Для чего люди играют в игры

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

И так продолжается очень и очень долго…»

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Источник

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Дети с рождения узнают жизнь через процесс игры, который улучшает память, стимулирует рост коры головного мозга, добавляет удовольствие в процесс обучения и значительно ускоряет развитие человека. Игра учит мыслить креативно и находить ответы на вопросы, имеющие несколько решений.

Привычка легко запоминать интересное сохраняется у человека и во взрослом возрасте. Вы можете играть в одиночку или с животным, но лучше позовите несколько человек, чтобы дать мозгу отдохнуть от сенсорной перегрузки электронными гаджетами и улучшить ваши социальные навыки.

С помощью игр можно также сделать любую работу более продуктивной и приятной, чем с радостью пользуются международные корпорации, позволяя своим сотрудникам развлекаться в офисе. Почему играть полезно?

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

1. Игры помогают снять стресс

Благодаря естественной реакции на опасность стресс переводит людей в боевое состояние. Когда это происходит, надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, что дает телу прилив энергии и силы. Краткая мобилизация всех ресурсов тела, сменяющаяся затем периодом покоя, благоприятна для человека.

Но постоянный стресс истощает организм и приводит к еще большему стрессу. Получается замкнутый бублик. Бороться с этим можно, например, нейтрализуя кортизол другими гормонами, отвечающими за ощущение счастья. Игры могут помочь человеку добывать такие гормоны радости.

Эндорфины, вырабатывающиеся от физических нагрузок во время активных и спортивных игр, способствуют общему ощущению благополучия и даже могут временно облегчить боль. Видеоигры активизируют выработку дофамина, отвечающего за чувство веселья.

Именно дофамин толкает людей на подвиги и открытия (в надежде найти новый источник стимуляции), поэтому он помогает человеку решительно выбираться из стрессовых ситуаций. Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно.

2. Игры улучшают работу мозга

Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.

Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.

Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.

3. Игры улучшают отношения

Совместное веселье и игры могут способствовать сопереживанию, состраданию, доверию и близости с другими людьми. Офисные игры — это отличный способ сплочения команды. Игрой может быть не только специфическая активность, но и состояние ума.

Развитие игривого веселого характера может помочь вам расслабиться в стрессовых ситуациях, сломать лед в общении с незнакомыми людьми, завести новых друзей и формировать новые деловые отношения.

4. Игры сохраняют здоровье

Азарт и веселье возвращают нас в детские годы, дают прилив энергии. Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не прекращаем играть, потому что мы стареем; мы стареем, потому что перестаем играть».

Счастливые и веселые люди более устойчивы к болезням и на 35% меньше рискуют умереть. Может быть, вместо очередной прививки от гриппа предложить своему работодателю в этом году сделать в офисе новую комнату отдыха с диваном и настольными играми?

Чем полезны для мозга компьютерные игры

Исследования демонстрируют длительный положительный эффект от видеоигр для таких основных психических процессов, как восприятие, внимание, память и принятие решений. Активные видеоигры требуют, чтобы игроки быстро двигались, следили за многими элементами одновременно, сразу же обрабатывали новую информации и выдавали решения за доли секунды.

Многие из способностей, отточенных такими играми, психологи считают основными строительными блоками интеллекта. Они помогают улучшению пространственного внимания, развивают способность отслеживать движущиеся объекты, снижают импульсивность, помогают преодолеть дислексию.

Видеоигры улучшают способность мозга решать несколько задач одновременно (мультитаскинг) и повышают гибкость ума.

В Женевском университете профессор Дафна Бавельер сравнила визуальные способности геймеров и не-геймеров. Испытуемые должны были следить за положением нескольких объектов, движущихся на экране, и постоянно переключать свое внимание с одной части экрана на другую, в то же время оставаясь бдительными для других событий.

Оказалось, что люди, которые играют в видеоигры, выполняют такое задание значительно лучше, чем те, кто этого не делают. Такая игра учит мозг обрабатывать входящую визуальную информацию эффективнее и быстрее.

В другом исследовании испытуемые играли в Super Mario в течение двух месяцев, а их мозг с помощью МРТ изучался медиками Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине. Они обнаружили, что три области мозга выросли в объеме: префронтальная кора головного мозга, правый гиппокамп и мозжечок (все они участвуют в навигации и точности управления моторными функциями).

С точки зрения нейрологии, видеоигры сами по себе буквально являются противоположностью депрессии. За последние несколько лет многочисленные исследования, в том числе в Стэнфордском университете, уже заглянули в мозг геймеров.

Их результаты показывают, что, когда мы играем в видеоигры, две области мозга постоянно гиперстимулированы: система внутреннего подкрепления, отвечающая за мотивацию и ориентацию на цель, и гиппокамп, связанный с обучением и памятью.

Люди в процессе игры постоянно сосредоточены на цели. Нужно ли им решить загадку, найти скрытые объекты, достичь финиша или набрать больше очков, чем у других игроков — цель акцентирует наше внимание и создает ощущение мотивации и определения. Пока мы ориентированы на успех и ожидаем награды, мозг стимулирует нас приятными ощущениями. Поэтому люди испытывают радость от игры, что помогает бороться с депрессией.

Исследовательская группа, возглавляемая профессором Салли Мерри из Оклендского университета, разработала ролевую игру для подростков Sparx, основанную на принципах когнитивной поведенческой терапии (КПТ — прим. ред.), которая призвана помочь молодым людям справиться с депрессивными расстройствами.

Эта игра значительно уменьшает депрессию, безнадежность и беспокойство у молодых игроков, и она так же хороша, как традиционные методы лечения. Разработчикам игры удалось сделать Sparx интересной: большинство молодых людей, попробовавших в нее поиграть, заявили, что будут рекомендовать Sparx своим друзьям.

Видеоигры улучшают производительность труда

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Видеоигры улучшают производительность труда, особенно для профессий, требующих хорошей координации «глаз-рука-внимание-память» и быстрых решений. Например, геймеры лучше обращаются с дронами, даже если никогда не обучались быть пилотами, а молодые неопытные хирурги, также бывшие заядлыми игроками, во время исследования превзошли опытных хирургов: новички совершали на 37% меньше ошибок и заканчивали операции на 27% быстрее.

Исследования показывают, что если работники проводили около двадцати минут из восьмичасового рабочего дня, играя в простые игры на своих телефонах, то чувствовали себя счастливее.

Конечно, никакой работодатель не хотел бы, чтобы его команда регулярно отправлялась в игровой мир вроде «Цивилизации» на несколько часов или даже дней. Поэтому идеальные игры для офиса — командные и не требующие сессий дольше получаса.

Источник

Для чего люди играют в онлайн игры – Анализ популярных исследований

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

+ Содержание

Количество людей, зарегистрированных в онлайн-играх, просто чудовищное и исчисляется миллиардами геймеров со всего мира. В этой статье мы попытаемся разобраться, что так сильно привлекает людей во многопользовательских играх.

Данные, которые вы увидите ниже, взяты не «с потолка». Это результаты различных профессиональных и любительских исследований, проведенных разными способами в разные моменты времени. Они исчерпывающе отвечают на вопрос: почему люди играют в онлайн игры.

Однако, чтобы понять их в полной мере, стоит сперва обратится к истокам человеческой психологии.

Чего хочет человек? Пирамида Маслоу

Абрахам Маслоу был американским психологом и основателем гуманистической психологии. «Пирамида потребностей» человека, которую разработал А. Маслоу, широко известна по всему миру. Вот уже много лет она успешно используется маркетологами и экономистами, поскольку помогает лучше понимать мотивацию и поведение потребителей.

Если мы обратимся к Википедии, чтобы познакомиться с этой «пирамидой» поближе, то обнаружим, что на самой ее верхушке стоит такая ступень, как «самоактуализация». Расшифровывается это понятие как потребность в развитии, стремлении заниматься любимым делом, достижении собственных целей.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Причем сам Маслоу считал, что потребность в самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения более низкоуровневых потребностей вроде голода и жажды. А вот Курт Гольдштейн, немецкий и американский психолог и невролог, автор самого термина «самоактуализация» утверждал, что потребность в самоактуализации – это самая сильная потребность живого организма, которая может даже на время затмить голод, жажду или необходимость сна.

Согласно Гольдштейну, самоактуализация – это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию собственных способностей. Во многих направлениях западной психологии современности именно самоактуализация считается главным мотивационным фактором. Говоря простым языком, самоактуализация – это желание и стремление всецело раскрыть свой потенциал и достичь максимально возможных высот.

Исходя из этого, мы можем обосновано заключить, что одно из главных желаний человека – это стремление обрести цель, совершенствоваться и постоянно двигаться вперед.

«Как все это связано с онлайн-играми?» — спросите вы. А очень просто.

Основные мотиваторы многопользовательских игр

Еще несколькими десятилетиями ранее Ричард Бартл, создатель одного из первых многопользовательских миров MUD1, писатель и профессор Университета Эссекса классифицировал игроков по психотипу. Всего получилось 4 группы.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Интересно то, что наибольшая доля пользователей онлайн-игр – «карьеристы». Согласно данным Mail.ru Group, их около 40%. На втором месте обычно находятся социофилы (тусовщики), на третьем – исследователи, а замыкают рейтинг киллеры – их около 10% по миру. При этом наблюдается, что среди русскоязычной аудитории процент киллеров значительно больше.

Чтобы понять, почему соотношение психотипов распределилось именно таким образом, стоит обратится к «Пирамиде Маслоу», которая была рассмотрена выше. Стоит ли считать совпадением, что наиболее многочисленными оказались «карьеристы», чей психотип наиболее соответствует термину «самоактуализация»? Именно они в первую очередь стремятся к самовыражению игровыми средствами. Повышение уровня, накопление виртуальных богатств, эффективное применение игровых механик – все это способы самореализации в онлайн игре.

Однако потребность в самоактуализации в равной степени справедлива и для «киллеров», превыше всего ставящих доминирование и стремление к победе, поскольку этому психотипу приходится развивать и оттачивать свои навыки намного больше, чем остальным. Благодаря этому, мы можем объединить «карьеристов» и «киллеров» в одну группу, чей основной мотиватор – самовыражение, получив таким образом свыше 50% всей аудитории многопользовательских игр.

Вторым сегментом пирамиды Маслоу выступают эстетические потребности. Сюда можно отнести стремление к гармонии, порядку и красоте. То есть удовлетворение чувства прекрасного. И вот же совпадение! Именно «социофилам» онлайн игр, находящимся на второй ступени по численности, присуще подобное поведение. Вот, что пишут Mail.ru Group в своей публикации на Хабре:

Это благодатный класс, но не без проблем. Во-первых, они, как и Исследователи, довольно слабо монетизируются. В основном они любят покупать appearance — то есть внешний вид, красивые костюмы и т.д. При этом Социальщики имеют минимальный ретеншн среди всех классов, то есть их тяжелее всего удержать. Они пришли, поиграли, ушли в другую игру.

На третьей ступени Пирамиды Маслоу лежит потребность познания – это желание знать, изучать и уметь. Она в точности соответствует позиции психотипа Бартла «исследователи», находящегося на третьем месте по численности среди пользователей онлайн игр. Можно ли считать это случайностью?

Что касается четвертой потребности – потребности в уважении, то она справедлива для всех четырех психотипов, поэтому сопоставлять ее с отдельным из них не имеет смысла. Тем не менее, если бы мы решились это сделать, то ей соответствовали бы киллеры, поскольку одним из мотиваторов для победы является уважение и признание, которое ожидает получить игрок. Вот что пишут об этом Mail.Ru Group в своем посте на Хабре:

Доля гордыни присуща всем людям. Киллеры гордятся доминированием над другими; Накопители — тем, что у них больше всех ресурсов и благ; Исследователи — тем, что они умнее других, а Социальщики — тем, что они популярнее.

Лишнее подтверждение выявленной закономерности можно получить, например, из исследования Томаса Хайни, результаты которого приведены в научной статье «Мотивация онлайн гейминга в контексте самодетерминации». Результаты опроса студентов показали, что больше всего в онлайн играх их привлекают такие факторы, как вызов, любопытство, фантазия, контроль, кооперация, соревнование и признание. Обратите внимание, что «вызов» лидирует в таблице с самым значительным отрывом.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Если соотнести каждый из факторов с психотипами Бартла, получится занимательная картина: таблица ожиданий от игры каждой конкретной группы.

И снова «карьеристы» и «киллеры» завоевывают первенство, поскольку их ожидания от игры соответствуют сразу 5 мотивационным факторам, в то время как ожидания «социофилов» и «исследователей» — только четырем.

Эти данные указывают на то, какие именно направления в онлайн играх являются наиболее интересными для геймеров. А соотношение их с психотипами Бартла подтверждает статистику, которую Mail.Ru Group выложили у себя на Хабре.

Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что 4 основных мотиватора пользователей онлайн игр – это:

При этом довольно интересным образом распределяется рейтинг монетизации психотипов. Самыми доходными, по мнению Mail.Ru Group, несмотря на наименьшую численность, являются «киллеры», поскольку они готовы платить за возможность доминирования. На втором месте оказались «карьеристы» с их стремлением ускорить игровой процесс за донат. Третье же место делят между собой «социальщики» и «исследователи», поскольку первых интересует в основном визуальный ряд, общение и кастомизация, а вторые стремятся добиться всего самостоятельно игровым путем.

Но вот вопрос : что делает игры настолько интересными, что все эти люди готовы проводить в них десятки часов, порой даже без перерывов на еду и отдых? Ответ прост: состояние потока.

Состояние «потока» как основная составляющая хорошего геймплея

Понятие «потока» ввел американский профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского Университета Михай Чиксентмихайи. Он является автором более чем 120 научных статей для журналов и книг, а также ряда научных трудов, ставших бестселлерами. Среди них, например « Поток. Психология оптимального переживания ».

Согласно теории Чиксентмихайи, «поток» – это эмоциональное состояние человека, в котором он наиболее счастлив, абсолютное единение с ситуацией или деятельностью. То есть 100%-е погружение и вовлеченность. Считается, что это чувство характеризуется ощущением свободы, радости, мастерства и легкости. Причем доходит до того, что в состоянии «потока» могут игнорироваться базовые потребности – еда, жажда, отдых и прочие. Как мы помним, нечто подобное утверждал и Курт Гольдштейн о потребности в самоактуализации, возглавляющей «Пирамиду Маслау».

Интересно то, что концепция «потока» распространяется на абсолютно любые виды деятельности, в том числе и онлайн игры. Дженова Чен, китайский гейм-дизайнер, создатель игр Сloud, flOw, Flower и Journey, завоевавших немало наград, написал диссертацию на эту тему: «Поток в играх». Ее перевод от блога Emphaty Box представлен по ссылке.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Если говорить вкратце, то состояние потока достигается при соблюдении оптимального баланса между вызовом и способностями игрока. Игра не должна быть ни слишком сложной, ни слишком легкой. Вот что пишет об этом сам Дженова Чен:

Занимательно — единственным способом достигнуть потока, является наличие вызова, соответствующего способностям каждого игрока. Это означает, что, если работа радует нас, значит, мы создали себе сложные, но терпимые вызовы, которые позволяют человеку увлечься, отстраниться, работать упорнее или работать безопаснее. В таком случае радостность может быть определена как поток — равновесие между вызовом и способностью.

Согласно исследованиям Чиксентмихайи, состояние «потока» достигается за счет 8-и основных компонентов, однако в случае с играми их, согласно Дженове Чену, нужно только три:

Из исследования « Мотивация онлайн гейминга в контексте самодетерминации », приведенного в предыдущем разделе, мы помним, что внутренняя мотивация – это желание играть в компьютерные игры, основанное на поиске острых ощущений, адреналина, экшна. В сочетании с достаточным количеством вызовов навыкам игрока и чувством контроля над происходящим в игре внутренняя мотивация приводит к возникновению состояния «потока». Однако в ряде случаев этого все же недостаточно.

Здесь на помощь приходит модель OCR, которая расшифровывается как «четкая цель (objective)» → «вызов (challenge)» → «награда (reward)». Именно эта модель составляет основной цикл геймплея любой игры. Игрок получает четкую цель, трудности на пути к ее достижению и достойную награду в конце.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Интересно, что для разных психотипов игроков мотиватором выступают разные звенья этой цепочки. Так, например, «карьеристов» будут интересовать в основном награды, «исследователей» – цели, а «киллеров» – вызовы. Более подробно о модели OCR можно почитать в переводе статьи из блога геймдизайнера Дэниела Беруче на портале DTF.

Эта информация подводит нас к тому, что максимальная вовлеченность (то есть состояние «потока») игрока достигается за счет трех составляющих: острых ощущений и адреналина, достаточного количества вызовов и ощущения контроля. Однако в иных случаях, когда в геймплее присутствует система поощрений, наряду со внутренней мотивацией для увлечения игрока необходима мотивация внешняя, которая, как мы помним из исследования « Мотивация онлайн гейминга в контексте самодетерминации », заключается в наличии соответствующих наград и стоит на втором месте в рейтинге мотиваторов.

Для чего люди играют в игры. Смотреть фото Для чего люди играют в игры. Смотреть картинку Для чего люди играют в игры. Картинка про Для чего люди играют в игры. Фото Для чего люди играют в игры

Таким образом, у разработчиков игры появляется возможность удерживать наиболее платежеспособные психотипы игроков – «киллеров» и «карьеристов».

Итоги и выводы

Существует 4 различных психотипа игроков, которые ценят в играх разные составляющие:

Самый многочисленный психотип – «карьеристы», а самый малочисленный – «киллеры». Однако вместе эти два психотипа составляют более 50% всех игроков онлайн игр и приносят разработчикам порядка 80% от всех доходов.

Более всего игроков привлекает состояние «потока» – эффект полной погруженности и увлеченности, при котором все остальное перестает существовать. В состоянии «потока» пользователи получают самый яркий и интересный игровой опыт. Чтобы достичь «потока», игроку необходим вызов достаточно серьезный, чтобы у него возникали трудности. Если сложность игры будет низкой, это вызовет скуку, а если слишком сложной – беспокойство.

Чтобы избежать подобных последствий, разработчики уже довольно давно применяют в играх систему динамического «потока». Сложность в таких играх регулируется в соответствии с успехами игрока: к новичку игра дружелюбна, а от опытного требует серьезных усилий.

Достижению состояния «потока» у игроков способствует модель OCR (цель → вызов → награда), которая позволяет мотивировать основные платежеспособные психотипы – «киллеров» и «карьеристов». Что касается «социофилов» и «исследователей», то для первых важно наличие социальной активности (форумы, стримы, акции) и возможности выделиться внешним видом, а для вторых – наличие интересного сюжета, неожиданных приключений, красивой картинки и атмосферности.

Если объединить все психотипы Бартла под общий знаменатель, то этим знаменателем будет желание получить удовольствие, занимаясь интересной активностью в рамках игровой сессии. Это и есть главная причина, по которой подавляющее большинство людей играет в онлайн игры, и не только.

Автор: Kianl

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *