Для чего люди научились говорить
Почему человек умеет говорить
Речевой аппарат человека состоит из органов, каждый из которых имеет свои биологические функции. Для производства речевых звуков необходимы те же условия, что и для производства звуков вообще: движущая сила, тело, движения которого дадут шумы и тоны, резонатор для образования тембра звуков. Источником производства большей части звуков речи (движущей силой), служит струя воздуха, которая выталкивается из легких по бронхам, трахее. Затем через глотку и полость рта или носа наружу. Получается, что речевой аппарат человека напоминает духовой инструмент. Который состоит из мехов (у человека ими являются легкие), языка или другого тела способного к ритмическим колебаниям, дающего тон (у человека это голосовые связки в гортани), и резонатора (полость глотки, носа и рта). Но возможности человеческого речевого аппарата намного больше любого инструмента, о чем говорит способность человека к звукоподражанию.
Весь речевой аппарат разделяется на три части. Все, что ниже гортани. Сама гортань. Выше гортани. Нижняя часть состоит их легких, бронхов и трахеи. Она нагнетает выдыхаемую струю воздуха необходимую для образования звуков, с помощью мускулов диафрагмы. В нижней части речевого аппарата звуки речи образовать нельзя.
Средняя часть – гортань, состоит из двух хрящей, которые образуют остов гортани. Внутри него в виде занавеса, сходящегося половинками к середине, натянуты мускулистые пленки. Центральные края занавеса называют голосовыми связками, которые очень эластичны и мускульны. Они могут растягиваться и укорачиваться, раздвигаться, а так же могут быть напряженными или расслабленными.
Звуки образуются в верхней части речевого аппарата. В полости глотки расположен хрящ надгортанника, он разветвляется на две полости: носовую и ротовую. Эти две полости разделяет небо, его передняя часть твердая, а задняя мягкая, иначе она называется небной занавеской и заканчивается маленьким язычком. Когда мягкое небо приподнято, а язычок прислонен к задней стенке глотки, воздух идет через рот, и получаются ротовые звуки. Когда мягкое небо опущено, а язычок выдвинут вперед, воздух выходит через ноздри. Получаются носовые звуки.
Объем полости носа изменяться не может, поэтому получается назальный тембр, например, звуки «м», «н». Благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, полость рта может менять свой объем и форму. Язык самый подвижный орган, входящий в речевой аппарат. Он может подниматься на тот или иной уровень, не образуя смыкания с небом, перегораживает полость рта. Это создает всевозможные условия резонанса, что необходимо для произношения гласных звуков. Этому также способствует опускание и поднимание подвижной нижней челюсти.
Как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой другие живые существа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эволюционные этапы развития человеческой речи
Язык помогает человеку общаться с миром и отличает его от других живых существ. Однако возможность свободно говорить Homo sapiens получил не сразу. Формирование понятной человеческой речи происходило на эволюционных этапах.
Согласно историческим фактам, первобытные люди появились полмиллиона лет тому назад. Они жили в межледниковую эпоху и общались между собой с помощью определенных движений тела. Эксперты называют это комплексной кинетической речью или простым видом передачи информации. Со временем люди все больше развивались. Поэтому произошло разделение движений на трудовые и просто речевые. Так люди стали общаться с помощью жестов.
Первая звуковая речь появилась в ледниковую эпоху более чем 100 тыс. лет назад. Вероятно, такой скачок произошел из-за разделения труда и попытки выжить в суровом климате. Появилась потребность давать более точные указания на явления и предметы. Поэтому первобытные люди, общаясь друг с другом, использовали не только жесты, но и звуковые обозначения. Жесты стали отходить на второй план, а звуковая речь стала более членораздельной и понятной.
Со временем люди научились общаться, используя слова. Сначала присутствовала многозначность слов, но словарный запас становился все больше, а коммуникация проще. Отныне слова приобрели персональные смысловые значения. Письменность – это огромный скачок в развитии человеческой речи. Все, что человек говорил, мог теперь записать. Первые попытки что-то писать возникли в период активного развития звуковой речи. Позже письменные знаки стали отображением смысла речевых звуков.
От рождения до взрослой жизни
Дети по-разному развиваются, и у каждого могут быть свои возрастные этапы развития речи. Эксперты подчеркивают, что взрослому человеку недостаточно научиться членораздельно разговаривать, чтобы иметь возможность общаться. Словарный запас нужно постоянно увеличивать, читая книги. Только так можно быть интересным собеседником и уметь грамотно говорить.
Особенности общения живых организмов и человека
Не стоит утверждать, что только человек способен коммуницировать. Конечно, человек – это высокоразвитое существо, и он умеет разговаривать, используя сложный комплекс слов, звуков и жестов. Ученые утверждают, что любое живое существо на планете, и даже сама Земля, вполне способны на общение. Но это выглядит иначе.
Согласно предположениям ученых мира, Земля – это живое существо, которое умеет общаться со всеми своими обитателями, населяющими ее поверхность. Ноосфера – это душа Земли. Именно там скапливается вся информация за всю миллионную историю ее существования. Туда попадают все мысли и слова людей. Поэтому планета знает о каждом человеке на Земле. Так происходит общение.
Животные для общения используют движения, звуки и мимику. В ход идет язык телодвижений. Например, движение хвоста или ушей. Очень часто используются запахи. Эксперты подчеркивают, что главный язык общения животных – это целый ряд сигналов, которые они применяют для передачи информации.
Рыбы могут общаться с помощью телодвижений и характерных звуков. У птиц основу языка составляют разнообразные звуки.
Почему на планете Земля такое множество языков
Библейская притча доступно объясняет, откуда столько языков на планете. Жители Вавилонского царства совсем забыли о Боге, они стали жить по своим законам. Когда их тщеславие достигло предела, то люди захотели построить башню, которая достала бы до небес. Так они могли быть наравне с Богом. Но Господь решил проучить людей и помешать грандиозному строительству. Он смешал языки, и люди перестали друг друга понимать. Жители Вавилона не понимали, что произошло, поэтому вынуждены были отложить строительство.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как древние люди придумали слова и научились разговаривать?
В 2019 году ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад. Они склонны предполагать, что первые языки в мире формировались на основе жестов — люди показывали на предметы рукой и издавали разные звуки, которые впоследствии превратились в полноценные слова. Также есть предположение, что первые слова возникли вследствие звукоподражания. Например, при упоминании хищников наши предки могли рычать, а для обозначения боли изображать страдание. Недавно ученые провели эксперимент, в ходе которого они выяснили, что представители разных языковых групп отлично понимают определенные звуки. Это значит, что первые слова появились не случайным образом — они были сложены из строго определенных интонаций, которые были понятны предкам всех людей на нашей планете.
Люди научились разговаривать не сразу — на это ушли тысячи, а может и миллионы лет
Может показаться, что 20 миллионов лет назад людей еще не существовало. Так и есть — в те времена на нашей планете только-только появились человекообразные обезьяны гоминоиды. Судя по всему, ученые хотят сказать, что люди научились общаться между собой еще в незапамятные времена. Лично мне цифра «20 миллионов» показалась очень неправдоподобной, но именно такую цифру приводят ученые в научном журнале Science Advances.
Когда люди научились говорить?
Ранее ученые были уверены, что люди научились говорить примерно 200 тысяч лет назад. Они считали, что способность произносить слова возникла после того, как человеческая гортань опустилась вниз и удлинила голосовой тракт. Такая особенность речевого аппарата появилась у человека разумного (Homo sapiens) и считалась уникальной, однако ученые ошибались. В ходе изучения животных было обнаружено, что низкая гортань имеется не только у людей, но и оленей, свиней и других созданий. Также было замечено, что некоторые обезьяны умеют извлекать сложные звуки не хуже нас с вами и это при том, что у них нет низкой гортани. Да и вообще, ученые не уверены, что эта особенность организма играет ключевую роль в умении разговаривать.
Гортань — это участок дыхательной системы, который содержит голосовой аппарат
Исходя из этого было выдвинуто предположение, что люди научились говорить в сотни раз раньше, 20 миллионов лет назад. Сначала наши предки просто издавали звуки, а потом они стали ассоциироваться с определенными предметами, явлениями и действиями. Происходило это очень долго, на протяжении тысячи или даже миллионов лет. В конечном итоге все завершилось тем, что к 2020 году в мире насчитывается около 7174 языка.
Как люди научились говорить?
Древние люди начали издавать звуки с целью общения очень давно, однако первые полноценные языки начали формироваться примерно 150-350 тысяч лет назад. Существует две правдоподобные теории о том, как это происходило.
Формирование на основе жестов
Как я и упоминал выше, на первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно ассоциироваться с тем, о чем хочет сообщить человек. Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.
По сути, первым языком в мире был язык жестов
Звукоподражание
Вторая теория гласит, что люди начали разговаривать, подражая разным звукам из окружающего мира. Вы могли заметить, что первые слова маленьких детей тоже в большей степени являются результатами звукоподражания. Например, когда ребенок видит автомобиль, он называет его «бип-бип», а при виде собаки говорит «гав-гав». Примерно так же могли учиться говорить и первобытные люди, произнося простые слова вроде «бум», «ух» и так далее.
Наши далекие предки учились говорить как младенцы. Но это заняло миллионы лет
Общая особенность всех языков мира
Скорее всего, оба предположения по-своему верны — при выработке навыка речи наши предки могли как использовать жесты, так и звукоподражание. Недавно британские ученые во главе с профессором Маркусом Перлманом (Marcus Perlman) провели эксперимент, результаты которого дополнили обе упомянутые выше теории. В рамках научной работы они отобрали 30 простых слов, которые были разделены на 6 смысловых групп:
Далее исследователи попросили случайных носителей английского языка обозначить эти слова какими-либо звуками. Например, слово «большой» они могли описать звуком «у-у-ух!» и так далее. Сделанные записи было предложено прослушать носителям 28 языков из девяти языковых семейств. Ученые хотели выяснить, смогут ли представители разных народов понять, какие слова скрываются под разными звуками. По сути, участники эксперимента разговаривали между собой на первобытном языке.
На графиках показана точность ответов. Сверху — по языкам, а снизу — по выражаемым понятиям
К удивлению исследователей, испытуемые распознали суть замаскированных слов с точностью 64,6%. Звуковое описание слова «спать» поняли почти все люди (98,6% испытуемых) — угадывание действий в целом давалось им легче. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что у всех языков мира есть своя основа в виде различных звуков.
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Как и говорилось, на сегодняшний день в мире существует более 7 тысяч языков. Большинство людей умеют разговаривать на своем языке и немного на английском. Но при этом есть и полиглоты, которые способны выучить 4 и более языков, причем в довольно короткие сроки. Если вам интересно, чем их мозги отличаются от мозгов обычных людей, читайте эту статью.
Глава четвертая. Дар речи
Электронный звукоспектрограф, записывая на барабане громкость и высоту звуков, делает устную речь зримой и доступной для анализа. Исходя из подобных графических изображений человеческой речи и звуков, которые издают другие приматы, а также сравнивая голосовые аппараты древних и современных людей, лингвисты строят гипотезы о том, как могла звучать речь человека прямоходящего
Ученые до сих пор не знают точно, как возник язык, но благодаря Дарвину и идее эволюции человека, позволившей по-иному подойти к разрешению этой проблемы, они довольно полно представляют себе, каким образом человек заговорил. И у них есть веские основания полагать, что первым существом, у которого важнейшим средством общения стала устная речь, был человек прямоходящий. Изучение различных животных, и в первую очередь низших и человекообразных обезьян, как в лаборатории, так и в естественных условиях позволило понять основу, на которой возник язык, и показало, что в болтливом человеке гораздо больше от обезьяны, чем может показаться. Для начала мы должны подробнее рассмотреть эту основу, поскольку, разобравшись в том, как происходило общение до появления слов, мы легче поймем, почему и каким образом развилась устная речь, а также полнее оценим огромные перемены, которые она с собой принесла.
У низших животных и насекомых существуют очень любопытные способы общения. Пчелы, например, исполняют на сотах что-то похожее на танец, передавая таким способом точные сведения о том, в каком направлении и на каком расстоянии находится источник корма, а также что это за корм. Собаки и волки кроме лая, воя и рычания используют для общения еще и запахи, а также систему зрительных сигналов, которая включает не только мимику и телодвижения, но и положение хвоста.
Сложность системы общения соответствует сложности структуры сообществ, и, если не считать людей, наиболее сложна она у других высших приматов. Однако для общения они полагаются на голос гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, и большую роль у них наряду со звуками играют различные сочетания жестов, мимики и поз. По-видимому, этот язык телодвижений способен передавать много различных оттенков смысла и звуки нередко используются лишь для того, чтобы привлечь внимание к другим сигналам. Однако в ряде случаев общение бывает возможно только при помощи звуков. Например, отыскав спелые плоды, обезьяна издает радостный крик, на который сбегается все стадо, или же, заметив опасность, она визжит, и все остальные кидаются наутек.
Кроме того, речь стала средством, с помощью которого человек приобретал и передавал следующему поколению гибкую систему навыков, а не только врожденные стереотипы поведения, благодаря чему он получал возможность воздействовать на свою среду обитания и приспособляться к новым условиям. Это было началом культуры. И с этого момента в эволюции человека культура и язык, как ее средство, становятся необходимыми факторами выживания.
Сообщение сведений с помощью не слов, а знаков, вроде тех, которыми и сейчас пользуются племена, ведущие первобытный образ жизни, возможно, дополняло устную речь человека прямоходящего, поскольку она, безусловно, еще далеко уступала сложной и быстрой речи современного человека. В обществе, жизнь которого относительно проста, как это было во времена человека прямоходящего, знаки вполне могут служить для передачи очень большого количества важнейшей информации.
Складывая кончики пальцев и указывая на ту иили иную часть левой руки, на ухо, глаз и нос, новогвинеец способен обозначить числа от 1 до 14. предел счета (27) достигается обратным движением по правой стороне до мизинца
Например, члены племени сибиллер, обитающие на Новой Гвинее, показывают числа, ведя счет по пальцам и другим частям тела. Южноафриканский бушмен, который, выслеживая дичь, естественно, должен соблюдать тишину, полагается на язык знаков, когда ему нужно сообщить остальным охотникам, какое животное он преследует. Два нижние ряда рисунков показывают, как, сгибая пальцы и руку, он изображает наиболее характерный признак добычи. Жест тут вполне заменяет слово.
Бушмены на охоте общаются сигналами, изображающими наиболее типичный признак животного, например иглы дикобраза (вверху справа). Поднятая ладонь (внизу, 3-й рисунок справа) подчеркивает сходство верветки с человеком
Глотка служит общим преддверием для дыхательного горла, ведущего к легким, и для пищевода, соединяющегося с желудком. Но кроме того, к ней примыкает корень языка, и она необходима для оформления устной речи. Ведь именно глотка модулирует звуки, издаваемые голосовыми связками, и придает им четкую форму, которую слушающий воспринимает как речь. Пока человек говорит, мышцы стенок глотки и корня языка находятся в постоянном движении, точно регулируя объем глотки (ее максимальная ширина по меньшей мере вдесятеро превышает минимальную). Эти изменения объема играют в оформлении звуков такую же роль, как десятки труб органа, различающихся длиной и диаметром, благодаря чему каждая имеет свой собственный тон. Важность глотки для речи доказывается, например, тем, что человек способен говорить более или менее внятно без гортани и язычка (той части мягкого нёба, которую мы показываем, когда врач просит нас сказать «а-а-а»), были бы целы глотка и корень языка.
Современный младенец. Голосовой аппарат современного новорожденного младенца больше напоминает голосовой аппарат человека прямоходящего, чем современного взрослого человека. Язык помещается почти целиком во рту и гортань расположена высоко. Поэтому предполагают, что крик младенца должен напоминать звуки, издававшиеся человеком прямоходящим. Число их невелико, однако мозг взрослого человека прямоходящего мог оформлять их в слова. Но когда мозг современного младенца достигает сравнимой величины, его язык и гортань уже давно успевают опуститься в горле, увеличив глотку и обогатив репертуар его звуков
Третий участок, примыкающий к центру Вернике, носит название угловой извилины и занимает ключевое положение в месте смыкания тех частей коры головного мозга, которые заведуют зрением, слухом и осязанием, то есть получают информацию из внешнего мира. Угловая извилина соединена с ними пучками нервных волокон и играет роль своего рода коммутатора, обеспечивая взаимодействие между разными типами поступающих извне сигналов. Например, она позволяет мозгу связать зрительный сигнал, вызванный видом чашки, со слуховым сигналом, возникшим, когда рука коснулась чашки. Решающая важность таких ассоциаций для речи становится особенно наглядной, когда мы наблюдаем, как маленькие дети выучивают названия предметов. Получая ответ на вопрос «а что это?», ребенок связывает зрительный образ предмета со звучанием слова и таким образом воспринимает название, автоматически фиксируя в памяти слуховой код этой ассоциации. Этот процесс ассоциирования и запоминания представляет собой первый шаг и основу основ для приобретения речи.
Способность человека говорить в такой же мере зависит от строения его мозга, как и от голосового аппарата (см. стр. 101). Голосовой аппарат человека прямоходящего, по-видимому, больше напоминал голосовой аппарат современного новорожденного младенца, чем взрослого, а это значит, что говорил он, по всей вероятности, медленно и неуклюже. Однако в его мозгу уже должны были складываться три основных центра, заведующие речью современного человека (верхний рисунок) и расположенные у поверхности одной стороны внешнего, мыслящего слоя мозга.
Центры мозга, заведующие речью, расположены у поверхности мозга с одной стороны
Один из них, угловая извилина, представляет собой коммутатор, который воспринимает сигналы органов зрения, слуха и осязания и обеспечивает речевую реакцию на них. Он действует совместно с центром Вернике, который служит речевым селектором и извлекает из памяти слова, соответствующие сигналам угловой извилины. Речевой аппарат управляется центром Брока, который передает сигналы, определяющие нужные слова, соседним нервным центрам, контролирующим мышцы лица, губ, языка и гортани. Центр Брока с центром Вернике соединяет загибающийся к угловой извилине дугообразный пучок (средний рисунок), то есть пучок нервных волокон, проходящий под центрами речи.
Проходящий под поверхностью мозга дугообразный пучок нервных волокон соединяет центры Брока и Вернике
Лимбическая система, управляющая несловесным общением, помещается в обоих полушариях
Иначе говоря, внешняя информация, поступая в лимбическую систему, вызывает мгновенную безотчетную реакцию или, как пишет антрополог Джейн Ланкастер (Университет Ратджерса), лимбическая система «порождает у животного желание сделать то, что ему необходимо сделать, чтобы выжить и дать потомство».
Звуковая спектрограмма крика ‘аааа’ новорожденного младенца показывает однообразие его тонов (темные участки)
Широкий спектр дискретных тонов создает те гласные и согласные, которые звучат во фразе взрослого человека ‘моден мэн спиикс’
Волнистые полосы и зигзаги на рисунках слева представляют собой зримое воспроизведение человеческого голоса, записанного с помощью звукоспектрографа. Хотя такие записи используются для изучения речи современного человека, на их основе можно сделать некоторые выводы о том, как говорил древний человек.
Фиксируя громкость (степень затемнения линий) и высоту (положение темных полос по вертикали) звуков, график показывает, какие гласные и согласные звуки были произнесены. Крик новорожденного младенца (вверху) состоит в основном из долгого «аааа», два тона которого почти не меняются. Младенец не способен артикулировать отдельные модулированные компоненты, необходимые для произнесения таких гласных, как «э» или долгое «и» во фразе «моден мэн спиикс» («современный человек говорит»), сказанной взрослым (внизу). У человека прямоходящего, как и у современного младенца, отсутствовали те части голосового аппарата (см. стр. ЮГ), которые производят более сложные звуки современной речи. Однако мозг взрослого человека прямоходящего, вероятно, уже был развит в той степени, которая требовалась для возникновения устной речи на основе доступных ему звуков.
Успехи мозга в формировании зачаточного звукового кода воздействовали на голосовой аппарат, а это в свою очередь способствовало формированию центров речи в мозгу и так далее. В результате к эпохе человека прямоходящего могли сложиться примитивные начатки языка. И первые люди были уже готовы приступить к объединению отдельных звуков или слов, которые означали какие-то конкретные предметы, признаки или явления, относящиеся к местности, охоте, семье или сезонным изменениям погоды, в простейшие сочетания, тем не менее заключавшие в себе большое количество информации.
Суть этого процесса заключается в объединении отдельных фонетических единиц в сложный звук, который воспринимается, как слово. Когда человек произносит, например, слово «кит», он не разделяет его на звуковые фрагменты, представленные буквами к-и-т, а, наоборот, объединяет эти элементы в единый слог. Человеческий голос способен объединять и осмысленно произносить до 30 фонетических единиц в секунду.
Чтобы получить точные сведения о решающе важной глоточной области, которая расположена у основания черепа, Крелин по окаменелостям реконструировал голосовой аппарат нескольких неандертальцев. Опираясь на сходство между их черепами и черепами современных человекообразных обезьян и новорожденных младенцев, Крелин сумел определить место гортани в горле древних людей. Она находилась заметно выше современного своего положения. Затем он реконструировал в пластилине глоточную, носовую и ротовую полости древнего человека. Либермен измерил их, сопоставил результаты с размерами голосового аппарата современного человека и диапазоном производимых им звуков, а затем заложил полученные цифры в электронную вычислительную машину, чтобы вычислить резонансы, соответствующие всем формам, которые могли принять сравниваемые голосовые аппараты.
Крантц выдвинул интересное объяснение, которое бросает свет и на то, как первые люди овладевали речью. Он полагает, что человек прямоходящий из-за недостаточного развития мозга начинал говорить гораздо позже современных детей. А поскольку продолжительность его жизни была невелика, период, когда он мог воспользоваться речью, чтобы научиться изготовлять орудия и улучшать их, был слишком коротким.
В своих выводах относительно речи и изготовления орудий Крантц исходит из объема мозга. Приняв объем мозга в 750 кубических сантиметров как рубеж между человеком и его предшественниками, Крантц задался вопросом, почему средний объем мозга современного человека равен 1400 кубическим сантиметрам и на 65% превышает объем мозга человека прямоходящего (который в свою очередь был на 100% больше мозга австралопитека).
Выведя гипотетическую кривую развития мозга человека прямоходящего от стадии младенчества до стадии детства, Крантц показал, что необходимого для речи объема в 750 кубических сантиметров его мозг достигал на седьмом году жизни. До шести лет, утверждает Крантц, человек прямоходящий говорить не мог, так как его мозг еще не успевал достичь требуемого объема. Если не в физическом, то в умственном развитии человек прямоходящий отставал от современного ребенка примерно на пять лет.