имаму это мешает совершать намаз. Надо читать шёпотом. Также адабом является выключение телефонов. Настройте телефон так, чтобы не было громкого звонка или мелодии. Если так будет, значит, ты забыл, к Кому ты пришёл.
9. Также надо остерегаться споров внутри мечети, обсуждения всяких мирских торгов, покупок и т.д. Также запрещается расспрашивать о пропаже. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если вы увидите человека, ведущего торги внутри мечети, скажите ему: да не будет прибыли в твоей торговле! А если увидите человека, который ищет пропажу, вы скажите: да не возвратит Всевышний тебе то, что ты потерял!».
10. Также нежелательно сидеть в мечети, обхватив колени руками, выпрямив ноги в сторону Каабы, водить пальцами между пальцев. В хадисе, переданном от Абу Саида Худри, говорится: «Однажды я с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и Абу Саидом, зашли в мечеть, кто-то сидел в середине мечети в такой позе, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) указал на него, а этот человек не понял намёк Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Когда кто-либо из вас находится в мечети, пусть он не складывает пальцы меж пальцев, воистину это от сатаны».
11. Выход из мечети после азана. Крайне порицается когда прозвучал азан, а ты не зайдя в мечеть или не дожидаясь джамаата выходишь из мечети не совершив намаз.
12. Вся прилегающая территория к мечети тоже достойна уважения. Берегите мечети, это для нас второй дом. Не оскверняйте территорию мечети. Если увидите человека, делающего это, вы обязаны делать ему замечание. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Выносите соринки из мечети, воистину это махр для гурий». Вот такое вознаграждение получает человек, совершив столь малое дело.
Пусть Всевышний поможет нам соблюдать этику в доме Аллаха! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Для чего люди ходят в мечеть
Как вести себя в мечети?
Многие прихожане не задумываются или даже не догадываются о некоторых вещах, приходя в мечеть на молитву. Это проблемы, с которыми имамы сталкиваются на своём посту ежедневно. Верующим следует обратить на них внимание, дабы привести в порядок духовное и общественное положение Уммы. Ведь состояние мечети и собрания в ней – показатель состояния общины в целом. Поэтому, посещая мечеть, помните о следующих вещах:
1. Адаб вхождения в мечеть и пребывания в ней.
Известно, какую молитву читают при вхождении в мечеть, и с какой ноги нужно переступать её порог. Это внешний адаб – этикет. Однако имамы стали замечать, что некоторые прихожане «проскальзывают» в мечеть, не отрываясь от экранов своих телефонов. То есть переступают порог дома Аллаха без благоговейности и трепета, без минимального духовного настроя.
А ведь предполагается, что порог мечети – это граница между мирскими делами и делами ахирата. Мирское должно оставаться снаружи как мечети, так и мыслей прихожан.
Какую дуа следует читать при входе в мечеть?
Да, про носки слышали многие и не раз. На дверях мечетей висят строгие объявления, призывающие к порядку. Но некоторые пытаются оспорить его, в связи с отсутствием указаний по этому поводу в религии, однако прислушаться следует. Тем более, что религия тут не причём. Существует этикет, менталитет, порядки, банальное уважение к соприхожанам и, конечно же, к уборщикам мечетей, которые приводят в порядок огромную площадь (к тому же, обычно это пожилые женщины). Это не так-то просто!
В нашей стране, в связи с климатическими и традиционными особенностями, полы мечетей устланы коврами. Учитывая, что прихожан много, и все люди разные, лишь мытьё ног не поможет. Ведь у кого-то, например, если не грибок, то может быть есть мозоль, которая шелушится, и её отмершие частицы обязательно попадают на ковёр. Согласитесь, это очень не приятно! Да и вид босых ног менее эстетичен, нежели одетых в чистые носки. А раз существует общепринятый порядок пребывания в носках ради соблюдения чистоты, то к чему возмущения?
Лучше следовать правилам хорошего тона и сохранять единство. Ведь не зря Сунна призывает нас даже к полному омовению перед Джума-намазом, когда количество молящихся в мечети очень большое, а доставление неприятности любого вида порицается и даже может считаться грехом.
3. Неуважение к имаму.
Это одна из важнейших проблем духовного характера, распространившаяся в наши дни по причине невежества и безнаказанности. Проявлять неуважительное отношение к имаму, если даже испытываешь к нему неприязнь, недопустимо высоконравственному верующему человеку.
Порой имамы могут проявлять резкость в порицании, не позволяют спать в мечети, делают иные замечания, что задевает самолюбие прихожан. Разумеется, у хазратов есть причины и права на это. Например, молодежь и приезжие люди жалуются, что им не разрешают спать в мечети или подолгу засиживаться в ней. Когда же их просят уйти, они начинают спорить, приводить хадисы, повышать голос и даже проклинать имамов.
А что было, когда мечети закрылись из-за пандемии? Какие только слова не прозвучали в адрес хазратов, вплоть до обвинения в неверии и трусости! Хотя у них сердца обливались кровью из-за того, что они были вынуждены закрывать двери перед носом своих прихожан.
Нужно понимать: мечеть не проходной двор, где можно делать, что захочется. У неё есть руководство, которое отвечает за безопасность, порядок и чистоту. Тем более этого требуют сегодняшние обстоятельства. Ибо нравственность и богобоязненность ослабли, а невежество и дерзость распространяются с высокой скоростью. Отсутствует повиновение и уважение к старшим. Ведь были случаи и краж, и смут, и даже убийств в домах Аллаха. Конечно, такие меры будут приниматься. Следует относиться с пониманием и не сравнивать времена Пророка (мир ему) и халифов с нашим временем. Тогда были единство, строгость, законы, предусматривающие суровое наказание, люди знали друг друга.
Также к неуважению, невежественности и греху относятся такие действия, как чтение сунна, нафиль намазов во время хутбы в день пятницы. Ведь такое может произойти, если человек не успел прийти до её начала. В таком случае будет правильным, оставить сунна, нафиль намазы и слушать хутбу в умиротворении, примкнув к остальным.
Имамы являются пастухами для своих прихожан и в уважении к ним есть много благ, а в терпении – довольство Аллаха. И в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас!» (сура «ан-Ниса», 59 аят).
Наверное, уже всем известна норма одеяния, которая дозволена мусульманам. Какие части тела считаются ауратом – обязательными для покрывания, и что открытие их при чтении намаза могут нарушить его. Однако всё ещё выявляется актуальность этой проблемы. Низко сидящие, узкие брюки, короткая футболка, шорты. Если мусульманин приходит в мечеть и вообще встаёт на молитву в неподобающем виде, напрашивается вывод, что такая его одежда не годится и для повседневной носки. Значит, нужно срочно обратить внимание на свою духовность!
5. Забота о делах мечети.
Мечеть – это не собственность имама, который зовёт желающих к себе в гости. Мечеть – это храм всех верующих мусульман, а имам лишь руководитель в ней. Ему одному не справиться со всем проблемами, связанными с коммунальными платежами, ремонтом, уходом за территорией и прочее. Мечеть без всего этого не может нормально функционировать. Каждый день её посещают сотни людей, и, конечно, там нужны свет, чистота, порядок, отопление, приятный внешний облик, исправные коммуникации санузлов, чистая территория, если она есть (посадка и полив деревьев, особенно в жаркие дни, уборка снега).
Мечети как могут выживают за счёт тех денег, которые оставляются в ящике для милостыни. При этом они ещё должны выделяться и нуждающимся.
Как-то один хазрат с горечью в сердце выговорился: «Удивительно то, как молодёжь любит оспаривать своё право на провождение времени в мечети (спать, сидеть подолгу), апеллируя тем, что это дом Аллаха, но при этом ни рубля не положат в ящик для милостыни, чтобы его содержать! Хотят сидеть в тепле и уюте за счёт средств тех, кого они видят ниже себя.
Мечеть в основном живёт на средства, оставленные мусульманами, которых принято называть этническими, заходящими в мечеть лишь по таким поводам, как имянаречение, вопросы похорон или просто, чтобы им прочли молитву. А ведь за одну небольшую мечеть с медресе при ней только за электричество начисляется несколько десятков тысяч рублей в месяц! Если прибавить отопление и все другие траты, то выходит неподъёмная сумма. Так, некоторые мечети вынуждены жить с большими долгами, ожидая чуда. Начитанные и, казалось бы, с любовью говорящие о доме Аллаха мусульмане, к сожалению, на деле мало что делают для него или вовсе ничего не делают».
Никто из имамов не станет требовать с прихожан денег, однако сами прихожане должны заботиться о делах мечети и справляться у имамов о возможных проблемах. Стыдно, что мы ходим в мечети, осознанно веря в Аллаха, а дела наши скудны и не похвальны.
Разве плохо было бы каждый раз оставлять хотя бы 5-10 рублей в пользу дома Аллаха, избавляясь от гремящей мелочи в карманах, или предлагать помощь по решению других его проблем? Помните: там, где есть мусульмане, всё всегда должно быть на высшем уровне!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ
Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.
Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.
Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).
Мусульманину перед входом необходимо прочитать короткое дуа, как тому учил заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Аллаха): «Когда один из вас заходит в мечеть, то пусть скажет: «О Аллах! Открой мне ворота Твоей милости» (хадис от Муслима).
При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.
Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.
Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от классического намаза, за исключением намерения (нията).
Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говоря о 40 – дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.
В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.
Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.
Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.
Божий Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением Судного дня люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).
К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).
Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.
Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).
Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.
Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.
ДОСТОИНСТВА ПОСЕЩЕНИЯ МЕЧЕТЕЙ
– Получение большей награды – за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).
– Единение уммы – посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.
– Посещающие мечети – гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются «домами Творца», а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.
– Получение знаний – верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.
Памятка новообращенному: правила посещения мечети
Этика (адаб) по отношению к мечети
Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.
В Коране говорится об этих особенных местах так:
«Воистину мечети принадлежат Аллаху, и поклоняйтесь там одному Аллаху» (72:18).
Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.
Мечеть – это не только место для ежедневной молитвы. В наше время, когда люди особенно много заняты мирской суетой и увлечены погоней за земными благами, мечеть – это место, где собираются люди, преданные религии. Здесь можно встретиться с братьями и сестрами по вере, здесь проводятся лекции и уроки по основам религии, читается Коран. В одном из хадисов сказано, что «мечеть – это дом для каждого верующего». В другом сообщении передается, что:
«Когда человек приходит в мечеть для молитвы и поминания Аллаха, Всевышний Аллах встречает его радостно, подобно тому, как семья радостно встречает человека, вернувшегося домой» (Ибн Маджа).
Этика (адаб) по отношению к мечети
Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.
Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?
Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.
В одном из рассказов из жизни Пророка (мир ему и благословение) передается, что в Медине жила женщина, которая старалась добровольно поддерживать порядок в мечети. Однажды Пророк (мир ему и благословение) не увидел ее и спросил, что с ней. Сподвижники сказали ему, что она умерла. Тогда он совершил по ней заупокойный намаз и сказал: «Я видел ее в Раю. Она была вознаграждена за уборку в мечети» (Бухари).
Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.
3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:
«Аллахумма ифтах ли абваба рахматик»
«О, Аллах, открой мне врата Твоей милости»
После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.
В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:
«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар»
«Свят Аллах, вся хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик».
При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:
«Аллахумма инни асалюка мин фадлик»
«О Аллах, я прошу Твоей милости»
4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто съел один из этих двух овощей (лук или чеснок), пусть не приближается к нашим мечетям до тех пор, пока от него не перестанет пахнуть» (Муслим).
Женщинам следует воздерживаться от использования парфюмерии – это порицаемо для них в общественных местах и, тем более, в таком месте, как мечеть.
5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.
6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.
Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.
7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.
8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.
9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.
10. Если человек пришел в мечеть в то время, когда звучит азан, то покидать мечеть, не совершив коллективную молитву, порицается (если только он не является имамом в другой мечети). Есть сообщение, где рассказывается следующее:
«Мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), и муэдзин читал азан. В это время один мужчина встал с места и ушел. Абу Хурайра проводил его взглядом и сказал: “Воистину, этот человек ослушался Пророка (мир ему и благословение)”» (Абу Дауд и Муслим).
11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети. Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.
Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.
Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз
Люди, которые только недавно пришли к соблюдению религии или недавно приняли ислам, особенно женщины, часто волнуются: «Можно ли мне прийти в мечеть, как одеться, как себя вести?». Для них специально перечислим некоторые моменты:
— Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.
— Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.
— Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.
— В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.
— Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.
— Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.
— Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться – лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.
И пусть Всевышний поможет нам соблюдать этикет в доме Аллаха.